Астор пьяццолла

Астор пьяццолла

Astor Piazzolla

Дата рождения
11.03.1921
Дата смерти
04.07.1992
Профессия
композитор
Страна
Аргентина

Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в небольшом аргентинском городке Мар дель Плато. Детство провел с родителями в Нью-Йорке, где в девять лет начал обучение на бандонеоне, а чуть позже стал брать уроки по фортепиано у Белы Вильды (ученика Рахманинова) , одновременно изучая основы аранжировки и переложения фортепианных произведений для бандонеона. В Нью-Йорке великий Карлос Гардел (один из самых известных исполнителей танго) пригласил юного Пьяццоллу на запись музыки к своему фильму.

Вернувшись в 1937 году на родину, Пьяццолла успешно выступает с оркестром Анибала Тройло, продолжая свое классическое образование у Альберто Хинастеры. В 1946 году Пьяццолла создает свой первый оркестр, в репертуар которого входили в основном произведения классической оркестровой и камерной музыки. В 1950 году он получает приз «Empier Tractor C.O. USA» за свою работу «Rapsodia Portena», в 1953 – премию Фабиана Севицкого за симфонию «Буэнос-Айрес», а в 1954 – приз музыкальных критиков Аргентины за «Симфониетту».

В эти же годы Астор Пьяццолла много выступает вместе с Германом Шерхеном, затем получает стипендию от правительства Франции и возможность обучаться в Париже у Нади Буланже, по совету которой композитор продолжает свои изыскания в оригинальной музыке. По возвращении в Аргентину он создает сразу две группы: «El Octeto De Buenos Aires» и «La Orquesta De Cuerdas». Его музыка совершенно изменилась, и, несмотря на негативную реакцию критики, он продолжает исполнять то, что ему больше по душе. «Моя музыка – это просто новый способ ощущения моего города, Буэнос-Айреса, — писал Пьяццолла. — Некоторым музыкантам и просто любителям она нравится, но наши «тангеро» меня ненавидят и только потому, что я изменил старое танго».

Он раздвигал устоявшиеся рамки старых песенных форм, а затем и вовсе отказался от них. Сохранив присущий танго романтизм, он отверг его склонность к ностальгии. Он пересмотрел гармонический язык и включил туда Равеля и Мессиана, Шёнберга и Бартока, а потом добавил туда подвижный «гуляющий» бас. Включив в свой язык фуги и джазовую импровизацию, все это оживил невероятной смесью традиционного пульса танго и ритмами в духе Стравинского.

В 1958 году музыкант-новатор — в Нью-Йорке, где его буквально атаковали компании звукозаписи, радио и телевидение. Через два года Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес, организовывает квинтет «Нуэво Танго», твердо убежденный в том, что новое танго – это музыка, скорее предназначенная для слушания, чем для танцев.

В 1967 году Пьяццолла и поэт Горацио Феррера пишут небольшую оперу «Maria de Buenos Aires», появляются также и другие сочинения, такие как «Tangazo», написанное для Игнасио Кальдерона, «Milonga en re», посвященная скрипачу Сальваторе Аккардо, баллада «Para un loco», исполненная в 1969 году Амелитой Бальтар и имевшая в течение года большой успех в разных странах.

В начале 70-х годов Астор Пьяццолла снова приезжает в Париж. За пять месяцев, проведенных по Франции, композитор пишет ораторию «El Pueblo Joven», другие произведения.

В августе 1973 года в Театре Колон Буэнос-Айреса состоялось значительное событие – презентация нового сочинения «Concierto de Nacar» для 9 солистов и ансамбля. Совместный альбом Пьяццоллы и саксофониста Джерри Маллигана, записанный в 1974 году, впервые позволил многим почитателям джаза получить представление о выразительных возможностях бандонеона (немецкий бандонеон, «двоюродный брат» аккордеона с более густым звуком). Но еще больше слушатели были покорены новейшим сплавом танго и джаза в «Сюите для вибрафона и «Нью танго квинтете», исполненных на фестивале в Монтре вместе с одним из лучших джазовых вибрафонистов Гэри Бертоном.

В 1988 году Пьяццолла, Лало Шифрин и «Сент-Люк Оркестр» записали «Концерт для бандонеона» и «Три танго для бандонеона и оркестра». Год спустя аргентинский композитор с костюмированным струнным квартетом «Кронос» представил свое новое произведение «Пять ощущений танго».

За последние десять лет Пьяццолла написал свыше трехсот танго, около 50 звуковых дорожек, сотрудничал с Жаном Моро, Аленом Делоном, многими известными режиссерами театра и кино.

Скончался А. Пьяццолла в Буэнос-Айресе на 72-м году жизни 4 июля 1992 года. В феврале 1993 года за сочинение «Oblivion» Астору Пьяццолле посмертно был присужден приз «Грэмми» в категории «Лучшая инструментальная композиция».

Дискография

  • Two Argentinians in Paris (with Lalo Schifrin, 1955)
  • Sinfonía de Tango (Orquesta de Cuerdas, 1955)
  • Adiós Nonino (1960)
  • Piazzolla Interpreta A Piazzolla (Quinteto, 1961)
  • Piazzolla … O No? (canta Nelly Vazquez, Quinteto, 1961)
  • Nuestro Tiempo (canta Hector de Rosas, Quinteto, 1962)
  • Tango Contemporáneo (Nuevo Octeto, 1963)
  • Tango Para Una Cuidad (canta Héctor De Rosas, Quinteto, 1963)
  • Concierto en el Philharmonic Hall de New York (Quinteto, 1965)
  • El Tango. Jorge Luis Borges — Ástor Piazzolla (Orquesta and Quinteto, 1965)
  • La Guardia Vieja (1966)
  • La Historia del Tango. La Guardia Vieja (Orquesta, 1967)
  • La Historia del Tango. Época Romántica (Orquesta, 1967)
  • ION Studios (1968)
  • María de Buenos Aires (Orquesta, 1968)
  • Piazzolla En El Regina (Quinteto, 1970)
  • Original Tangos from Argentina Vol. 1 & 2 (solo bandeneon, 1970)
  • Pulsación (Orquesta, 1970)
  • Piazzolla-Troilo (Dúo de Bandoneones, 1970)
  • Concerto Para Quinteto (Quinteto, 1971)
  • La Bicicleta Blanca, (Amelita Baltar y Orquesta, 1971)
  • En Persona (recita Horacio Ferrer, Ástor Piazzolla, 1971)
  • Música Popular Contemporánea de la Ciudad de Buenos Aires. Vol.1 & 2 (Conjunto 9, 1972)
  • Roma (Conjunto 9, 1972)
  • Libertango (Orquesta, 1974)
  • Piazzolla and Amelita Baltar (1974)
  • Summit (Reunión Cumbre) with Gerry Mulligan (Orquesta, 1974)
  • Suite Troileana-Lumiere (Orquesta, 1975)
  • Buenos Aires (1976)
  • Il Pleut Sur Santiago (Orquesta, 1976)
  • Piazzolla & El Conjunto Electrónico (Conjunto Electrónico, 1976)
  • Piazzolla en el Olimpia de Paris (Conjunto Electrónico, 1977)
  • Lo Que Vendrá (Orquesta de Cuerdas and Quinteto Nuevo Tiempo, 1979)
  • Piazzolla-Goyeneche En Vivo, Teatro Regina (Quinteto Tango Nuevo, 1982)
  • Oblivion (Orquesta, 1982)
  • Suite Punta Del Este (Quinteto, 1982)
  • Live in Lugano (Quinteto, 1983)
  • Concierto de Nácar (1983)
  • SWF Rundfunkorchester (1983)
  • Piazzolla en el Colón (Conjunto 9 y Orquesta Filarmónica del Teatro Colón, 1983)
  • Live in Colonia (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Montreal Jazz Festival (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Live in Wien Vol.1 (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Enrico IV (sound track of film Enrico IV (film)Enrico IV, 1984)
  • Green Studio (1984)
  • Teatro Nazionale di Milano (1984)
  • El Nuevo Tango. Piazzolla y Gary Burton (Quinteto, 1986)
  • El Exilio de Gardel (soundtrack of film El Exilio de Gardel, Quinteto, 1986)
  • Tango: Zero Hour (Quinteto Tango Nuevo, 1986)
  • Central Park Concert (Quinteto, 1987)
  • Concierto para Bandoneón — Tres Tangos with the Orchestra of St. Luke’s, Lalo Schifrin (conductor), Princeton University (1987)
  • Sur (soundtrack of film Sur, Quinteto, 1988)
  • Luna. Live in Amsterdam (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Lausanne Concert (Sexteto, 1989)
  • Live at the BBC (1989)
  • La Camorra (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Hommage a Liege: Concierto para bandoneón y guitarra/Historia del Tango (1988) with Liège Philharmonic Orchestra conducted by Leo Brouwer. The concerto was performed by Piazzolla with Cacho Tirao, the Historia by Guy Lukowski and Marc Grawels.
  • Bandoneón Sinfónico (1990)
  • The Rough Dancer and the Cyclical Night (Tango apasionado) (1991)
  • Five Tango Sensations (Ástor Piazzolla and Kronos Quartet, 1991)
  • Original Tangos from Argentina (1992)
  • Lausanne Concert(Sexteto, 1993)
  • Central Park Concert 1987 (Quinteto, 1994)
  • 57 Minutos con la Realidad (Sexteto, 1996)
  • Tres Minutos con la Realidad (Sexteto, 1997)

Дискография

  • Two Argentinians in Paris (with Lalo Schifrin, 1955)
  • Sinfon?a de Tango (Orquesta de Cuerdas, 1955)
  • Adi?s Nonino (1960)
  • Piazzolla Interpreta A Piazzolla (Quinteto, 1961)
  • Piazzolla … O No? (canta Nelly Vazquez, Quinteto, 1961)
  • Nuestro Tiempo (canta Hector de Rosas, Quinteto, 1962)
  • Tango Contempor?neo (Nuevo Octeto, 1963)
  • Tango Para Una Cuidad (canta H?ctor De Rosas, Quinteto, 1963)
  • Concierto en el Philharmonic Hall de New York (Quinteto, 1965)
  • El Tango. Jorge Luis Borges — ?stor Piazzolla (Orquesta and Quinteto, 1965)
  • La Guardia Vieja (1966)
  • La Historia del Tango. La Guardia Vieja (Orquesta, 1967)
  • La Historia del Tango. ?poca Rom?ntica (Orquesta, 1967)
  • ION Studios (1968)
  • Mar?a de Buenos Aires (Orquesta, 1968)
  • Piazzolla En El Regina (Quinteto, 1970)
  • Original Tangos from Argentina Vol. 1 & 2 (solo bandeneon, 1970)
  • Pulsaci?n (Orquesta, 1970)
  • Piazzolla-Troilo (D?o de Bandoneones, 1970)
  • Concerto Para Quinteto (Quinteto, 1971)
  • La Bicicleta Blanca, (Amelita Baltar y Orquesta, 1971)
  • En Persona (recita Horacio Ferrer, ?stor Piazzolla, 1971)
  • M?sica Popular Contempor?nea de la Ciudad de Buenos Aires. Vol.1 & 2 (Conjunto 9, 1972)
  • Roma (Conjunto 9, 1972)
  • Libertango (Orquesta, 1974)
  • Piazzolla and Amelita Baltar (1974)
  • Summit (Reuni?n Cumbre) with Gerry Mulligan (Orquesta, 1974)
  • Suite Troileana-Lumiere (Orquesta, 1975)
  • Buenos Aires (1976)
  • Il Pleut Sur Santiago (Orquesta, 1976)
  • Piazzolla & El Conjunto Electr?nico (Conjunto Electr?nico, 1976)
  • Piazzolla en el Olimpia de Paris (Conjunto Electr?nico, 1977)
  • Lo Que Vendr? (Orquesta de Cuerdas and Quinteto Nuevo Tiempo, 1979)
  • Piazzolla-Goyeneche En Vivo, Teatro Regina (Quinteto Tango Nuevo, 1982)
  • Oblivion (Orquesta, 1982)
  • Suite Punta Del Este (Quinteto, 1982)
  • Live in Lugano (Quinteto, 1983)
  • Concierto de N?car (1983)
  • SWF Rundfunkorchester (1983)
  • Piazzolla en el Col?n (Conjunto 9 y Orquesta Filarm?nica del Teatro Col?n, 1983)
  • Live in Colonia (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Montreal Jazz Festival (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Live in Wien Vol.1 (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Enrico IV (sound track of film Enrico IV (film)Enrico IV, 1984)
  • Green Studio (1984)
  • Teatro Nazionale di Milano (1984)
  • El Nuevo Tango. Piazzolla y Gary Burton (Quinteto, 1986)
  • El Exilio de Gardel (soundtrack of film El Exilio de Gardel, Quinteto, 1986)
  • Tango: Zero Hour (Quinteto Tango Nuevo, 1986)
  • Central Park Concert (Quinteto, 1987)
  • Concierto para Bandone?n — Tres Tangos with the Orchestra of St. Luke’s, Lalo Schifrin (conductor), Princeton University (1987)
  • Sur (soundtrack of film Sur, Quinteto, 1988)
  • Luna. Live in Amsterdam (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Lausanne Concert (Sexteto, 1989)
  • Live at the BBC (1989)
  • La Camorra (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Hommage a Liege: Concierto para bandone?n y guitarra/Historia del Tango (1988) with Li?ge Philharmonic Orchestra conducted by Leo Brouwer. The concerto was performed by Piazzolla with Cacho Tirao, the Historia by Guy Lukowski and Marc Grawels.
  • Bandone?n Sinf?nico (1990)
  • The Rough Dancer and the Cyclical Night (Tango apasionado) (1991)
  • Five Tango Sensations (?stor Piazzolla and Kronos Quartet, 1991)
  • Original Tangos from Argentina (1992)
  • Lausanne Concert(Sexteto, 1993)
  • Central Park Concert 1987 (Quinteto, 1994)
  • 57 Minutos con la Realidad (Sexteto, 1996)
  • Tres Minutos con la Realidad (Sexteto, 1997)

Наследие[править | править код]

Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. Только за последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (фр.)русск. (Ален Жесуа), «Юг» и «Танго, Гардель в изгнании» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».

В 1990 году Мстислав Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго», это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене театра «Колон» на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 году.

В феврале 1993 года в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за произведение «Забвение» (Oblivion) в категории «лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших произведений Пьяццоллы.

Среди его учеников — Ришар Гальяно.

Дискография[править | править код]

  • Two Argentinians in Paris (with Lalo Schifrin, 1955)
  • Sinfonía de Tango (Orquesta de Cuerdas, 1955)
  • Adiós Nonino (1960)
  • Piazzolla Interpreta A Piazzolla (Quinteto, 1961)
  • Piazzolla … O No? (canta Nelly Vazquez, Quinteto, 1961)
  • Nuestro Tiempo (canta Hector de Rosas, Quinteto, 1962)
  • Tango Contemporáneo (Nuevo Octeto, 1963)
  • Tango Para Una Cuidad (canta Héctor De Rosas, Quinteto, 1963)
  • Concierto en el Philharmonic Hall de New York (Quinteto, 1965)
  • El Tango. Jorge Luis Borges — Ástor Piazzolla (Orquesta and Quinteto, 1965)
  • La Guardia Vieja (1966)
  • La Historia del Tango. La Guardia Vieja (Orquesta, 1967)
  • La Historia del Tango. Época Romántica (Orquesta, 1967)
  • ION Studios (1968)
  • «Мария де Буэнос-Айрес» / María de Buenos Aires (Orquesta, 1968)
  • Piazzolla En El Regina (Quinteto, 1970)
  • Original Tangos from Argentina Vol. 1 & 2 (solo bandeneon, 1970)
  • Pulsación (Orquesta, 1970)
  • Piazzolla-Troilo (Dúo de Bandoneones, 1970)
  • Concerto Para Quinteto (Quinteto, 1971)
  • La Bicicleta Blanca, (Amelita Baltar y Orquesta, 1971)
  • En Persona (recita Horacio Ferrer, Ástor Piazzolla, 1971)
  • Música Popular Contemporánea de la Ciudad de Buenos Aires. Vol.1 & 2 (Conjunto 9, 1972)
  • Roma (Conjunto 9, 1972)
  • Libertango (Orquesta, 1974)
  • Piazzolla and Amelita Baltar (1974)
  • Summit (Reunión Cumbre) with Gerry Mulligan (Orquesta, 1974)
  • Suite Troileana-Lumiere (Orquesta, 1975)
  • Buenos Aires (1976)
  • Il Pleut Sur Santiago (Orquesta, 1976)
  • Piazzolla & El Conjunto Electrónico (Conjunto Electrónico, 1976)
  • Piazzolla en el Olimpia de Paris (Conjunto Electrónico, 1977)
  • Lo Que Vendrá (Orquesta de Cuerdas and Quinteto Nuevo Tiempo, 1979)
  • Piazzolla-Goyeneche En Vivo, Teatro Regina (Quinteto Tango Nuevo, 1982)
  • Oblivion (Orquesta, 1982)
  • Suite Punta Del Este (Quinteto, 1982)
  • Live in Lugano (Quinteto, 1983)
  • Concierto de Nácar (1983)
  • SWF Rundfunkorchester (1983)
  • Piazzolla en el Colón (Conjunto 9 y Orquesta Filarmónica del Teatro Colón, 1983)
  • Live in Colonia (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Montreal Jazz Festival (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Live in Wien Vol.1 (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
  • Enrico IV (sound track of film Enrico IV (film)Enrico IV, 1984)
  • Green Studio (1984)
  • Teatro Nazionale di Milano (1984)
  • El Nuevo Tango. Piazzolla y Gary Burton (Quinteto, 1986)
  • El Exilio de Gardel (soundtrack of film El Exilio de Gardel, Quinteto, 1986)
  • Tango: Zero Hour (Quinteto Tango Nuevo, 1986)
  • Central Park Concert (Quinteto, 1987)
  • Concierto para Bandoneón — Tres Tangos with the Orchestra of St. Luke’s, Lalo Schifrin (conductor), Princeton University (1987)
  • Sur (soundtrack of film Sur, Quinteto, 1988)
  • Luna. Live in Amsterdam (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Lausanne Concert (Sexteto, 1989)
  • Live at the BBC (1989)
  • La Camorra (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
  • Hommage a Liege: Concierto para bandoneón y guitarra/Historia del Tango (1988) with Liège Philharmonic Orchestra conducted by Leo Brouwer. The concerto was performed by Piazzolla with Cacho Tirao, the Historia by Guy Lukowski and Marc Grawels.
  • Bandoneón Sinfónico (1990)
  • The Rough Dancer and the Cyclical Night (Tango apasionado) (1991)
  • Five Tango Sensations (Ástor Piazzolla and Kronos Quartet, 1991)
  • Original Tangos from Argentina (1992)
  • Lausanne Concert(Sexteto, 1993)
  • Central Park Concert 1987 (Quinteto, 1994)
  • 57 Minutos con la Realidad (Sexteto, 1996)
  • Tres Minutos con la Realidad (Sexteto, 1997)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: