Великие камерные певцы

Интересные факты о шуберте

Интересные факты биографии Шуберта

  • Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в столице Австрии – Вене. Событие это произошло в семье Теодора Шуберта, простого учителя приходской школы, музыканта-любителя и Элизабет Шуберт, дочери слесаря. Помимо Франца в семье родилось 13 детей, девять из которых умерли ещё во младенчестве.
  • От природы каждый человек тянется к мелодии. Шуберт не просто тянулся, музыка звучала в нем самом. Это и не удивительно. В его многочисленной семье очень любили музыку. Отец играл на скрипке и фортепиано, старшие братья – Игнац и Фердинанд, не отставали от главы семейства и стали первыми наставниками будущего композитора. Кроме того, Вена начала 19 века – это не просто столица европейского государства, а центр, приют для музыкантов и композиторов со всего континента, ищущих славы и наполняющих воздух большого города мелодиями своего народа.
  • Много в биографии Франца Шуберта интересных фактов из жизни. К примеру, с раннего возраста он прекрасно владел искусством игры на трёх музыкальных инструментах: скрипка, фортепиано и орган. Когда у мальчика обнаружили прекрасный голос, его отправили учиться вокалу к регенту приходской церкви, и уже в одиннадцать он был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу. Вероятно, в будущем Франц мог бы стать талантливым исполнителем, но музыка, беспрестанно звучавшая в его голове, искала выхода.
  • Вскоре наступил неизбежный период ломки голоса, и Франц был изгнан из капеллы. Встал вопрос о будущем юного музыканта. Чтобы добиться успеха в качестве композитора, одних способностей, пусть даже самых выдающихся, не достаточно. Отец Шуберта прекрасно это понимал. Скромному и застенчивому юноше не хватало смелости, решительности и некой находчивости. Поэтому по настоянию отца Шуберт избрал иной путь – скромного учителя музыки, который не обещал славы, но давал верный кусок хлеба.
  • Франц поступил на службу в школу, где преподавал его родной отец. Всё шло как нельзя лучше. Но это была лишь видимость. Каждый день он ждал с нетерпением окончания ненавистных уроков, преследуя одну единственную цель – остаться наедине с собой и своей музыкой. За один только год он написал 150 песен.
  • Нельзя жить двойной жизнью долго. В 1822 году терпению Франца пришёл конец: он бросил стабильную работу, семью, друзей и отправился в никуда. Как и предполагал его добрый отец, юного композитора ждали серьезные испытания. Жалкие гроши, на которые невозможно было купить одежду и хоть как-то питаться – таковым был его основной доход несколько лет. Помогли ему пробиться друзья, такие же бедные, но восторженные и преданные своему делу музыканты, как и он сам.
  • В возрасте 31 года Шуберт тяжело заболел. Врачи поставили неутешительный диагноз – тиф. К тому моменту уже было создано восемь симфоний, восемь квартетов, два трио, двадцать сонат и множество других прекрасных произведений. После смерти музыканта часть его наследия была опубликована сразу, но всё же большая продолжала долго храниться в шкафах и ящиках.

Самые популярные материалы августа для вашего класса:

Краткое содержание «Три толстяка»

«Черная курица, или Подземные жители» главные герои

Краткое содержание «Бурмистр»

Краткое содержание «Горячий камень»

Мышкин и Настасья Филипповна

«Кладовая солнца» очень краткое содержание

Краткое содержание «Безумная Евдокия»

Анализ «Хамелеон» Чехов

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания»

«Чудак из шестого «Б»» очень краткое содержание

Еще песни Шуберт

    • слушать Шуберт — Музыкальный момент No.4 in C# minor (Alfred Brendel)
    • скачать Шуберт — Музыкальный момент No.4 in C# minor (Alfred Brendel)

    Шуберт — Музыкальный момент No.4 in C# minor (Alfred Brendel)

    • слушать Шуберт — Аве Мария (поет:Barbara Bonney)
    • скачать Шуберт — Аве Мария (поет:Barbara Bonney)

    Шуберт — Аве Мария (поет:Barbara Bonney)

    • слушать Шуберт — Piano Sonata No. 16 in A minor D.845
    • скачать Шуберт — Piano Sonata No. 16 in A minor D.845

    Шуберт — Piano Sonata No. 16 in A minor D.845

    • слушать Шуберт — Ave Maria
    • скачать Шуберт — Ave Maria

    Шуберт — Ave Maria

    • слушать Шуберт — Аве Мария ♫ ♬♪ Ключевая Нота Матери Марии
    • скачать Шуберт — Аве Мария ♫ ♬♪ Ключевая Нота Матери Марии

    Шуберт — Аве Мария ♫ ♬♪ Ключевая Нота Матери Марии

    • слушать Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2a)
    • скачать Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2a)

    Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2a)

    • слушать Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2b)
    • скачать Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2b)

    Шуберт — Квартет Смерть и Девушка (часть 2b)

    • слушать Шуберт — венский вальс (Франц Пе́тер Шу́берт 1797-1828 — великий австрийский композитор. Прожил всего 31 год,
    • скачать Шуберт — венский вальс (Франц Пе́тер Шу́берт 1797-1828 — великий австрийский композитор. Прожил всего 31 год,

    Шуберт — венский вальс (Франц Пе́тер Шу́берт 1797-1828 — великий австрийский композитор. Прожил всего 31 год,

    • слушать Шуберт — Вальсы, лендлеры, немецкие танцы. Сюита составлена М.И.Гринберг. Запись с концерта в БЗК 14.10.1974
    • скачать Шуберт — Вальсы, лендлеры, немецкие танцы. Сюита составлена М.И.Гринберг. Запись с концерта в БЗК 14.10.1974

    Шуберт — Вальсы, лендлеры, немецкие танцы. Сюита составлена М.И.Гринберг. Запись с концерта в БЗК 14.10.1974

    • слушать Шуберт — Розамунда
    • скачать Шуберт — Розамунда

    Шуберт — Розамунда

    • слушать Шуберт — Розамунда 1
    • скачать Шуберт — Розамунда 1

    Шуберт — Розамунда 1

    • слушать Шуберт — Розамунда 2
    • скачать Шуберт — Розамунда 2

    Шуберт — Розамунда 2

    • слушать Шуберт — Розамунда 3
    • скачать Шуберт — Розамунда 3

    Шуберт — Розамунда 3

    • слушать Шуберт — Розамунда 4
    • скачать Шуберт — Розамунда 4

    Шуберт — Розамунда 4

    • слушать Шуберт — Ава Мария
    • скачать Шуберт — Ава Мария

    Шуберт — Ава Мария

«Весенний сон» (Frühlingstraum)

Песня начинается с изложения образа весеннего цветения природы и любовного счастья. Вальсообразное движение в высоком регистре, A-dur, прозрачная фактура, тихая звучность – все это придает музыке характер очень легкий, мечтательный и, вместе с тем, призрачный. Морденты в фортепианной партии подобны птичьим голосам.

Внезапно развитие этого образа обрывается, уступив место новому, исполненному глубокой душевной боли и отчаяния. Он передает внезапное пробуждение героя и возвращение его к реальности. Мажору противопоставляется минор, неспешному развертыванию – ускоренный темп, плавной песенности – короткие речитативные реплики, прозрачным арпеджио – резкие, сухие, «стучащие» аккорды. Драматическое напряжение нарастает в восходящих секвенциях до кульминационного ff.

Заключительный 3-й эпизод носит характер сдержанной, полной смирения грусти. Таким образом, возникает открытая контрастно-составная форма типа АВС. Далее вся цепь музыкальных образов повторяется, создавая сходство с куплетностью. Подобного сочетания контрастного развертывания с куплетной формой в «Прекрасной мельничихе» не было.

О франце Шуберте интересные факты. Франц Шуберт — интересные факты

Франц Шуберт – австрийский композитор-романтик, живший в Вене в первой половине ХIX века. Его многогранный музыкальный талант был признан при жизни лишь небольшим кругом современников. Шуберт был современником таких известных музыкантов как Бетховен, Паганини, Сальери и писателя Гете. Каждый из них по-своему сыграл определенную роль в его биографии. Представляем интересные факты о Шуберте.

Молодость

  1. В семье играть на скрипке умели и отец, и один из старших братьев. Именно он начинает обучать Франца игре на музыкальных инструментах. Учеба давалось ему легко, вскоре стало очевидно, что у мальчика незаурядный талант. В юном возрасте он освоил игру на трех музыкальных инструментах. Помимо музыкального слуха у мальчика был незаурядный высокий голос.
  2. Поступление в католический конвикт было для Шуберта прекрасным шансом устроить дальнейшую жизнь. Получив образование, можно было пойти по стопам отца — стать учителем. В 19 веке эта профессия в Европе считалась престижной и востребованной, после прошедшей реформы образования. Особенно ему нравились музыкальные занятия и хоровое пение. Не раз Франс выступал в роли дирижёра для своих сверстников.
  3. Шуберт часто посещал местную церковь, подолгу стоял на мессе. Он любил слушать органную музыку.
  4.  «Окончание и конец» — фраза из нотной тетради юного Шуберта. Она означала, что закончена его первая симфония и обучение в школе. Учеба окончательно уступила место творчеству.
  5. Регулярно проходили встречи Шуберта с друзьями. Это были творческие вечера, на которых молодые люди исполняли музыку, читали литературные произведения, философствовали и дискутировали. Эти вечера известны как «шуберертиады». Чем больше Франц занимался творчеством, тем меньше значения он предавал бытовым неурядицам, безденежью.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.

В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Творчество

  1. Творчество Шуберта отличает разнообразие музыкальных жанров и форм. Ему удавалось одинаково вдохновенно писать песни, симфонии, оперы, вальсы. За 31 год жизни им было написано более 1200 произведений.
  2. Шуберт написал более шестисот песен. До него этот жанр считался в основном фольклорным, уходящим своими корнями в народное творчество. Песенный жанр получил, благодаря его таланту, особенное художественное воплощение. Среди друзей он стал именоваться «Королем Песни».
  3. Цикл произведений «Зимний путь» — это финальные аккорды творчества Шуберта, проникнутые чувством глубокой тоски и безграничной грустью. Музыка последних лет отражает эмоциональный настрой самого автора, когда жизнь становится все более безрадостной: композитор был не в силах справиться с длительной болезнью, страдал от нищеты. Близкие друзья старались поддерживать его в это непростое время.
  4. При жизни композитора большой редкостью было исполнение его произведений для широкой аудитории, они звучали в основном в узком дружеском кругу. Большинство из них так и осталось в виде молчаливых рукописей в нотной тетради. Талант Шуберта был признан только после смерти.
  5. Всю жизнь композитор был беден, практически на грани нищеты. Только благодаря друзьям в его доме появлялись нотные тетради и чернила, без которых творить было невозможно.
  6. 26 марта 1826 года состоялись похороны австрийского композитора Бетховена. В составе траурной процессии Франц Шуберт нес в день похорон его гроб вместе с другими композиторами-современниками.
  7. Любил читать поэзии Гете. Его произведения вдохновляли композитора на написание множества песен. В возрасте 17 лет он впервые читает «Фауста». Под впечатлением от этого романа у Шуберта рождается песня «Гретхен за прялкой». Не раз он отправляет Гете свои песни, но все обращения остаются безответными. Лично познакомиться им так и не довелось.
  8. Отношения Шуберта с отцом трудно было назвать гармоничными. Строгий родитель желал, чтобы сын тоже стал учителем. Вопреки родительской воле, Шуберт занимался созданием музыки.
  9. В 1824 году свет увидела загадочная Симфония №8. Музыковеды склонны считать, что это произведение было не закончено автором, ведь в нем было лишь две части из четырех предполагаемых.
  10. В 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно произведения Шуберта. Публика выразила свое одобрение топотом, как было принято в то время. На деньги, вырученные с продажи билетов, композитор покупает рояль
  11. В этот же день в столице Австрии прошел с грандиозным успехом концерт Паганини.
  12. В ноябре 1828 года Франц Шуберт заболел тифом. Последние дни жизни композитор прибывал в горячке, в болезненном состоянии он не мог больше творить. Это были единственный момент в его биографии, когда заниматься творчеством более было не по силам.
  13. При жизни Шуберт завещал, чтобы после смерти его захоронили рядом с Бетховеном, но из-за бедности он был захоронен на Верингском кладбище. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее волеизъявление было исполнено — захоронение перенесли. С 1888 года Шуберт и Бетховен покоятся рядом. Прах обоих композиторов находится на Центральном кладбище австрийской столицы.
  14. Большая часть произведений Шуберта была обнародована только спустя какое-то время после его смерти.

https://youtube.com/watch?v=cdApM8GW7iY

Внешность

Даже будучи ребенком, Франц плохо видел и всегда носил маленькие круглые очки — его визитную карточку, благодаря которой его образ узнают и по сей день. Даже ночью он не снимал свои очки, чтобы сразу же иметь возможность записывать, если вдруг во сне услышит незнакомую мелодию.

В биографии Шуберта отмечается, что его друзья ласково называют его «Шваммерль» или «грибок». Возможно, потому что он был похож на маленький гриб с короткими ногами и коричневой шляпкой. Даже в общежитии для Франца музыка — это все, ради чего он жил. Он не веселился ночами, как другие, а спокойно уходил в комнату, чтобы сочинить новую композицию.

Однако из-за страсти к музыке его школьные оценки становились все хуже и хуже. Вместо попыток постичь латынь или математические формулы он писал ноты в своих тетрадях, так как считал своим долгом сочинять. И так в школьные годы он уже написал много композиций для струнного квартета и несколько фортепианных произведений.

5 фактов из биографии Шуберта. Интересные факты о Франце Шуберте.

  1. Шуберт написал около шести сотен вокальных композиций, и это при том, что гениальный композитор ушёл из жизни весьма молодым, в возрасте тридцати одного года. Если бы он прожил дольше, мы, без сомнения, могли бы насладиться ещё большим числом его произведений.
  2. Изрядная часть написанных Шубертом произведений была опубликована спустя много лет после его смерти, в конце 19-го века.
  3. Единственный концерт, состоявший из исполнения произведений Шуберта, прошедший при жизни композитора, состоялся в 1828 году в австрийской столице. Он прошёл тихо, без освещения в прессе, так как в это же время в Вене выступал Паганини, который собрал в 807 раз больше денег за свои выступления.
  4. На деньги, вырученные с вышеупомянутого концерта, Шуберт приобрёл себе рояль.
  5. Во время похорон другого гениального композитора, Бетховена, Шуберт был в числе людей, которые несли его гроб.
  6. Шуберт вёл чрезвычайно бедную жизнь, зачастую ему не хватало денег даже на нотную бумагу.
  7. Знаменитая шестая симфония Шуберта в своё время была отвергнута и Лондонской филармонией, и Парижским симфоническим оркестром.
  8. Кумиром Шуберта был знаменитый поэт Гёте. Шуберт неоднократно предпринимал попытки познакомиться с ним лично, но они не увенчались успехом.
  9. Самое знаменитое произведение Шуберта, Большая до-мажорная симфония, было совершенно случайно обнаружено спустя десять лет после его кончины.
  10. Юный Шуберт бросил школу, чтобы посвятить свою жизнь музыке.
  11. Всего за свою короткую жизнь Франц Шуберт сочинил более тысячи различных произведений.
  12. Уже к девятнадцати годам Шуберт сочинил более четверти тысячи песен.
  13. Шуберт просил после смерти похоронить его рядом с Бетховеном, но из-за недостатка финансов эта просьба не была удовлетворена. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее желание было исполнено — захоронение перенесли, и сейчас Шуберт и Бетховен покоятся рядом.

Франц Шуберт

у берт (Franz Schubert, 1797–1828)—австрийский композитор. Родилсяв семьешкольного учителя.В 1808–12был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывалсяв венскомконвикте, где обучалсягенерал-басуу В. Ружички,контрапунктуи композиции(до 1816)у А. Сальери.В 1814–18помощник учителяв школеотца.К 1816Шуберт создал свыше 250 песен(в т. ч.на словаИ. В. Гёте—«Гретхенза прялкой»,1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе—1815),4 зингшпиля,3 симфониии др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей—поклонников его творчества(в их числе —чиновник Й. Шпаун,поэт-любительФ. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэти комедиографЭ. Бауэрнфельд, художники М. Швинди Л. Купельвизер,певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывалв Венгрии(1818и 1824),вместес Фоглемездилв ВерхнююАвстриюи Зальцбург(1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришлок Шубертулишьв 20-х гг.В 1828,за несколькомесяцевдо смертиШуберта,в Венесостоялся его авторский концерт, прошедшийс большимуспехом. Почётный член Штирийскогои Линцскогомузыкальных союзов (1823).Шуберт—первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший,по словамБ. В. Асафьева, «радостии скорбижизни» так, «каких чувствуюти хотели быпередать большинство людей». Важнейшее местов творчествеШуберта занимает песня для голосас фортепиано(нем. Lied, около 600). Одиниз крупнейшихмелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы—простуюи варьированнуюстрофическую, репризную, рапсодическую, многочастную,—Шуберт создали новыйтип песни сквозного развития(с объединяющимв целоеварьируемым мотивомв партиифортепиано),а такжепервые высокохудожественные образцы вокального цикла.В песняхШуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около70 песен),Ф. Шиллера (свыше40;«Группаиз Тартара»,«Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха»и «Зимнийпуть»), И. Майрхофера(47 песен;«Гребец»); среди других поэтов—Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушкаи Смерть»),Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет»,«Ты мойпокой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт(«Ave Maria»).Шуберту принадлежат квартеты для мужских 6 месс,кантаты, оратории и др.Из музыкидля музыкального театра известность приобрели лишь увертюраи танцык пьесе«Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).
В инструментальноймузыке Шуберта, основаннойна традицияхкомпозиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, даваяейновое освещениес помощьютональной перекраски, тембровогои фактурноговарьирования.Из 9 симфонийШуберта6 ранних(1813–18)ещё близки сочинениям венских классиков, хотяи отличаютсяромантической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая2-частная«Неоконченная симфония»(1822)и величественнаягероико-эпическая «Большая» симфонияC-dur(1825–28).

«Липа» (Der Lindenbaum)

В ином соотношении находятся контрастные образы в «Липе». Песня изложена в контрастной 3хчастной форме, полной эмоциональных «переключений» от одного состояния к другому. Однако в отличие от песни «Спокойно спи», контрастные образы находятся в вариантной зависимости друг от друга.

В фортепианном вступлении возникает триольное кружение 16-х на pp , которое ассоциируется с шелестом листвы и дуновением ветерка. Тематизм этого вступления самостоятелен и в дальнейшем подвергается активному развитию.

Ведущий мажорный образ «Липы» – это воспоминание героя о счастливом прошлом. Музыка передает настроение тихой светлой грусти по чему-то невозвратно ушедшему (сходство с «Колыбельной ручья» из «Прекрасной мельничихи» в той же тональности E-dur). В целом первый раздел песни состоит из двух строф. Вторая строфа представляет собой минорный вариант первоначальной темы. К концу I-го раздела вновь восстанавливается мажор. Подобные «колебания» мажора и минора являются очень характерной стилевой особенностью музыки Шуберта.

Во втором разделе вокальная партия насыщается речитативными элементами, а фортепианное сопровождение становится более иллюстративным. Хроматизация гармонии, гармоническая неустойчивость, колебания динамики передают бушевание зимней непогоды. Тематический материал этого фортепианного сопровождения не новый, это вариант вступления к песни.

Реприза песни варьирована.

Похожие песни

    • слушать Шуберт — Вокальный цикл»Зимний путь» Шарманщик
    • скачать Шуберт — Вокальный цикл»Зимний путь» Шарманщик

    Шуберт — Вокальный цикл»Зимний путь» Шарманщик

    • слушать Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь» «Шарманщик «
    • скачать Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь» «Шарманщик «

    Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь» «Шарманщик »

    • слушать Шуберт — Вокальный Цикл Зимний Путь Шарманщик (№ 24)
    • скачать Шуберт — Вокальный Цикл Зимний Путь Шарманщик (№ 24)

    Шуберт — Вокальный Цикл Зимний Путь Шарманщик (№ 24)

    • слушать Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»
    • скачать Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    • слушать Франц Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)
    • скачать Франц Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)

    Франц Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)

    • слушать Франц Петер Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)
    • скачать Франц Петер Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)

    Франц Петер Шуберт — Вокальный цикл »Зимний путь», »Шарманщик» (Der Leiermann)(№24)

    • слушать Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь» — Шарманщик
    • скачать Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь» — Шарманщик

    Ф. Шуберт — вокальный цикл «Зимний путь» — Шарманщик

    • слушать Ф.Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»
    • скачать Ф.Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    Ф.Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    • слушать Франц Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»
    • скачать Франц Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    Франц Шуберт — Вокальный цикл «Зимний путь», «Шарманщик»

    • слушать Ф.Шуберт.Вокальн.цикл «»Зимний путь — Шарманщик
    • скачать Ф.Шуберт.Вокальн.цикл «»Зимний путь — Шарманщик

    Ф.Шуберт.Вокальн.цикл «»Зимний путь — Шарманщик

Сравнение с «Прекрасной мельничихой»

Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь:

  • Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений.
  • Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль.
  • Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями:
    • интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов (bVI – V или V – bVI – V), а также мотив V – ↑ III – II – #VII – I в миноре;
    • ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»);
    • тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них.

Психологизация образов никогда не приводит у Шуберта к «полному отключению» от внешнего мира (в отличие, например, от Шумана). Если в «Прекрасной мельничихе» преобладающим фоном было журчание ручейка, то в «Зимнем пути» есть и наигрыш почтового рожка, и скрип флюгера, и шелест листвы и пр. Разнообразие ситуаций выгодно оттеняет единство психологического образа.

Шарманщик» – это подлинное «царство статики», как мелодической, так и гармонической. На всем протяжении песни выдерживается одна и та же «волыночная квинта», вокальная партия пронизана монотонией повторов, равнодольностью.

Эпизодически встречаются и светлые образы, лишенные оттенка призрачности – «Бодрость», «Почта».

Из всей музыки «Зимнего пути» именно эта начальная тема «Липы» приобрела значение народной песни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: