Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра

Кантата что это? значение слова кантата

Содержание

В кантате 3 действующих лица:

  • рассказчик (тенор),
  • господин Шлендриан (бас) — обычный бюргер, недолюбливающий кофе,
  • его дочь Лисхен (сопрано), напротив, увлекающаяся этим напитком.

Произведение состоит из 10 частей (перемежаются речитативы и арии, заканчивается всё трио). Начинается произведение вступлением рассказчика, просящего слушателей сидеть тихо и представляющего им Шлендриана с дочерью. Шлендриан, узнав об увлечении дочери, пытается отговорить её от употребления напитка, но Лисхен остаётся верна кофе, описывая отцу его замечательный вкус.

Шлендриан пытается придумать наказание для Лисхен, но она соглашается на любое неудобство ради кофе. В конце концов отец обещает не выдавать её замуж, пока она не откажется от напитка: Лисхен делает вид, что соглашается, но потом рассказчик объясняет слушателям, что она не пойдет замуж за того, кто не позволит ей делать кофе, когда она захочет. Кантата завершается куплетом трио, который констатирует приверженность к кофе всех немецких девушек.

Жанры кантаты

Кантата — жанр музыкального произведения, который имел множество вариаций и поджанров. Каждый из них отличается особенностями в композиции, структуре, тексте и музыкальных характеристиках.

Религиозная кантата

Религиозная кантата является основным и наиболее распространенным жанром кантаты. В основе этих произведений лежит религиозная тематика, главным образом христианская. Тексты религиозных кантат насыщены библейскими цитатами и религиозными символами.

Мирская кантата

Мирская кантата описывает события и эпохи из жизни людей, отражает их отношения, чувства и внутренний мир. Эти произведения могут иметь разнообразные темы, такие как любовь, природа, войны, праздники и т.д. Тексты мирской кантаты написаны на различные темы, нередко в стихотворной форме.

Хоральная кантата

Хоральная кантата — это произведение, основанное на хорале — песнопении, используемом в церковном служении. Хорал является основой музыки в таких кантатах, и она тесно связана с религиозной тематикой. Хоральная кантата содержит несколько частей, включающих хоральные композиции, сопровождаемые оркестром.

Фестивальная кантата

Фестивальная кантата — это крупное произведение, написанное для особых торжественных случаев и церемоний. Она обычно исполняется с большим оркестром, хором и солистами. Фестивальные кантаты отличаются богатым инструментальным звучанием и эпическими текстами. Они часто используются для отмечания праздников или являются составной частью специальных мероприятий.

Кантата на конкретную тему

Кантата на конкретную тему — это произведение, посвященное определенному случаю или событию. Она представляет собой музыкальный ответ на событие, такое как юбилей, день рождения, свадьба и т.д. Тексты таких кантат обычно пишутся специально для данного случая и содержат персональные или исторические наблюдения.

Определение кантаты

Кантата — это односерийная музыкальная композиция, созданная для исполнения при специальных церковных или мировых праздниках. Кантаты по общеизвестным текстам пелись в древности в храмах и дворцах, однако в классической музыке это название приобрело во времена Баха.

В кантатах слились два разных направления. В древние времена (прикладное и прихожанское), кантата имеет смысл торжественного гимна и исполняла свою задачу при очень разных событиях. В классической музыке кантата уже создается для исполнения по одному или из греческим богам, однако исполнялась только один раз при праздничном мероприятии.

Кантата как жанр возникла в XVII веке и развивалась и преображалась на протяжении всей истории музыки. Кантата в своей основе — пение праздничной песни. Она представляет собой разновидность вокально-инструментального произведения, состоящего из нескольких частей.

Особенностью кантаты является наличие в ней хора, сольных партий и оркестра. Кантаты обычно имеют предписанный текст, который читается или печатается и используется во времена выступления. Некоторые известные композиторы, которые написали кантаты, включают Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и других.

Основные черты кантаты:
• Тематическое разнообразие
• Многочастные
• Сочетание хора, солистов и оркестра
• Использование вокала и инструментальной музыки
• Наличие предписанного текста

Определение слова «Кантата» по БСЭ:

Кантата (итал. cantata, от лат. canto — пою)крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной. позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими. духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К. был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским(«Москва»), Н. А. Римским-Корсаковым («Из Гомера» и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни

Важное место в К. советских композиторов заняли историко-героические(«Александр Невский» С. С

Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, , Hildesheim, 1965.См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.Б. В. Левик

С. Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, , Hildesheim, 1965.См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.Б. В. Левик.

История

История создания

Это произведение Бах написал по заказу кофейного дома Циммермана в Лейпциге, став руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля в том городе. В этом кофейном доме Бах работал с г. и время от времени по заказу его владельца писал музыку, исполняемую в доме по пятницам зимой и по средам летом. Двухчасовые концерты в кофейном доме Циммермана (Zimmermannsche Kaffeehaus) пользовались популярностью у горожан. Либретто к кантате написал известный в те времена немецкий либреттист Христиан Фридрих Хенрики (работавший тогда под псевдонимом Пикандер). Кантата была впервые исполнена в середине 1734 г., а впервые опубликована в г.

Это первое произведение искусства, посвященное кофе. Одной из причин написания Бахом этой шутливой кантаты стало движение в Германии на запрет кофе для женщин (предполагалось, что кофе делает их стерильными). Ключевая ария кантаты: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!»

Исторический контекст

В начале XVIII века кофе только начал приобретать популярность среди среднего класса, а посещение кофейных домов было сродни посещению клубов в более поздние времена. Многие немцы с недоверием относились к новому напитку: они предпочитали ему традиционное пиво и вообще плохо воспринимали всё, что не было немецким. Во многих местах продажа кофе облагалась высокими налогами, а в некоторых землях была и вовсе запрещена. Владелец кофейни, заказывая Баху юмористическое произведение о кофе, хотел популяризовать этот напиток.

Значение кантаты в современной музыке

Современная музыка является очень разнообразной и включает в себя множество жанров и стилей. Кантата, как классическая форма музыки, также присутствует и имеет свое значение в современной музыкальной практике.

Кантаты написаны на различные темы и могут быть исполнены в разных стилях и с использованием разных музыкальных инструментов. Они часто используются в современной музыке как средство для выражения эмоций и идей.

Одним из значений кантаты в современной музыке является сохранение классической музыкальной традиции. Кантата имеет богатую историю и является одним из главных жанров в музыке, особенно в эпоху барокко. Современные композиторы используют кантату, чтобы связать современную музыку с классической традицией и сохранить ценности и принципы, которые были важны для предыдущих поколений музыкантов.

Кантата также может быть использована в современной музыке для передачи специфического содержания и идей. В некоторых случаях кантаты могут рассказывать истории или передавать определенные настроения и эмоции. Это позволяет композиторам использовать кантату в качестве средства для выражения своей творческой концепции и передачи сообщения публике.

Кантаты также могут играть роль в различных музыкальных произведениях, таких как оратории или оперы. Они могут быть частью более крупной композиции и использоваться в качестве отдельных эпизодов или арий. Это позволяет создавать более сложные и многоуровневые музыкальные работы, которые включают различные музыкальные жанры и стили.

Итак, кантата имеет значение в современной музыке как средство для сохранения и развития классической музыкальной традиции, а также для передачи определенных идей и эмоций. Она может быть использована как самостоятельное произведение или часть более крупной композиции, делая современную музыку более разнообразной и интересной.

Что такое кантата в музыке

Шло время, и эпоха Возрождения сформировала новый стиль – барокко – вычурный и пышный. С наступлением этой эпохи появилось и новое направление в музыкальном мире. Кантата – жанр музыки, которому характерно одновременное звучание голосов и музыкальных инструментов. Она может быть написана как для одного солиста, так и для целого хора. По объему она значительно меньше оратории и в отличие от сонаты – произведения для музыкальных инструментов — использует и звучание голоса.

На вопрос о том, что такое кантата в музыке, можно ответить и так: вокально-музыкальное произведение для оркестра, хора или солиста.

В конце 17-го столетия жанр кантаты возник как небольшое музыкальное сочинение. Главной его задачей было именно пение. Со временем жанр начал развиваться и набираться сил. Вершины развития кантата достигает в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Всего композитор написал около 200 произведений этого жанра.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» – гениальное произведение великого композитора.

В русской музыке

Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).

В числе кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).

«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай».

Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты, воплощающие образы родной страны («Москва» П. И. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы («Из Гомера» Римского-Корсакова, «Весна» Рахманинова), К. углублённо-философского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова.

Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).

В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» и «„Весенняя кантата“ для хора и симфонического оркестра (1972)» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина и другие.

Понятие кантаты: история и основные черты

Кантата — это музыкальная форма, которая развивалась с XVII по XVIII век и имеет свои особенности и черты. Кантата обычно состоит из сольных песен (арий), хоровых партитур и речитативов (разговорная декламация). В музыке для кантаты часто используются оркестр, орган, хор и солисты.

По своему происхождению кантата связана с религиозной музыкой и была часто исполнялась в церковных богослужениях. Однако со временем кантата стала обретать и мирскую форму исполнения. Стихи для кантат могли быть песнями, сюжетно-лирическими текстами или даже философскими размышлениями.

Кантаты были особенно популярны в Германии, особенно во времена Йоганна Себастьяна Баха. Бах создал множество кантат, как религиозных, так и мирских. Он применял различные структуры и формы для своих кантат.

Основные черты кантаты включают:

  • Сочетание сольных арий, хоровых партитур и речитативов;
  • Разнообразие музыкальных стилей и форм — от симфонических разработок до простых мелодических линий;
  • Использование текстов, которые описывают или комментируют сюжет, эмоции или философские идеи;
  • Использование различных инструментов — от органа и струнных инструментов до духовых и ударных;
  • Музыкальная гармония и контрапункт (сочетание нескольких мелодий).

Кантата как жанр была важной частью музыкального наследия XVII-XVIII веков и оказала значительное влияние на развитие оперы и симфонии. Она позволяла композиторам выразить эмоции, идеи и духовные ценности через музыку и слова, создавая уникальные и красочные произведения

Слайд 7В вокально-инструментальной музыке, помимо кантат, выделяют еще и жанр «оратории».

Появился этот жанр также в 16 веке, но не во

Флоренции, а в столице Италии Риме. «Оратория» — это латинское слово, означающее «красноречие».Прототипом оратории стали, положенные на музыку священные писания которые исполнялись на собраниях в католической церкви. Священники читали тексты библии и растолковывали их прихожанам. Чтение библии обязательно сопровождалось звучанием симфонической музыки, написанной специально для этого. Позднее композиторы стали переделывать тексты библии и класть их на музыку. Исполнялись оратории только в церкви, после богослужения (в качестве проповеди). 

Слайд 5В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Иоганн Бах в

церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно

лютеранскому церковному календарю. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам.

Значение кантаты в современной культуре

Кантата является важным музыкальным жанром и имеет значительное значение в современной культуре. Это объясняется следующими факторами:

  1. Исполнение кантаты позволяет артистам и музыкантам проявить свои навыки и талант. Кантата требует высокого уровня исполнительского мастерства и музыкальной выразительности.
  2. В современной музыкальной индустрии кантата иногда используется как альтернативная форма концертной программы или репертуарного материала для исполнения на концертах и сценических выступлениях.
  3. Кантата представляет собой не только музыкальную форму, но и литературный жанр, поскольку в ней сочетаются музыкальные произведения с вокальными или инструментальными партитурами. Таким образом, она является связующим звеном между музыкой и словом и объединяет различные искусственные дисциплины.
  4. Тематика кантаты часто затрагивает важные социокультурные и философские вопросы. Она может быть посвящена религиозным темам, историческим событиям или повествовать о личных чувствах и эмоциях. Кантата способна передать глубину и сложность человеческого опыта.

Таким образом, кантата имеет значительное значение в современной культуре, оказывая влияние на исполнителей и публику, объединяя различные искусства и затрагивая важные темы.

Слайды и текст этой презентации

Р И Я

Поэтический текст кантат, как правило, посвящен событию, играющему важную роль в истории страны, или национальному герою, или любому значимому историческому персонажу.

Слайд 3Жанр «кантата» зародился в Италии примерно в конце 16 века

(в то же время, что и опера). В переводе с

итальянского языка слово «кантата» означает «петь» (образовано от итальянского глагола «кантаре»). В произведении чередуются арии и речитативы.Как и в опере, оркестр является одним из главных героев всего действа. Кантаты никогда не исполняли в театрах, так как в этом произведении нет ролей, костюмов и декораций. Кантаты предназначены только для концертных залов. Кантата не может быть развлекательным произведением, она носит серьезный характер и глубокое содержание. 

Слайд 5В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Иоганн Бах в

церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно

лютеранскому церковному календарю. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам.

Слайд 7В вокально-инструментальной музыке, помимо кантат, выделяют еще и жанр «оратории».

Появился этот жанр также в 16 веке, но не во

Флоренции, а в столице Италии Риме. «Оратория» — это латинское слово, означающее «красноречие».Прототипом оратории стали, положенные на музыку священные писания которые исполнялись на собраниях в католической церкви. Священники читали тексты библии и растолковывали их прихожанам. Чтение библии обязательно сопровождалось звучанием симфонической музыки, написанной специально для этого. Позднее композиторы стали переделывать тексты библии и класть их на музыку. Исполнялись оратории только в церкви, после богослужения (в качестве проповеди). 

Слайд 9В восемнадцатом веке Г.Ф. Гендель написал концертную ораторию, то есть

ораторию, которую можно было исполнять не в храме, а в

концертном зале, перед обычной публикой. Благодаря этому композитору оратория превратилась в жанр вокально-инструментальной музыки. Кроме того, сюжет произведения мог охватывать не только библейские притчи, но и исторические события.

Георг Фридрих Гендель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: