Виды и техники оперного пения

Лучшие способы тренировки ваших голосовых связок

Итак, до этого мы говорили о самых первых шагах, которые необходимы, если вы хотите научиться петь:

  • Разобраться в физиологических механизмах пения,
  • Научиться ставить голос,
  • Работать над музыкальным слухом,
  • Прислушаться к собственному пению.

Это — самые основы, освоив которые вы уже сможете двигаться дальше. Существует огромное количество методов и приёмов, которые помогут вам окончательно добиться чистого и красивого пения.

Так, попробуйте подыскать онлайн-платформу, где можно заниматься пением регулярно. Конечно, никто не становится Селин Дион за один урок — понадобится целый курс занятий.

Классические занятия музыкой, возможно, не вызовут у вас бурного энтузиазма, однако, это самый эффективный метод. Вы будете тренировать диатонические и хроматические гаммы, заниматься сольфеджио и арпеджио. Разумеется, вместе с учителем, иначе можно забрести не туда и наделать ошибок, что было бы просто глупой потерей времени.

В идеале — начать изучать музыкальный инструмент, не требующий идеального слуха (так что откажитесь от скрипки). Это станет серьёзной помощью для тренировки вашего музыкального слуха. А если вы выберете пианино, то оно вам поможет начать петь с верной ноты — помните мы говорили про ту самую «Ля», что считается эталоном.

Учиться петь — это всё равно, что учиться миметизму. Главное — знать, какую ноту мы берём, и постараться её воспроизвести максимально похоже. А дальше, как только вы разберётесь с нотами, научитесь себя слушать и слышать, останется только практика. Усердная и регулярная практика — то, что поможет вашему прогрессу.

Выберете подходящие уроки пения, которые рассчитаны на ваш уровень и соответствуют вашим целям и задачам. Примите удобную позу, уберите любое напряжение в спине и челюсти, расслабьте плечи. Помните, что стоя петь легче, чем сидя.

Регулярно распевайтесь перед уроком, чтобы укрепить голосовые связки и гортань (они нуждаются в тренировке, как и любые другие мышцы вашего тела). Так с каждым разом вам будет всё легче и легче попадать в ноты.

Не стесняйтесь записывать на диктофон ваши уроки и выступления. Прослушивайте получившиеся записи, чтобы после прослушивания вы могли поработать над ошибками. Так вы поймёте, какие моменты у вас получаются хорошо, а какие нуждаются в дополнительных тренировках.

Учитесь правильно дышать. Хороший преподаватель поможет вам освоить разные техники для правильного дыхания, что в свою очередь позволит вам дольше тянуть ноту и не сбиваться.

Заниматься пением необходимо регулярно, чтобы добиться прогресса. Лучше посвящать музыке 20 минут каждый день, чем уделять два часа раз в неделю. Так вы меньше будете уставать и в то же время совершенствоваться маленькими шагами. Главное — быть терпеливым и внимательным, не перенапрягать связки и не перетруждаться. Пейте много воды не только во время уроков пения, но и в течение всего дня. Голосовые связки нуждаются в постоянном увлажнении.

Осталось только найти хорошего преподавателя по пению!

Практическое упражнение n°1: учимся поднимать или опускать ноту на четверть тона и полутон

  1. Возьмите какую-нибудь ноту на пианино,
  2. Воспроизведите её голосом и потяните,
  3. Мягко возьмите ноту чуть выше и вернитесь обратно к изначальной ноте (восходящее глиссандо),
  4. Мягко возьмите ноту ниже и вернитесь обратно к изначальной ноте (нисходящее глиссандо).

Практическое упражнение n°2: постановка голоса в нужной тональности

  1. Сыграйте гамму до-ре-ми-фа-соль на пианино (можно использовать электронное фано онлайн),
  2. Пропойте ноты, не используя полутона,
  3. Пропойте ноты, используя полутона.

Практическое упражнение n°3: проработайте вашу способность петь мелодию акапелла

  1. Выучите песню, прослушав её несколько раз,
  2. Воспроизведите её без аккомпанемента,
  3. Запишите полученный результат и прослушайте, чтоб отработать сложные участки.

Мы никогда не устанем повторять, слушайте себя. И в заключение не забывайте этот принцип: «чем больше мы поём, тем меньше мы фальшивим; чем больше мы слушаем себя, тем чище мы поём».

И, наконец, откройте для себя уроки пения вместе с сайтом Superprof.

Резонаторы

 Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата.  Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы  и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

 Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать  попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке.  Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала  верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно,  хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и  всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.

После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.

Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда

Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками

Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.

Определим основные причины такого явления:

  • Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.
  • Инфекционные заболевания гортани.
  • Воздействие холодных напитков, дыма.
  • Ожог (термический либо химический).
  • Парезы связок.
  • Опухоль гортани.

При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.

В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Основные этапы развития навыка пения

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Работа над техникой

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью.  Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Постоянная практика

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день  тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Утрируем согласные

После того, как вы проработали дыхательные моменты и ритм песни, переходите к следующему моменту — это утрирование согласных.

Дело в том, что когда мы поем, мы проглатываем согласные. Это происходит из-за того, что песня звучит в основном за счет гласных. Поэтому согласные нужно утрировать, чтобы они не затерялись во время пения.

Если вы раньше не обращали на это внимание, советую вам записать свой голос на диктофон, потом сделать запись вашего пения с утрированием согласных,  и сравнить эти записи. 3 причины утрировать согласные в пении:

3 причины утрировать согласные в пении:

Слова становятся понятными для слушателя.
Согласные — это точка опоры в песне, от которой вы можете оттолкнуться и лучше спеть гласные.
В песне появляется движение, драйв, энергетика.

Без утрирования согласных красивое пение невозможно.  

Утрирование — это удвоение согласных. Для того, чтобы их было слышно и понятно, вы должны не просто их удвоить, но и вынести их вперед, в зубы.

Обычно все согласные строятся на верхнем небе.

Основные вокальные навыки

Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию,  освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.

Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:

  • цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
  • хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
  • хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
  • пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.

«Беловежская пуща» Большой Детский Хор — использование приемов пения открытым звуком, хоровые crescendo и diminuendo.

Особенности хорового пения:

Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл

Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию

Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;

Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.

Вокальные упражнения для пения в хорах

У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.

Вот основные виды и направления распеваний в хорах:

  1. Индивидуальное или одноголосное упражнение.  В этой форме певцу предоставляется свобода действий. Такой комплекс обычно используют поющие люди, у которых большой опыт. Они уже знают нужные упражнения для дыхания, певческих гласных и высоких позиций, поэтому репетируют без помощи хормейстера;
  2. Коллективное упражнение. Здесь участвует вся группа певцов. Они выполняют такие задания: распевка мужчин, затем женщин, а потом всех вместе; распевка всех сразу; поют отдельные музыкальные голоса.

Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.

В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.

Джазовый вокал

Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.

Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:

Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса

Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать.

Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе

Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв

Отслеживайте эти моменты.

Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.

Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом

Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.

Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным — дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.

Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.

Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом — уроки правильного вокала

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:

  • комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;
  • расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;
  • теория и практика пения;
  • певческое дыхание;
  • улучшение дикции и артикуляции;
  • изучение особенностей голосового аппарата.

Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста

Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох  или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях,  после которого «садился» голос

Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы  при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным,  более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный

Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как  тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её  граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу.  Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать  уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Переучиться с академической манеры на эстрадную вообще возможно?

Вопрос дискуссионный. Если мы говорим именно об ученике, который в детстве пел в хоре, а не всю жизнь исполнял партию Брунгильды в «Кольце Нибелунгов» — да, это возможно. Чтобы изменить манеру пения, нужно понимать, как образуется звук, и отслеживать процесс.

— У эстрадников приподнятая гортань, а у академистов — опущенная. Соответственно, нужно научиться приподнимать гортань.
— Нужно учиться петь в разговорной позиции: не переходить на тонкое смыкание связок и не округлять гласные.
— Нужно следить, чтобы челюсть не опускалась и чтобы звук был впереди.

Татьяна Четвертных: «Если человек пел только в хоре и навыки прочно вошли в мышечную память и записались на подкорку мозга, то переучиться бывает сложно. Но при большом желании и трудолюбии всё получится!»

Ольга Захарова: «У меня есть ученики, которые только спустя год начинают чувствовать разницу между горизонтальной и вертикальной певческой позицией. И когда чувствуют разницу, они слышат себя и могут управлять голосом. Но опять же: если человек долго пел в классической манере, это будет сказываться на вокале, это будет чувствоваться всегда».

У Полной дамы из Гарри Поттера получается не очень, но вообще-то бывшим академистам хорошо удаётся белтинг — вокальный крик. Они могут петь высокие ноты грудным голосом.

Типы голосов в опере

Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.

Женский оперный вокал:

  • Сопрано. Женское сопрано является самым высоким голосом в целом. В сопрано, как и в других типах голосов, существует деление на подгруппы в зависимости от тембра, диапазона, цвета и веса голоса. Таким образом выделяются:
    • Субретт (роли молодых, кокетливых девушек в комедийных жанрах и опереттах).
    • Колоратурное сопрано.
    • Спинто-сопрано (цвет темнее, чем в лирическом; имеет высокие легкие ноты).
    • Лирическое сопрано.
    • Драматическое сопрано.
  • Меццо-сопрано. Отличается объемом звучания и насыщенностью. Его подгруппы: колоратурное, лирическое и драматическое. 
  • Контральто. Самый низкий певчий голос. Встречается редко. Охватывает все ноты малой октавы. Как и предыдущие типы делится на колоратурное, лирическое и драматическое.

Мужское оперное пение:

  • Контртенор. Самый высокий мужской голос. 
  • Тенор. Высокий мужской певческий голос. Он также подразделяется на лирический и драматический тембр.
  • Баритон. Средний по звучанию голос. Такой голос универсален и позволяет исполнять большинство героических и любовных ролей в опере. 
  • Бас. Самый низкий голос. Характеризуется глубоким звучанием. По высоте различают:
    • бас-кантанте (высокий бас; мелодичное и певучее звучание);
    • центральный (хорошее звучание в низком диапазоне);
    • бас-профундо (низкий бас; густой, раскатистый голос).

В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.

А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления. 

Дж. Верди. Набукко. Хор рабов-иудеев.

Работаем над гласными

Помимо согласных в песне есть гласные звуки. Их нужно не просто пропевать, а делать их ярче, ведь они ведут мелодию. Поэтому они должны быть открытыми и яркими.

Упражнение 1.

Для того, чтобы гласные были яркими, нужно больше открывать рот именно в тех местах, где в мелодии слышен особый распев.

Попробуйте в вашу песню добавить открывание рта и челюсти на гласных.

Если у вас уже хорошо получается открывать рот на гласных, переходим к следующему упражнению.

Во время открывания рта на гласных добавьте толкание животом, то есть опорой. Возьмите дыхание, откройте рот и вытолкните открытый звук мышцами живота. Для начала можете проговорить слова песни, толкая животом в тех местах, где вы хотите придать яркости гласным.

Если у вас уже все получается, можете переходить к применению вокальных приемов в песне.

Если вы уже полностью уверены в песне, поработайте над артистизмом. Дело в том, что ваше внутреннее состояние передается слушателю, и если вы будете чувствовать себя уверенно и раскрепощенно, то слушатель это обязательно почувствует это.

Для уверенности в себе первое, что нужно сделать, — научиться  идеально исполнять песню. Дальше поработайте над движениями, мимикой и выражением лица. Это нужно отрабатывать перед зеркалом. Когда вы сможете выражать эмоции глазами и мимикой, это добавит живости в вашу песню.

Очень хорошее упражнение — копирование любимых артистов. Включите запись этого исполнителя и постарайтесь копировать его движения и мимику. Это поможет не просто вжиться в образ, но и почувствовать уверенность в себе.

Познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: