Что такое «реквием»?

Реквием. текст, особенности жанра, авторы…

Смысл названия поэмы Ахматовой — «Реквием»

В католическом вероисповедании реквиемом называется музыка по умершим. Траурность, некая обреченность — вот что характеризует подобный жанр. Анна Ахматова понимала, что мужа уже не вернуть, а тоска по сыну постоянно приводила к мысли, что и его она не увидит. В таком черном и мрачном настроении и был написан «Реквием». Именно поэтому Анна Андреевна Ахматова так и назвала свое произведение.

Стоит отметить, что поэтесса сделала некую отсылку к творчеству Моцарта. Его произведение «Реквием» состоит из 12 частей. Поэма Ахматовой же содержит 10, посвящение и заключается эпилогом. В итоге, их тоже получается 12.

Реквием – это …

Церковные обряды (независимо от вида веры), совершаемые по поводу того или иного события, сопровождаются песнопениями (молитвами) и (или) торжественной музыкой. Это оказывает дополнительное воздействие на прихожан, создает подобающую случаю обстановку.

Католический обряд (месса), проводимый по поводу смерти человека, называется заупокойным. Он сопровождается торжественным печальным пением и музыкой, которая получила название «реквием».

Изначально реквием был произведением только для хора, без музыкального аккомпанемента, текстом являлись молитвы за упокоение. Впоследствии пение стало сопровождаться музыкой.

В переводе с латинского «реквием» (requies) – это «покой». Отсюда и название музыкального произведения. Есть симфонии, оратории, сонаты, оперы и т.д., а есть реквием. То есть это не название конкретного произведения конкретного автора, а наименование вида музыкального сочинения.

Франц Ксавер Зюсмайер

Франц Ксавер Зюсмайер родился в 1766. В 21 год он стал учеником Антонио Сальери, главного соперника Моцарта, но затем перешел к Вольфгангу Амадею. Целый год он прожил в его доме как член семьи, помогал композитору в работе и ассистировал при написании многих произведений.

Исследователи творчества обнаружили сходство музыки «Реквиема» Моцарта с аналогичными произведениями Баха, Гайдна, Чимарозы и Госсека. Однако наличие общих черт объясняется требованиями традиционной структуры сочинения и общими принципами религиозной музыки 18-го века.

Образ загадочного заказчика, одетого в черное, потряс воображение композитора, восприимчивого к мистике. Пушкин обыграл эту историю с демоническим посланником смерти в «Маленьких трагедиях», а позже этот же персонаж фигурирует и в творчестве Есенина в стихотворении «Черный человек».

Есть мнение, что основа «Реквиема» была написана Моцартом задолго до заказа, однако произведение не было опубликовано. После того как композитор получил заказ, ему оставалось лишь внести некоторые изменения и адаптировать уже готовое сочинение к требованиям покупателя. Однако эта версия не имеет веских доказательств.

Благодаря Францу фон Вальсегу музыка была издана через 2 года после кончины Моцарта и впервые прозвучала 14 декабря 1793 года на заупокойной службе по жене графа. Фон Вальсег пытался приписать авторство себе, но ни у кого из слушателей не возникло сомнений, что это подлинное произведение Моцарта.

Исследователи обнаружили письмо Констанцы, датированное 1827 годом и адресованное неизвестному получателю, в котором женщина писала: «Даже если предположить, что Зюсмайер все полностью написал по указаниям Моцарта, все равно «Реквием» остается произведением Моцарта». Эти слова вызывают множество домыслов и справедливых сомнений, но теперь, когда в живых не осталось ни одного участника тех событий, выяснить истину практически невозможно.

11 сентября 2002 года, в первую годовщину трагедии, произошедшей в США, на всей планете звучал «Реквием» Моцарта. В 8 часов 46 минут, ровно в то же время, когда началась атака на башни-близнецы, исполнение начал оркестр из первого часового пояса, расположенного в Японии. Через час музыку подхватил следующий коллектив в следующем часовом поясе, а затем — следующий. Траурный реквием в этот день звучал непрерывно по всей планете. Выбор именно этой печальной музыки не был случаен: жизнь молодого композитора оборвалась так же трагично и преждевременно, как и сотни жизней жертв теракта. История создания «Реквиема» Моцарта исполнена страданий, произведение осталось незавершенным, так же, как мечты о будущем погибших в этой катастрофе.

Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

История создания

В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.

В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).

В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.

Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.

Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.

Проблематика:

  • страшные порядки сталинской эпохи;
  • вечное повторение (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы);
  • проблема памяти (реализуется в образе памятника, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а оскорблённым и обречённым на непрерывную пытку).

Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.

Литературное направление: модернизм (акмеизм). 

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.

Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.

Последний, роковой, трагический год

Будучи неподражаемым сочинителем и виртуозным музыкантом, Моцарт отличался чрезвычайной работоспособностью. Год 1791-й был для него едва ли не самым плодотворным и насыщенным:

  • блестяще справился по срочному заказу с оперой «Милосердие Тита»;
  • написал для Штандлера кларнетовый концерт;
  • триумфальной премьерой 30 сентября завершилась работа над любимой «Волшебной флейтой»;
  • закончена Массонская кантата, которой автор дирижирует 18 ноября.

Но за окном уже зима, а одно из сочинений, над которым «немецкий Орфей» трудится с июля 1791-го, продвигается медленно. Это «Реквием» – каноническая заупокойная месса для оркестра, хора и солистов. Многое находится в черновиках или предварительных набросках, значительная часть записана с сокращениями, хоры расписаны, а оркестровка не начата. Отказаться нельзя, да и поздно. Задаток получен и давно потрачен. Уже дважды Амадей просил заказчика продлить сроки. Надо усердно работать, чтобы успеть к февралю следующего года. Окончательная дата начертана рукой композитора в верхнем углу первого листа оригинальной рукописи.

Амадей полностью сосредотачивается на мессе, отказавшись даже от занятий с учениками. Но по невероятному и фатальному стечению обстоятельств именно это творение Моцарта остаётся незавершённым.

Внезапно начавшаяся болезнь развивалась стремительно, дала осложнения и через две недели оборвала жизнь беспечного и жизнерадостного 35-летнего Вольфганга. В четыре часа утра 5 декабря сердце композитора остановилось. Столь нелепый трагический финал, а также то, что его последним незаконченным произведением оказалась не симфония или увертюра, а заупокойная месса, создает вокруг Моцарта особый ореол трагизма и загадочности.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Вопрос-ответ

Есть ли у других религий реквием, и как он называется?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Реквием в религиозном значении важен для всех религий и общества, т. к. отражает состояние души при попадании в мир иной, к Господу и Царствие Божие – покой. Этого желают близкие для умершего родственника. Присутствие души на земле научно не подтверждено, однако именно так принято считать, согласно религиозным догмам. Соответственно, она получает поддержку от родных, когда находится среди них. Вот почему для представителей всех религий так важна служба, которая несет такое же значение, как и реквием: у русской православной церкви – панихида; у греческой православной церкви – парастас; у англиканской церкви – орден погребения мертвых.

Как долго длится служба?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Продолжительность реквиема существенная. Служба, посвященная памяти умершего, помощи ему, означает, что все присутствующие обращаются к Богу с просьбой простить грехи души усопшего, принять его среди праведников, если на то будет Воля Господа. Священнослужитель же совершает обряды, читает при этом псалмы, гимны, молитвы, причем все сразу: утрени, вечерни и первого часа. Как результат, в память об умершем, для прощания с ним люди могут стоять несколько часов, но такой ценой облегчаются страдания покойного в ином мире. Почти всегда длительность богослужения составляет 3,5 часа.

Папа Римский на Мессе

Кто может стать частью хора, чтобы петь реквием?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Среди участников хора могут быть верующие той церкви, к которой они относятся, согласно вероисповедания. Что касается реквиема, как вида музыкального произведения, популярного в прошлом или нынешние времена, не имеющего отношения к религиозным обрядам, то для участия в хоре не нужно быть верующим.

Как называется траурная заупокойная месса?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

В средние века в мире появилось такое понятие, как реквием. Это заупокойная месса, что означает возможность попрощаться с умершим, помолиться за него. Душа отлетает в иной мир благодаря частичному прощению грехов, т. к. об этом молятся все пришедшие на службу.

Траурная заупокойная месса

Только ли на похоронах поют реквием?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Ранее, когда реквием имел только одно значение (служба в церкви с целью прощания с умершим), его проводили на похоронах. Но в современном мире музыкальная композиция выглядит более универсальной. Она может обозначать знак сочувствия людям, у которых случилась трагедия, поэтому реквием уместен при различных обстоятельствах: его играют при потерях на войне, когда гибнут люди, если случаются природные катаклизмы и есть пострадавшие, при других обстоятельствах.

РЕ́КВИЕМ

РЕ́КВИЕМ (лат. requiem, от requies – по­кой, упо­кое­ние), за­упо­кой­ная мес­са; вы­со­кий жанр кон­церт­ной му­зы­ки, тра­ур­ная ора­то­рия. Тер­мин поя­вил­ся в эпо­ху ба­рок­ко, при­ме­ня­ет­ся толь­ко к тра­ур­ной ора­то­рии, ка­то­лич. бо­го­слу­же­ние по тра­ди­ции име­ну­ет­ся Missa pro defunctis (Мес­са за усоп­ших). На­бор тек­стов и их по­сле­до­ва­ние в обо­их слу­ча­ях не­по­сто­ян­ны. Обыч­но в Р. вхо­ди­ли: ин­тро­ит (вход­ной ан­ти­фон) «Requiem aeternam» («Веч­ный по­кой »; от­сю­да назв.); «Kyrie» (рас­пев 6-го то­на); гра­ду­ал «Requiem aeternam»; тракт «Ab­solve Domine» («Из­ба­ви, Гос­по­ди, »), се­к­вен­ция Dies irae (в ком­по­зи­тор­ском Р. её отд. стро­фы час­то оформ­ле­ны в обо­соб­лен­ные раз­де­лы); оф­фер­то­рий «Domine Jesu Christe» («Гос­по­ди Ии­су­се Хри­сте»), «Sanctus» (его раз­дел «Benedic­tus» ино­гда в ка­че­ст­ве отд. час­ти); «Agnus Dei»; ком­му­нио (при­ча­ст­ный ан­ти­фон) «Lux aeterna» («Свет веч­ный»); Р. мог за­клю­чать так­же рес­пон­со­рий «Li­be­ra me» («Из­ба­ви ме­ня, »). Ав­тор­ские (ком­по­зи­тор­ские) Р. ста­ли по­яв­лять­ся в 15 в.; пер­вые об­раз­цы – у фран­ко-флам. ком­по­зи­то­ров Й. Оке­ге­ма (ок. 1450; сохр. не пол­но­стью) и А. Брю­ме­ля (впер­вые с «Dies irae»). Со вре­ме­нем ав­тор­ские Р. пре­вра­ти­лись в кон­церт­ные со­чи­не­ния, при­уро­чен­ные не толь­ко к по­гре­бе­нию (как это бы­ло из­на­чаль­но), но и ко вся­ко­му дру­го­му тра­ур­но­му со­бы­тию (напр., Р. па­мя­ти жертв вой­ны, при­род­ной ка­та­ст­ро­фы и т. п.). В Но­вое вре­мя тра­диц. гри­го­ри­ан­ские рас­пе­вы ком­по­зи­то­ра­ми поч­ти не ис­поль­зо­ва­лись, от куль­то­вой фор­мы в ком­по­зи­тор­ских Р. со­хра­ни­лись лишь ка­но­нич. тек­сты – ори­ги­наль­ные (на ла­ты­ни) и пе­ре­вод­ные (на англ., нем. и др. язы­ках), а с 19 в. ста­ли при­ме­нять­ся и не­ка­но­ни­че­ские – биб­лей­ские и сво­бод­но со­чи­нён­ные. Ре­к­вие­мы со­чи­ня­ли мн. ком­по­зи­то­ры: в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – ис­па­нец Т. Л. де Вик­то­рия, пор­ту­га­лец Д. Ло­бу, италь­я­нец Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, фла­ман­дец О. Лас­со, фран­цуз П. де ла Рю; в эпо­ху ба­рок­ко – не­мец Г. Шютц («Musikalische Exe­quien»), ав­ст­ри­ец Г. И. Ф. фон Би­бер, чех Я. Д. Зе­лен­ка, фран­цуз А. Кам­пра; в эпо­ху клас­си­ки – В. А. Мо­царт, М. (И. М.) Гайдн, Л. Ке­ру­би­ни; в 19 в. на­пи­са­ны «Не­мецкий ре­к­ви­ем» И. Брам­са, ре­к­вие­мы Г. Бер­лио­за, Дж. Вер­ди, Г. Фо­ре, А. Двор­жа­ка, в 20 в. – «Во­ен­ный ре­к­ви­ем» Б. Брит­те­на, «Requiem canticles» И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Поль­ский ре­к­ви­ем» К. Пен­де­рец­ко­го, «Аме­ри­кан­ский ре­к­ви­ем» П. Хин­де­ми­та, «Кельт­ский ре­к­ви­ем» Дж. Та­ве­не­ра и др. В Рос­сии Р. пи­са­ли ред­ко: из­вест­ны ре­к­вие­мы О. А. Коз­лов­ско­го, А. В. Кас­таль­ско­го («Брат­ское по­ми­но­ве­ние»), Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го, Э. В. Де­ни­со­ва, А. Г. Шнит­ке.

Жанр

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Повести Белкина» характеристика персонажей произведения Пушкина для читательского дневника

Следующая

Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа

Какие молитвы читаются. Какие слова необходимо произносить, чтобы облегчить душу

Заупокойная месса – способ проявить глубину скорби в связи со случившимися трагичными событиями. Чтобы облегчить душу, люди молятся за упокой усопшего. Можно слушать мелодичный реквием (церковный хор, который нараспев читает молитвы, или музыкальные произведения композиторов), произносить священные слова вместе со священнослужителем. Для этого необходимо изучить структуру заупокойной мессы.

Интроит «Requiem aeternam»

Входное песнопение, посредством которого начинают реквием

Молитва используется в католическом и лютеранском богослужении, является важной частью литургии. Под интроит обычно появляется священнослужитель, чтобы начать мессу

После этого звучат песнопения. Перевод молитвы с латинского языка: «Вечный покой даруй им, Господи».

Моцарт Реквием

Kyrie Eleison

Название части молитвенного текста произносится как «кирие элейсон», что означает «Господи, помилуй». Его читают на начальном этапе мессы. Для сравнения, в православии призывная молитва завершает прошение ектеньи. Принято повторять текст трижды. Причем он состоит из нескольких частей. Сначала произносится Kyrie eleison, затем Christe eleison, а после – снова Kyrie eleison. Молитвенные тексты сопровождаются мелодичной музыкой. Как результат, слышится изысканное песнопение.

Градуал «Requiem aeternam»

Основная мысль этой части текста – покой вечный. Его обретают души после смерти. Пожелание вечного покоя также дается на богослужении католических верующих. Так называют обиходную книгу, а также текстомузыкальную форму и жанр хорового пения. Основа текста – сольная часть. Но структуру мессы обычно составляет протяженная хоровая молитва. Сольная часть обычно заимствуется из псалтыри. Градуал отличается мелизмами, что требует высокого мастерства певчих.

Тракт «Absolve Domine»

Главная мысль данной части мессы – «Избави, Господи, души всех усопших верных». Речь о верующих, которые нуждаются в прощении грехов. Когда читается тракт, нужно учитывать особенность произнесения слов. Важна протяжность, непрерывность. Соответственно, когда доходит очередь до тракта, одновременно могут предполагать текстомузыкальную форму песнопения и жанр богослужебного обихода.

Секвенция «Dies irae»

Считается одним из самых известных григорианских распевов. Секвенция – жанр литургических песнопений. Он предполагает необходимость пения хором. Также секвенция – текстомузыкальная форма. Текст может изменяться, что зависит от дня, ради которого проводится месса. Название секвенции Dies irae переводится как «день гнева» или «страшного суда». Сам текст содержит описания событий этого дня: грешники посетят геенну огненную, а праведники – к Богу.

Офферторий «Domine Jesu Christe»

Еще один жанр богослужебного обихода, используется при песнопениях певчими католической церкви. Когда при проведении мессы очередь доходит до жертвоприношения, исполняется офферторий. Текст может меняться, что зависит от праздничных дней, соответственно с которыми совершается богослужение. Произносят обращение к Сыну Божьему: «Господи Иисусе Христе» или сразу читают вторую строфу.

Ре́квием — заупокойная месса

Sanctus

Включает древний Серафимский гимн. Причем он отличается от молитвы Трисвятое. Особенностью Санктуса является последовательность чтения: краткий гимн необходимо читать после префарации (в составе первой части анафоры). Эту часть текста содержит ординария мессы.

Agnus Dei

В переводе с латинского означает «Агнец Божий». Так именуется Христос в Евангелие от Иоанна. Об этом донес потомкам Иоанн Креститель весть о Сыне Божием. Предполагалось, что Иисус Христос является агнцем Господа, который несет искупление грехов всем людям.

Communio «Lux aeterna»

Произносят: «Да воссияет им вечный свет, Господи». Речь о праведниках рая. Коммунио исполняется до и после псалма или евангельских песней. Также это причастный антифон, его принято петь во время причастия клира и народа. Жанр Коммунио считается одним из самых загадочных.

История создания

Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу — ее пришлось отложить ради «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». Только после премьеры своей последней оперы композитор целиком сосредоточился на Реквиеме.

Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Он сам умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с быстротой, невиданной даже для него, и всё же гениальное создание осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9. При этом многое было выписано с сокращениями или осталось в черновых набросках. Завершил Реквием ученик Моцарта Ф.Кс. Зюсмайр, который был в курсе моцартовского замысла. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к Реквиему.

Реквием породил многочисленные легенды и дискуссии. Один из главных вопросов — что написано самим Моцартом, а что привнесено Зюсмайром? Авторитетные музыковеды склоняются к мнению, что подлинный моцартовский текст идет с самого начала до первых 8 тактов «Lacrimosа». Далее за дело взялся Зюсмайр, опираясь на черновые наброски, предварительные эскизы, отдельные устные указания Моцарта.

Что такое реквием в музыке

До этого это тоже было невозможно. Для трагических событий, независимо от того, коснулись ли они только одного человека или целой нации, существовала отдельная похоронная линия. Он возник очень давно — прошло много веков — в рамках католической церкви, но не только не утратил своего значения, но и вышел из рамок церковной службы и утратил свой ритуальный характер. Но она не утратила своего глубокого смысла.

Православная церковь имеет свою традицию погребения — торжественные похороны. В католической и лютеранской церквях он называется реквием (Requiem aeternam — «вечный покой».) Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих голосов и не озвучивала музыкальные инструменты, в то время как в католических службах звучал орган или целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции. Но именно в католической церкви, с ее удивительной акустикой и сочетанием человеческого голоса и инструментов, были созданы первые замечательные музыкальные шедевры.

В результате – реквием Она «вышла» из церкви и развилась в самостоятельный жанр (если можно так выразиться). так Он также изменил свой язык. Первоначально единственным способом сочинения музыки реквиема была возможна только в каноническом латинском тексте с довольно строгим расположением частей.

Наиболее известными частями являются реквиема — Kyrie eleison («Господи, помилуй!»), Dies Irae («День гнева» или «День суда»), Agnus Dei («Агнец Божий»). Но потом композиторы взяли тексты «родные» — то есть те же библейские тексты, но на своем языке — немецком, английском. Существует Реквием на русском языке с православными текстами, но об этом подробнее позже.

Многие столетия реквиемы были григорианские хоры, названные так в честь папы Григория I, которому традиционно приписывается большинство псалмов (Григорий I, или Григорий Двоеслов, почитается как в православной, так и в католической церкви). Первый реквиемы, написанные профессиональными композиторами, относятся к 16 веку. На сегодняшний день профессиональными композиторами и музыкантами того времени написано не менее 2 000 произведений. реквиемов — и среди них — одни из мировых шедевров: реквием Верди, Немецкий реквием И. Брамса, «Военный реквием» Бенджамина Бриттена, «Военный реквием» Кшиштофа Пендерецкого и многих других самых известных композиторов мира. реквиемКшиштофа Пендерецкого». Но среди тысяч. реквиемов Самый известный — Моцарта.

Исторический очерк


Интроит (входной антифон) католической заупокойной мессы. Примерная дата создания — IX век. О древности интроита свидетельствуют узкий диапазон мелодии (квинта f-c) и формульность (неоднократно проводится мотив f-g-a-g-f с вариантами).

Изначально, как и обычная месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментального сопровождения.

Начиная с эпохи позднего Возрождения, параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы. Со временем они всё меньше предназначались для церемониального погребения, а были по существу публичными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными не только к смерти человека (как это было изначально), но и ко всякому другому траурному событию (например, реквием памяти жертв войны, природной катастрофы и т. п.). В композиторских реквиемах почти не использовались оригинальные григорианские хоралы, но лишь канонические тексты — в оригинале (то есть по-латыни) и в переводах (на английский, немецкий и др. языки).

Автором первого композиторского реквиема (ок. 1450 г.) считается Иоанн Окегем; впрочем, в его заупокойной мессе используется только ряд текстов из (стабилизировавшегося позднее) молитвословного «канона». Первый реквием с секвенцией Dies irae (текст распет в технике alternatim) принадлежит Антуану Брюмелю (написан во второй половине XV века), причём самая большая по объёму часть Dies irae у Брюмеля впервые образует драматургический центр целой композиции.

Протестантскую заупокойную мессу (на иные, нежели у католиков, тексты) в XVII веке (около 1636 г.) написал Генрих Шютц (Concert in Form einer teutschen Begräbnis-Messe, первая часть сборника Musikalische Exequien, SWV 279).

С XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру (реквиемы не писали протестанты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель; нет реквиемов и у венских классиков Й. Гайдна и Л. ван Бетховена).

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как, например, Реквием Дж. Верди и «Немецкий реквием» И. Брамса (на произвольный немецкий текст). Антонио Сальери свой «Маленький реквием» и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя. Среди других сочинителей реквиемов в XIX в. Ф. Лист, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, А. Брукнер, Г. Форе, А. Дворжак.

В дореволюционной России известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты. Так, в «Военном реквиеме» Бенджамина Бриттена каноническая латынь сочетается с антивоенными стихами английского поэта У. Оуэна.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского). Весьма свободно со структурой обращается А. Г. Шнитке, который (в своём Реквиеме из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос», 1975) изымает отдельные (традиционные) стихи и добавляет (почему-то в самом конце) Credo. У Э. В. Денисова слово «реквием» (в его Реквиеме, 1980) используется и вовсе в риторическом смысле, как нечто в стиле трагической патетики. Денисов совершенно игнорирует традиционную структуру реквиема. Текстовую основу его сочинения образуют (немецкие, французские, английские) стихи современного немецкого поэта Франциско Танцера, в которые Денисов изредка «вкрапливает» канонические латинские фразы («Lux aeterna» в конце).

Некоторые сочинения композиторов XX и начала XXI веков, например, «Аме­ри­кан­ский ре­к­ви­ем» П. Хин­де­ми­та на текст Уолта Уитмена (1946), «Ре­к­ви­ем» Дж. Та­ве­не­ра с фрагментами из Корана и Упанишады (2008), «Реквием» Е. Фирсовой на текст одноимённой поэмы А. Ахматовой (2001) и т. п., хотя и содержат в заглавии слово «Реквием», не имеют отношения к христианской заупокойной мессе.

Тема

Тема народного страдания
раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви
, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения
— память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений — преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии — то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: