Любовь, смерть и купола: о чем говорит русский шансон

Часть хviii. в эфире — шансон. история русского шансона

Образ женщины

Одна из ключевых тем русского шансона — отношения с женщиной. И пожалуй, лишь в этом вопросе наши современники продолжают традиции «праотцов» жанра, в частности Александра Вертинского. Не «дева в беде», а «бедовая дева» зачастую становится объектом желания героя. У того же Вертинского в песне «Марлен» находим такие строки:

В конце XX столетия персонаж петлюровской композиции «Наташка», пытаясь дозвониться до своей любимой, констатирует примерно то же самое:

Петлюру можно считать главным романтиком русского шансона. В большинстве его композиций есть женский персонаж. Однако крайне редко отношения заканчиваются счастливо. Своего апогея эта линия достигает в песне «Алёшка». Повествование ведется от третьего лица, что опять же нетипично для жанра шансона в России. Главный герой, простой русский парень, погибает в пьяной драке от ножа. Запланированная свадьба не состоялась, а девушка Алешки вскоре выходит замуж. Однако главный герой является к своей возлюбленной во сне. Не виня за женитьбу, он утверждает, что убил его новый избранник девушки. В финале драматизм достигает поистине шекспировских масштабов:

В любовных историях Михаила Круга уже не находим такой драматургии и надрыва. В его композициях женщина безучастна к происходящему. Лирический герой «Студентки», например, взаимодействует скорее с окружением девушки, нежели с ней самой:

А в композиции «Не люби ее» группы «БумеR» главный герой и вовсе отказывается от любви, осознавая свое социальное положение и смирившись с тем, что вор и алкоголик не пара для молодой девушки:

В текстах криминальной тематики несчастная любовь к женщине приводит героев к краху. Персонаж песни Мафика «Мерседес», видя, как его возлюбленная выходит замуж за другого, констатирует:

Авторки русского шансона раскрывают эту тему иначе, с позиции другой стороны. Коллектив «Воровайки» почти в каждой композиции поет о тяжелой женской доле. Большинство их персонажей — девушки, по глупости или по любви попавшие в околокриминальный мир. В историях вроде «Не воровка, не шалава» уже мужчины объявляются источником всех бед:

Интересно, что ни в одном произведении русского шансона о возлюбленной не говорится как о матери детей арестанта — герой даже не рассматривает свою избранницу в такой роли. Мать во вселенной блатной песни существует лишь в одном-единственном образе — человека, которому можно поведать всю правду. Зачастую именно она выступает главным проводником между Господом и арестантом. Богородица, пережившая смерть Иисуса, и женщина, ждущая своего сына, — одна из ключевых метафорических параллелей русского шансона. Порой об этом прямо говорится в тексте, как, например, в песне «Икона» группы «Бутырка»:

К началу нулевых окончательно сложился набор тем русского шансона, зачастую откровенно консервативных. Это привело к тому, что уже в 2002 году традиционный концерт «Шансон года» прошел не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском дворце. И на поддержку со стороны власти авторам жанра тоже было чем ответить.

Барды

Параллельно с «блатными» песнями развивалось и так называемое бардовское искусство. Его также можно отнести к жанру городского романса, однако, в отличие от предыдущего стиля, бардовская музыка отличается сложностью и утонченностью, тексты — литературностью, более высоким смысловым наполнением, а исполнители — более высоким уровнем профессионализма.

Самыми известными бардами XX ст. считаются Высоцкий, Окуджава, Розенбаум, Митяев, Лоза и др.

Владимир Высоцкий — пожалуй, самый популярный бард эпохи СССР, которого любят и уважают практически в каждой семье. В своих песнях Высоцкий отображает практически все жизненные ситуации: от шуточных песен, прямо или косвенно касающихся политических событий, блатных, лирических, до песен о войне. Самую большую популярность получили композиции: «Друг», «Моя, цыганская», «Парус», «Спасите наши души», «Человек за бортом» и многие другие. Им свойственна высокая интеллектуально-смысловая нагрузка текстов.

Бардовская песня

Поколение певцов 1960-70-х годов исполняло песни в стиле, часто называемом «авторские песни» (авторские песни) или «бардовские песни» (бардовские песни), которые представляли часто высокоинтеллектуальные и высокополитизированные песни, демонстрирующие характеристики как уличного жанра, так и блатной песни. Хотя артисты не получали государственных средств на развитие и распространение своего искусства, оно все равно быстро распространялось, записываясь и тиражируясь с помощью недавно появившихся персональных кассетных магнитофонов.

Один из самых талантливых исполнителей этого жанра, Владимир Высоцкий, был актером сцены и экрана, который начал заниматься музыкой на стороне. Хотя многое из его творчества можно отнести как к блатному, так и к уличному жанру, в России он наиболее известен как исполнитель бардовских песен. Возможно, он является самым любимым российским певцом современной эпохи. В его песнях сочетались интеллект, оригинальность, невероятная эмоциональность и сила; его грубый голос и стиль игры на акустической гитаре до сих пор мгновенно узнают миллионы россиян по всему миру, и ему подражают тысячи музыкантов, как любителей, так и профессионалов.

Памятники артисту можно увидеть во многих российских городах, включая Самару, Новосибирск и многочисленные статуи в Москве.

Современник Высоцкого Аркадий Северный, хотя и не был так широко популярен, но  общепризнанно считается одной из первых больших звезд жанра шансон. Некоторые даже считают, что он первым использовал термин «шансон» как название жанра. С его отчетливо мужским, пронзительным голосом, стилем, навеянным цыганщиной, и бунтарскими темами и текстами, Северный стал чрезвычайно популярен благодаря своим полулегальным «квартирным концертам».

Оба этих артиста были широко популярны даже среди политиков и членов партии. Говорят, что Леонид Брежнев предпочитал слушать Высоцкого во время полетов на правительственном борту. И Высоцкий, и Северный злоупотребляли алкоголем и умерли в относительно молодом возрасте, но они также установили интеллектуальный авторитет шансона как художественного средства.

Тексты песен: критерий различия между шансоном и шансонье

Шансон: аутентичность и жизненность

Шансон, как жанр, характеризуется неподдельной жизненностью, аутентичностью и открытостью. Главная задача шансонье — передать слушателю настоящую эмоцию и историю, выразить свои чувства и переживания. Тексты песен в шансоне зачастую являются автобиографическими и отражают настоящее или прошлое исполнителя. Можно сказать, что шансон — это музыка народа, которая отображает тяготы и радости жизненного пути.

Шансонье: интеллектуальность и метафоричность

Шансонье, в свою очередь, направлен на более интеллектуальный слушательский контингент. Тексты песен в этом жанре часто содержат многоплановые метафоры, аллегории и символику. Такой подход к написанию песен позволяет артистам играть на эмоциях своих слушателей, создавая клубок разных эмоций, отражающих многомерность жизни и человеческой души.

Общее для шансона и шансонье

Несмотря на различия, шансон и шансонье обладают общими чертами. Они оба увлекают слушателя в мир настоящих чувств и естественной жизни. Тексты песен в обоих жанрах являются одной из главных составляющих, которые убеждают слушателя

Не важно, какой жанр выбирает человек — ему важно, чтобы музыка и слова передавали искренность и историю жизни исполнителя

  • Шансон — музыка народа, отражающая жизненные трудности и радости.
  • Шансонье — это более интеллектуальный жанр, который использует метафоры и символику, чтобы передать эмоции.
  • Но и тот, и другой жанр ориентированы на подлинность и аутентичность исполнителя.

Влияние шансона на культуру и общество

Шансон – это один из самых популярных музыкальных жанров в России, который появился в трудные времена перестройки и стал голосом простых людей. Эта музыка отражает жизнь народа, его трагедии, радости и надежды. Влияние шансона на культуру и общество является значимым, так как он создал свою атмосферу и культуру.

Шансон стал неотъемлемой частью культуры России и других стран СНГ. Он стал знакомым миллионам людей и вошел в их сердца. Шансонность выполняет социальную функцию, утверждая общенародные идеи и стандарты поведения.

Наряду с традиционной русской культурой, шансон вносит свой вклад в формирование идентичности нации. Многие песни о любви, смысле жизни, вере и других базовых ценностях общества, делают его более единственным и цельным.

  • Шансон затрагивает серьезные социальные темы, такие как алкоголизм, наркомания, беременность в молодом возрасте, коррупция и многое другое. Многие песни стали голосом простых людей и подняли актуальный вопрос в обществе.
  • Шансон является социальной критикой и позволяет доступно и понятно изложить проблемы, которые затрагивают каждого жителя нашей страны.
  • Шансон – это один из немногих жанров, который тесно связан с историей России и традиционными ценностями. Он показывает, что нелегкая жизнь не только существует, но и может быть прекрасна, если на нее смотреть с другой стороны.

Таким образом, шансон влияет на культуру и общество, формирует ценности и идентичность, и поднимает своим голосом актуальные вопросы в обществе. Он остается популярным и любимым многими поколениями нашей страны.

XV—XVI века[править]

В узком смысле, шансоном называется полифоническая французская песня XV—XVI веков. Ранние шансоны сформировались из таких жанров народной музыки, как баллады, рондо, искусства трубадуров. Первым значительным композитором шансонов был Гийом де Машо(XIV век).

В XV—XVI веках шансон испытал влияние нидерландской полифонической школы. В этот период шансон становится одним из самых значительных жанров Возрождения. Полифонические шансоны многообразны по тематике, их музыке свойственно использование популярных народных или профессиональных мелодий. Иногда эти мелодии могли звучать одновременно в полифоническом соединении. Нередко применялся техника канонов, в том числе двойных и бесконечных. Жанекен создал программные шансоны с звукоподражательными приемами.

Популярные французские певицы

С французской музыкой во все времена будет в первую очередь ассоциироваться Эдит Пиаф
. В цивилизованном мире не существует человека, который не слышал неповторимый голос этой гениальной женщины.

Настоящее имя певицы и актрисы Джованна Гассион, родилась она в 1915 году. Детство и юность будущей мировой звезды прошло в ужасающей нищете и лишениях, именно это стало причиной слабого здоровья, которое доставляло певице страшные мучения на протяжении всей жизни и послужило причиной преждевременной смерти.

Песни «Milord», «Padam Padam», « Non Je Ne Regrette Rien» известны практически каждому, независимо от возраста и музыкального вкуса.

Блистательная неизменно привлекала внимание публики неординарными вокальными данными, скандальными событиями и насыщенной личной жизнью.

Патрисия Каас
является одной из самых ярких и интересных певиц нашего времени. Несмотря на то, что певица причисляется к жанру шансон, ее стиль с присущим только французам шармом соединяет в себе шансон, джаз и поп-музыку.

Именно в этом и заключается особый стиль Патрисии Каас, певица смогла перемешать стили несовместимые, и у нее это получилось очень вкусно.

Мир увидело 10 альбомов, каждый из которых является эталоном утонченного вкуса и высокого мастерства. Певица очень много гастролирует и дает концерты по всему миру.

Из открытий нашего века очень ярко пылают на небосклоне звездочки современных французских певиц , считающейся одной из самых перспективных молодых певиц, и ZAZ
, смешивающей очень смело и талантливо шансон, фолк, джаз и акустическую музыку.

Конечно же, вышеупомянутыми певцами и певицами список талантливых и популярных музыкантов Франции не ограничивается.
Подробнее о классических и современных исполнителях, представителях рок и рэп направлений
Эта страна подарила миру невероятное количество очень качественной и прекрасной музыки. Слушая ее, мы имеем возможность прикоснуться хотя бы на минуту к неповторимому и утонченному миру грации и шарма.

Характеристика тюремного шансона

Музыка «блатных» песен проста и незатейлива, в отличие от их французского тезки. Начала зарождаться в 30-х гг. Само слово «блат» переводится как «взятка», «шелестящие купюры».

Состав коллективов в основном стандартный: вокал, бас, клавиши (синтезатор), ударные, может быть еще ритм-гитара.

Форма музыки песенно-куплетная, гармоническую основу составляют 3-4 аккорда, мелодии несложные и легко запоминающиеся, простые ритмические рисунки.

Все это делает песни такого рода шансона легко воспроизводимыми — их могут петь и играть все, кто хоть немного знаком с каким-либо инструментом.

Россия — мировой рекордсмен по количеству тюремных заключенных (на каждые 100 тыс. человек более 700 лишенных воли), сами зеки, и те, кто с ними соприкасается, являются поклонниками «блатных» песен, чем и объясняется популярность данного стиля.

Существует и так называемый военный, или афганский, шансон — песни о войне в Афганистане, Чечне, Дагестане, поклонниками которого становятся ветераны вышеперечисленных войн и их близкие.

Дворовый романс

Более мягкий из этих жанров включает в себя «уличный жанр» или «дворовый романс». Песни создавались и исполнялись самодеятельными певцами/авторами, которые рассказывали о своей жизни, любви, текущих событиях и обо всем остальном, что касалось советского общества. Их музыка обычно включает гитару, на которой они играют сами. Эта музыка отличалась эмоциональным, романтическим и/или комическим текстом и подачей – все зависело от контекста и что хотел донести исполнитель.

Некоторые исполнители дворового романсе достигли звездной славы при коммунистах, получив поддержку как со стороны населения, так и со стороны советских властей, которые признали их как своего рода подлинную «народную музыку», при условии, что песни избегали политики или поддерживали советские идеалы. Такие артисты, как Леонид Утесов, Александр Вертинский и Вадим Козин, во многом определяли популярную культуру 1920-х, 30-х и 1940-х годов, не только создавая песни, но и часто снимаясь в кино и участвуя в других культурных мероприятиях.

Леонид Утесов руководит выступлением “Государственного джаза РСФСР” в Москве, 1945 год. Медаль, которую он носит, скорее всего, является орденом Трудового Красного Знамени, одной из высших наград СССР.

Блатняк

Другим, более мрачным родителем шансона была «блатная песня». «Блат» — это русское слово, обозначающее сложную систему личных связей и обмена любезностями, которые составляли основу повседневного взаимодействия между советским правительством и его гражданами. В прилагательной форме «блатной» это слово может обозначать практически все криминальное.

Те песни рассказывали о жизни воров, фальшивомонетчиков, мелких и закоренелых преступников, политических диссидентов, часто прослеживая судьбу человека от ареста до отправки в тюрьму или на каторгу в сибирские ГУЛАГи. Они часто рассказываются от первого лица, герой вспоминает о своем прежнем образе жизни, нынешнем положении, об освобождении и возвращении в общество.

Именно из блатной песни нансон заимствовал свой характерный жаргон и большую часть своей репутации. В советскую эпоху миллионы и миллионы людей были «высланы» в Сибирь. Там терминология этой уникальной музыки была сформирована на основе тюремного сленга, который складывался веками. Те мужчины и женщины, которые вернулись из ГУЛАГа, часто продолжали петь, возвращая музыку в городские массы. Некоторые слушатели были шокированы и смущены сложными жаргонизмами, но многие другие находили их привлекательными, и по мере роста популярности андеграундный жанр смешивался с более популярным.

Что такое шансон?

Шансон — один из наиболее популярных музыкальных стилей в России на сегодняшний день. Заключает в себе много различных направлений: от «блатных» воровских песен — до творчества Михаила Шуфутинского, Александра Розенбаума, Александра Маршала и др. Сегодня можно слушать шансон бесплатно, во всех его проявлениях, на различных сайтах в Сети.

В переводе с фр. слово «шансон» означает «песня», «уличный романс». Этот жанр возник еще в эпоху Средневековья и имел несколько направлений:

Крестьянская хоровая песня.

Принято считать, что сам шансон возник как крестьянское народное хоровое искусство, когда жители сельской местности слагали песни о своей доле и исполняли их вместе по вечерам. Позже, вследствие урбанизации, вместе с жителями села была переселена в город и их самобытная музыкальная культура. Песни подобного рода, чаще всего выбирая творения шуточного характера, стали активно исполнять в распространенных в то время кабаре. В них часто выступали шансоньетки — певицы, исполнявшие в основном веселые, незатейливые песенки шуточного характера.

Куплеты разбойников.

Еще одна ветвь стиля — песни разбойников о своей удали, силе, удачно завершенных делах, любовных похождениях и т. д. Творчество подобного рода было распространено и в России — народ слагал песни о Емельяне Пугачеве, Григории Отрепьеве и т. д.

Городской романс.

Песни о жизни простых парижан с их трудностями и радостями, любовная лирика. Позже городской романс превратился в профессиональное искусство с красивыми, сложными и утонченными музыкой и текстами. К самым известным шансонье, исполняющим в основном авторские песни, относятся Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Патрисия Каас, Заз и другие профессиональные музыканты.

Русский шансон

После распада Советского Союза шансон официально вошел в массовую культуру, и новые российские предприниматели попытались извлечь выгоду из уже широко распространенного спроса на музыку такого рода. Кроме того, многие историки российской поп-культуры указывают на рост числа заключенных и уровня преступности в 1990-х и начале 2000-х годов, который совпал с широкой популяризацией криминальной культуры. Такие телевизионные минисериалы, как «Бригада», показывали преступников в положительном свете. В это же время в России широко распространилась американская рэп-музыка, с которой шансон часто сравнивают по склонности к восхвалению криминальной жизни. В России вошли в моду и другие предметы, открыто ассоциирующиеся с криминальным миром, такие как показные золотые украшения и часы, кожаные куртки и черные BMW.

Маркетинг музыки шансон также стал ориентирован на все более широкую аудиторию, среди которой было много тех, кто только недавно почувствовал вкус к этому жанру. Серийные издания «Легенд шансона» хорошо продавались, даже если многие из музыкантов, представленных на них, были относительно неизвестны в кругах шансона или их творчество лежало в другой плоскости (вот зачем Николай Басков полез в шансон???). Можно также сказать, что по мере популяризации и коммерциализации жанра лирический акцент на творческий и интеллектуальный социальный комментарий был заменен шоковой ценностью «блатных» тем и языка.

Единство шансона и криминального мира, пожалуй, лучше всего иллюстрирует жизнь и смерть Михаила Круга. Известный своим выразительным, проникновенным голосом и склонностью петь на самые противоречивые темы в песнях, изобилующих тюремным сленгом, он стал одной из самых популярных звезд своего времени. Он продал миллионы компакт-дисков и получил прозвище «Король шансона». Однако его связи с преступными группировками также были широко известны, и его жизнь и стремительная карьера оборвались, когда он был убит в собственном доме. Однако его смерть только укрепила его место в истории российской поп-культуры и помогла начать карьеру Ирине Круг, его вдове, когда она выпустила альбом песен о любви, посвященных ее покойному мужу.

Радиостанции, специализирующиеся на воспроизведении «Шансона», долгое время баловали своих слушателей спорными песнями с нецензурной лексикой. Однако в последнее время ситуация начала меняться. По всей стране станция «Радио Шансон» была излюбленной станцией водителей общественного транспорта, то есть большая часть населения города слушала ее передачи в определенное время в течение дня. После многочисленных жалоб, последовавших на откровенное содержание языка, городские власти стали вводить локальные запреты. Например, в Екатеринбурге, куда приезжают многие бывшие заключенные, освободившиеся из уральских исправительных учреждений, и который является оплотом шансона, возникла та же проблема, и чиновники решили закрыли волну. Однако потом изменили свое решение, а вот Новосибирску и Перми не повезло: там частоты были отобраны. Эти противоречия, в дополнение к давлению со стороны все более консервативной общественности и рекламодателей, побуждают радиостанции изменять свои плей-листы.

Публика начинает отдавать предпочтение менее криминальному шансону. У Андрея Бандеры стиль гораздо ближе к поп-музыке, чем хотелось бы многим закоренелым любителям шансона. Голос Бандеры плавный и ласковый. Его песни преимущественно лиричны, включают в себя нежные мелодии и сосредоточены в основном на восхвалении красоты русской природы и женщин. Михаил Шуфутинский, которого многие считают нынешним «королем шансона», по-прежнему обладает грубым голосом, ассоциирующимся с жанром, но при этом делает упор на песни о любви и патриотизме, переделывает классические бардовские песни и даже иногда поет на еврейские темы.

Образ тюрьмы

Отец-основатель русского шансона Александр Новиков, сам «отмотавший» срок, в своем раннем творчестве использовал образ тюрьмы как метафору полного краха привычного уклада жизни. Его лирический герой из песни «Я вышел родом из еврейского квартала…», попав в криминальный водоворот, всеми путями пытается избежать уголовного преследования:

Однако спустя десять лет после выхода культовой пластинки новый герой отечественного шансона Михаил Круг в альбоме «Жиган-лимон» предлагает иную трактовку этого образа. Отныне тюрьма — фатум, неизбежность. Из песен почти полностью исчезает предыстория попадания в места заключения.

Герои Круга — арестанты уже в исходной точке своего существования.

Поэтому главным мотивом повествования становится желание безымянного ЗК вернуться домой. Для демонстрации этого автор даже готов отказаться от стихотворной формы и завершает песню «Кольщик» прозаическим обращением к матери:

Похожий образ тюрьмы в своих песнях создает другая звезда отечественного шансона тех лет Петлюра. Герой композиции «Стена», подобно персонажу альбома «The Wall» Pink Floyd, рифмует в сознании реальную стену тюрьмы и воображаемую преграду, отделяющую его от идеализированного мира, где он «хотел бы щас пройти по всем дорогам, что бродил». Однако в родном отечестве сделать это герою не под силу:

Кульминацией развития образа стала композиция Ивана Кучина «Судьба воровская». Лирического героя арестовывают, но он относится к этому с должным смирением. Автор не допускает иного развития событий в судьбе персонажа.

Постепенно тюрьма из института наказания в работах русских шансонье превращается в школу жизни. Эта линия отчетливо прослеживается в творчестве коллектива «Бутырка». В песне «Аттестат» авторы, рассказывая историю трагической школьной любви, приводят персонажа к осознанию, что грядущий срок — это тоже своего рода «школа».

Русский шансон[править]

В русском языке термин «шансон» был заимствован в конце XX века на определение широкого круга песен, связанных с тематикой криминального мира. В известной степени объединяющей чертой русского и французского шансона является их повествовательный характер, в большей степени сближает их с балладами, чем с поп-музыкой.

Утечкой российского шансона является прежде блатная песня, до развала СССР существовала лишь в подполье и была официально запрещена (или не поощрялась) для публичного исполнения. Предшественниками русского шансона называют также городской романс (начало XX века), бардовской песне и т. Популяризатором этого жанра в России выступило радио «Шансон», которая в 2001 году начала премию «Шансон года», церемония вручения которой ежегодно проходит в Государственном кремлевском дворце. Блатная песня распространена и в других странах бывшего СССР: например, на Украине известен певец Ерко.

Образ веры

Главный прикладной символ веры заключенного в русском шансоне — купола. Он кочует из песни в песню и связывает красной нитью и исповедальные произведения, и композиции о быте арестантов. В системе тюремных татуировок церковные купола обозначают количество «ходок», и у отечественных шансонье это образ-символ, способ показать состояние души человека. Вот как использует его Михаил Круг в песне «Купола»:

Вторит своему предшественнику и звезда «постшансона» Стас Михайлов в «Джокере»:

Однако открытый разговор о вере рискуют заводить далеко не все авторы. На общем фоне выделяется тот же Михаил Круг. Многие его песни проникнуты экзистенциальным мироощущением, характерным для трудов Серена Кьеркегора. Постулат «дух, как и бог, несводим к эмоциям» отчетливо звучит в «Кольщике»:

Лирический герой Круга, желая увидеть мать, осознает тщетность своих надежд, но даже в миг абсолютного отчаяния не допускает эмоциональной исповеди. Безымянный рассказчик — рыцарь веры. Несмотря на тягостные обстоятельства, он убежден, что именно его Бог отведет от беды.

«Особость» бытия — одно из «общих мест» русского шансона. Например, в песне «Не плачь» группы «БумеR» персонаж уверен в том, что ниспосланные Всевышним испытания — гарантия возвращения домой:

Но несмотря на сложившуюся религиозную философию, авторы стремятся в первую очередь рассказывать реальные «истории из жизни». Такую формулировку активно использовали создатели радио «Шансон», появившегося в 2000 году. До сих пор эта станция стабильно входит в тройку самых прослушиваемых в стране. Еще один ее лозунг — «Музыка вокруг стихов» — подтверждает тезис о первичности текста и человеческих историй в этом жанре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: