Созвучие особого назначения

Л.в бетховен «симфония №9»: история, видео, интересные факты, слушать, сочинение

Содержание «Симфонии №5»

Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.

Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери». Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:

  • I часть сочинена в форме сонатного allegro с медленным вступлением.
  • II часть представляет собой двойные вариации.
  • III часть – это драматическое скерцо, которое отражает жанрово-бытовую направленность.
  • IV часть является финалом, написанным в форме сонатного allegro с кодой.

Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:

  • В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем.
  • Вторая часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
  • В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
  • Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе».

Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.

Содержание «Симфонии №9» Бетховена

Девятая симфония (d-moll) – это венец эпохи Просвещения. Классичность проявляется, прежде всего, в традиционно выверенной циклической форме, состоящей из четырех частей:

12 стр., 5600 слов

Людвиг ван Бетховен

… Бетховена и тема природы (6 симфония «Пасторальная», соната № 15 «Пасторальная», соната № 21 «Аврора», 4 симфония, многие медленные части сонат, симфоний, квартетов). Бетховену … 22 вариационных цикла (в т.ч. 32 вариации c-moll); Багатели (в т.ч. «К Элизе»). Камерно-ансамблевая … 7 симфонии, финал сонаты «Аврора», когда после долгих страданий и борьбы наступает момент торжества и радости. Гармония. При …

  1. Allegro ma non troppo, un poco maestoso (d-moll)
  2. Molto vivace (d-moll)
  3. Adagio molto e cantabile (B-dur)
  4. Presto (d-moll — D-dur)

Выбранные тональности не случайны. Ре минор рассматривается как олицетворение скорби и печали. Постепенно напряжение снимается появлением Си-бемоль мажора, который знаменует и символизирует Веру, Надежду и Любовь, как опору всего в этом мире. Завершается грандиозная композиция ликованием в Ре мажоре, который принято соотносить с понятиями радости, счастья и жизни.

Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки. Так классическая симфония расширяет собственные границы, постепенно, поэтапно трансформируясь в кантату. Многие музыкальные исследователи рассматривают финальное сочинение Бетховена, как «мессу», повествующую о Ветхом Завете. Произведение сочинялось параллельно с Торжественной мессой, и связано с ним неразрывными узами.

Использование музыки Симфонии №5 в кинофильмах

Нельзя отрицать, что атмосфера триумфа и преодоления, переданная в музыке, а также ощущение напряжения в мотиве судьбы могут стать отличными инструментами для эмоционального окрашивания определенных моментов в кинематографе. Возможно, именно поэтому многие современные режиссеры используют произведение в собственных работах.

  • «Неуклюжая» (2014)
  • «Специальное издание коллекционера» (2014)
  • «Живые внутри» (2014)
  • «Штурм белого дома» (2013)
  • И всё же Лоранс (2012)
  • «Другая сторона рая» (2009)
  • «Будь что будет» (2009)
  • Рождество с неудачниками (2004)
  • Шашлык (2004)
  • Питер Пэн (2003)
  • Фантазия 2000 (1999)
  • Знаменитость (1998)
  • Как я провел свои каникулы (1992)

Бетховен – Симфония № 6

Яков Кацнельсон, пианист

Эта симфония интересна тем, что раскрывает для многих новое лицо Бетховена, не борющегося и героического, а совершенного иного.

Яков Кацнельсон. Фото – Ирина Шымчак

Именно в “Пасторальной” симфонии запечатлена квинтэссенция его второго я: ярко выраженный пантеизм, дионисийское начало, слияние с природой и в меньшей степени развитие конфликтов и коллизий, хотя, конечно, и они присутствуют здесь, как и в любом другом сочинении Бетховена.

Он написал Шестую симфонию уже после “Гейлигенштадского завещания” и моментов жуткого отчаяния в жизни. Первая его симфония была окончена в 1800 году, когда композитору исполнилось 30 лет. “Пасторальная” появилась восемь лет спустя.

Для Бетховена очень несвойственно такое программное сочинение. Каждая часть имеет свой заголовок: первая – “Радостные чувства по прибытии в деревню”, вторая – “Сцена у ручья”, третья – “Веселое сборище поселян”, четвертая – “Гроза. Буря”. Завершает все “Пастушья песня”, где слышатся переклички альпийский горнов. В этой части присутствует особый дух, который сложно описать словами. Музыка же всей симфонии отличается особенной интимностью.

Впервые я услышал ее в записи в исполнении Отто Клемперера. Ну и конечно, Бетховен Вильгельма Фуртвенглера остается самым любимым и непревзойденным по свойственному этому дирижеру особому дыханию и музыкальному времени. Его исполнение рождает во мне удивительное детское ощущение – словно тебя подхватывают на руки и куда-то уносят, в том числе и от самой симфонии Бетховена.

В одиннадцать лет я слушал “Пасторальную” в Барселоне, где играл Лейпцигский оркестр с Куртом Мазуром за дирижерским пультом. Помимо Бетховена в программу была включена и Первая симфония Малера, что тоже произвело меня меня сильное впечатление.

Л. ван Бетховен, Симфония №6 фа мажор, “Пасторальная”. Берлинский филармонический оркестр, дирижер Вильгельм Фуртвенглер:

Кстати

Два юбилея Павла Сорокина

В Финляндии представят неизвестные редакции сочинений композитора Яна Сибелиуса

На фестивале «Gnessin Air» пройдет концерт «Труба в кругу друзей»

«Совершенство барокко» продемонстрируют на фестивале «Gnessin Air»

В Москве пройдет новая лекция проекта “Пётр Чайковский. Шедевры”

На фестивале «Gnessin air» гобоисты пригласят публику танцевать

Симфонический оркестр

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Челеста

Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

Орган

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа, фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин.

Клавесин

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Интересные факты


Игорь Стравинский

В 1944 году русский композитор Игорь Стравинский попал в американскую тюрьму! А всё из-за аранжировки национального гимна США. Творческий порыв композитора не оценила ни публика, не высокопоставленные лица. Впервые он свою версию гимна с Бостонским оркестром исполнил зимой 1944 года. Публика слушала молча и, по воспоминаниям самого Стравинского, не подпевала вообще, что удивило его… На следующий день предстоял второй концерт, но он не состоялся: в гримёрке музыканта появился полицейский, который выдвинул Стравинскому обвинение за «манипуляции с национальным достоянием».


Рихард Вагнер

Историки утверждают, что Рихард Вагнер оказывал огромное влияние на Гитлера, вернее – его музыка.


Карло Джезуальдо

Одним из самых безумных композиторов в истории стал Карло Джезуальдо. Его музыкальные творения отличались на фоне всего того, к чему привыкла публика. У Джезуальдо были серьёзные психические расстройства, и в порыве гнева он совершил расправу над своей неблаговерной супругой и её любовником. Потеряв своего 5-летнего сына, на закате жизни композитор стал затворником и полностью «растворился в музыке и своём безумстве».

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн.

Й. Гайдн

А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен. Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью

Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

К. Шлоссер “Бетховен за работой”

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер,  Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Романтики – консерваторы и антиглобалисты

Второе обстоятельство, которое непременно надо учитывать, рассуждая о симфониях эпохи романтизма, – это уже упоминавшееся мною всеобщее преклонение перед Бетховеном. Стремление соответствовать высоким бетховенским стандартам привело к мощному «замораживанию» формы, продержавшейся неизменной почти сто лет.

Вот так должна была выглядеть типичная романтическая симфония:

Первая часть. Суровое (вариант: безмятежное) медленное вступление, затем энергичная главная тема, затем «светлая», «лирическая» и «напевная» побочная, затем динамичная разработка, затем реприза, а в конце торжествующая кода (торжествовать могут как светлые, так и тёмные силы).

Вторая часть. Безмятежное, созерцательное адажио, напоённое звуками природы, дышащее спокойствием и порой подёрнутое лёгкой грустью.

Третья часть. Искромётное (вариант: зловещее), остроумное скерцо.

Четвёртая часть. Безудержный торжественный финал, сверкающий весельем. Колоритные народные мотивы утверждают торжество света, радости, любви – в общем, триумф воли, человеческого духа и разума! Использование народных мелодий в финале было допустимой в приличном обществе «антиглобалистской» выходкой, и быстро сделалось самым настоящим штампом.

Итак, практически весь XIX в. композиторы занимались тем, что упражнялись в сочинении подобных опусов и соревновались, чьё написанное по данному трафарету сочинение будет лучше. Иногда меняли местами вторую и третью части (как Бетховен!), иногда писали больше четырёх частей и давали частям литературные заглавия (тоже как Бетховен!) Возможно, именно поэтому великий композитор-реформатор Вагнер практически не писал симфоний. Так, написал одну по молодости, а потом бросил это скучное занятие.

О том, что жанр симфонии устарел и нуждается в кардинальном обновлении, говорили многие. Например, русские композиторы «Могучей кучки» во главе со своим «идеологом» Владимиром Стасовым. Однако и в России дальше разговоров дело не пошло. Тот же глава «кучкистов» Милий Алексеевич Балакирев написал две очень хорошие, но совершенно «правильные» симфонии.

Петр Ильич Чайковский

Разумеется, изображать творчество великих симфонистов XIX в. как упёртых и нетворческих рутинёров было бы вопиющей несправедливостью. И всё же нельзя не признать, что инерция формы была очень велика. Даже самые прозорливые из композиторов второй половины столетия – в первую очередь Брамс, Брукнер, Чайковский – направляли свою фантазию главным образом на то, чтобы наполнить старую форму новым содержанием. Нетрудно догадаться, однако, что от этого нового содержания старая добрая форма начала предательски трещать по швам.

Вместе с тем шла плавная эволюция симфонического оркестра. Какие-то инструменты не «прижились», вместо них вводились новые. Общий состав потихоньку увеличивался, приближаясь к сотне музыкантов. В итоге, как я уже писал, к концу столетия симфонический оркестр стал универсальным инструментом, способным к передаче самых тонких чувств и настроений, к созданию каких угодно звуковых эффектов.

И вот на рубеже XIX и XX столетий симфоническая форма не выдержала всех накопившихся перемен и претерпела большой взрыв. Симфония росла, увеличивалась в размерах, в составе исполнителей и лопнула в конце концов. Из-под гнёта вырвались на свободу целые ни на что не похожие миры – такие как симфонии Малера или Скрябина, – а из обрывков старой оболочки стали шить как вошедшие в моду костюмчики в стиле «ретро» (пример: «Классическая симфония» Прокофьева), так и порой ни на что не похожие вещи.

Каноны рухнули, а новых не появилось. В итоге симфониями стали называть вообще всё что угодно: произведения для любых составов, любой формы и с любым количеством частей. Восьмая симфония Малера, например, занимает всю программу концерта, и в её исполнении задействовано около тысячи человек.

А некоторые симфонии Галины Уствольской (единственной женщины, бывшей ученицей Шостаковича) длятся меньше десяти минут и рассчитаны, подобно камерным ансамблям, всего на нескольких исполнителей

Названием «симфония» в данном случае автор просто хотела уведомить слушателей, что считает это произведение крайне важной частью своего творчества

Вот такая удивительная эволюция понятия и жанра.

Моцарт – Симфония № 25

Филипп Нодель, доцент, преподаватель по классу гобоя в МГК

Это первая из двух минорных симфоний Моцарта. Другая, тоже соль-минорная, знаменитая Сороковая, как часто бывает с хитами, затмила собой предыдущие сорок, большинство из которых редко звучат на концертах.

Филипп Нодель. Фото – facebook.com/PhilipNodel

А между тем, 25-я симфония – настоящий шедевр. Именно эта музыка звучит в самом начале фильма Милоша Формана “Амадей”. Моцарт часто использует минор для выражения скорби или меланхолии, но здесь царит настоящий Sturm und Drang – “Буря и натиск”, отсылающий нас к сентиментализму, “первому Романтизму”, в котором творил К. Ф. Э. Бах.

Синкопы, резкие контрасты нюансов и темпов, тремоло струнных – все это способствует напряженности и драматизму. Примечателен духовой состав оркестра – два гобоя, две пары валторн, два фагота. Последние нежно перекликаются со струнными в безмятежной второй части, написанной в духе Гайдна.

Трио менуэта – яркий пример ранней моцартовской harmoniemusik, отсылающей к его дивертисментам для шести духовых инструментов. Тема финала напоминает не то моравский танец, не то фрейлехс, и снова возвращается бурный драматический характер первой части.

Моцарту было всего всего 17 лет, когда он закончил 25-ю симфонию, каждый раз поражаешься – как можно написать такой шедевр в столь юном возрасте…

В. А. Моцарт, Симфония №25 соль минор KV 183. Оркестр “English Concert”, дирижер Тревор Пиннок:

«Симфония 5» (Дмитрий Шостакович)


Дмитрий Шостакович

На дворе 1937 год – Советская Россия переживает смутные времена: политические репрессии, голод и исправительно-трудовые лагеря… Сталин, как известно, был большим ценителем – в основном, он отдавал предпочтение воодушевляющей народной музыке. Когда Шостакович выпустил «Леди Макбет Мценского уезда», явно не в этом стиле, в «Правде» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки», осуждающая оперу. Статья не была подписана, но многие считали, что её написал сам Сталин.


Иосиф Сталин

Вместо того чтобы отвлечься, композитор сделал свою следующую симфонию полной неразрешённого напряжения и даже включил в темы отсылки к ненавистной «Леди Макбет»!

Незадолго до премьеры на репетиции появился советский чиновник. Неизвестно, что было сказано потом, но произведение вскоре было отозвано Шостаковичем, и премьера состоялась только после смерти Сталина и его осуждения Хрущёвым, то есть примерно через 25 лет после того, как Симфония была написана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: