Гектор берлиоз

Гектор берлиоз краткая биография. гектор берлиоз. музыкальный справочник: композиторы трактат о современной инструментовке и оркестровке

Интересные факты о композиторе

  1. Гектор обожал свою жизнь, поэтому самые яркие события он перенёс в личные мемуары. Это один из немногих маэстро, который оставил после себя такую подробную биографию.
  2. Ему посчастливилось познакомиться с Никколо Паганини. Последний попросил для него написать концерт для альта с оркестром. Он выполнил заказ, и вскоре Никколо выступал с симфонией «Гарольд в Италии».
  3. В поиске дополнительного заработка он работал в одной из Парижских библиотек.
  4. Некоторые произведения ему снились, он вставал утром и переносил их на бумагу.
  5. Он внёс ряд инноваций в методы дирижирования. Интересно, что некоторые используются и в наше время.

Цитаты

  • Время – великий учитель. Жаль только, что оно убивает своих учеников.
  • Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
  • Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
  • Бах – это Бах, как Бог – это Бог.
  • Ах! Как талантлив буду я завтра!
  • К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Пока не поздно избрать другую профессию. (начинающему композитору, попросившему оценить его сочинения) Сказать по правде, когда я был в вашем возрасте, мой профессор говорил мне то же, что я сейчас – вам.
  • Во Франции все обожают музыку, но никто ее не любит.
  • Выпьем за наших любовниц… из черепов их любовников!

[]

[]

[]

[]

Творчество

Творческая деятельность Берлиоза разнообразна. Он сочинял симфонические произведения и оперы, увертюры, кантаты, сочинения для концертов. Однако не все его произведения оценивались публикой.

Композитор большое внимание уделял музыкознанию, работе с оркестром, его гармоническим и ритмическим особенностям. Он обогатил тембровую драматургию, используя оригинальные сочетания тембров, необычные музыкальные инструменты

В 1843 году Берлиоз издал фундаментальную работу об искусстве инструментовки.

Значительную долю в творчестве музыканта занимала дирижерская деятельность, в том числе с оркестром Парижской консерватории, на многочисленных концертах.
Современники отмечали большое дирижерское мастерство. Его считают одним основоположников сегодняшней дирижерской школы.

Берлиоз является автором фундаментального теоретического труда, посвященного искусству дирижера. Несколько десятилетий в специализированных газетах и журналов он регулярно публиковал талантливые критические статьи и фельетоны. Его музыкально-критическая работа являлась основным источником дохода.

В литературном наследии Берлиоза особое место занимают его мемуары. Здесь в блестящем литературном стиле изложена его автобиография, показана широкая панорама жизни творческой элиты.

Детские годы

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Мать будущего композитора была ревностная католичка, а отец — убежденный атеист. Луи-Жозеф Берлиоз не признавал никаких авторитетов и старался привить свои взгляды детям. На формирование жизненных интересов старшего ребенка в семье — Гектора — в большей степени оказал влияние именно он. По профессии врач, Луи-Жозеф интересовался искусством, философией, литературой. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил играть его на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепьяно, считая, что это может отвлечь от главной цели — стать врачом.

Первые произведения Hector Berlioz

Педагог сумел донести к Гектору информацию о тонкостях составления композиции, и вскоре он написал первые сочинения. К сожалению, до наших времён их не удалось сохранить. В это время он даже написал статью, в которой пытался защитить национальную музыку, от итальянской. Берлиоз сделал акцент на том, что французские композиторы ни чем не хуже маэстро Италии, и вполне могут составить им конкуренцию.

К тому времени он уже твёрдо решил связать свою жизнь с музыкой. Несмотря на это, отец настаивал на получении высшего образования и дальнейшей медицинской деятельности.

То, что Гектор Берлиоз ослушался главу семейства, привело к уменьшению жалования. Но, маэстро не боялся нищеты. Он готов был питаться сухарями, лишь бы заниматься музыкой.

Трактат о современной инструментовке и оркестровке.

Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением — «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, — фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники».
Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета­ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…».

Симфонии

  • Фантастическая симфония
    Op.14, H 48 (Symphonie fantastique
    , 1830)
  • Гарольд в Италии
    Op.16, H 68 (Harold en Italie
    ) — для альта с оркестром (1834)
  • Ромео и Джульетта
    — симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839).
  • Траурно-триумфальная симфония
    Op.15, H 80a, b (1840)

Увертюры

  • Тайные судьи
    H 23d (1826)
  • Уэверли
    H 26 (1826-1828)
  • Буря
    (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830)
  • Король Лир
    Op.4, H 53 (1831)
  • Роб Рой
    H 54 (1831)
  • Бенвенуто Челлини
    H 76b (1838)
  • Римский карнавал
    Op.9, H 95 (1844)
  • Корсар
    Op.21, H 101 (1846-1851)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1860-1862)

Концертные произведения

  • Rêverie et caprice
    — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841)
  • Марш к последней сцене Гамлета
    H 103 (1844)
  • Марш троянцев
    H 133b (1864)

Кантаты

  • Греческая революция
    (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833)
  • Смерть Орфея
    H 25 (1827)
  • Эрминия
    H 29 (1828)
  • Клеопатра
    H 36 (1829)
  • Смерть Сарданапала
    H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830)
  • 5 мая
    Op.6, H 74 (1831-1835)
  • Эригона
    (сохранился только фрагмент) H 77 (1835-1838)
  • Hymne à la France
    H 97 (1844)
  • Chant des chemins de fer
    H 110 (1846)
  • L’Impériale
    Op.26, H 129 (1854)
  • Le Temple universel
    Op.28, H 137 (1861)

Оперы

  • Тайные судьи
    H 23 (сохранились только фрагменты) (1825-1834)
  • Бенвенуто Челлини
    Op.23, H 76a (1838)
  • La nonne sanglante
    H 91 (не окончена) (1841-1842)
  • Осуждение Фауста
    Op.24, H 111 (La Damnation de Faust
    , 1846)
  • Троянцы
    H 133a (Les Troyens
    , 1863)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1863)

Хоровые произведения

  • Торжественная месса (Messe Solennelle
    ) H 20 1824
  • Реквием
    Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts
    , 1837)
  • Te Deum
    Op. 22, H 118 1848-1849
  • Оратория Детство Христа
    Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853-1854)

Краткая биография

Родился в Бургундии (район Франции). По настоянию отца-врача начал изучать в Париже медицину и одновременно поступил в консерваторию, что вскоре привело к конфликту с семьей. После трех неудачных попыток, когда жюри отвергло его сочинения, Берлиоз решает полностью посвятить себя музыке. В 1830 году ему присуждают Римскую премию. К этому времени он начинает усиленно писать музыку, и занимается музыкальной критикой (его дебют в прессе состоялся еще в 1823 году). Резкие замечания, высказываемые им в статьях и рецензиях, не раз мешали ему в его музыкальной карьере. С 1840 года он начинает свое турне по Европе, выступая как дирижер с концертами, на которых исполнялись его произведения. Во время гастролей он побывал в Германии, Австрии и дал несколько концертов в России. С 1852 года Берлиоз, поселившись в Париже, занимает должность библиотекаря Парижской консерватории. В 1856 году ему присваивают звание члена Французской академии.

Берлиоз является создателем нового музыкального жанра — симфонической поэмы, которая с этого времени стала очень популярной среди композиторов 19 века. Кроме того, им первым была создана увертюра как самостоятельное произведение, не связанное ни с оперой, ни с ораторией.

В его творческое наследие входят: «Фантастическая симфония», симфонические поэмы (в т. ч. «Ромео и Джульетта», «Гарольд в Италии»), кантата «Осуждение Фауста» (со знаменитым «Маршем Ракоци»), оперы (в т. ч. «Троянцы») и другие вокальные и инструментальные произведения. Сохраняя классическую мелодию, композитор пользуется всеми техническими завоеваниями эпохи романтизма. Ему особенно близка программная музыка, хотя многие из его произведений и написаны в классической форме, столь характерной для музыки непрограммной.

Музыка Берлиоза отличается великолепной инструментовкой. Не случайно его принято считать, наряду с Н. А. Римским-Корсаковым и Р. Штраусом, крупнейшим мастером инструментовки.

Произведения

Гектор Берлиоз остался в истории музыки как яркий представитель романтической эпохи 19 века, которому удалось связать музыку с другими видами искусства.

Творчество

Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.

На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный реквием.

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859).

Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фаусту», к «Детству Христа» и к другим произведениям.

Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.

Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno
). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810-1868» (1878).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли

Объект и методы исследования

Нами проведен анализ научной литературы, освещающей биографию Г. Берлиоза как в медицинских, так и в творческих аспектах. Поиск в наукометрических базах данных «PubMed» («Medline»), «Web of Knowledge» («Web of Science»), «SciVerse Scopus», «Google Scholar», а также в электронных репозитариях проведен без временных ограничений, использованы сочетания ключевых слов «Hector Berlioz», «opium», «laudanum» (наиболее популярная в XVIII–XIX ст. лекарственная форма опиума в форме спиртового раствора). Отметим, что проблема ретроспективной диагностики заболеваний и патологических состояний исторических личностей непрерывно дискутируется учеными в этических, онтологических, эпистемических и методологических аспектах. Разработанные специалистами по истории медицины принципы ретроспективной диагностики предполагают использование не только медицинских источников, но и задоку­ментированные свидетельства очевидцев (Muramoto O., 2014). Разработаны подходы к анализу исторических текстов, позволяющие избежать ошибок их интерпретации. Предусмотрен учет исторических и социальных обстоятельств жизни изучаемого человека (Mitchell P.D., 2011). Автор многочисленных работ по ретроспективной диагностике профессор Кельнского института истории медицины и медицинской этики Аксель Каренберг (Karenberg A., 2009) настаивает на том, что высокий стандарт методологической рефлексии при ретроспективной диагностике возможен лишь при учете исторического контекста. В соответствии с принятыми в ретроспективной диагностике подходами нами использован метод патографического анализа.

Поиск научной литературы, посвященной Г. Берлиозу, позволил выявить большое количество источников биографического содержания (отражающих все аспекты жизни композитора — творчество, личные отношения, состояние здоровья). Жизнь Г. Берлиоза тщательно задокументирована, благодаря воспоминаниям очевидцев и мемуарам самого композитора. Все доступные источники можно условно рассортировать на несколько категорий в соответствии со степенью их достоверности.

I категория представляет собой работы, основанные на воспоминаниях самого композитора и его современников. Написанная Г. Берлиозом двухтомная «Автобиография» многократно переиздавалась во Франции и в Англии (Berlioz H., Holmes R.S. et al., 1884). Близкий друг Г. Берлиоза Жозеф д’Ортигуэ (Joseph d’Ortigue) и Шарль Франсуа Гуно (Charles François Gounod) совместно с самим композитором написали объемный биографический труд «Жизнь и письма Берлиоза» в двух томах, изданный во Франции, Англии (Berlioz H., Bernard D. et al., 1882) и СССР (Берлиоз Г., 1896). Не менее ценными представляются работы биографов — современников Г. Берлиоза, близко знавших композитора — Теофиля Готье (Théophile Gautier) (Gautier T., 1874), Эрнеста Легуве (Ernest Legouvé) (Legouvé E., 1886), Ричарда Поля (Richard Pohl) (Pohl R., 1884), Эрнста Рейе (Ernest Reyer) (Reyer E., 1893) и Жозефа Бенне (Bennett Joseph) (Bennett J., 1884).

Ко II категории нами отнесены работы биографов Г. Берлиоза, основанные на воспоминаниях современников композитора. Это Жак-Габриель Продомм (Jacques-Gabriel Prod’homme) (Prod’homme J.G., 1905), Эдмонд Габриель Хипью (Edmond Gabriel Hippeau) (Hippeau E.G., 1883), Адольф Бошо (Adolphe Boschot) (Boschot А., 1906), Жюльен Тьерсо (Julien Tiersot,) (Tiersot J., 1904), Адольф Жюльен (Adolphe Jullien) (Jullien А., 1888), Андре Халлайс (André Hallays) (Berlioz H., Hallays A., 1903), Артур Конрад (Coquard Arthur) (Coquard A., 1900; Coquard A., 1909). Необходимо отметить, что все без исключения перечисленные издания (как и многие другие, не указанные) свободно доступны в виде оцифрованных копий благодаря электронным репозитариям. Поскольку особенности личности композитора позволили ему приобрести не только друзей, но и недоброжелателей (в том числе среди его биографов), сопоставление информации из разнообразных источников дает возможность объективизировать информацию.

К III категории мы отнесли современные медицинские, биографические и искусствоведческие научные работы, основанные на публикациях I категории (мемуары самого Г. Берлиоза и воспоминания его биографов-современников).

IV группу составили современные публикации, не ссылающиеся на «первоисточники».

Смерть

В 1867 году Берлиоз узнал, что на территории Гаваны от эпидемии желтой лихорадки скончался единственный сын Луи. Это пошатнуло здоровье композитора, тяжело переживавшего трагедию, и значительно сократило его последние светлые дни.

Пытаясь отвлечься, Гектор гастролировал по Франции и европейским странам, а также присутствовал в Гренобле на конкурсе классического хора. В итоге инсульт стал причиной смерти талантливого парижского романтика, автора сюит, опер, симфоний и литературных трудов.

Композитора похоронили в Париже в начале марта 1869 года, а потом рядом со скромной могилой разместили останки законных жен. На родине француза спустя столетие провели фестиваль симфонической музыки и открыли музей и памятник на месте, где стоял его дом.

Гектор Берлиоз краткая биография

Биография Берлиоза Гектора кратко расскажет Вам много полезной информации о французском композиторе-романтике, дирижере и музыкальном критике.

Гектор Берлиоз краткая биография

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в городке Ла-Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец занимался с мальчиком латынью, географией, музыкой, историей. Он отдал сына обучаться игре на гитаре и флейте. Уже в 12 лет Берлиоз для местного ансамбля сочинял музыку.

По настоянию отца он поступает в Медицинскую парижскую школу в 1821 году. Проучившись 3 года, Гектор бросает учебу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почетную консерваторскую награду — Римскую премию, которая позволила ему 2 года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создает свое самое лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привез симфоническое произведение «Le retour a la vie» и увертюру «Король Лир». Гектор Берлиоз музыкальные произведения которого с каждым днем завоевывали все большей популярности, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребыванию в стране и увлечением творчеством Байрона.

В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла ее не очень тепло и оперу после четвертого представления исключили из репертуара. В 1839 году композитор завершает свое третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Гектор Берлиоз произведения часто посвящал героям Июльской революции 1830 года, в которой он и сам принимал непосредственное участие («Четвертая симфония», «Реквием»). Они исполняются под открытым небом на площадях исполнительскими гигантскими составами.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известный, как и выдающийся дирижер. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижером жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввел в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит также «Дирижер оркестра» — очерк об искусстве.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гете). Она была прохладно встречена публикой и после этого композитор симфоний больше не сочинял. После этого была кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза была опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Умер великий композитор 8 марта 1869 года.

Гектор Берлиоз интересные факты

  • Дважды женат. Первой женой композитора была ирландская актриса Гарриэт Симпсон. Поженились они в 1833 году, а вначале 40-вых уже последовал развод. Причиной развода стала неизлечимая нервная болезнь супруги. После смерти Гарриэт Берлиоз сочетался узами брака с певицей Марией Ресио. Она также скоропостижно скончалась в 1854 году. От первого брака у композитора был сын, который скончался в 1867 году.
  • Он был первым композитором национальной французской школы.
  • Его произведения стали популярными среди соотечественников в период Франко-прусской войны (1870 год).
  • Сын Берлиоза — Луи Берлиоз, служил капитаном на торговом судне. Когда он пребывал на Кубе, то подхватил желтую лихорадку, вследствие которой и умер 5 июня 1867 года. Гектор Берлиоз узнал о смерти сына только через месяц.
  • Композитор любил посещать Россию с гастролями. Однажды в 1867 году он отклонил выгодное предложение от компании Steinway с предложением выступить за 100 000 долларов в Нью-Йорке ради гастролей в России.

Женитьба и личная жизнь

Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.

В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай — она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.

Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье — это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.

В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.

Гектор Берлиоз — краткая биография и творчество композитора

Гектор Берлиоз (1803-1869) — один из самых ярких романтиков, первый французский композитор, написал симфонические произведения мирового значения. Берлиоза считают создателем жанра программной симфонии. В основе симфоний Берлиоза лежит сюжет, который автор подробно объясняет в словесном тексте.

Берлиоз родился в местечке Сент-Андре, в детстве не получил профессионального музыкального образования, но самостоятельно научился играть на флейте и гитаре. По желанию родителей поехал в Париж изучать медицину, однако отказался от профессии врача и самостоятельно подготовился в консерваторию.

Уже первые произведения молодого композитора отличались самобытностью. Самый известный из них – программная „Фантастическая симфония”. Ее программа связана с событиями личной жизни композитора. Романтично-театрализованные образы симфонии перекликаются с современной Берлиозу французской оперой. „Фантастическая симфония” состоит из пяти частей. Композитор нарушает классическую традицию, потому что это необходимо для более полной реализации его замысла.

В 1830 году Берлиоз получил так называемую Большую Римскую премию, которая давала возможность выпускникам консерватории в течение трех лет продолжать обучение в Италии. Впечатление от этой страны впоследствии отразились в его произведениях – симфониях „Гарольд в Италии”, „Ромео и Джульетта”, опере „Бенвенуто Челлини”. Наиболее выдающимися произведениями Берлиоза можно назвать:

  • „Траурно-триумфальная симфония”,
  • „Реквием”,
  • симфоническая легенда „Осуждение Фауста”.

Помимо создания музыки, Берлиоз много работал над искусством оркестровки. Его книга „Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке” и сейчас служит учебным пособием.

Берлиоз был выдающимся дирижером. С 1843 года и до конца жизни он постоянно гастролировал как дирижер городами Европы, дважды побывал в России.

Композитор обладал и незаурядным литературным дарованием. Он часто выступал в печатных изданиях как музыкальный критик, писал музыкальные фельетоны, новеллы, статьи о музыкальных произведениях и композиторах. Из современников Берлиоз высоко ценил Вебера, Листа, а также Глинку, с которым подружился в молодости в Италии. Писал Берлиоз и о Бортнянского, произведения которого поразили его во время посещения России.

В 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 году Берлиоз был назначен членом Академии искусств.

В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год).

Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах». Его первый брак с ирландской актрисой Гарриет Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступил в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1862 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году в Гаване. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года, скромные похороны состоялись 11 марта.

Жизнь в Париже

В 1827 году в столице Франции гастролировала английская театральная труппа. Берлиоз влюбился в талантливую актрису труппы Гарриет Смитсон. Она пользовалась огромной популярностью у публики, и малоизвестный студент консерватории ее мало интересовал

Желая обратить на себя внимание, Берлиоз стал добиваться славы на музыкальном поприще. В это время он пишет кантаты, песни и другие произведения, но известность не приходит, и Гарриет не обращает на Берлиоза внимания

В материальном плане жизнь его не устроена. Официальные музыкальные критики Берлиоза не жаловали, его произведения часто встречали непонимание современников. Трижды ему отказывали в стипендии, дающей право на поездку в Рим. Однако после окончания консерватории Берлиоз ее все же получил.

Поступление в университет

В 1821 году пройдя через все круги ада, он сдал экзамены и поступил в высшее учебное заведение. Глава семейства настоял на том, чтобы сын учился в Париже. Он указал ему на университет, в который он должен поступить. С первой попытки Берлиоз был зачислен на медицинский факультет.

Гектор схватывал информацию на лету. Он любил заниматься, и был одним из самых успешных студентов своего потока. Преподаватели видели в парне огромный потенциал. Но, вскоре ситуация изменилась. Однажды ему пришлось самостоятельно вскрыть труп. Эта ситуация стала поворотным моментом в биографии Берлиоза.

С этого момента его отвращала медицина. Оказалось, он был чувствительным парнем. Из-за уважения к отцу он не стал бросать учёбу. Глава семейства, который хотел поддержать сына, высылал ему денежные средства. Деньги он тратил на вкусную еду и красивую одежду. Правда, длилось это не долго.

В гардеробе молодого Берлиоза появились пышные наряды. Наконец-то он смог посетить оперные театры. Гектор влился в культурную среду, познакомившись с произведениями великих композиторов.

Под впечатлением от услышанных произведений, он записался в местную библиотеку консерватории, чтобы сделать копии понравившихся фрагментов. Это позволило изучить принципы составления композиций. Ему удалось научиться различать национальные особенности композиторов.

Он продолжил изучать медицину, а после занятий спешил домой. В этот период времени он пытается сочинить первые профессиональные композиции. Попытки проявить себя в качестве композитора оказались чётными. После этого, он обратился за помощью к Жану-Франсуа Лесюёру. Последний, прославился, как лучший оперный композитор. У него Берлиоз хотел научиться азам сочинения музыкальных произведений.


Hector Berlioz (Гектор Берлиоз): Биография композитора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: