Георгий васильевич свиридов биография, творчество, жизнь, популярные произведения и песни русского композитора, интересные факты, судьба музыканта

Дом композитора свиридова в звенигороде

Сюжет

Всем известен сюжет повести Пушкина, по которой, откликнувшись на просьбу режиссера фильма В.П. Басова, создал Свиридов «Метель».

Повесть является слегка ироничной и лукавой. Она считается одним из классических образцов русской литературы. Пушкиным пересказана анекдотическая история о провинциальной барышне, волею судьбы вышедшей замуж за случайного незнакомца, поскольку ее жених в метель заблудился. История, тем не менее, заканчивается счастливо: рождается новая любовь.

Георгий Свиридов ушел от пушкинского сюжета. Его музыка, казалось бы, не связана с сюжетной канвой повести. Она — самостоятельное действующее лицо картины, лишь иногда вплетается в кое-какие фрагменты. Из нее исчезла ироничность литературного произведения. Зато проявилось другое — поэтичность, душевность. Она стала настоящим шедевром и сразу же обрела свою собственную жизнь. Критики отмечали ее удивительную осязаемость. Общепризнано, что музыку «Метели» можно не только услышать, ее можно воочию увидеть: перед слушателем проходят жанровые сцены, открываются картины природы, разворачивается на фоне вальса бал.

Это интересно

Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения. Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений. У меня по этой теме есть статья « », прочитайте ее.

Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.

Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.

С пожеланиями доброго здоровья

Таисия Филиппова


Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году

Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.

Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.

Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.

Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.

С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.

К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.

Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.

В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.

Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.

Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.

Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.

Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.

↑ Произведения Свиридова

 Основные его произведения:

  • С 1934 года по 1939 годы композитор пишет много романсов на стихи любимых им с детства поэтов: А. Пушкина и М. Лермонтова, Создаёт несколько инструментальных произведений для фортепиано с оркестром;
  • В период с 1940 по 1960 годы Свиридов пишет камерную симфонию для струнных инструментов, Музыкальная комедия «Раскинулось море широко», Романсы для голоса и фортепиано на стихи поэта и драматурга У. Шекспира, Вокальный цикл, состоящий из 11 романсов на стихи А. Исаакяна, для тенора, баса и фортепиано, Музыкальная комедия, оперетта «Огоньки», Оратория «Декабристы, в основу которой положены стихи А.С. Пушкина и поэтов-декабристов. Цикл пьес, в память о Сергее Есенине, «У меня отец крестьянин», для тенора, баритона и фортепиано, Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина». Ленинской премии удостоена «Патетическая оратория» написанная композитором на слова Владимира Маяковского.
  • С 1961 года до последних дней Свиридов пишет цикл пьес «Петербургские песни», на стихи Александра Блока, для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели, музыку для камерного оркестра, «Курские песни», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова народные, произведение удостоено Государственной премии, Цикл музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Кантата «Древняя Русь» для хора и оркестра на стихи Сергея Есенина: «Прощай родная пуща…», «Топи да болота…», «Я странник убогий..», «Наша вера не погасла…», Музыка к фильму М. Швейцера «Время вперёд», позже переписана как сюита, несколько лет служила заставкой к программе «Время». Музыка к памятнику павшим на Курской дуге, «Памяти А.А. Юрлова», Вокальный цикл для голоса и фортепиано «Отчалившая Русь», написана на стихи поэта Сергея Есенина. «Гимны Родине» три хора на стихи Ф. Сологуба, «Пушкинский венок», сочинение для хора с оркестром впервые прозвучало в дни празднования 180-летия А, С. Пушкина. Вокальная поэма «Петербург», вершина творчества Свиридова написана в 1995 году; Партитура «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) всегда присутствовали в творчестве композитора, она представляет шедевр в хоровом письме композитора, исповедь его жизни и творчества.

Свиридов, Георгий Васильевич

Родился 16 декабря 1915 г. в гор. Фатеж (Курская губерния Российской империи, ныне Курская область РФ). Его отец был почтовым служащим, погиб во время Гражданской войны. Мать работала учительницей. В 1924-1932 гг. Георгий Свиридов жил в Курске. Там он начал заниматься музыкой, учился играть на рояле и балалайке, был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 г. поступил в Курскую музыкальную школу, в 1932 г. продолжил образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1936 г. Георгий Свиридов окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классу композиции педагога Михаила Юдина. В 1936-1941 гг. учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) по классу композиции у профессоров Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.

Через несколько дней после окончания консерватории был мобилизован и зачислен курсантом военного училища. В конце 1941 г. комиссован по состоянию здоровья. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске, в 1944 г. вернулся в Ленинград. С 1956 г. проживал в Москве. Первый успех Георгию Свиридову принесли написанные в 1935 г. лирические романсы на стихи Александра Пушкина. Впоследствии он создал целый ряд вокальных произведений на стихи известных авторов: Михаила Лермонтова, поэтов-декабристов, а также Александра Блока, Роберта Бернса (в переводах Самуила Маршака), Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Сергея Есенина (поэма «Памяти С. А. Есенина» 1956 г., кантата «Деревянная Русь» 1964 г. и др.), Владимира Маяковского («Патетическая оратория» 1959 г.). Выпускными работами Свиридова в консерватории стали Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Во время войны композитор создал ряд произведений, посвященных героизму Красной армии, в том числе «Песню смелых» (на стихи Алексея Суркова) и музыку к оперетте «Раскинулось море широко». Георгий Свиридов писал музыку для кино и спектаклей. Два наиболее популярных произведения композитора созданы именно для кинофильмов: вальс к экранизации повести Александра Пушкина «Метель» (1964, режиссер Владимир Басов) и сюита «Время, вперед!» для одноименного фильма по роману Валентина Катаева (1965, Михаил Швейцер и София Милькина). Фрагмент из сюиты «Время, вперед!» с 1970-х гг. используется в заставках информационной программы «Время» (ныне выходит на Первом канале), также композиция звучала на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Среди других произведений Георгия Свиридова — хоровой цикл «Курские песни» (1964), три хора к постановке трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), хоровые концерты «Памяти А. А. Юрлова» (1973) и «Пушкинский венок» (1979), поэма на стихи Александра Прокофьева «Ладога» (1980), цикл «Песнопения и молитвы» (1994). Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

В 1968-1973 гг. Георгий Свиридов занимал должность первого секретаря Союза композиторов РСФСР. Избирался в депутаты Верховного совета РСФСР VII-IX созывов (1966-1978).

Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1970).

Лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1968, 1980), Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 г., премии президента РФ в области литературы и искусства 1997 г. Был награжден четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995).

Почетный гражданин Курска (1982) и Москвы (1997).

Дневники композитора были изданы в 2002 г. под названием «Музыка как судьба».

Был трижды женат. Первая супруга — пианистка Валентина Токарева. Сын — Сергей (1940-1956). Второй женой была Аглая Корниенко. Сын — Георгий Свиридов (1948-1997, кандидат филологических наук, специалист по японской литературе). Третья супруга — Эльза Клазер (1925-1998).

Семья Г. Свиридова

Его отец был почтовым служащим, а мама работала учительницей. Папа погиб в первые годы гражданской войны, и маленького Юру с сестрой Тамарой воспитывала мать. Предки музыканта были воронежского происхождения, которые переселились в Курскую губернию.

Личная жизнь уже взрослого Георгия оказалась непростой.

За его плечами было три брака, от которых у него родилось два сына. У детей сложилась трагическая судьба, поэтому Свиридов пережил их обоих.

Старший сын Сергей от первой жены совершил самоубийство в шестнадцатилетнем возрасте. В тот момент его родители были в театре на премьере.

Младший Юрий долго боролся с тяжелой болезнью. В поисках хорошего лечения Юру отправили в Японию, где он прожил долгое время. Умер младший сын за неделю до кончины Георгия, который о смерти Юрия так и не узнал.

О двух первых супругах композитор практически ничего не рассказывал. Известно, что впервые он женился на сокурснице и пианистке Валентине Токаревой. Ради второй жены он бросил Валентину и четырехлетнего Сережу. Новую супругу звали Аглая Корниенко. Она была артисткой. У пары родился сын Юрий.

О третьей жене известно намного больше. Ее имя Эльза Густавовна Свиридова. Она была моложе музыканта на 10 лет. Их совместный путь начался в филармонии, где исполнялись композиции Георгия. Эльза подошла к мужчине со словами благодарности. Так и завязался их роман.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У Георгия Васильевича было два сына, но по трагическим обстоятельствам он пережил их обоих.

Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что юноша покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Ему было на тот момент 16 лет.

Младший сын Юрий тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии композитор так и не узнал.

О первых двух браках Свиридов не упоминал в интервью. Известно, что его первая жена была пианисткой, сокурсницей по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.

Вторая жена Георгия Васильевича, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее он оставил первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын, Юрий.

Георгий Свиридов и Эльза / «Ютьюб»

Поклонникам известна третья жена композитора — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе его на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения Георгия Васильевича. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались — так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.

В близких отношениях композитор состоял со своим племянником Александром Белоненко. Родственник музыканта сам отличился на ниве служения родине — музыковед, заслуженный деятель искусств России, он впоследствии возглавил Свиридовский институт в Санкт-Петербурге. С детства проводил время с Георгием Васильевичем и стал свидетелем написания многих музыкальных произведений своим дядей. По рассказам Белоненко известно, что Георгий Васильевич обладал уникальной памятью, многие стихотворения для своих произведений помнил с детства.

Александр Глазунов

Семья будущего музыканта была обеспеченной, занималась книгоиздательством и книготорговлей. Фамилия была очень уважаемой, известна еще с 18 века.

Отец мальчика играл на скрипке. Мать была хорошей пианисткой, в юности брала уроки музыки у признанных мастеров.

Когда Глазунову исполнилось 8 лет, его начали обучать музыкальному искусству. Самому мальчику очень нравилась итальянская опера – главное его увлечение детства.

Всю подноготную музыкального искусства мальчик познал у Римского-Корсакова. Помимо частных уроков, мальчик ходил в реальное училище.

Старание, прилежность и талант позволили мальчику в ранние годы стать настоящим мастером своего дела. За годы детства, юности и отрочества, композитор написал много-много различных сочинений. А к 1881 году композитор написал свою первую симфонию.

Исполнение «Первой симфонии» нашло большой отклик в разных кругах общества. Присутствующий на концерте композитора, крупный лесопромышленник Беляев был поражен произведением. Творчество композитора произвело на Беляева сильно впечатление. Он занялся активной популяризации его творчества. Позже лесопромышленник озаботился судьбой других русских музыкантов, и впоследствии оказывал им всяческую поддержку.

Спустя три года Глазунов познакомится с Чайковским, приехавшим в Санкт-Петербург для участия в постановке «Евгения Онегина». Так, между двумя композиторами завязалась дружба. Александр Константинович пользовался большой популярностью за рубежом. Особенно талант Александра ценили в Англии, где он не раз дирижировал и выступал. В 1907 году Кембриджский и Оксфордский университеты пожаловали композитору докторскую степень.

События 1917 года, революция и последующая Гражданская война в России, никак не вписывалась в мирную и размеренную жизнь автора. Он занимается общественной и педагогической деятельностью, ему не до революций. Автор полностью отдал себя творчеству и обществу.

Все творчество Александра Глазунова пропитано истинно русским патриотизмом, тут он не отставал от других мэтров отечественной музыки, для которых тема патриотизма в 19 веке, была одной из основных в творчестве. В последние годы своей жизни композитор давал концерты в Америке и Европе. Умер он в 1936 году, 21 марта.

Тема этой статьи: «композитор свиридов биография».

  • Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады — композитор глинка биография для детей
  • Александр Егорович Варламов (Alexander Varlamov) | — биография варламова композитора
  • Краткая биография Александра Алябьева — алябьев композитор краткая биография
  • Артемьев Эдуард Николаевич — Биография Артемьева Эдуарда Николаевича, его фотография, портрет или фото, жизнеописание — биография композитор артемьев
  • Лядова Людмила Алексеевна — Биография — людмила лядова композитор биография
  • Александр Бородин: фото композитора и краткая биография — бородин композитор краткая биография
  • Александр Варламов — автор самых известных русских романсов — Театральный хронограф — ЖЖ — варламов композитор биография
  • Николай Добронравов биография, Творчество, Наиболее известные песни на музыку Пахмутовой, Фильмография — добронравов композитор биография
  • Александр Зацепин — биография, фото, личная жизнь, жёны и дети композитора — зацепин композитор биография
  • Александра Николаевна Пахмутова биография — композитор пахмутова биография

← Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады — композитор глинка биография для детей

Жизнь и творчество Свиридова Георгия Васильевича: история успеха и трагедии

Георгий Свиридов — выдающийся композитор, оставивший свой след в истории музыки и культуры в целом. Его творчество переплеталось с другими видами искусства, такими как пьеса и кино. Работы Свиридова стали неотъемлемой частью советской культуры и узнаваемым брендом за её пределами.

Однако, помимо успехов, были и трагедии. Страшную потерю испытал композитор, когда скончались его сын и жена. Это повлияло на его творчество и привело к созданию нескольких глубоко эмоциональных произведений, включая музыкальную пьесу «Время, вперед!»

  • Творчество Свиридова в пьесе.
  • Свою первую пьесу «Метель» Свиридов написал в 1943 году. Как и многие его пьесы, «Метель» выделяется особой лиричностью и глубиной. В пьесе звучат ноты грядущих проблем и скорбь за прошедшим.
  • Одной из самых известных пьес Свиридова стала «Музыкальный момент». Она прямо несёт на себе его индивидуальный почерк — простые, но глубокие мелодии и уникальные гармонии.
  1. Творчество Свиридова в кино.
  2. Свирдов работал над несколькими фильмами, среди которых такие как «Метель», «Дело Румянцева» и «Гусарская баллада». Фильмы содержат прекрасную музыку, соответствующую времени и сюжету.
  3. Один из наиболее знаменитых проектов композитора в кино — музыка к фильму «Волшебное кольцо». Эта сказка стала классикой детского кино, а музыка Свиридова и вовсе стала исключительно популярной. Ее автору удалось выразить все краски, которые показаны в фильме, и передать их через музыку.

Георгий Свиридов: подробности личной жизни композитора

Личная жизнь Свиридова сложилась не сразу. Трижды мужчина был женат. От разных женщин у него родилось два сына. Известно, что сыновья маэстро скончались раньше знаменитого папы.

О смерти старшего сына Сергея, композитор не упоминал при жизни. Уже после смерти композитора стало известно, что старший сын добровольно ушёл из жизни. На момент самоубийства Сергею исполнилось всего 16 лет.

Младшего сына знаменитости звали Юрий. Он часто болел и требовал дорогостоящего лечения. Младший сын Георгия некоторое время проживал на территории Японии. Он умер за неделю до кончины Свиридова. Отец Юрия так и не узнал о смерти младшего сына.

Примечательно, что Георгий никогда не упоминал о первых браках. В интервью он был немногословен. Известно только то, что первую жену звали Валентина Токарева, и она реализовала себя в творческой профессии.

Вторая супруга Аглая Корниенко работала актрисой. Она была намного младше Георгия. Ради этой женщины он оставил первую супругу и маленького сына. Во втором браке родился сын Юрий.

Эльза Густавовна Свиридова – третья и последняя жена Свиридова. Она тоже была младше маэстро. Он боготворил женщину и называл её своей музой.

Творчество Свиридова

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов ().

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков

Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер

Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.

В 1964 году Свиридов написал музыку к фильму «Метель» по прозе Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены, Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, Свиридов сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева

Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году Свиридов первым из композиторов написал кантату на стихи Бориса Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы Свиридовым во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти Сергея Есенина

Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Фёдора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу

Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы Свиридовым во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти Сергея Есенина. Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Фёдора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Могила Свиридова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Биография

Композитор Георгий Свиридов получил всенародное признание и любовь за малые формы музыкальных произведений — романсы, песни, пьесы. Самыми знаменитыми из написанных им вещей стали две: «Время, вперёд!» и вальс к фильму по повести Пушкина «Метель». За свою творческую жизнь композитор был удостоен множества престижных премий и навсегда вошёл в историю советской музыки, став достойным учеником Дмитрия Шостаковича.

Свиридов родился в нынешней Курской области, в семье работника почты и учительницы. Со школьной скамьи Георгий увлекался литературой и музыкой: его первым музыкальным инструментом стала балалайка. Он был принят в народный ансамбль и отучился в музыкальной школе меньше трёх лет, после чего педагог, заметивший его необыкновенный талант, посоветовал ему ехать в Ленинград.

В Ленинграде юноше приходилось не слишком легко, и ради денег он играл вечерами на киносеансах и в ресторанах. Поступив в консерваторию, он через год перевёлся в класс Д. Шостаковича, и последний остался любимым наставником и другом Свиридова на всю жизнь.

Свиридов окончил Ленинградскую консерваторию и после войны вернулся в Ленинград, но затем поселился в Москве. В это время композитор начал работать над музыкальным жанром, который сам называет «музыкальной иллюстрацией» — в современном мире его бы назвали саундтреком к книге. Свиридов пишет хоровые циклы на стихи Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока. Его «Курские песни» определяют новое направление в отечественной музыке: «новая фольклорная волна», которую впоследствии поддерживают многие композиторы.

За свою продуктивную творческую жизнь Свиридов был отмечен множеством премий; трижды становился лауреатом Государственной премии СССР. В последние годы жизни он работал над церковнославянскими произведениями, большая часть из которых осталась не изданной. Композитор скончался от инфаркта в возрасте 82 лет. Свиридов был отпет в храме Христа Спасителя. Прощание с композитором прошло скромно, в его квартире на Большой Грузинской. Супруга Свиридова, Эльза, пережила мужа всего на четыре месяца.

Популярные темы сообщений

  • Животный мир Северной Осетии Республика Северная Осетия входит в состав России. Располагается на юге Европейской части, в предгорьях и на северном склоне Большого Кавказа. Это страна гор, живописных ущелий, опасных перевалов.
  • Страна Финляндия На севере Европы расположилась страна Финляндия, которая не может оставить равнодушным ни одного туриста. Финляндия имеет многих соседей. Она граничит со Швецией, Норвегией и Россией. Замечательный город Хельсинки давно признан столицей Финляндии.
  • Сова болотная Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,

Биография Свиридова кратко

В простой крестьянской семье Курской области в конце 1915 года на свет появился мальчик. Младенца нарекли Георгием.

В 1917 году по стране пронесся огненный вихрь революции и отца Георгия объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других ни в чем не повинных людей.

Детство Георгий Васильевич провел с маменькой. С ней они после смерти отца переехали на жительство в Курск. На этот шаг мать решилась, потому что в Курске жили родственники и была работа для нее, что не позволило ей с сыном умереть от голода. Именно в этом провинциальном русском городе у Георгия проснулась тяга к музыке. И первые свои экзерсисы он сыграл именно там. Причем виртуозно юный музыкант владел и балалайкой, и роялем.

Время шло. Мальчик взрослел, развивал свой талант. И вот, наконец, наступил 1932 год. Георгий поступил в Центральное ленинградское музыкальное училище.

Учится мальчик увлеченно и целенаправленно. Музыка – это его все. Ему посчастливилось учиться у корифеев отечественной музыки. Например, это Шостакович, создатель знаменитой «Ленинградской симфонии».

Георгий в этот период времени много создал этюдов, прелюдий. Также он увлечен созданием романсов на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Вильяма Шекспира….

Примерно в сороковые годы Георгий Васильевич предпочтение отдает инструментальным ансамблям. После окончания Великой Отечественной войны он удостоен Государственной премии по инструментальному направлению.

В пятидесятые годы у Свиридова новое увлечение: романсы на стихи армянских поэтов. Из этой затеи в свет вышел цикл вокальных партий под названием «Страна отцов». Причем знатоки его творчества говорят о том, что несмотря на армянские корни музыка на эти стихи истинно русская.

Во второй половине пятидесятых годов Георгий Свиридов обращается к творческому наследию Сергея Есенина. И поэтому пишет музыкальное произведение его памяти посвященное. В нем непостижимо переплетаются Россия и революция, красота природы и крестьянский труд, исторические реалии и бытовые подробности.

После Есенинских мотивов приходит увлечение творчеством Владимира Маяковского. Он посвящает певцу футуризма музыкальную партию на тему новой жизни и месте истинного поэта в ней.

Стоит отметить, что за музыкальное произведение, посвященное творчеству Маяковского, Свиридов был удостоен высокой награды – Ленинской премии.

Время идет. Одно десятилетие неукоснительно сменяет другое. Наступают шестидесятые годы. Это время для Свиридова ознаменовано обращением к простоте. В центре его музыкальных пристрастий прошлое России, ее старина. Ему на этом этапе интересен фольклор. И он пишет на эту тематику свои музыкальные произведения. Они о песнях, сказках, крестьянстве, женщинах, работе и необъятной широте России.

В семидесятые годы Свиридов Георгий Васильевич музицировал на пушкинскую тему. Он писал партитуры к «Метели» замечательного классика девятнадцатого века. Эти экзерсисы по праву считаются визитной карточкой композитора.

Не так давно, в 1998 году Свиридова не стало. Сердце великого композитора перестало биться навсегда.

Музыкальное наследие Свиридова навсегда войдет в сокровищницу мировой культуры.

4, 5 класс композитора для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Баратынский Евгений Абрамович

    Евгений Абрамович Баратынский является одним из величайших поэтов России и переводчиков первой половины XIX века. Евгений Абрамович был рожден 2 марта 1800 года в небольшом селе Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

  • Найтингейл Флоренс

    В семье богатых англичан аристократов 12 мая 1820 года родилась девочка, которую родители назвали Флоренс, они еще не подозревали, что эта девочка станет великой женщиной, сделавшей многое для людей. Будучи девушкой знатного рода Флоренс была

  • Носов Николай

    В 1908 году появился на свет будущий детский писатель и киносценарист. Юность Николая Николаевича выпала на сложные годы Первой мировой и гражданской войны. Было нелегко: приходилось много работать, вдобавок вся семья пострадала от тифа.

  • Ломоносов

    Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир. Он родился в 1711 года 8 ноября

  • Брюллов Карл Павлович

    «Блестящий Карл», «Карл Великолепный», «Главный русский романтик в живописи». Знаменитый русский художник XIX века.

  • Лобачевский Николай Иванович

    Николай Иванович Лобачевский – всемирно известный русский ученый, математик. Его смело можно назвать гением, опередившим свое время. Будущий математик появился на свет 1 декабря 1792 г. в Нижнем Новгороде в малоимущей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: