История создания цикла детская мусоргский

Мусоргский модест петрович

Биография Мусоргского кратко для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.

С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.

С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.

С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.

Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.

Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.

Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.

2, 3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Ницше Фридрих

    Великий мыслитель родился в 1844 году в Германии. Отец был священником, и так случилось, что вскоре умер. Потому он и его сестра воспитывались матерью. Ницше живо интересовался музыкой, античной литературой, философскими размышлениями известных

  • Кромвель Оливер

    Дата рождения Оливера Кромвеля 25 апреля, графство Хантингдон. Его семья была бедной и владела землёй. Во время Генриха 7, разбогатела путём конфискации земли у церквей и монастырей. Первоначальное образование было получено в Хантингдоне,

  • Горбачев Михаил Сергеевич

    Писать о таком великом человеке очень интересно, так как Михаил Сергеевич является один из тех руководителей государства, который взбудоражил народ и сделал многое для страны. Детские и юношеские годы прошли в Ставропольском крае.

  • Рахманинов

    Родился Великий композитор 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. В семье дворянского происхождения почитали музыку, поэтому мальчик с юных лет слушал романсы, автором которых был его дедушка и учился игре на фортепиано. В двенадцать лет

  • Ленин Владимир Ильич

    Жизнь Владимира Ильича Ульянова началась 22 апреля 1870 года в губернском городке Симбирске. Отец — Илья Ульянов, работал инспектором в системе образования, мать — Мария Ульянова, старший брат — Александр.
    С девяти до семнадцати лет

  • Федоров Иван

    Иван Фёдоров известен всему миру тем, что в 1563 году он изобрёл первый книгопечатный станок на Руси. Где родился Иван Федоров точно не известно, но принято считать годом его рождения временной промежуток между 1510 и 1530 гг., а местом рождения

Рецепция[править | править код]

Сразу по выходе издания Бесселя (1872) «Детская» вызвала восторг Ф. Листа, о котором (в 1873) сообщала его ученица А. фон Шорн: «Волшебные пальцы великого исполнителя выдавали, как он взволновался, перенесенный этой музыкой на зарю собственного детства <…> Лист восклицал: “Любопытно!… и как ново! Какие находки!… Никто другой так этого бы не сказал” И тысячу других выражений удивления и удовольствия». Первое исполнение “Детской” в Париже вызвало восторженные отклики К. Дебюсси.

Оркестровку «Детской» выполнили известные российские композиторы Р. К. Щедрин (1974) и Э. В. Денисов (1976). Инструментальную (без вокала) версию “Детской” создал словацкий музыкант П. Брейнер и записал её в 2012 году с Новозеландским симфоническим оркестром. Текст существует в переводах на немецкий (известны два варианта) и французский языки.

Родословная

Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории — от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.

Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.

В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна — крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Интересные факты

  • При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти.
  • Существует 19 оркестровок данной сюиты.
  • Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору . Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.
  • Гном у Гартмана — это щелкунчик на кривых ножках.
  • На выставке были представлены около четырех сотен различных экспонатов. Мусоргский выбрал только несколько наиболее ярких, по его мнению, картин.
  • К сожалению, образцы рисунков, по которым были написаны миниатюры были утеряны.
  • Несмотря на то, что вдохновением стали работы , цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.
  • Редакция первого сборника, вышедшего в печать принадлежит гениальному .
    14 стр., 6511 слов

    Модест Петрович Мусоргский

    … которой есть речевая интонация. (Не закончил.) Мусоргский написал новаторский фортепианный цикл — “Картинки с выставки”. И огромное значение имеют романсы и песни. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, … служили по военной части, за исключением отца композитора. В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. …

    При этом, как преподаватель в консерватории, композитор изрядно постарался, чтобы исправить всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее тираж разошелся достаточно быстро. Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

Биография Мусоргского: последние годы жизни

В 1870-х годах наметился развал знаменитой «Могучей кучки». Разница во взглядах на музыку и ее развитие привела к тому, что общество почти распалось и трансформировалось. Модест Петрович болезненно переживал это событие, считал прочих членов музыкальными конформистами, малодушными и безнадежными, изменившими великой русской идее. Мусоргский считал, что другие композиторы недальновидны, что они не создают ничего ценного, ничего нового, а лишь переписывают то, что уже давно создано и озвучено.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями — членами «Могучей кучки» Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями.

Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы.

В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из «лесного ведомства» и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. М., взяла Модеста Петровича с собой на гастроли по южным регионам. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание.

«Самобытные русские произведения»: песни, пьесы и «Детский цикл»


Обложка вокального цикла «Детская» Модеста Мусоргского в издании Василия Бесселя, с иллюстрациями Ильи Репина. 1872. Изображение: mussorgsky.ru


Матвей Шишков. Площадь перед соборами в Москве (эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»). 1870. Изображение: mussorgsky.ru


Титульный лист клавира оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с дарственной надписью А.Я. и О.А. Петровым. 1874. Изображение: mussorgsky.ru

В 1863 году Мусоргский вернулся в Петербург. Он начал работать над оперой «Саламбо» по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера, написал «народные картинки» — песни «Светик Савишна» и «Калистрат» — и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Его композитор создал под впечатлением от повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и драмы Георгия Менгдена «Ведьма».

Параллельно Мусоргский работал над вокальным циклом «Детская», в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения одобрил Ференц Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею».

Отрывки из неоконченной «Саламбо» композитор использовал в «Борисе Годунове». Эта опера стала его первым крупным завершенным произведением. Либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом». Однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, песни из него распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии.

Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных».

Однако Мусоргский не оставил творчества. В том же 1874 году композитор закончил цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», в который среди прочих вошли «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» и другие. Произведение Мусоргский посвятил своему умершему другу — архитектору Виктору Гартману. Под впечатлением от сочинения Ференца Листа «Пляска смерти» композитор написал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям.

«Могучая кучка»

Мусоргский, как композитор, много трудится, знакомится и сближается с другими музыкальными деятелями. Обучение у Балакирева М. А. приводит его в состав «Могучей кучки» — содружества российских композиторов тех времён. Это событие являлось для композитора одним из самых важных в жизни. Модест Мусоргский пишет аранжировки, пьесы, сонаты и свою первую оперу, стараясь наделить их нетрадиционным драматизмом. Это приносит ему известность, а также приводит к распаду «Могучей кучки» в дальнейшем.

Модест Петрович Мусоргский является третьим по воспроизведению оперным русским композитором. Его «Бориса Годунова» играют в мировых театрах гораздо чаще, чем некоторые оперы Пуччини или Вагнера.

В середине 1870-х годов композитор работает сразу над двумя произведениями: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Но увлечение алкоголем вызвало у него проблемы со здоровьем, а также стало причиной трудного финансового положения. Он был на грани нищеты.

Мусоргский, будучи успешным и известным композитором, был одиноким человеком. За всю жизнь он ни разу не был женат и не имел детей. По некоторой информации, будучи молодым, Модест Петрович жил с одной певицей, но позже она сбежала от него к другому мужчине. Также некоторые рассказы его современников сообщают о том, что композитор был влюблён в Надежду Опочинину и посвящал ей многие композиции. Однако этим фактам нет никакого подтверждения. В 1881 году за неуплату Мусоргского выселили из съемной квартиры, откуда он попал в госпиталь. Модест Петрович скончался там утром 16 марта того же года.

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Мусоргский краткая биография и интересные факты

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы Вагнера.

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: