“Образы”, “Мученичество” и “Игры”
Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам – Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская “Иберия” – с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ноктюрном “Ароматы ночи” в средней части.
В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию “Мученичество святого Себастьяна” Габриэля д’Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет “Игры” от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.
Пик творческой карьеры Claude Debussy
Через год он завершил оперу. Композитор представил обществу произведение «Послеполуденный отдых фавна». Не только поклонники и влиятельные критики высоко оценили старания Клода. Он оказался на пике творческой карьеры.
В новом столетия он начал посещать встречи неформального общества Les Apaches. В сообщество входили разные деятели культуры, которые называли сами себя – «художественные изгои». Большинство членов организации находились на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Клода под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Мнение культурных деятелей разделилось: одни считали Дебюсси откровенным неудачником, другие, напротив – превозносили талант композитора.
В 1902 году состоялась премьера оперы «Пеллеаса и Мелизанды». Музыкальное произведение опять разделило общество. У Дебюсси были как поклонники, так и те, кто не воспринимал работы француза всерьёз.
Несмотря на то, что мнение музыкальных критиков разделилось – премьера представленной оперы прошла на «ура». Публика тепло приняла постановку. Дебюсси укрепил свой авторитет. В этот же период времени он стал кавалером Ордена «Почетного легиона». Отметим, что полное издание нот вышло спустя пару лет после презентации вокальной партитуры.
Вскоре состоялась премьера одного из самых проникновенных произведений репертуара Дебюсси. Речь идёт о симфонической композиции «Море». Сочинение опять дало повод для споров. Несмотря на это работы Клода всё чаще звучали со сцен лучших европейских театров.
Успех мотивировал французского композитора на новые подвиги. В начале нового столетия он создал, пожалуй, самые известные пьесы для фортепиано. Особого внимания заслуживают «Прелюдии», которые состоят из двух тетрадей.
Claude Debussy (Клод Дебюсси): Биография композитора
В 1914 году он приступил к написанию цикла сонат. Увы, но он так и не закончил начатую работу. В это время здоровье маэстро сильное пошатнулось. В 1917 году он сочинил композиции для фортепиано и скрипки. На этом его карьера закончилась.
Детство и юность
Биография Клода Дебюсси начинается 22 августа 1862 г.(дата рождения) в Сен-Жермен-ан-Ле, во Франции. На момент его рождения его отец, Мануэль-Ашиль Дебюсси, был владельцем посудной лавки, а его мать, Викторина Манури Дебюсси, работала швеей. Клод был старшим из пятерых детей в семье. У него была сестра Адел — Клементина и три младших брата: Эмманиуэль, Альфред и Эжен-Октав, умерший от менингита в возрасте четырех лет.
В 1864 г., когда Адел — Клементине был годик, бизнес отца развалился, и им пришлось переехать в Париж. Некоторое время семья жила у бабушки Клода, Эдми Манури. А в 1868 г., когда Мануэль Дебюсси был принят на работу в типографию Поля Дюпонта, семья сняла собственное жилье в доме номер 69 на Рю Сент-Оноре, находившемся недалеко от его работы. Однако, неудачи продолжали преследовать семью Дебюсси.
В 1870 г., с началом Франко-прусской войны, Викторина Манури перевезла детей в Канны, к своей свояченице Клементине. Клементина сумела разглядеть потенциал Клода, и наняла ему учителя игры на фортепиано, итальянского скрипача, Жана Черутти. Вскоре после начала его занятий семья поняла, что Клод станет музыкантом. Оставшись один в Париже, Мануэль Дебюсси в 1871 г. вступил в ряды Национальной Гвардии, и соответственно, принял участие в Восстании Парижской Коммуны.
После поражения восставших, он был заключен под стражу, где и познакомился с композитором Шарлем де Сиври. Тот предложил Клоду брать уроки игры на фортепиано у его матери, Антуанэтты Моте. В середине 1871 г. Викторина Манури Дебюсси вернулась с детьми в Париж, поселившись в квартирке на Рю Пигаль. Клод начал брать уроки у мадам Моте. В отличие от своих братьев, Клод не посещал школу.
Краткая биография Клод Дебюсси самое главное для детей
Клод Дебюсси был рожден в 1862 году во Франции, в небольшом городке. Его родители занимались продажей посуды. С восьмилетнего возраста мальчик начал брать уроки игры на фортепиано. У ребенка проявился талант, он был отправлен учиться в консерваторию в столицу Франции. Игра музыканта отличалась эмоциональностью. Клод даже получил премию за лучшее исполнение сонаты. Кроме занятий музыкой молодой человек увлекался литературой и поэзией. Он сочинял стихи во время учебы в консерватории. В 17 лет молодой человек стал работать учителем у детей фон Мекк, аккомпанировал им во время музыкальных вечеров, путешествовал с ними по Европе и России, где познакомился с местными композиторами.
Музыкант два лета подряд посещал окрестности Москвы. Клод влюбился в пятнадцатилетнюю дочь фон Мекк, но мать не рассматривала его как подходящую пару. Ведь она была миллиардершей, а у Клода не было столь большого состояния. В итоге музыкант уволился, поехал в Париж, стал работать аккомпаниатором, написал романсы. Он работал с вокалисткой. Благодаря ней, у композитора появилось много новых знакомых.
Окончив консерваторию, пианист переехал в столицу Италии, получил премию за одно из своих сочинений. Композитор не хотел писать традиционные произведения, он работал над своим оригинальным, новаторским стилем. Он стремился проявить свою индивидуальность. Из-за этого у него были конфликты с академиками. Музыкант в этот период сочинил лучшие произведения за свою карьеру.
Клод познакомился с композитором Шоссоном. Благодаря ему, музыкант завел много новых полезных знакомств с людьми, которые внесли свой вклад в историю. Среди них были Клод Моне, Иван Тургенев, Стефан Малларме. Тогда пианист влюбился в творчество Эдгара По. Чуть позже он увлекся импрессионизмом.
Композитор в 1899 году обручился с Лили Такстье. Они были женаты несколько лет. После развода музыкант женился на Эмме Бардак. Она поддерживала пианиста в тяжелые времена и заботилась о нем, позже она родила мужу девочку. У Клода был рак, он боролся с ним. Композитор продолжал писать музыку даже в такое тяжелое для него время. Потом началась Первая мировая война. Композитор был в ужасе от происходящего.
Клод ездил в Европу и Россию со своими концертами. Они проходят успешно. Клоду очень нравилась русская музыка. Ему особенно пришлись по душе сочинения Мусоргского. К сожалению, здоровье композитора всё ухудшалось. Но он до конца не сдавался и продолжал творить.
Музыкант за всю жизнь ни разу не сходил на оперы, автором которых он был. Он не гнался за славой, хоть к концу жизни был очень популярен. Пианист был довольно скромным человеком. На протяжении всей жизни композитор постоянно развивал свои новаторские приемы. Его произведения оказали влияние на дальнейшее развитие музыкальных направлений. Музыка Клода поэтичная, грациозная, изысканная.
Личная жизнь
В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.
Мари Гарден, первая любовь Клода Дебюсси
В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».
Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.
Клод Дебюсси и его первая жена Лилли
Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.
Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.
Клод Дебюсси и Эмма Бардак
В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.
До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.
Музыка
Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.
Композитор Клод Дебюсси
В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда” и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.
Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.
Мультфильм по композиции Клода Дебюсси «Лунный свет»
В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.
С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера “Пеллеаса и Мелизанды”, которая разделила публику на поклонников и скептиков.
Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.
В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».
Композиция Клода Дебюсси «Море»
Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».
В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.
Детские годы и юность
Появился на свет Ашиль-Клод Дебюсси в столице Франции в 1862 году. Будущий композитор имел четверых братьев и сестёр, поэтому семья жила относительно небогато. В 1870 году глава семейства Викторин принимает решение перебраться в приморский город Канны. Тут маленький мальчик начал обучаться ранней игре на фортепиано, а его учителем стал известный итальянский композитор-виртуоз Жан Черутти.
В консерватории Дебюсси занимался:
- изучением игры на фортепьяно;
- сочинением небольших увертюр;
- подработкой учителем музыки.
В 1879 году семнадцатилетний юноша развлекал богатых гостей замка Шенонсо своей игрой на музыкальных инструментах. Именно тут юноша пристрастился к роскошной жизни и стал задумываться о том, как ему быстро и легко заработать деньги. Он устроился преподавателем музыки к Надежде фон Мекк, ставшей впоследствии покровительницей Петра Чайковского. Двадцатилетний юноша много путешествовал, бывал в Италии и Швейцарии, он не только преподавал музыку, но и сочинял небольшие увертюры.
Обучаясь в консерватории, Ашиль-Клод неоднократно вызывал негодование своих преподавателей, неизменно нарушая устоявшиеся классические каноны музыкальных композиций. В 1884 году он получил престижную награду — Римскую премию — за свое сольфеджио, после чего решил дальнейшее обучение продолжить в Италии. К сожалению, местная музыка не вдохновляла будущего композитора, поэтому он стал воплощать собственные индивидуальные и необычные творческие идеи.
Дебюсси Клод
(22 августа 1862 — 25 марта 1918)
Творчество Клода Ашиля Дебюсси — французского композитора, пианиста, дирижера, музыкального критика, основоположника музыкального импрессионизма, автора оригинальной системы гармоники и музыкальных структур, одного из самых интересных, ищущих музыкантов-новаторов своего времени — открыло новый период в истории французской музыки.
Музыкальное образование Клод Дебюсси получил в Парижской консерватории (1884). Уже в годы обучения он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Как домашний пианист русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, он сопровождал ее в путешествиях. Посетил Россию, провел лето 1881 и 1882 гг. в имениях Мекк — Браилове и Москве. Знакомство с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и особенно М.П. Мусоргского показало композитору пример смелого, нетрадиционного использования возможностей музыкального языка, повлияло на формирование его собственного стиля. Любовь к русской музыке К. Дебюсси сохранил на всю жизнь.
В 1884 г. при окончании консерватории К. Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и уехал на три года в Италию. По возвращении в Париж он примкнул к литературному кружку символистов, опубликовал свои первые фортепьянные и вокальные произведения. Особенно выделяются пьесы для фортепьяно — «Арабески», «Бергамасская сюита», романсы — «Забытые ариетты», «Пять поэм Бодлера». Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке.
На конец XIX — начало XX в. пришелся расцвет творчества К. Дебюсси. В этот период написаны произведения разных жанров, но основное место занимает программная инструментальная музыка. Среди сочинений композитора — опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902); балеты «Игры» (1912), «Камма» (1912), «Ящик с игрушками» (1913); мистерия «Мученичество святого Себастьяна» (1911); поэма для голоса с оркестром «Дева-избранница» (1888); для симфонического оркестра — «Прелюдия к послеполудню фавна» (1892—1894); триптих «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены», 1897—1899); три эскиза «Море» (1903—1905); сюита «Иберия» (1908); многочисленные произведения для фортепиано («Эстампы», 1903; «Остров радости», 1904); 24 прелюдии; 12 этюдов; инструментальные ансамбли; свыше 50 песен (романсов) и др. С 1910г. К.Дебюсси выступает как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 г. он вновь посетил Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром С.А. Кусевицкого в Петербурге и Москве.
На протяжении всей своей творческой карьеры К. Дебюсси пытался постичь сущность музыки, вникнуть в интонации народных песен и старинных мелодий. В его произведения будто вплетены восточные напевы, похожие на цветистые узоры. В его оркестре слышатся красочные переливы оттенков, неожиданные контрасты: мягкие, как бы затененные, звуки сменяются яркими, сверкающими. В его прелюдиях с характерными названиями легко «увидеть» импрессионистские звуковые картины природы, сказочные образы и танцевальные сцены.
Значительное место в творчестве маэстро занимала вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии. Композитор отразил в своей музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы, обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов, расплывчатостью, стушеванностью контуров. Поэтичное, изящное, одухотворенное и ярко эмоциональное творчество К. Дебюсси оказало большое влияние на развитие всей музыки XX века.
Клод Дебюсси умер в Париже 25 марта 1918 г., не успев довести до конца цикл из шести сонат для разных составов.
Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека
Смерть
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.
Клод Дебюсси с дочерью
Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.
В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.
Могила Клода Дебюсси
События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.
Родоначальник музыкального импрессионизма
Композитор Дебюсси, ещё обучаясь в консерватории, отходил от привычных канонов и писал уникальную музыку, которая не была похожа на произведения того времени. В обществе художественных изгоев он полностью ушел от общепризнанных направлений в искусстве, став фактически родоначальником музыкального импрессионизма. Дебюсси смог поставить в 1902 году в парижской опере оригинальную авторскую версию «Пеллеаса и Мелизанды», которая отличалась от его же классического произведения, вышедшего несколькими годами ранее.
Новый стиль Клода Дебюсси получил как восторженные отклики критиков, так и многочисленные разгромные рецензии. Его оперы и необычная музыка быстро стали популярными, а композитор был удостоен ордена Почетного легиона, который ценился во Франции и многих других странах континентальной Европы. В 2005 году в Париже Клод представил своё новое симфоническое произведение «Море». Эта увертюра породила многочисленные споры, неизменно подогревавшие интерес к творчеству композитора.
Основные произведения Дебюсси:
- Сюита «Весна».
- «Героическая колыбельная».
- «Пеллеас и Мелизанда».
В начале XX века Дебюсси много путешествовал и давал концерты, которые всегда проходили с полным аншлагом. Особой популярностью пользовалось произведение «Маленький пастух». Композитор создал многочисленные пьесы, в которых особое место заняла миниатюра «Терраса свиданий». Эти работы вошли в список классических, они популярны и по сей день, поэтому включены в программы многих известных оркестров.
Сообщение о Клоде Дебюсси
Сообщение о Дебюсси кратко расскажет о жизни и деятельности великого французского композитора, а также поможет подготовиться к занятию.
Сообщение о Клоде Дебюсси
Ашиль Клод Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 года на северо-западной окраине Парижа и был пятым ребенком в семье. В 1870 году семья переехала в Канны к родственникам по матери. С детства мальчика обучали игре на фортепиано, наняв ему в учителя итальянского музыканта Жана Черутти. Будучи талантливым учеником, он поступил в Парижскую консерваторию, обучаясь 11 лет техники игры на клавишных инструментах, композицию, сольфеджио, теорию и историю музыки. Клод Дебюсси в 1874 году получил премию за исполнение концерта Шопена, заслужив репутацию прекрасного пианиста.
В 1879 году он развлекал игрой на инструменте гостей замка Шенонсо, а спустя год начал преподавать в доме Надежды фон Мекк — покровительницы Петра Ильича Чайковского. Два лета подряд композитор путешествует по Швейцарии, Италии, Франции и России. В 1882 году сочинил миниатюры «Трио соль мажор», «Madrid, princesse des Espagnes», «Ballade à la lune». В 1884 году за кантату «L’enfant prodigue» получил престижную «Римскую премию». Желая дальше обучаться, Клод Моне сделал упор на Италию, так как местная музыка не вдохновляла его, и он не хотел поддаваться влиянию знаменитых коллег. Произведения, написанные во время пребывания в Италии, отличаются витиеватостью, причудливостью, непонятностью для французов. По возвращению в Париж композитор попал под влияние творчества Рихарда Вагнера.
В 189 году молодого Дебюсси приняли в комитет Национального музыкального общества после представления сочинения «Струнный квартет». В этом же году он посетил спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» и предложил ее автору адаптировать пьесу в оперном жанре. Метерлинк дал согласие и Клод Дебюсси приступил к работе. В декабре 1894 году был закончены основные наброски. Параллельно автор представил поэму-прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которая получила признание публики. В 1900 году он посещает неформальное общество «Les Apaches», куда входили поэты, критики, молодые художники и музыканты, имевшие статус «художественных изгоев». Премьера «Пеллеаса и Мелизанды» состоялась в апреле 1902 года в «Opéra-Comique». Мнение критиков разделилось, однако именно это произведение сделало его кавалером Ордена «Почетного легиона» и прославленным композитором. Дебюсси в Париже в 1905 году представил симфонию «Море», а в последующие годы написал сюиту «Детский уголок», «Маленький пастух», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна», «Прелюдии», «Терраса свиданий при лунном свете». Последний шедевр был создан в 1918 году.
В 1908 году композитору поставили диагноз – колоректальный рак. Следующие 10 лет прошли для него в тяжкой муке. В начала 1918 года недуг и вовсе приковал Дебюсси к кровати, так как лечения больше не помогало. 25 марта 1918 года его не стало в Париже.
Клод Дебюсси: интересные факты
- В 1899 году женился на подруге Мари-Розали Текстье. Однако композитор жаждал возвышенных отношений и начал роман с Эммой Бардак, тогда еще замужней певицей. В 1905 году она забеременела от Дебюсси и ушла от законного мужа. Когда утих скандал влюбленные стали жить в Лондоне. У пары родилась дочь Эмма. Когда девочке исполнилось 3 года, Бардак и Клод поженились.
- Первую премию за исполнение музыки получил в 15-летнем возрасте.
- Он является основателем нового музыкального жанра – импрессионизм.
- У него была странная привычка выходить из дома в домашних туфлях и шокировать окружающих.
- Никогда не посещал выставки своих произведений.
- В его честь назвали астероид.
Надеемся, что краткое сообщение о Клоде Дебюсси помогло узнать больше о жизни и творчестве французского композитора. Краткое сообщение о Клоде Дебюсси Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.