Мифология в музыке это кратко

Легенда о происхождении музыки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Слайд 2

Текст слайда:

Миф о Пане и Сиринге

Однажды козлоногий бог лесов и полей  Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний  весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал  стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой  флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Казахская легенда

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Слайд 6

Слайд 7

Текст слайда:

Индейская легенда о флейте и любви

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница  в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Аполлон и Гермес

Поэт Алкей рассказывает, что Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент — лиру. С тех пор сладнозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях. Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что превратился в бога музыки и поэзии.

Слайд 10

Легенда о музыке

Китайская легенда о музыке начинается так: Представьте себе великолепный Китайский Дворец.

https://youtube.com/watch?v=2-BuVXZ3ttQ

Не тот, который уже превратился в музей, а самый настоящий Древний Китайский Дворец.

На золотом резном троне сидит Желтый Предок и радуется, что вся Поднебесная его поддерживает. Радуется, а сам не перестает думать об Устройстве Миропорядка, и с Мудрецами о том советуется.

И вот один Мудрец, Ведающий Музыкой Цзыюй, сравнил всю Поднебесную с Музыкой.

— Все во вселенной, внутри четырех морей, освещается солнцем и луной, управляется планетами и звездами, приводится в порядок четырьмя временами года, а наиболее важное — двенадцатилетним циклом. Так и Музыка, влекомая Мелодией Духа, исполняется на различных инструментах, среди них и кожаные барабаны, и металлические колокола чжун, и бамбуковая дудка юэ, и серебряные колокольчики лин

Когда Музыкант издает звук, тонкие вибрации исходят из инструмента и устремляются в Пространство. И тогда совершаются чудеса, приводящие в порядок Вселенную

Так и Музыка, влекомая Мелодией Духа, исполняется на различных инструментах, среди них и кожаные барабаны, и металлические колокола чжун, и бамбуковая дудка юэ, и серебряные колокольчики лин. Когда Музыкант издает звук, тонкие вибрации исходят из инструмента и устремляются в Пространство. И тогда совершаются чудеса, приводящие в порядок Вселенную.

— Расскажи нам, Ведающий Музыкой, о тех чудесах, которыми владеет Музыка,- предложил Великий Желтый Предок.

— С давних времен все люди на Земле мечтали о сохранении Великого Равновесия,- рассказал Ведающий Музыкой Цзыюй,- и долго они искали что-то такое, что могло бы объяснить состояние Великого Равновесия.

Вот один человек, ставший впоследствии Учителем Музыки, срезал бамбуковую палку и сделал на ней столько дырочек, сколько лет он бродил по свету.

Посмотрел он на сей предмет и нашел, что это соответствует Истине.

Тогда будущий Учитель Музыки приложил бамбуковую трубку к губам и дунул. Он зажимал пальцами разные дырочки и получались разные Звуки. На эти Звуки собралось великое множество народа.

Все слушали Звуки и восхищались.

И было решено, что это есть состояние Великого Равновесия. С тех пор Музыка сопровождает китайцев повсюду. 

А слово «юэ», означающее музыку, включает в себя всю праздничную сферу жизни: и поэзию, и архитектуру, и танец, и живопись, и все ритуалы и даже сервировку стола.

— Это правда,- склонил голову Желтый Предок,- мы чтим и любим звуки, сопровождающие нас в этой жизни. И даже прощаясь с Поднебесной, мы украшаем последний ритуал музыкой. Верно ты сказал об Устройстве Миропорядка и о Музыке, которая призвана сохранять Великое Равновесие.

Звуки Китайской Дворцовой Музыки заполняют зал….  Медленная, спокойная мелодия плывет над головами Мудрецов.

И все в Мире совершается как надо. Наслаждайтесь китайской музыкой!

Эпоха возрождения

Развитие музыки эпохи Возрождения считается важнейшим этапом развития этого жанра искусства на Земле. Он датируется периодом примерно между 1400 и 1600 годами.

В 1534-1600 годами в Венеции наиболее значимым событием в музыке был polychoral, который отличался развитым стилем. Он дал европейским странам одни из наиболее звучных мелодий. Тут использовались разные хоры исполнителей, струнные и латунные инструменты.

Основой римской школы была группа композиторов, которые в основном специализировались на церковной музыке. Самым известным представителем этого направления стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Это имя вызывает стойкие ассоциации с полифоническим совершенством.

Пик расцвета музыки пришелся на период 1588-1627 году. Именно тогда появились английские мадригалы. Этим термином называли капеллу, которая была копией или прямым переводом итальянских моделей. Многие из таких ансамблей включали 3-6 голосов.

В Италии и на юге Германии существовала Musica reservata.  Она представляла собой капеллу вокальной музыки. При этом исполнители пели тексты. Основной чертой этого направления было интенсивное выражение эмоций.

Рождение мистики

Размышляли о роли музыки и богословы. «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири», — призывал в псалмах царь Давид. Средневековые легенды повествуют о Рае, полном прекрасных звуков. Античная музыкальная теория не так уж сильно пострадала с наступлением Темных веков — и всё благодаря Церкви. Едва ли не вся интеллектуальная жизнь была сосредоточена в монастырях, где каждый день шли церковные службы — а их сопровождало пение. Монахи много размышляли о музыке, о ее устройстве и о том, какой она должна быть. Разумеется, ни о какой музыкальной магии речи не шло и не могло идти. Даже естественное для музыки свойство услаждать слух вызывало споры.

Позже философ Боэций повторял вслед за Пифагором рассуждения о музыке Вселенной, которая находит отражение и в устройстве человеческого тела. Боэций говорил о трех родах музыки: музыке мира, музыке человеческой и музыке инструментов. Любопытно, что «человеческой музыкой» он называл само устройство организма человека: гармонию души и тела, живость разума и физическое здоровье. Музыку как искусство он именовал «музыкой инструментов». На пороге было время алхимиков и герметистов. Те, кто искал золото и философский камень, музыкой интересовались мало. Но иные, стремившиеся постичь тайны мироздания, размышляли о божественной музыке сфер и о том, как она связана с подлунным миром. «Что наверху, то и внизу», — учит «Изумрудная скрижаль». По легенде, частью клятвы розенкрейцеров были слова:

Мистик Роберт Фладд спорил с Кеплером о гармоническом устройстве Вселенной. Иоганн Кеплер, оставшийся в истории как великий астроном, тоже был мистиком. И если по Фладду каждой мировой сфере соответствовал один звук (а все сферы от Земли до Эмпирея укладывались в диапазон двух октав), то по Кеплеру каждой планете были присущи два звука, и интервал между этими звуками увеличивался от сферы к сфере. Чтобы выяснить это, Кеплер замерял угловые скорости планет в афелии и перигелии.

Ноты фа и ми складывались в мотив, который назывался «ламенто» («жалоба»). В эпоху барокко и позже этот мотив был символом скорби. Наряду с теориями мироустройства живы были и примитивные суеверия.

Мифы и легенды о музыке

Реферат на тему:

 Мифы и легенды о музыке

Выполнила ученица 6 класса Стижко Екатерина

Орфей

Орфей — величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы.

Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток, а матерью — муза Каллиопа (Прекрасноголосая).

Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии.

Орфей и Эвридика

Орфей полюбил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких киконов во Фракии. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, повстречала Аристея, который вознамерился овладеть ею силой. Убегая, она наступила на змею и умерла от ее укуса.

Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий.

Звуки его лиры усмиряли волны на пути «Арго» и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути.

Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустившейся веточки вербы. Чтобы проникнуть в аид он использовал бездонную расщелину Тенар, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде. Спустившись, он очаровал своей горестной музыкой перевозчика Харона, пса Кербера и трех судей мертвых.

Оказавшись у трона Аида и Персефоны, Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась.

Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет.

Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

Смерть Орфея

Когда во Фракию пришел Дионис, Орфей отказал ему в почестях, оставшись верным Аполлону, и мстительный бог наслал на него вакханок.

Вначале женщины подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оставленное у дверей храма оружие, ворвались внутрь, перебили мужчин и в диком неистовстве растерзали Орфея, разорвав его на части.

Голову поэта вместе с лирой погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса.

В пещере голова пророчествовала день и ночь, до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что эту пещеру Орфея предпочитают его оракулам, в том числе и в священных Дельфах, явился и заставил голову замолчать.

В те времена о здоровой конкурренции и речи быть не могло. Лира же была помещена на небо в виде созвездия.

Придя в себя от насланного безумия, вакханки попытались смысть с себя кровь поэта в реке Геликон, но река ушла глубоко под землю, чтобы избежать причастности к убийству.

Олимпийские боги (кроме Диониса и Афродиты) осудили убийство Орфея, и Дионису удалось сохранить жизнь вакханкам, только превратив их в дубы; крепко вросшие в землю.

Существовало предание, что город Либетры будет уничтожен свиньей, если Гелиос увидит кости Орфея. Много лет спустя гробница Орфея была открыта пастухом, заснувшим на холме и услышавшим во сне сказочное пение. Проснувшись, пастух побежал в Либетры и привел горожан.

Но на следующий день над Либетрами нависла гигантская туча, из которой хлынул ливень невиданной силы. Переполнились воды реки Сие (что означает «свинья»), и она смыла город.

Мифическое происхождение музыки

  1. Поиск
    и сбор информации по теме.
  2. Анализ
    собранной информации и отбор фактов, связанных с темой проекта.
  3. Подготовка
    и оформление продукта (альбома с иллюстрациями, слайдов).
  4. Подготовка
    и оформление продукта творческий  альбом «Музы и музыка»
  5. Исполнение
    Гимна Аполлона
  6. Заключительные
    выводы к исследованиям.

Миф -эпический жанр устного народного творчества..;

Легенда -жанр народного эпоса, в основе которого
лежат реальные исторические события.  Процесс
формирования музыки отразила античная мифология.Изучая материалы, я выделила несколько легенд,
подтверждающих происхождение музыки с Древнего Олимпа. Древний миф о всемогущей
силе музыки  о певце Орфее, игра на
флейте позволила ему очаровать Харона. Этот сюжет использовали древнегреческие
драматурги, а также оперный немецкий 
композитор  Кристофор Глюк.Один из древнейших богов Греции — бог Аполлон. Как
бог музыки и гармонии, он всегда представляется с лирой в руках. Много мифов и
легенд связаны с именем Аполлона, одна из которых рассказывает о силене Марсии,
который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым
вызвал его гнев. Миф о лесном боге Пане,
который  гордился своей игрой на свирели.
В мифах Древней Греции
содержится много рассказов о том, как боги и любили музыку и прекрасно владели
различными музыкальными инструментами, именно там музыка достигла широкого и блестящего развития. В древности в Греции и в Риме кифара, лира  и арфа оставались одним из  самых распространенных и любимых инструментов.  В музее изобразительного искусства им. А.С Пушкина, я увидела многообразие
культур Древнего мира, что помогло мне в сравнении музыкальных культур. Большой восторг на меня воспроизвела скульптура
бога Аполлона, находящаяся в зале Древней Греции. Рядом с Орфеем и Эвридикой невольно музою представила себя… Самый значительный вклад в подтверждение моей
гипотезы внес поход в  ГММИ им. Пушкина в
зале Греческой экспозиции. Статуя Аполлона с кифарой, Орфея с арфой Бог Аполлон
представлен как бог музыки, окруженный своими музами.  В литературных источниках наиболее яркие
подтверждения я нашла в трудах профессора Куна Н.А. Именно в его книга “Легенды
и мифы Древней Греции” послужила основным источником информации  С о.Родос была привезена книга “ Греческая
мифология” на русском языке, с о.Крита ещё одна брошюра о греческой мифологии.
При исследовании я столкнулась с более древними цивилизациями. И обнаружила,
что в Древней Индии и Египте нет такой связи между богами, музыкой, музыкальными
инструментами и людьми, которые отобразились бы мифах или легендах в тех
количествах, которые наблюдались у древних греков. Причем, один миф порождал
целую цепь других, связанных по смыслу и теме. «Находит ли подтверждение в Древнегреческой мифологии мифическое
происхождение музыки» полностью подтвердили 
исследования, проведенные за период работы. Я  пришла к выводу, что именно  в Древнегреческой мифологии более

Исследовательский проект по теме: «Мифическое
происхождение музыки»

доказывает
происхождение музыки из Древней Эллады (Греции).
Ведь существует ряд гипотез о
происхождении музыки — мифического, философского и
научного характера. А находит ли
подтверждение в Древнегреческой мифологии мифическое

происхождение
музыки.
Действительно ли слово
«муза» и «музыка» имеют общее происхождение? Задав вопрос своим одноклассникам
я убедилась,  что многие засомневались,
считая эти слова однокоренными. Но были и такие высказывания: « Музыка-это
мелодия, а муза-вдохновение!». Я пришла к выводу, что не все (а жаль) ученики
моего класса имеют элементарные сведения об этом. 

Я постаралась  поделиться своими знаниями
с ребятам, ведь эта тема мне так близка я с малых лет увлекаюсь мифологией.

Музыка» — греческого происхождения. Мифы и легенды- в качестве
обобщения можно сказать, что:

целостно и
многообразно представлено мифическое происхождение музыки, нежели в ранних
цивилизациях. Греческая мифология объединяет музыку, музыкальные инструменты,
мифы о них, богов и людей по всей Аттике. Работая над проектом, я поняла как
велик народ Греции, который не только придумал музыкальные инструменты, но и
смог их передать другим народам. И всё это постаралась донести до ребят. В
подтверждении этому высокая оценка моих одноклассников.

Презентация

Музыкальное искусство XX века

Музыка двадцатого века – это единое название направления направлений в искусстве. Прежде всего, это касается модернизма, который выступал под лозунгом современности.

Модернизм

Технологии двадцатого века в буквальном смысле изменили мир

Музыка стала важной частью жизни и тоже столкнулась со значительными переменами. Композиторы этого периода сумели найти новые и смелые темы

К тому же они внесли коррективы в методы их выражения.

Одним из наиболее важных композиторов этого периода стал Арнольд Шенберг. Он решил, что тональная музыка уже изжила себя. На смену ей творец предложил атональное направление. Также он считается создателем 12-тоновой системы композиции. В результате музыка потеряла мелодичность и гармонию, потому далеко не все композиторы отнеслись к таким идеям с пониманием.

Экспрессионизм

Это направление появилось в первом десятилетии прошлого века. Ряд составляющих этого жанра появился в последних работах Малера и операх Штрауса. Но больше экспрессионизм характерен для работ композиторов так называемой новой венской школы. Это касается Шенберга, Берга и Веберна.

Вначале Шенберг пользовался идеями позднего романтизма. Однако впоследствии композитор отверг идеалы этого направления. На смену им пришли настроения тревоги и пессимизма. Приверженцы этого течения создали особенные способы музыкальной выразительности. На смену напевной мелодике пришел принцип атональности. Он выражал душевные метания и беспокойство.

Большинство работ этого периода отличаются лаконичностью. В них присутствуют намеки на определенные образы или душевные переживания. Работы, которые были реализованы в додекафонной технике, базируются на разных повторениях. Одним из характерных образцов этого периода считается монодрама Шенберга, которая получила название «Ожидание».

Важным элементом этого направления стало появление атональной музыки. Этот термин применяется для обозначения музыки, которая не имеет тональной организации звучания. Это направление появилось в начале 1900 годов. Его связывают с работами мастеров новой венской школы. Для этого жанра характерен диссонантный уровень звучания, распад структуры гармонии и аморфность музыкального звучания.

В 1922 году Шенберг придумал особый метод композиции, который впоследствии стал называться додекафонией. Его целью стало внесение в атональную музыку четкого порядка. Техники этого направления встречаются у мастеров разных жанров. Это, в частности, касается работ Онеггера и Бриттена.

Конструктивизм

Это направление нашло проявление в сочетании жестких созвучий, которые резко диссонируют друг с другом. В этом жанре музыки часто используются джазовые звучания. Это экстремальное течение в искусстве получило широкое распространение после Первой мировой войны.

Для конструктивизма характерно возведение машин в культ. Он обезличивает людей и вообще отвергает эмоциональную суть искусства. Что касается развития музыки, творчество сводится к строительству звуковых форм.

Неоклассицизм

Это направление стремится воссоединить художественные образы и стилистические решения музыки периода классицизма. В итоге неоклассицизм стал настоящим трендом прошлого столетия. Особую актуальность он приобрел в период между мировыми войнами. В этот период композиторы пытались вернуться к эстетике в музыке.

Что касается формы, такая музыка часто использовала в качестве источника вдохновения произведения восемнадцатого века. При этом неоклассицизм характеризуется двумя национальными направлениями развития. На него оказали влияние французский и немецкий языки. Представителями первой линии были Эрик Сати и Игорь Стравинский, а приверженцами второй – Ферруччо Бузони и Пауль Хиндемит.

Развитие музыки стартовало еще в доисторические времена и прошло целый ряд значимых этапов. На это оказало влияние множество факторов. Нужно сказать, что это направление искусства во все времена оказывало значительное влияние на жизнь людей.

Музыка в древнем мире

После того как закончилась доисторическая эра, люди перешли на письменные музыкальные традиции. Самая древняя песня, которая была записана на клинописной таблице, была обнаружена во время раскопок Ниппура. Эта находка датируется 2000 годом до нашей эры. Записи удалось расшифровать профессору Килмеру из университета Беркли. Ему удалось установить, эта песня записана в виде терций. К тому же в ней использовался пифагоров строй.

Древние греки использовали двойные трубы, что указывает на применение полифонии в музыке. Об этом же свидетельствуют древние волынки и письменность, в которой описывается музыкальная техника того периода. При этом в качестве фона использовалась одна трубка в авлосе, а вторая – помогала проигрывать мелодичные пассажи. Древние цивилизации у долины Инда пользовались разными видами струнных инструментов. Также историкам удалось найти флейту, которая имела 7 отверстий.

Священные писания Веда содержат упоминания об индийской классической музыке, которая называется марга. Сама-веда детально описывает этот вид искусства. Еще одним центром развития музыки стал Иран. Изобретение этого вида искусства приписывают знаменитому царю Джамшиду.

Существуют отдельные документальные источники, которые доказывают, что персы обладали хорошо развитой музыкальной культурой. В частности, в сасанидский период существовала оживленная музыкальная жизнь в Персии. При этом до наших дней дошли имена наиболее известных музыкантов. Среди них стоит выделить Рамтина, Накиссу, Барбода. Также сохранились названия их некоторых работ.

На древних папирусах и на стенах пирамид остались строчки религиозных гимнов. Они же зафиксированы в «Книге мертвых» и в «Текстах пирамид». Помимо этого, существовали так называемые страсти и мистерии. Одним из наиболее востребованных сюжетов были страсти Осириса. Он каждый год умирал и воскресал. Также существовали песни-плачи женщин над мертвым Осирисом. Исполнение песен часто дополняли драматические сцены.

Бытует мнение, что максимального расцвета музыка в древний период достигла в Греции. Само понятие тоже обладает греческим происхождением. В этой стране людям удалось впервые увидеть связь между высотой звука и числом. Ее открытие приписывается Пифагору.

Развитие полисов, в которых проводились крупнейшие гражданские и культовые мероприятия, привело к появлению хорового пения. В качестве аккомпанемента применяли духовые инструменты. Помимо авлоса, древние люди пользовались металлической трубой.

Те времена отметились постоянными войнами. Это привело к активному развитию военной музыки. Одновременно с этим наблюдалось развитие лирической поэзии. Ей аккомпанировали музыкальные инструменты. Одними из известнейших авторов песен были Сапфо, Архилох, Алкей.

Отдельно стоит упомянуть поэта и музыканта Пиндара, который считается классиком хоровой лирики. Он написал большое количество гимнов, победных од, застольных песен. Произведения этого автора отличались многообразием форм. Они обладали причудливыми и богатыми ритмами. На основе произведений Пиндара началось развитие дифирамбов, которые исполнялись на дионисийских праздниках, датированных 600 годом до нашей эры.

Музыка считалась важной составляющей театральных спектаклей. В трагедиях сочеталась музыка, драма и танец

К наиболее известным авторам трагедий относятся Еврипид, Софокл, Эсхил. Как и древнегреческие поэты, они создавали музыку. Со временем в эти произведения добавлялись музыкальные партии актеров.

В своих работах Еврипид ограничил использование хоровых партий

При этом ключевое внимание в музыке он сконцентрировал на сольных партиях корифеев и актеров. Они были более подвижными, эмоциональными и виртуозными

Создатели древнегреческих комедий нередко применяли кифары, которые сопровождали литературный текст. Также они добавляли в постановки народные песни.

От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было.

Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу.

 К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» — исток музыкальной традиции человечества.

Обратите внимание

Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись — будет сыну доха. Варись, горох, варись — будет дочке каша».

Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм…

музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.

«Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру — Гермес, свирель — Афина.

Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

В общем, идея понятна: музыка — высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого.

Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого.

Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.

Важно

Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, — участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. Собаки ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку.

Кошка разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона — в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее.

И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.

На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи.

Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом.

Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком… Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные сложные эмоции».

Совет

Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

Музыкальная Вселенная?

«Звуковое послесвечение Большого взрыва» — отнюдь не мистическая концепция.

С древними представлениями о гармонии мира связаны и чисто магические современные идеи «гармонизации и очищения пространства». Согласно им, мир полон энергии, но течь она может правильно и неправильно. В некоторых концепциях эта энергия несет «послания», в других существуют еще вредные и полезные «вибрации». Известно представление о «биополях», которые могут быть ослабленными и искаженными. Убрать вредные вибрации и плохую энергию, исцелить биополе можно с помощью «правильной» музыки.

Примечательно, что такая правильная магическая музыка ничего не теряет в записи

Можно очищать пространство реальной «поющей чашей», но можно и включить запись на любом устройстве, и неважно, насколько качественные у него динамики. Кстати, большинство записей для гармонизации пространства содержат тембры, часто вызывающие АСМР. Музыка в стиле нью-эйдж, несмотря на название, не имеет отношения к оккультизму и используется разве что для релаксации

Но сами религиозные учения нью-эйдж нередко говорят о музыке

Музыка в стиле нью-эйдж, несмотря на название, не имеет отношения к оккультизму и используется разве что для релаксации. Но сами религиозные учения нью-эйдж нередко говорят о музыке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: