Римский-корсаков николай андреевич

Биография римского-корсакова

Опера и зрелое творчество

Желая продолжить свою деятельность в искусстве, Римский-Корсаков вновь оказался под опекой Балакирева. По совету своего учителя он продолжал работать и серьезно дорабатывать свою Первую симфонию. Произведение композитора было опубликовано в 1865 году.

Н. Римский-Корсаков в молодости

В ранние годы Римский-Корсаков ориентировался на произведения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его произведениях прекрасно сочетались зарубежные и русские народные мотивы, что со временем стало визитной карточкой композитора.

В 1867 году Николай Андреевич написал «Садко». Его фрагменты позже были частично включены в структуру одноименной оперы; год спустя родилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вступил в период профессионального и зрелого творчества.

Помимо сочинительства, он занимался повседневными делами. А именно, аранжировка и оркестровка чужих произведений. В основном это работы коллег по музыкальному сообществу.

В начале 1970-х годов Римский-Корсаков нашел свою нишу. Он начал работать в оперном жанре. Позже эта форма композиции стала его любимой: в 1872 году этот талантливый музыкант написал свою первую оперу «Псковитянка» по пьесе Льва Мая.

Этот жанровый дебют стал знаменитым и узнаваемым. Римский-Корсаков приобрел заслуженную славу и был высоко оценен широкой публикой. Профессиональные круги включали.

Незадолго до этого музыкант был принят на должность профессора Санкт-Петербургской музыкальной консерватории; с 1970-х годов он также назначался на административные должности, такие как директор и инспектор консерватории. Римский-Корсаков также руководил оркестрами и дирижировал ими.

Несмотря на очевидный успех, композитор вскоре понял, что у него нет специальной подготовки для действительно серьезной творческой работы. Николай Андреевич начал интенсивно изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.

Он смог довольно быстро компенсировать отсутствие формального образования. В результате музыкант смог улучшить свои композиторские навыки. Его усилия не пропали даром и привели к созданию ряда произведений, в том числе Симфонии № 3.

В новом десятилетии 1980-х годов Римский-Корсаков начал работать с новой силой. После долгой работы родились две оперы — «Белоснежка» и «Майская ночь». Помимо других работ других видов.

В 1980-е годы, помимо композиторской работы, Николай Андреевич занимался административными вопросами и провел ряд

Трудолюбие и неустанные усилия сыграли свою роль. Из-за переутомления и груза личных проблем Римский-Корсаков пережил творческий кризис.

В начале 1990-х годов активность композитора пошла на спад. В этот период он прочитал много книг, заинтересовался философией, писал статьи и публицистику. Он практически не сочинял и пытался найти выход из кризиса.

Возвращение к профессиональному творчеству было на удивление быстрым. Уже в середине 1990-х годов С.Римский-Корсаков начал активно сочинять. Как будто судьба вознаградила его за настойчивость и позволила наверстать упущенные годы.

Вторая половина десятилетия стала для композитора периодом выдающейся творческой активности. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.

Среди произведений того времени — оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт», «Сальери», «Ночь перед Рождеством» и «Садко». Ни один из них не стал знаменитым благодаря своему прочному постоянству вскоре после первого появления.

В последующие годы Николай Андреевич написал еще семь крупных опер. Он работал до конца своей жизни.

Помимо своей композиторской деятельности и музыкального таланта, композитор известен как человек с активной социальной позицией, поборник перемен и справедливости.

Римский-Корсаков с энтузиазмом приветствовал реакционные и репрессивные действия царского режима, давление властей и революционные события 1905-1907 годов. Он открыто поддерживал студентов, выступавших против ужесточения правил и казарменных занятий в университете.

В знак протеста он уволился из консерватории в Санкт-Петербурге и вернулся на свое место только тогда, когда события были более или менее подавлены и власти пошли на поблажки. Это характеризует композитора как личность.

Первые крупные сочинения

В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.

В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.

В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима. Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.

Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».

В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.

Цветомузыка и гамма Римского-Корсакова

От природы Николай Андреевич был наделён даром синестезии – цветового слуха, когда оттенки цвета сочетаются с характером музыки. Аккорды, строи, тональности ассоциируются с определенными цветами, рождая яркие зрительные и слуховые образы.

Цвет ‒ характер музыки

Композитор утверждал, что для него все звуковые ряды встречаются в природе – в переливах света и облаках, в водной глади и земной растительности. Яркий пример музыкальных красок Римского-Корсакова – голубая тональность Ми мажор у фрагментов морской тематики.

Тональность Цвет
До мажор белый
Ре мажор желтоватый
Ми мажор синий
Фа мажор розовый
Соль мажор золотисто-коричневый
Ля мажор зеленый
Си мажор бирюзовый

Еще одна уникальная способность Римского-Корсакова – умение писать музыку, не прикасаясь к клавишам рояля. Когда в заграничном путешествии у него не было доступа к инструменту, он сочинил почти всю оперу «Сервилия». Образность в восприятии Римским-Корсаковым музыки была настолько велика, что в беседах с друзьями за чашкой кофе он в шутку использовал кулинарную тематику. Например, мог Бетховена и Шопена сравнить с хорошими кусками говядины, Дебюсси охарактеризовать как изысканный соус, Равеля назвать розовой водой с перцем.

В целях большей музыкальной изобразительности Николай Андреевич применял в сочинениях уменьшенный лад, в котором опорным является септаккорд. Впервые звукоряд, ступени которого образуют поочерёдную последовательность тонов и полутонов, прозвучал в музыкальной картине для оркестра «Садко»: погружение былинного героя в морскую пучину. Симметричный лад прежде использовался только в западно-европейской музыке Ф. Листа и Ф. Шопена. В русской музыкальной культуре гамму «тон-полутон или полутон-тон» назвали именем Римского-Корсакова.

Гамма и лад

Интересные факты про Римского-Корсакова можно дополнить ещё одним: у него есть два произведения с одинаковым названием – созданная в молодости симфоническая картина (1867) и оперная былина, написанная тридцать лет спустя – «Садко». С премьеры оперы за композитором закрепился статус непревзойденного музыканта-живописца, первого оркестрового мастера русской музыки.

Римский Корсаков оперы. Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова

Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет — оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова. Слева около здания Консерватории — на Театральной площади — есть памятник Римскому-Корсакову.

Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.

В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».

Презентация на тему: » Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия.» — Транскрипт:

1

Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы

2

Цель проекта: Исследовать творчество Н. А. Римского- Корсакова и выяснить почему его называли в мире музыки «композитором- сказочником»

3

Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся

4

Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?

5

Ожидаемые результаты: умение работать с информационными источниками; овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности; умение работать в команде; раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся

6

Дом, в котором родился Н.А. Римский-Корсаков

7

Кабинет в Музее Н.А. Римского-Корсакова

8

Родители Н.А. Римского-Корсакова

9

Н.А. Римский-Корсаков в кругу семьи

10

Н.А. Римский-Корсаков в Морском кадетском корпусе

11

Милий Алексеевич Балакирев

12

Друзья: Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин

13

Клипер «Алмаз»

14

Петербургская консерватория

15

Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »

16

Опера «Садко»

17

Опера «Майская ночь»

18

Опера «Снегурочка»

19

Опера «Золотой петушок»

20

Опера «Кащей Бессмертный»

21

Опера «Ночь перед Рождеством»

22

Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

23

«Три чуда» Белочка Богатыри Царевна-Лебедь

24

В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.

25

Опрос среди обучающихся 7 классов

28

Композитор в годы творческого расцвета

29

Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.

30

Используемая литература: Е.М. Гордеева Композиторы «Могучей кучки» 1985 А.И. Кандинский Е.М. Орлова Русская музыкальная литература 1983 Д.Б. Кабалевский Музыка в школе 1984

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество композитора

Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. – 21 июня 1908 г.) – русский композитор, член “Могучей кучки”. Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова – “Испанское каприччио”, увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита “Шехерезада” – образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии – сначала в качестве офицера, потом – гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в “Летописи моей музыкальной жизни”) писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это “Садко” (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и “Шехерезада”. Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах – это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Москва (на Арбате)

Главная > Обучение > Занятия и программы для детей > Царскосельский лицей > О Лицеистах >

+7;

Москва, Сивцев Вражек пер., д. 21; м. «Кропоткинская», «Арбатская»

Философия для жизни | Курсы и мастер-классы | Детские программы | Афиша | Бесплатно | Как добраться

Николай Корсаков

Родился в 1800 г. Поступил в Лицей в 1811 году. Окончил Лицей в 1817 году. Композитор-любитель, автор романсов на стихотворения Пушкина: «О Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала», «К живописцу» (все 1816). По окончанию Лицея поступил в Коллегию иностранных дел (с осени 1817), а в 1819 г., причисленный к римской миссии, уехал в Италию. Умер в 1820 г.

«…Корсаков (Николай), 12-ти лет. С весьма хорошими дарованиями, имеет живое воображение, острый, беглый проницательный ум и счастливую память; но пылок и слишком резов и развлечен, чтобы быть основательным и порядочным; полагаясь на свои способности, особливо на память он недовольно прилежает к учению, обнимает предметы скоро и более поверхностно; оттого он нерадив, крайне неосмотрителен, неопрятен, непостоянен, нескромен. Нравственность его была весьма испорчена, верность его была вовсе ненадежна, худые наклонности и привычки помрачали в нем благородство; но искреннее намерение и желание себя исправить скоро может восстановить его, тогда оно распространит благотворное свое влияние на все его поступки и даст, по крайней мере, лучшее употребление редкому его искусству притворяться, слишком ему свойственному, чтобы он мог совершенно потерять его. Впрочем, к похвале его можно сказать то, что он пользуется рассудком и советами в познании своих слабостей и чем более получает сего познания, тем приметнее в нем стремление к усовершенствованию себя, в чем может он сделать быстрые успехи, но с опасностью впасть в лицемерие вообще он с некоторого времени весьма исправился.»

Директор ИМПЕРАТОРСКОГО Царскосельского Лицея ВАСИЛИЙ МАЛИНОВСКИЙ

Особенно интересно стихотворение Корсакова «Нет! Нет!». Это как бы его юношеское кредо:Ты хочешь, чтоб я вновь пустился, Любезный друг, в сей шумный свет, Кричал, гремел и суетился, —Нет! Нет! Ты хочешь, чтобы поля отваги, Наемный будучи Поэт, Я разум ставил контр бумаги, — Нет! Нет! Чтоб для асессорского чину, Готов был всякому сонет, Чтоб льстил вельможе-господину, — Нет! Нет! Чтоб франтом в общество пустился, Имел тьму слуг и тьму карет, Был bel-esprit, шутил, резвился, — Нет! Нет! Ты хочешь, чтобы в глупом споре Решал все ссоры (игры) пистолет, Чтоб был я с разумом в раздоре, — Нет! Нет!Лицеист Н.Корсаков

Память

Памятники, музеи, учреждения

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
  • В 2016 году в Тихвине возле ДК им. Римского-Корсакова был установлен памятник композитору (скульптор В. Н. Селиванов).

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Улица Римского-Корсакова в Луге.
  • Улица Римского-Корсакова в Плюссе (Плюсской район, Псковская область)

Другие страны

  • Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сибиу.

Транспортные средства

  • В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя — Римский-Корсаков.
  • Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

В филателии

Римский Корсаков творчество. Nikolai Rimsky-Korsakov

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков? В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: