Песни из к-ф «Не покидай» (1989)
«Прекрасное далёко» стало действительно последним детским хитом советской (и не только) поры. Тем не менее, в самый разгар перестройки режиссёру Леониду Нечаеву чудом удалось снять ещё один замечательный фильм «Не покидай». Несмотря на сказочный антураж, он вышел не детским, а образ волшебной розы, заставляющей говорить правду, тогда выглядел однозначным реверансом в сторону политики «гласности». К счастью, фильм не увяз в политических аллегориях и поэтому не устарел.
Премьера «Не покидай» состоялась в передаче «В гостях у сказки» в сентябре 1989 года. В то время страну колбасило так, что никакого особого ажиотажа ни сама картина, ни звучащие в ней песни не вызвали. И совершенно незаслуженно, так как, по моему мнению, именно саундтрек фильма «Не покидай» стал последней сильной работой композитора Крылатова в кино. Какую-то известность получила лишь одноимённая песня, но ведь и остальные были не хуже («Надежда», «Прощальная», «Подари лошадку атаману», «Турниры отменили», «Билетик счастья» и т. д.). В этом немалая заслуга и поэта Леонида Дербенёва.
С Дербенёвым Крылатов уже работал в фильме «Чародеи». Несмотря на это и на своё громкое имя, композитор снова столкнулся с непониманием. Крылатов вспоминал, что, когда Дербенёв прослушал наброски к песням, то разочарованно протянул: «Да-а… Ни одной мелодии». Композитор чуть было не отказался от участия в фильме, но ситуацию опять спасли сжатые киносроки. К тому же, на десятой песне оттаял и сам Дербенёв: «А вот эта ничего…».
Е. Крылатов: «Может быть, это объясняется тем, что я обладаю одной особенностью. Я очень часто выступаю на концертах и сам пою свои песни. …Например, „Песенка о шпаге“. …Я исполняю её своим безголосым голосом, но эту песню всё равно все помнят в исполнении Миронова и сразу воспринимают, и начинаются сразу аплодисменты. А когда исполняю новые песни, только написанные, их понять бывает, действительно, довольно сложно».
Стоит добавить, что подавляющее большинство вокальных партий в фильме «Не покидай» исполняли не актёры, а профессиональные певцы — Наталья Островая и Анатолий Тукиш. Последнему пришлось не только петь, но и озвучивать роль принца Патрика, которую играл Игорь Красавин — ещё неопытный десятиклассник, да ещё и с сильным белорусским акцентом.
О том, что фильм, несмотря ни на что, помнят и любят, Крылатов узнал, лишь когда ему позвонили с Белорусского Т В и пригласили сняться в ролике, посвящённом юбилею картины. Второй раз он удивился, когда обнаружил в Интернете сайт фанатов «Не покидай».
Всё это доказывает только одно — хорошие песни не умирают, пока мы храним их в своём сердце и передаём эту любовь другим.
Из песни принца Пинапью:
Прошу, не говорите Вы о талантах мне. Быть может, что, как зритель, Талантлив я вполне.
Когда притихнут ложи, От счастья трепещу. Талантливо, быть может, Смеюсь я и грущу…
Эту и другие песни можно прослушать в 1-м комментарии к этой статье.
Весь цикл про песни Крылатова:
1) Как «Колыбельная Медведицы» изменила судьбу композитора?2) Как были написаны песни про лесного оленя и шпагу?3) Как взлетели выше ели Крылатова и Энтина качели?
Примечания
Смотреть что такое «Прекрасное далёко» в других словарях:
Прекрасное далёко (альбом) — Прекрасное далёко Студийный альбом Приключения Электроников Дата выпуска 2001 Записан 2001 Жанр Панк рок Длительность 33:03 … Википедия
ДАЛЁКО — 1. см. далекий. 2. прекрасное далёко о спокойном пребывании вдали от жизненных невзгод, борьбы (книжн.). Смотреть на что н. из своего прекрасного далёка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
прекрасное — центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала. * * * ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНОЕ, центральная категория эстетики (см. ЭСТЕТИКА), охватывающая… … Энциклопедический словарь
В одно прекрасное детство — Жанр комедия музыкальный фильм Режиссёр Яков Сегель Автор сценария Яков Сегель … Википедия
В одно прекрасное детство (фильм) — В одно прекрасное детство Жанр комедия музыкальный фильм Режиссёр Яков Сегель Автор сценария Яков Сегель … Википедия
Петербургский «Этюд-Театр» — Файл:Аватар Этюд Театра Квадрат.jpg Логотип Петербургского «Этюд Театра» Место нахождения Санкт Петербург Основан 28.03.2011 Директор Данил Вачегин Художественный руководитель Вениамин Михайлович Фильштинский Главный режиссёр Дмитрий Егоров Сайт … Википедия
Егоров, Дмитрий Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров. Дмитрий Егоров Дата рождения: 9 июня … Википедия
Гостья из будущего — Обложка коллекционного DVD издания 2006 года Жанр детская фантастика мелодрама драма прик … Википедия
Чернозём (рок-группа) — ЧернозЁм ЧернозЁм Годы с конца 80 x по настоящее время Страна … Википедия
Чернозем (рок-группа) — ЧернозЁм ЧернозЁм Годы с конца 80 x по настоящее время Страна … Википедия
На одном дыхании
Это фильм впервые показали летом 1984 года. В такое время советские школьники чаще всего гуляли на улице. Но они в буквальном смысле пустели, когда наступало время показа очередной серии «Гостьи из будущего».
Миллионы мальчишек и девчонок мчались домой – к телевизорам, чтобы снова сопереживать приключениям «космической» девочки Алисы Селезневой и ее друзей из обычной московской школы.
Но еще задолго до того, как картина была снята, режиссер Павел Аксенов пытался понять, какая музыкальная заставка нужна его киноленте.
Ему хотелось, чтобы композиция с одной стороны притягивала своим романтизмом, а с другой брала за душу пронзительностью и даже некой трагичностью.
Когда режиссер расписал Юрию Энтину, какой «коктейль» ему придется придумать, поэту казалось, что с этим заказом он порядком помучается.
Но удивительное дело, едва придя домой и усевшись за стол, Энтин выдал стихи буквально на одном дыхании. Строчки словно сами ложились на бумагу.
Прочитав текст, в один присест написал к нему мелодию и композитор Евгений Крылатов. Но песня, не нашедшая «своего» исполнителя, едва ли полностью дойдет до зрителя.
Мэтры долго думали-гадали, кому же доверить исполнение этой композиции. Изначально предполагали, что в детском фильме детская песня должна звучать из уст ребенка.
Однако, никто из десятков юных претендентов не убедил режиссера и музыкантов в правильности выбора. И тогда Крылатов вспомнил про Татьяну Дасковскую, певицу, голос которой звучит за кадром многих картин. И этот выбор оказался попаданием в «яблочко».
Битва с цензурой
Например, в строке «Он зовет меня не в райские края» цензоры заметили некий религиозный подтекст. И тогда Энтин легким движением пера поменял строку на «Он зовет меня в чудесные края».
Но едва это исправили, критики указали на неправильность всего припева. Мол, не может быть прекрасное далеким для советских детей.
К тому же строкой «не будь ко мне жестоко» они как бы просят сжалиться над ними, пожалеть, не делать их несчастными. Но ведь все знали, что все без исключения дети в Советском союзе были счастливы.
Но едва получив критику на привев, авторы песни узнали, что цензорам не нравится само название композиции «Прекрасное далеко».
Как такое может быть в СССР — стране развитого социализма, который вот-вот достроит коммунизм? А здесь получается, что все прекрасное еще где-то очень далеко.В общем, цензоры цеплялисьза все, что только можно.
Но ценой невероятных усилий авторам все же удалось в битве с цензурой отстоять и припев и название. И очень скоро песня стала не менее популярной, чем и фильм, в котором она впервые прозвучала.
Что любопытно, детская фантастика 80-х «Гостья из будущего» уже не особенно популярна у нынешнего поколения. А вот композицию «Прекрасное далеко» любят дети и даже взрослые до сих пор. Ведь прекрасное оно на самом деле всегда очень… далеко…
«Прекрасное далёко» (из к-ф «Гостья из будущего», 1984)
«Прекрасное далёко» суждено было стать единственной песней в фильме, хотя изначально режиссёр Павел Арсенов заказал поэту Юрию Энтину сочинить несколько текстов. Так как фильм был приключенческий, Энтин с удовольствием принялся за дело. Он до сих пор помнит забавные строчки, сочинённые им для космических пиратов:
Суть нашей профессии В погоне и агрессии!
Но, когда фильм смонтировали, оказалось, что места для песен в нём нет. Понятно, что Энтин страшно разозлился. Чтобы его успокоить, режиссёр сказал: «Там в конце фильма будут длинные титры. Вот и сочини что-нибудь минуты на три».
Ю. Энтин: «Я был зол. Мне все это изрядно надоело. Я быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку (режиссер Павел Арсенов увлекался философией и эзотерикой), а с другой стороны, были лирико-романтическими (это „слабость“ композитора Евгения Крылатова)».
Стоило Крылатову прочитать стихи, как он тут же понял, что это будет сильная песня. Единственное, что смущало композитора — многократное повторение совсем недетской строчки «Не будь ко мне жестоко», на что Энтин сказал: «Это же как молитва».
Музыку Крылатов написал быстро — и в фильме сама мелодия прозвучит ещё не раз — в самых разнообразных инструментальных вариациях: от замедленно-грустной до задорно-смешной (мне особенно нравилась динамичная тревожная версия, звучащая в титрах каждой серии).
Правда, и в этот раз Энтин отнёсся к своим лирическим стихам скептически — мол, писал их без особого огонька, и весь успех песни заключён в музыке. Между нами говоря, лично я разделяю его скепсис — музыка «Прекрасного далёка» всегда казалась мне сильнее слов. Крылатов же был с этим категорически не согласен и говорил поэту: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню».
Сначала для исполнения песни привлекли девочку из хора Попова, но режиссёру её версия не понравилась. В итоге «Прекрасное далёко» замечательно исполнила другая девочка — Таня Даскова, которую порекомендовал Крылатов. Правда, из-за ограниченного хронометража её имя в титры не попало. А тут ещё Крылатов пожелал, чтобы в телепрограмме «Песня года — 85» песню исполнила не Даскова, а взрослое трио МЕРИДИАН. Видимо, таким образом он хотел показать, что потенциал этой песни намного шире детского жанра.
Интересно, что в киноверсии песни были такие строчки:
Слышу голос из прекрасного далёка, Он зовёт меня не в райские края…
Но, видно, они показались слишком суровыми — и во всех следующих записях вместо «не в райские края» исполнялось «в чудесные края» (что, как по мне, сильно меняло настроение песни). Однако ни это, ни заклинания не помогли… По горькой иронии, именно в 1985 году были посеяны семена того самого «далёка», которое оказалось совсем не прекрасным.
Ю. Энтин: «В своё время, в 1930-е годы, была создана советская детская литература. Нигде в мире не было такой литературы, как у нас. Не было одновременно таких поэтов, как Чуковский, Маршак, Барто, Михалков. Но последняя широко известная детская песня пророчески прозвучала в 1984 году — „Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко“. И настало это „далёко“…»
Неудивительно, что со временем песня обретала всё более трагические и щемящие оттенки.
Ю. Энтин: «Была передача на канале „ТВЦ“. Там ребята-рокеры пели мои песни. И артист Малого театра Валерий Баринов вспомнил один случай, произошедший в прямом эфире, над которым рыдала вся страна. Это случилось в программе „Взгляд“. Одним из ее героев стал мальчик-сирота с абсолютным слухом, воспитанник интерната. Ведущий Владимир Мукусев попросил этого мальчика спеть любимую песню, и тот запел „Прекрасное далёко“. Это было настолько трогательно, что, когда он дошел до припева „Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь“ — оператор уронил камеру, и передача прервалась. Баринов сказал: „Прекрасное далёко“ — это песня святая. То, что рокеры переделали „Крылатые качели“ или „Лесной олень“ — я могу стерпеть. А для чего они переиграли „Прекрасное далёко“ — мне непонятно». И я, в принципе, с Бариновым согласен».
Смысл песни «Прекрасное далеко»
Художественный телесериал «Гостья из будущего», вышедший на большие экраны в 1985 году, стал настоящим подарком не только для любителей столь популярной тогда научной фантастики, но и вообще для любого зрителя от мала до велика. Помимо захватывающего сюжета и обаятельных героев, зрителям полюбились и песни, звучащие на протяжении всей картины. Одной из композиций, ставших настоящим гимном человеческой судьбе, стала песня «Прекрасное далеко». Автором текста является Юрий Энтин, композитором — Евгений Крылатов. Исполнителями же стало знаменитое на весь Союз трио «Меридиан».
Текст песни наполнен глубоким философским содержанием. Это – и разговор человека со своей совестью, и обращение к собственной памяти, и наставление самому себе. Прекрасное далеко – это и прошлое, которое человек оставляет позади, и будущее, которое лишь предстоит пережить, и настоящее, которое является местом осмысления и реальности.
Голос, доносящийся до героя, преследует его, где бы он не находился. Он оживает в знакомых местах и предметах, увлекая рассказчика и слушателя в далекое детство. Именно там обитают самые теплые и светлые воспоминания, согревающие душу и наполняющие сердце теплом и спокойствием. Память позволяет соприкоснуться с счастьем, которое, казалось бы, осталось далеко позади. В свою очередь, эти встречи зачастую оказываются решающими: они дают силы не просто жить, а осознавать все богатство, которым обладает человек. Калейдоскоп радостных моментов, от которых захватывает дух, навсегда сохраняется в памяти человека.
Другая сторона – это призыв настоящего. Данный образ олицетворяет собой ответственность, которая стала неотъемлемой частью повзрослевшего человека. Во взрослом мире необходимо не только наслаждаться действительностью, но и самому принимать участие в создании окружающего тебя мира, учитывая собственные потребности (в том числе, и на будущее). Чем больше и лучше будет сделано для счастливого будущего, тем легче будет впоследствии.
Голос, обращающийся к герою в третий раз – это будущее. Идеал того, каким человеком должен стать рассказчик. Диалог с собственной совестью должен быть искренним: каждое слово обретает особый вес, превращаясь в клятву, кредо, которому герой обязуется следовать в будущем. Он не представляет, какие испытания ждут его во взрослой жизни, он лишь только вступает на нее. Но понимание того, что несмотря на любые преграды человек должен оставаться человеком, уже крепко сидит в нем, помогая избрать единственно верный путь.
Просьба, звучащая в припеве, не спроста повторяется после прохождения каждого из времен. Человеку свойственно сожалеть о том, что он сделал (или же о том, чего он, в силу обстоятельств, сделать не успел), сомневаться в правильности поступков и бояться неизвестного, ожидающего в будущем. Однако, четкая установка и вера в то, что добро в итоге одержит победу и у любого есть шанс начать все с чистого листа, наполняют композицию оптимизмом и спокойствием.
Композиция гармонично вписалась в фантастическую кинокартину про путешествия во времени, оставаясь одновременно философским размышлением над смыслом и качеством человеческой жизни. Ведь главный судья – не постороннее лицо, а собственная совесть, от ответа которой не удастся уйти. Тяжкий путь честного и смелого человека полностью окупается внутреннем спокойствием, уверенностью в будущем и возможностью возвратиться в беззаботное прошлое, в котором не надо сожалеть о содеянном и бояться безжалостных упреков, а можно лишь благодарить мир за предоставленные возможности и наслаждаться плодами их реализации.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.5 / 5. Количество оценок: 2
Слова песни
Слышу голос из Прекрасного Далёка —
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос — и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель…
Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь.
Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
«А сегодня что для завтра сделал я?»
Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь.
Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа
Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь.
Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Прекрасное далеко это что
Прекрасное далёко
Историю создания песни «Прекрасное далёко», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Впервые композиция прозвучала с экранов советских телевизоров 29 марта 1985. Написанная для детского фантастического фильма «Гостья из будущего», песня стала финальной точкой трогательной истории о приключении девочки Алисы Селезневой, попавшей в реальное время из будущего. Ей пришлось пережить множество невероятных приключений, чтобы вместе с новыми друзьями – московскими школьниками, уберечь от космических пиратов невероятное изобретение будущего. Расставаясь с ребятами, Алиса испытывает разные чувства, ведь они действительно стали настоящими друзьями и расставание невозможно без сожаления. Поэтому песня, которая исполняется в самом конце фильма под бегущие титры, звучит одновременно и светло и грустно.
Стихи для этой замечательной песни написал поэт Юрий Энтин. Режиссер фильма Павел Арсенов поставил перед ним конкретную задачу: стихи должны одновременно иметь философский смысл и быть лирико-романтическими. С этой задачей знаменитый автор чудесных детских песен справился на удивление легко. Ну а вопрос о выборе композитора просто не стоял. Великолепному творческому тандему Юрия Энтина и Евгения Крылатова советский кинематограф обязан рождением чудесных детских песен: « Крылатые качели », «Бьют часы на старой башне», «Песенка о лете», «Лесной олень».
Евгений Крылатов писал музыку только на готовые стихи, а из детских поэтов предпочитал Юрия Энтина, утверждая, что у него каждая строка – это музыка. Не стало исключением и «Прекрасное далёко». По словам самого композитора, музыку к этой песне он написал очень легко: «просто сел и написал».
Планировалось, что песня прозвучит в фильме в исполнении детского голоса. И первую запись действительно сделали с юной 13-летней вокалисткой. Однако, этот вариант не устроил режиссера и Е.Крылатов обратился к Татьяне Дасковской. Эта певица много и плодотворно работала в кинематографе Она принимала участие в озвучивание почти 200 фильмов, но лишь в пяти из них в титрах указано ее имя. Нет его и в «Гостье из будущего», а волшебный чарующий, нежный и сильный голос Татьяны Дасковой продолжает звучать.
Интересные факты
Содержание и текст песни «Прекрасное далеко»
Легендарная песня, ставшая настоящим символом ускользающего детства и грядущих перемен, написана в присущей Е. Крылатову лиричной манере. Легкая, летящая, воздушная мелодия как будто подхватывает и несет с собой вперед в неведомое, но прекрасное далёко.
Мелодия песни стала основной музыкальной темой фильма. Но, повторяясь несколько раз,она звучит по-разному. В сценах с участием Алисы мелодия становится более лиричной и нежной, звучит медленно и плавно. В массовых сценах, где на экране появляются ребята из класса Коли Герасимова, увеличивается темп музыки и она приобретает мажорное звучание.
Сам композитор видел в своем произведение обращение: «Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».
Очень сложно предсказать, что ждет человека на жизненном пути. На пороге взрослой жизни юные души и сердца нередко испытывают робость, смешанную с нетерпеливым ожиданием перемен. Отсюда и обращение к грядущему: «Не будь ко мне жестоко». Главное, помнить в круговерти обыденной взрослой жизни обещание, данное, прежде всего, самому себе: « Я клянусь, что стану чище и добрее, и в беде не брошу друга никогда».
Взрослеют дети, тают безвозвратно наивные мечты. Мы живем обычной жизнью, учимся на своих же ошибках и вновь делаем их, радуемся победам и достижениям сначала собственным, потом своих детей, потом внуков, идем по пути, который начали «от чистого истока» детства. Но «Прекрасное далёко» по-прежнему звучит для нас светло и грустно, заставляя трепетать сердце и смахивать непрошеные чистые слезы.
Прекрасное далёко