Тема: «музыкальные произведения отображающие мир природы» п. и. чайковский «апрель. подснежник» из цикла «времена года»

Чайковский. «времена года» (les saisons, op. 37b) | belcanto.ru

Публикация «Музыкальное занятие по восприятию музыки с элементами рисования „П, И, Чайковский, Цикл „Времена года — Апрель“ „Подснежник“» размещена в разделах

  • Времена года. Конспекты занятий
  • Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Музыка. Конспекты музыкальных занятий
  • Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
  • Подснежник. Рисование
  • Рисование. Все материалы
  • Рисование. Конспекты занятий
  • Чайковский П.И.
  • Темочки

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Музыкальная пьеса «Подснежник» («Апрель» — из цикла «Времена года»)

Задачи:

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения.

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса.

4. Развитие умения выражать свои мысли и чувства посредством художественной деятельности (рисования).

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского из его цикла «Времена года». Скажите, дети, сейчас какое время года? (весна) А какой самый — самый первый цветок появляется весной на проталинке, из под снега? (подснежник).

Мы с вами послушаем музыкальное произведение и попробуем услышать как композитор изобразил звуками журчание ручейков, шум ветра или звон капели. Музыка поменяет характер, постарайтесь услышать в какой части это произойдет: в начале, в конце или в середине. Можно закрыть глаза и представить, как хрупкий подснежник пробивается к солнцу через снег, почувствуйте настроение музыки.

Демонстрация видеофильма П. И. Чайковский цикл «Времена года»«Подснежник» («Апрель») с пейзажами русских художников и чтением стиха А. Н. Майкова.

Голубенький, чистый подснежник цветок,

А подле сквозистый – последний снежок.

Последние слёзы о горе былом.

И первые грёзы о счастье ином.

Какая музыка звучала? (Музыка нежная, лёгкая, воздушная)

Музыка всегда была нежной? (Нет, в средней части музыка стала взволнованной, стремительной. Как будто весенний ветерок танцует и подснежник покачивается на ветру, «улыбаясь» первым тёплым солнечным лучам). А потом в 3-ей части- опять повторяется начало пьесы.

Послушайте, какими красивыми словами о нём рассказала поэтесса Светлана Лизунова в стихотворении «Подснежник» :

В тени берёз у речки звонкой, под бодрый птичий голосок

Он распустился потихоньку чудесный, маленький цветок.

Он вырос тоненький и нежный, своей красой чаруя всех.

На всех он смотрит изумлённо и, если кто-нибудь пройдёт,

Его, увидев, восхищённый сорвать захочет- не сорвёт.

Ему берёзы шепчут сказки, играет ветер озорной.

А он стоит, согретый лаской, рождённый солнцем и весной.

Музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» («Апрель» — из цикла «Времена года») наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой.

И сегодня мы с вами попробуем передать на листе бумаги образ подснежника – его хрупкость и нежность.

Дети под музыку рисуют подснежник.

Ход занятия:

— Здравствуйте, дети. Сегодня наше музыкальное занятие будет необычным. Мы будем слушать музыку, рассматривать картины и рисовать то, что навеяла нам музыка, картины и стихи.

Зима недаром злится —

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф. Тютчев)

Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети. О зиме.

Воспитатель. Как вы думаете, почему зима злится?

Дети. Потому что весна пришла и гонит зиму.

Воспитатель: Светлеет небо, тает снег…

Поговорим мы о весне:

Как ручейки бегут, звенят

И хочется, конечно, нам

Пустить кораблик по волнам.

Итак, согласны все?

Начнём беседу о весне.

Игра с мячом «Назови быстрей».

Воспитатель: Суровой, холодной зиме приходится уступить свое место весне. Пора ей уходить.

— Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной? Предлагаю поиграть в игру, которая называется: «Назови быстрей».

(Дети встают в круг, дети по очереди называют весенние изменения в природе и

передаёт мяч следующему игроку).

Дети. Солнышко поднимается все выше. Дни становятся длиннее. Бегут ручьи. Снег тает. Набухают почки. Птицы возвращаются из теплых стран. После зимней спячки просыпается медведь.

Воспитатель. Молодцы, вы все справились с заданием. Весной солнце сильнее начинает прогревать землю, но погода все ещё стоит переменчивая. Иногда теплые дни сменяются холодными. Ребята, на мой взгляд, весна самое удивительное время года : вся природа словно просыпается от зимнего сна. На душе становится светло, радостно. Весна – это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло великих композиторов писать классические музыкальные произведения о весне.

Пробивается росток,

К солнечным лучам, цветок,

Из-под снега вырастает,

Раньше всех, весну встречает.

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

Воспитатель: Подснежник — первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Произведение, которое мы будем сейчас слушать так, и называется «Подснежник». Музыку написал композитор Петр Ильич Чайковский.

(показ портрета)

В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее.

Слушание произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (показ презентации)

Воспитатель: Скажите мне, ребята, какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении?

Дети: Музыка по настроению разная:

— спокойная и взволнованная;

— трепетная и беспокойная;

— ласковая, светлая.

Воспитатель: Да эта пьеса трепетная, по весеннему взволнованная, хотя в этой музыке нет слов она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Вслушайтесь — «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега — «под-снеж-ник». это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.

Воспитатель: Скажите, а звучит соло или оркестр?

Дети: Оркестр.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении? (повторное слушание)

Дети: Да!

Воспитатель: Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?

Дети: 3-х частное.

Воспитатель: А на какой танец похожа эта пьеса?

Дети: На вальс.

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам потанцевать, подвигаться, выражая настроение взволнованное, немного грустное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

Дети танцуют.

Воспитатель: Молодцы вы очень красиво танцевали. А сейчас, давайте все вместе нарисуем этот замечательный цветок.

В своей пьесе «Подснежник» Чайковский рассказал нам о пробуждении природы. Музыка нежная, ласковая, мелодичная, спокойная. Нам от неё светло и радостно.

Вот такое весеннее, светлое настроение попробуйте передать в своих рисунках.

Слушаем музыку еще раз.

Пальчиковая игра «Наши цветки»

Наши белые цветки раскрывают лепестки — Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет — Пальцы плавно наклоняются, влево – вправо,

Наши белые цветки закрывают лепестки — Пальцы медленно складываются в кулачек

Головками качают, тихо засыпают — Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.

— Ребята, сегодня мы с вами говорили о весне, о ее приметах и о первом весеннем цветке – подснежнике. О том, как передал в своём творчестве образ весны композитор П. И. Чайковский.

Подвести итог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: