Биография вильгельма рихарда вагнера

Рихард вагнер - биография, новости, личная жизнь

Музыкальный язык

Масштабы видения Вагнера столь же захватывают, как отталкивают его мысли и метафизика. Без музыки его драмы все равно бы остались вехами в истории западной мысли. Рихард Вагнер, музыка которого преумножает значение его творчества во много раз, породил язык, лучше всего представляющий его философию. Он намеревался заглушить сопротивление сил разума музыкальными средствами. В идеале мелодия должна длиться вечно, а голос и текст являются частью ткани, переплетенной с великолепной паутиной оркестровки. Словесный язык, часто очень неясный и синтаксически мучительный, принимается только через музыку.

Для Вагнера музыка ни в коей мере не была дополнением, вплетенным в драму после ее завершения, и была больше, чем упражнение в формальной риторике, «искусство ради искусства». Она связывала жизнь, искусство, реальность и иллюзию в единый симбиотический союз, оказывающий свое собственное магическое воздействие на аудиторию. Музыкальный язык Вагнера призван развенчать рациональное и вызвать беспрекословное принятие убеждений композитора. В вагнеровском прочтении Шопенгауэра музыкальный идеал в драмах – это не отражение мира, но мир сам по себе.

[править] Отношения с евреями

Вагнер известен как убеждённый антисемит. Свои подозрения и нападки против евреев Вагнер публиковал в разных сочинениях (например, «Modern», 1878; «Erkenne dich selbst», 1881; «Heldentum und Christentum», 1881, «Das Judentum in der Musik», 1850). Чем была вызвана юдофобия Вагнера, был ли его антисемитизм перфомансом или реальной ненавистью, трудно сказать. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что Вагнер в первую очередь упрекал евреев за якобы чуждый ему «эгоизм».

Во всяком случае, известно, что евреи как раз оказывали помощь Вагнеру. Например, в 1839−1842 годах в Париже Жак Галеви, Генрих Гейне и Джакомо Мейербер оказывали Вагнеру, тогда почти никому неизвестному музыканту, поддержку (в частности, Джакомо Мейербер рекомендовал Вагнера как корреспондента в «Газет мюзикаль де Пари», поручил выполнить ряд музыкальных аранжировок, в том числе двух опер Жака Галеви, познакомил с издателем нот — евреем М. Шлезингером, ставшим покровителем Вагнера, и пр.), что не помешало Вагнеру впоследствии по антисемитским мотивам нападать на них с крайне грубыми обвинениями, хотя в своих мемуарах «Моя жизнь» он всё же писал: «Мейербер был единственной моей опорой… Ему я обязан постановкой „Летучего голландца“ в берлинском Придворном театре»; Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона говорит об этом так:

Правда, Вагнер находился в дружеских отношениях с евреем-фабрикантом Бернгардом Лезером, который был вагнеристом, одним из первых основателей «Общества Вагнера» и Байрейтского театра. Также некоторые считают, что еврейкой была первая жена Вагнера Минна Планер, на чём основано это мнение неизвестно, Английская Википедия нечего не говорит о еврейском происхождении Планер; брак был неудачным.

Главным антисемитским памфлетом Вагнера стала брошюра «Das Judentum in der Musik» (1850, «Еврейство в музыке», русский перевод — 1908). Здесь Вагнер обвинял евреев в притеснении немцев и захвате культуры, а также в подражательстве.

«Еврейскую проблему» Вагнер призывал решать по-видимому при помощи их ассимиляции: «Для еврея сделаться человеком значит, прежде всего, перестать быть евреем», а возможно и их депортации из Европы или даже уничтожения — именно он выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса — потребовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы.

В своих последующих трудах, таких как «Познай самого себя» (1881) и «Героизм и христианство» (1881) Вагнер заявлял о господстве евреев в экономической и культурной жизни Германии.

В 1881 году написал баварскому королю Людвигу II:

Выступил категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал Герман Леви, но ввиду того, что это был выбор короля (Леви являлся одним из лучших дирижёров своего времени), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился, но тот отказался.

Список всех произведений Рихарда Вагнера

Оперы

  • «Феи» (1833—1834)
  • «Запрет любви» (1834—1836)
  • «Риенци» (1838—1840, премьера — 1842)
  • «Моряк-скиталец» («Летучий голландец») (1840—1841, премьера — 1843)
  • «Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845)
  • «Лоэнгрин» (1845—1848, премьера — 1850)
  • «Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869)
  • «Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870)
  • «Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
  • «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868)
  • «Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876)
  • «Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876)
  • «Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882)

Симфонические и хоровые произведения

  • Увертюра B-dur (1830).
  • Увертюра d-moll (1831).
  • Увертюра c-moll (1830).
  • Увертюра в форме фуги (1831).
  • Увертюра «Polonia» (1832).
  • Симфония C-dur (1833).
  • Симфония E-dur, 1-я часть (1834).
  • Кантата на Новый год для хора и оркестра (1834).
  • Увертюра «Христофор Колумб» (1835).
  • «Горный дух», музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836).
  • Увертюра «Rule Britannia» (1836).
  • Увертюра «Фауст» (1840).
  • «Братская трапеза апостолов», для мужского хора и оркестра (1843).
  • Кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843).
  • Похороный марш в память Вебера (1844).
  • «Марш Хульдигунды» (1864).
  • «Зигфрид-идиллия» (1870).
  • «Кайзеровский марш» (1871).
  • Марш для всемирной выставки в Филадельфии (1876)

Произведения для фортепиано

  • Сонаты: d-moll (1829), B-dur (1831), A-dur (1832), E-dur (1853).
  • Фантазия fis-moll (1831).
  • Песня без слов (1840)
  • Вальс «Цюрихская возлюбленная» (1854).
  • Листок из альбома G-dur (1861).
  • Листок из альбома «У черных лебедей» (1861).
  • Полонез для фортепиано в 4 руки D-dur (1831).

Вокальные произведения, песни и романсы

  • Сцена и ария (1832)
  • 7 пьес к «Фаусту» Гёте (1832)
  • Кантата к Новому году (1835)
  • «Елка» (1838)
  • 3 романса на французские тексты: «Спи, мое дитя», «Малютка» («Роза»),
  • «Ожидание» (1840)
  • «Два гренадера» (1840)
  • «Торжественная песнь» для мужского хора (1843)
  • «Трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843)
  • «Приветствие королю» для мужского хора a cappella (1844)
  • 5 песен на стихи Матильды Везендонк для женского голоса с фортепиано: «Ангел», «Грезы», «Печаль», «Стой!», «В теплице» (1857—1858)

Литературные сочинения

  • «О сущности немецкой музыки»
  • «Художник и публика»
  • «Революция»
  • «Виртуоз и художник»
  • «Паломничество к Бетховену»
  • «Искусство и революция»
  • «Обращение к друзьям»
  • «Произведение искусства будущего» («Художественное произведение будущего»)
  • «Опера и драма»
  • «Музыка будущего»
  • «О назначении оперы»
  • «Об актерах и певцах»
  • «Еврейство в музыке»
  • «Публика и популярность»
  • «Публика во времени и пространстве»
  • «О сочинении стихов и музыки»
  • «Искусство и религия»
  • «О дирижировании»
  • «Бетховен»
  • «Вибелунги. Всемирная история на основании сказания»
  • «Автобиография»
  • «Моя жизнь»

Вагнер


К 1840 г. Рихард Вагнер завершил свою оперу «Риенци». Затем, в 1842 г., он вернулся в Германию и поклялся больше никогда не покидать свою родину. Эта пьеса позднее была поставлена в Дрездене. «Риенци» имела небольшой успех,  но настоящий успех к Вагнеру пришел только в 1845 г., после премьеры оперы ‘»Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

Примерно в это же время его назначили на должность дирижера Королевского Саксонского двора. В 1846 г. он уже наполовину завершил либретто к опере «Лоэнгрин», после которой родилась величайшая опера в истории — «Кольцо нибелунга», состоявшая из четырех циклов.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.

Рихард Вагнер и Минна Планер

Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к Листу, а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.

Рихард Вагнер и Матильда Везендонк

В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.

Рихард Вагнер и его жена Козима

Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.

Король Баварский Людвиг II

Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

Краткая биография Вагнера

Вильгельм Рихард Вагнер

Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор и дирижер, который оказал большое воздействие на музыкальную культуру Европы. Его произведения отличаются чистотой, гармонией и эпичностью. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Его отец — чиновник, а отчим — актер.

Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.

В 1833-1842 годах Рихард искал себя и пытался заработать деньги. Он был театральным хормейстером и дирижером. Начинающий композитор работал в разных городах: Рига, Магдебург, Лондон. В это время он создал первые произведения. К ним относится увертюра «Фауст», которая звучит на протяжении 12 минут. Также Вагнер написал романтическую оперу «Летучий голландец», состоящую из трех актов. Продолжительность звучания — 2 часа 20 минут.

В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.

В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.

Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.

В 1858 году Вагнер путешествовал по Европе. Он побывал в Париже, Венеции, Вене. В 1864 году композитор добился благосклонности короля. Вагнер переехал в Мюнхен и продолжил создавать музыку. Композитор написал произведение «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это опера в трех действиях, которую считают шедевром. Премьера оперы состоялась в 1868 году. Ее продолжительность — 4 часа 5 минут. Опера отличается выразительной мелодикой и лиричностью.

В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.

В 1882 году зрители увидели и услышали оперу «Парсифаль». Это музыкальная драма в трех актах, которая является последним произведением великого композитора. Ее длительность — 4 часа.

Рихард Вагнер был женат дважды. В первом браке у композитора не было детей. Вторая жена — Франческа Гаэтана Козима Лист, дочь Ференца Листа. В семье появилась дочь Изольда и сын Зигфрид.

Вильгельм Рихард Вагнер скончался 13 февраля 1883 года в Венеции. Причина смерти — сердечный приступ. Композитора похоронили в Байройте.

В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим. Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить. Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова. На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения. Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии

На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины. Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына. Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой

Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться

Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Могила Рихарда Вагнера

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Признанные Работы

Вагнер учился в Лейпцигском университете в 1831 году, и его первая симфония была исполнена в 1833 году. Он был вдохновлен Людвигом ван Бетховеном и, в частности, Девятой симфонией Бетховена , которую Вагнер назвал «тем мистическим источником моих самых высоких экстазов». В следующем году, в 1834 году, Вагнер присоединился к Вюрцбургскому театру в качестве хорового мастера и написал текст и музыку своей первой оперы « Die Feen» ( «Феи» ), которая не была поставлена.

В 1836 году Вагнер женился на певице и актрисе Минне Планер. Вскоре пара переехала в Кенигсберг, где Вагнер занял должность музыкального директора в Магдебургском театре. Там же, в 1836 году, был выпущен Das Liebesverbot , где Вагнер писал и тексты, и музыку. Он назвал свою концепцию «Gesamtunkstwerk» (общее произведение искусства) — метод, который он часто использовал, для переплетения немецких мифов с большими темами о любви и искуплении.

Переехав в 1837 году в Ригу, Россия, Вагнер стал первым музыкальным руководителем театра и начал работу над своей следующей оперой « Риенци» . Перед тем как закончить Риенци , Вагнер и Минна покинули Ригу, спасаясь от кредиторов, в 1839 году. Они прыгнули на корабль в Лондон, а затем отправились в Париж, где Вагнер был вынужден взять любую работу, какую он мог найти, включая написание музыки для водевиля для небольших театров. , Вагнер был частью квазиреволюционного движения «Молодая Германия», и его левая политика была отражена в Риенци; не в силах продюсировать Риенци в Париже, он отправил партитуру в придворный театр в Дрездене, Германия, где он был принят. В 1842 году Вагнеровский Риенци, политическая опера, установленная в имперском Риме, премьера в Дрездене с большим успехом.

В следующем году «Летучий голландец» был выпущен к критике. К тому времени считавшийся большим талантом, Вагнер получил прусский орден Красного орла и был назначен директором Дрезденской оперы. В 1845 году Вагнер закончил Тангейзер и начал работать над Лоэнгрином . В 1848 году во время подготовки к производству « Лоэнгрина» в Дрездене произошла революционная вспышка в Саксонии, и Вагнер, который всегда был политически активным, бежал в Цюрих.

Не имея возможности въехать в Германию в течение следующих 11 лет из-за своих политических позиций, Вагнер написал общеизвестно антисемитское еврейство в музыке , а также другие критические замечания против евреев, композиторов, дирижеров, авторов и критиков. Он также написал « Оперу и драму» и начал разрабатывать то, что станет его знаменитым кольцевым циклом, который состоял из четырех отдельных опер, связанных лейтмотивами, или повторяющихся музыкальных тем, которые связывают элементы сюжета.

Кольцевой цикл опередил свое время в том, что он объединил литературу, визуальные элементы и музыку таким образом, чтобы предвидеть будущее фильма. Композиторы фильмов, включая Джона Уильямса, были вдохновлены использованием лейтмотивами Вагнера. Его работы позже повлияли бы на современные достижения в фильмах, в том числе в фильмах о Гарри Поттере и Властелине колец .

После встречи и влюбления в Матильду Везендонк, жену Отто Везендонка, Вагнер вдохновился на написание Тристана и Изольды . Его интерес к Везендонку в сочетании с другими событиями в его жизни привел к его разлуке с женой Минной.

В 1862 году Вагнер наконец смог вернуться в Германию. Король Людвиг II, поклонник творчества Вагнера, пригласил Вагнера поселиться в Баварии, недалеко от Мюнхена, и оказал ему финансовую поддержку. Вагнер ненадолго задержался в Баварии, когда выяснилось, что у него роман с Козимой, женой дирижера Ханса ван Бюлова и внебрачной дочерью Франца Листа. Бюлов, который, по-видимому, потворствовал делу, направил Тристана и Изольду в 1865 году. У Вагнера и Козимы было двое детей вместе, прежде чем они наконец поженились в 1870 году.

Первые две оперы «Кольцевого цикла» , « Das Rheingold» и « Die Walk Walk» , были представлены в Мюнхене в 1869 и 1870 годах. «Кольцевой цикл» был окончательно исполнен полностью — все 18 часов — в 1876 году. Вагнер завершил свою последнюю оперу « Парсифаль» в Январь 1882 года, и он был исполнен на фестивале в Байройте в том же году.

Изгнание.

Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка, жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживаниям немецкого музыканта. За этим скандалом последовал другой, приобретший бльшую огласку: речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената, давшего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера. 

В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, включая Искусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), Оперу и драму (Oper und Drama), а также совершенно неуместный памфлет Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik). Здесь Вагнер обрушивается с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Бёрне; что касается Гейне, то Вагнер даже выражал сомнение в его умственных способностях. Помимо литературного труда, Вагнер выступал как дирижер – в Цюрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в сезон 1855 в Филармоническом обществе в Лондоне. Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen). 

В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии – Смерть Зигфрида (впоследствии финал цикла – Гибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал возможности веймарского театра. Как писал композитор своему другу Т.Улигу, в ту пору он уже представлял себе Кольцо нибелунга как «три драмы с трехактным вступлением». 

Замок Нойшванштайн.Фотография Йозефа Альберта (1886 или 1887)

В 1857–1859 Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа – Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера). Тристан был почти закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию: это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая вновь заявила о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем. Выдворенный из Венеции австрийской полицией, композитор отправился в Люцерн, где и завершил работу над оперой. 

Около года Вагнер не встречался с женой, однако в сентябре 1859 они вновь съехались в Париже. Вагнер предпринял еще одну попытку покорения французской столицы – и опять потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, кроме убытков. Годом позже премьера Тангейзера в «Гранд-Опера» – в новой, сделанной специально для Парижа, редакции – была освистана разбушевавшимися членами «Жокей-клуба». Как раз в это время Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернуться в Германию, в любую область, кроме Саксонии (этот запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное разрешение для поисков театра, который взялся бы за постановку его новых опер. Ему удалось обратить в свою веру нотоиздателя Шотта, который выдавал ему щедрые авансы. 

В 1862–1863 Вагнер совершил ряд концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег – на этот раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле – в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Эрнест Ньюмен, «большинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки». 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: