Фактчек: 14 самых популярных легенд о моцарте

В.а. моцарт «реквием»: история, видео, интересные факты, слушать

Реквием Моцарта в наши дни

Датой создания «Реквиема» Моцарта считается 1791 год. Хотя с момента издания произведения прошло более 200 лет, эта музыка все еще звучит на поминальных церемониях и классических концертах. Версия, написанная Зюсмайером, получила высшее признание, однако многие композиторы неоднократно пытаются переписать произведение, чтобы улучшить его и адаптировать к современным традициям.

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта не позволила ему завершить знаменитое произведение. Несмотря на споры и противоречия, никто не в силах оспорить величайший талант молодого автора. Даже спустя столетия его гениальная музыка продолжает звучать.

Поэма А. Ахматовой “Реквием”- голос времени и народа. На долю поистине великого русского поэта Анны Ахматовой выпало огромное, казалось бы, непереносимое для обычной женщины количество горя и страданий, испытаний и боли. Она жила в тяжелое и суровое время: революция,

гражданская война, расстрел мужа и тюремное заключение сына, Великая Отечественная война. И все же даже в самые сложные периоды своей жизни А. Ахматова находила в себе силы чувствовать и предчувствовать, писать стихи, запечатлевая все переломные моменты в истории своей страны. В поэме “Реквием” отображена одна из самых жестоких и трагических страниц русской истории — время репрессий. . Поэма эта писалась на протяжении шести лет: с 1935 по 1940 год. “Реквием” состоит из отдельных маленьких главок, отрывков, в которых сконцентрированы и плач русской женщины, и горестное наблюдение за страданиями миллионов русских людей, и трагическое переосмысление действительности. Узнала я, как опадают лица, Как из под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках. Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. Волна репрессий черным крылом задела семью А. Ахматовой — единственный сын оказался в тюрьме. Неизвестность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть — это самое серьезное испытание в судьбе хрупкой, но непокорной и несдающейся женщины после смерти мужа. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой. Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. Личное горе поэта усиливается от понимания того, что тысячи, миллионы ее соотечественников страдают так же, как она, ведь это время было периодом трагедии целой страны, всего народа. Страх, ужас и недоверие поселились в душах и сердцах людей, а искра надежды на лучшее будущее для многих погасла совсем. Таким образом, через личные и интимные переживания А. Ахматова передает в наполненных болью строках общенародное, историческое горе. Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: “Сюда прихожу, как домой!” В это тяжелое время А. Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания, но закалили и проверили на прочность личность маленькой женщины и большого поэта. Все увиденное и пережитое Анна Ахматова сумела переплавить в поражающие правдой и болью стихи, которые, возвращая нас сегодня более чем на полвека назад, заставляют не только задуматься и оценить жестокое прошлое, но и вселить уверенность в том, что повторения этой трагедии невозможно допустить в будущем. Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними “каторжные норы” И смертельная тоска.

Характеристика жанра

Реквием —
это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как«Gloria» и «Credo», вместо которых включались особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема был каноническим. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», а затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы — «Domine Jesu» (Господи Иисусе) и «Hostia» (Жертвы тебе, Господи) — подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, поэтому завершалась заупокойная католическая обедня обычными частями «Sanctus» и «Agnus Dei».

Такая последовательность молитв образует 4 традиционных раздела:

  • вступительный (т.н. «интроитус») — «Requiem aeternam» и «Kyrie»;
  • основной — «Dies irae»;
  • «офферториум» (обряд приношения даров) — «Domine Jesu» и «Hostia»;
  • заключительный — «Sanctus» и «Agnus Dei».

В своей трактовке формы траурной мессы Моцарт соблюдал эти сложившиеся традиции. В его Реквиеме тоже 4 раздела. В I разделе — один номер, во II — 6 (№№ 2 — 7), в III — два (№№ 8 и 9), в IV — три (№№ 10-12). Музыка последнего раздела в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы. В заключительном номере повторен материал первого хора (средний раздел и реприза).

В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 — «Sanctus» и № 11 — «Benedictus») и заключением (№ 12 — «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов.

Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта — трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера — 1, 2, 7 и 12.

Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).

Краткие сведения о композиторе

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор) появился на свет 27.01.1756 года в красивом городке Зальцбурге. Помимо композиторской деятельности? он был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых великих композиторов не только своего времени, но и современности. Его гениальность отразилась в произведениях, написанных в разных формах и жанрах. Сочинения Моцарта популярны до сих пор. А это свидетельствует о том, что композитор прошел «испытание временем». Его имя наиболее часто упоминается в одном ряду с Гайдном и Бетховеном как представителя венского классицизма.

Притворная простушка

Эту оперу композитор написал в ~1768 году, когда ему было всего 12 лет. Ее заказал австрийский император Иосиф II, но премьеру пришлось отложить на год. Венские музыканты испугались конкуренции со стороны юного дарования и начали плести интриги, поэтому широкая публика ознакомилась с произведением лишь в 1769 году.

В основу оперы легло либретто Карло Гольдони, написанное в стиле жесткой сатиры, однако Моцарт при создании музыки кардинально все изменил. Звучание получилось мягким, особенно партия Розины, и несмотря на присутствующие условности и некоторую угловатость отдельных фрагментов, для 12-летнего ребенка это было потрясающее сочинение.

Всем сразу стало понятно, что перед ними огромный талант, и впереди его ждет великое будущее.

Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта важно отметить, что музыкальный талант великого композитора был обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770–1774 гг.) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Два величайших «Реквиема»

«Реквием» Моцарта

Заказ на написание «Реквиема» Моцарт получил в год своей смерти, и так и не успел его закончить самостоятельно. Испытывавший крайнюю нехватку денег и работавший одновременно над рядом других произведений (в том числе над «Волшебной флейтой») композитор согласился писать работу на правах анонимности. Заказчиком выступил граф, как выяснилось, бывший композитором-любителем и нередко присваивавший чужие работы себе.

История создания «Реквиема» настолько увлекательна, что стала поводом для ряда красивых художественных домыслов. В замечательном фильме Милоша Формана «Амадей», обыгрывающем сочиненную Александром Сергеевичем Пушкиным легенду об убийстве Моцарта якобы завидовавшим ему Антонио Сальери (в 1997 году в Милане даже состоялся суд над Сальери по этому делу, который признал его невиновным), итальянец инкогнито заказывает «Реквием» Моцарту для него же самого, что тяжело больной гений постепенно осознает.

В картине блестяще изображены последние минуты великого австрийца, в полусознательном состоянии диктующего ноты своему ошеломленному происходящим на его глазах таинством истязателю (вскоре после этого Моцарта хоронят под звуки одной из самых мощных частей произведения — душераздирающей Lacrimosa). На самом же деле над «Реквиемом» Моцарта после его смерти заканчивал его друг и ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Ему и принадлежит «каноническая» редакция произведения, хотя вслед за ней были предложены другие. Сохранилось два автографа «Реквиема», один из которых принадлежит Моцарту, а второй — более полный — Моцарту и Зюсмайеру. Музыковеды до сих пор выясняют степень вовлеченности ученика Вольфганга Амадея в написание шедевра — и даже пытаются реконструировать оригинальные идеи мастера, пытаясь избавить его от музыкальных решений Зюсмайера. Однако очевидно, что ему человечество во многом обязано тем, что мы сегодня знаем как «Реквием» Моцарта.

«Реквием» Верди

История написания «Реквиема» Джузеппе Верди не менее интересна, хотя и не так хорошо известна. В 1868 году скончался другой великий итальянец — Джоакино Россини. Глубоко уважавший и любивший современника Верди решил отдать ему дань памяти в виде реквиема. Для этого он обратился к двенадцати своим коллегам. Все они были весьма уважаемы и любимы соотечественниками, но сегодня их имена почти забыты. «Месса для Россини» была написана, но судьба ее ждала несчастливая — и запланированное исполнение в годовщину смерти Россини так и не состоялось (хотя сегодня ее исполняют — в частности, распространена запись замечательного концерта под руководством Гельмута Риллинга). Распределение частей «Мессы», написанной по каноническому либретто, проходило по жребию, и Верди досталась считавшаяся «незначительной» заключительная. Неудача с «Мессой» подтолкнула Верди к написанию собственного «Реквиема», который был закончен в 1874 году и был приурочен к смерти почитаемого композитором писателя Алессандро Мандзони.

По признанию самого Верди, он при написании своего шедевра ориентировался на другую великую музыкальную мессу — «Реквием» Керубини, которому в любви признавались многие авторы знаменитых реквиемов — Брамс, Берлиоз, Шуман. Как и у Керубини, в «Реквиеме» Верди важна оперная составляющая. Написанные для «Мессы для Россини» отрывки Верди переработал, доведя до подлинного совершенства. В итоге именно написанная для «Мессы» и заметно измененная тема Dies Irae стала центральной и наиболее впечатляющей в «Реквиеме», сквозь который она проходит лейтмотивом. Впечатление, которое она производит, служит и современным деятелям искусства — вплоть до Квентина Тарантино.

В.А.МОЦАРТ. Соната ля мажор для клавира

Широко известная соната Моцарта ля мажор, которую принято называть «соната с турецким маршем», — одна из шести клавирных сонат, написанных в Париже в 1777-78 г. Строение этой сонаты несколько необычно: Iч. здесь не сонатное allegro, а вариации на спокойную певучую тему в темпе Andante, II ч. – Менуэт, и только III ч. традиционна – быстрый финал.

Первая часть.Тема вариаций мелодична и проста, похожа на песню. В то же время, в ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы – старинного итальянского танца:

За темой следует шесть вариаций. Между ними нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В 1 вариации преобладает изящное мелодическое движение, во 2 вариации появляется юмористический оттенок (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). 3 вариация – единственная, написанная в одноименном ля миноре – грустная, нежная, напевная. В 4 вариации возвращается мажор, смелый, размашистый характер. В 5 вариации неторопливый темп Andante сменяется очень медленным – Adagio; она похожа на инструментальную арию, украшенную колоратурами. А последняя, 6 вариация написана в быстром темпе – Allegro, что соответствует ее веселому танцевальному характеру.

Вторая часть, Менуэт, написана в трехчастной форме, где реприза в точности (da capo) повторяет музыку первого раздела; между ними находится средний раздел (Трио). В основной теме Менуэта начальные решительные интонации сопоставляются с интонациями нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.

Третью частьсонаты (финал) композитор назвал «Alla Turca» — «В турецком стиле». Позднее за этим финалом закрепилось название «Турецкий марш». В XVIII в. в европейской театральной музыке возникла своеобразная мода на марши, условно называемые «турецкими». В них использовался тембровый колорит «янычарского» оркестра, в котором преобладали духовые и ударные инструменты – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник. Эта музыка воспринималась европейцами как дикая, шумная, «варварская».

Стремлением к «восточному» колориту можно объяснить минорную тональность основной темы. В ней простота мелодии и изящная танцевальность сочетаются с маршевой четкостью:

Финал написан в необычной форме. Ее можно определить как трехчастную с припевом (в ля мажоре). Неоднократное возвращение припева (его тема звучит в финале трижды) придает форме черты рондо. В связи с этим финал сонаты иногда называют «Рондо в турецком стиле» («Rondo alla Turca»).

Тема припева более всего напоминает звучание «янычарского шумового оркестра». В партии левой руки слышится подражание барабанной дроби.

Когда позднее, в 1782 г., в Вене Моцарт работал над оперой «Похищение из сераля», действие которой происходит в Турции, он вернулся к этой сонате и дописал коду финала, построенную на шумной, ликующей «янычарской» теме припева. В этом проявилась очень характерная для Моцарта связь инструментальной музыки с театральной.

Вопросы для повторения:

1. В чем необычность строения цикла Сонаты ля мажор?

2. Расскажите о характере темы 1 части. Как он меняется в вариациях?

3. Какой танцевальный жанр использован во второй части сонаты?

4. Объясните, почему финал Сонаты ля мажор называют «Турецким маршем»?

5. Какова особенность формы финала?

6. С какой оперой Моцарта перекликается музыка «Турецкого марша»?

Кто заказал Моцарту «Реквием»

Летом 1791 года к Моцарту пришел загадочный незнакомец, с ног до головы закутанный в черный плащ. Он не представился, однако заплатил значительную сумму за создание заупокойной мессы — реквиема. Заказчик не ограничивал по времени, но потребовал сохранить в тайне имя автора. Измученный бедностью Вольфганг Амадей принял это предложение, унизительное для великого композитора. Спустя несколько лет после гибели Моцарта стало известно, что таинственным заказчиком оказался граф Франц фон Вальсег, имевший привычку анонимно покупать сочинения талантливых авторов и выдавать их за свои. Он заказал музыку, чтобы почтить память жены, и когда произведение в 1793 году исполнялось впервые, на партитуре было написано «Реквием сочинения графа фон Вальсега».

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Моцарта

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.

Все интересные факты из жизни Моцарта

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

10 невероятных фактов и историй из жизни Моцарта

Каких только мифов не рассказывают о Вольфганге Амадее Моцарте. Мы собрали 10 правдивых, но очень интересных и забавных фактов про знаменитого композитора!

Любовь к животным

Моцарт был красивым мальчиком среднего роста, с очень красивыми глазами, всегда улыбающийся. Веселый паренек любил играть с животными: с кошками, собаками и птицами, которых полюбил на всю жизнь и особенно канареек, пение которых ему очень нравился. Их домашним песиком был Пимперль, оставляя его надолго и уезжая на гастроли, Моцарт всегда на прощание целовал его лохматую мордочку.

Любимая математика…

С детства Моцарт привык вполне погружаться в дело, которое ему нравилось. Не всегда это была музыка: завороженный цифрами и заданиями по математике, он писал их не только на листках бумаги, но и – по столу и стенам комнаты.

Первый фортепианный концерт

В 4 года Моцарт решил написать свой первый фортепианный концерт. Об этом рассказывал друг семьи, трубач Шахтнер. Вольферль (так называли его в семейном кругу) выводил что-то на листках нотной бумаги, и когда его отец поинтересовался, что он делает, тот ответил, что пишет концерт для клавесина и первая часть уже почти готова! Не умея пользоваться чернилами, Вольфганг макал перо до самого дна чернильницы, и всякий раз, вынимая, получал большое чернильное пятно. Он быстро вытирал чернила рукой, а потом поверх писал ноты. И так снова и снова. Когда же отец Леопольд внимательно присмотрелся к ним, у него на глазах выступили слезы, настолько слаженной и гармонично правильной была музыка сына.

Портрет Моцарта в 7-летнем возрасте

Скрипач — виртуоз

В 6 лет Вольфганг самостоятельно научился играть на скрипке. Скрипач г-н Венцель принес шесть струнных трио, чтобы исполнить их с Леопольдом и другом семьи Шахтнером. Вольфганг изъявил желание сыграть партию второй скрипки. Взрослые не могли сдержать удивления, ведь мальчик блестяще сыграл все шесть трио, а потом попросил еще и исполнить сложную партию первой скрипки.

Стиляга

Для первой концертной поездки Вольфгангу и его старшей сестре – Марии Анне сшили элегантные костюмы, причем одежду маленького Моцарта дополняла миниатюрная шпага. 6-ти летний композитор играл в разных салонах, где часто получал в подарок золотые монеты, по обычаю того времени – в украшенных эмалью ящиках.

Рыцарь Золотой шпоры

В Ватикане раз в год в Страстную неделю исполнялось произведение «Miserere» Грегорио Аллегри для двух хоров. Долгое время партитура сочинения была недоступной для широкой публики, так как Ватикан желал запретил его копирование под угрозой отлучения от Церкви. К партитуре имели доступ только музыканты, исполнявшие «Miserere» один раз в год. Но Моцарт, обладая абсолютным слухом и безупречной памятью, смог записать все произведение лишь раз услышав его исполнение. Когда Папа Римский Климент XIV узнал об этом, то очень удивился, и даже наградил Моцарта Орденом Рыцаря золотой шпоры»

Мучающий Талант

Однажды мальчик, что уже в свои 12 лет хорошо играл на фортепиано, спросил у Моцарта: «Господин Капельмейстер, – я тоже бы хотел что-то написать. С чего мне начать?». На что Моцарт ответил:

– Придется еще подождать!».

«Но ведь вы компоновали и более раннем возрасте?».

«А ведь я никого об этом не спрашивал, – ответил Моцарт. Если к этому есть талант, он сжимает и мучает, вы должны это делать, и делаете, не спрашивая!».

Скорость

Увертюра к опере «Дон Жуан» является впечатляющим примером того, как быстро Моцарт писал музыку. Композитор написал эту оперу в октябре 1787 года, она уже была завершена, изучена и послезавтра должна была быть представлена на сцене пражского театра. Не хватало только увертюры. У всех друзей Моцарта был страх, что он не успеет ее написать, и чем больше он становился, тем легкомысленнее к этому заданию относился композитор. Так что вечером накануне премьеры, Моцарт лишь в полночь ушел в свою комнату, начал писать увертюру, завершив ее к утру.

Записки для жены

Утром выходя из дома, Моцарт оставлял для жены любовные записки и следующие наставления: «Доброе утро, дорогая! Я желаю, чтобы ты хорошо спала, чтобы ничего тебя не беспокоило, чтобы ты не резко вставала, чтобы не простудилась, не сгибайся, не растягивайся. Не сердись на своих слуг, и в следующей комнате не споткнись через порог. Сохрани домашний уют, пока я не вернусь».

Азартные игры

В наши времена Моцарта бы точно назвали еще тем «азартным игроком»: он обожал бильярд, кегли, разнообразные карточные игры, и нередко проигрывал крупные суммы денег.

Реквием Моцарта в наши дни

Датой создания «Реквиема» Моцарта считается 1791 год. Хотя с момента издания произведения прошло более 200 лет, эта музыка все еще звучит на поминальных церемониях и классических концертах. Версия, написанная Зюсмайером, получила высшее признание, однако многие композиторы неоднократно пытаются переписать произведение, чтобы улучшить его и адаптировать к современным традициям.

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта не позволила ему завершить знаменитое произведение. Несмотря на споры и противоречия, никто не в силах оспорить величайший талант молодого автора. Даже спустя столетия его гениальная музыка продолжает звучать.

Легенды

В июле 1791 года, последнего в жизни композитора, на пороге его дома появился загадочный человек в сером плаще, пожелавший остаться неизвестным. Гость заказал Моцарту реквием, уплатил солидный задаток, а срок исполнения заказа оставил на усмотрение автора. С этого самого момента здоровье композитора стало резко ухудшаться, а странный заказчик, якобы, регулярно являлся Моцарту в видениях буквально до самой смерти: «Мне день и ночь не дает покоя мой Черный человек». Красивая легенда о том, что таинственный незнакомец заказал Моцарту заупокойную мессу по нему самому, и Моцарт об этом знал, быстро стала популярной. Кстати, на ее распространение в немалой степени повлияла жена Моцарта, Констанца, утверждавшая, что Вольфганг перед своей кончиной как-то обмолвился, что пишет Реквием для себя.

Загадочная смерть композитора, визит таинственного заказчика, мрачное очарование самого Реквиема и то, что по сути это музыка, написанная для отпевания, вызвали к жизни еще одно странное поверье. Оно гласит, что нельзя слишком часто слушать Реквием, иначе слушателя настигнет безвременная смерть. Возникло оно, скорее всего, значительно позднее и никаких оснований под собой, конечно, не имеет. А вот с «черным человеком» все немного сложнее. Он на самом деле существовал!

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера — это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: «Превращение Гиацинта», еще известна как «Аполлон и Гиацинт»;
  • оперы-сериа: «Идоменей» («Илия и Идамант»), «Милосердие Тита», «Митридат, царь Понтийский»;
  • оперы-буффа: «Мнимая садовница», «Обманутый жених», «Свадьба Фигаро», «Все они таковы», «Каирский гусь», «Дон Жуан», «Притворная простушка»;
  • зингшпили: «Бастьен и Бастьенна», «Заида», «Похищение из сераля»;
  • большая опера: «опера Волшебная флейта»;
  • балет-пантомима «Безделушки»;
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория «Освобожденная Ветулия»;
  • кантаты: «Кающийся Давид», «Радость каменщиков», «Тебе, душа вселенной», «Маленькая масонская кантата».

Легенды моцартовской эпохи

Всевозможные предположения и домыслы о том, что в действительности случилось с молодым и жизнелюбивым Моцартом, со временем превратились в легенды. Отправных точек для вполне вероятных, но всё же малоправдоподобных историй, связанных с созданием «Реквиема», было несколько:

  • что предвестником несчастья стал мистический «черный человек». Загадочный недоброжелатель-инкогнито заказал траурную музыку, которая погубила её сочинителя;
  • что скоропостижная смерть не могла наступить из-за болезни, а была результатом отравления Моцарта завистниками;
  • что композитор предчувствовал кончину. Он писал реквием для себя, вложив в музыку отчаяние и несогласие с преждевременным уходом из жизни;
  • что безнадежно больной Моцарт призвал собравшихся у его постели исполнить Requiem. На первых тактах Lacrimosa заплакал и сказал, что ему уже не суждено дописать эту часть;
  • что находясь на смертном одре рассказывал, каким он видит окончание этого грандиозного произведения для хора, солистов и оркестра. И завещал своим лучшим ученикам закончить его творение.

Истории эти множество раз писали и переписывали биографы и музыковеды. А романтики и агиографы добавляли в них красок. Некоторые сюжеты приобрели художественное воплощение: маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери», пьеса Шеффера «Амадей», кинофильм Формана «Амадеус». Последние моменты жизни композитора изображены на полотнах живописцев: Г. Н. О’Нила, Г. фон Каульбаха, М. Мункачи, Ч. Чемберза. И повсюду в судьбе Моцарта присутствует мистическое, роковое и фатальное. И непременно звучит «Реквием».

Многие догадки и вымыслы, закрепившиеся как факты в жизнеописаниях композитора, пришли туда с подачи его жены и вдохновительницы Констанции Вебер. Надо заметить, что первым, кто написал биографию Моцарта, стал её новый муж, датский дипломат Г. Ниссен. Понимая, что многое из сказанного вдовой может быть далеко от действительности, моцартоведы стали всесторонне изучать личную переписку, проводить бесчисленные исследования и экспертизы.

Фото: facesofclassicalmusic.blogspot.com

С течением времени все эти мифы постепенно развенчивались и были вписаны в реалии ХVIII века. Но гений Моцарта не поблек, как и не уменьшилась значимость его грандиозного творения Requiem, Ре минор, K. 626. Слушатель воспринимает эту музыку по-особому, потому что она стала эпилогом всей жизни Вольфганга Амадея Моцарта.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Реквием

В июле 1791 года в дом к Моцарту пришел неизвестный мужчина, облаченный в черное. Он заказал у композитора заупокойную мессу и внес предоплату, после чего удалился. Позже выяснилось, что это был слуга графа Франца фон Вальзегга, которому месса была нужна для его недавно умершей супруги.

Несмотря на то, что композитор принял аванс и пообещал все сделать, во время работы над «Реквиемом» он часто прерывался на другие, более срочные и выгодные заказы.

К сожалению для всех, мессу композитор так и не закончил, рано скончавшись. Существуют неподтвержденные слухи, что чувствовавший приближение смерти Моцарт грустно шутил, что пишет «Реквием» для себя.

Когда его не стало, жена испугалась, что заказчик заберет выданные авансом деньги, поэтому она попросила друзей Моцарта дописать мессу. Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер эту просьбу выполнили, отдав дань уважения почившему товарищу.

Краткая биография автора

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье придворного скрипача Леопольда Моцарта. Уже в трехлетнем возрасте он начал делать первые шаги в музыке: слушал, как отец играет на клавесине, а затем на слух подбирал созвучия. Отец вместе с ним начал разучивать пьесы и менуэты, а в 5 лет будущий композитор проявил стремление к самостоятельному творчеству и написал свои первые маленькие произведения. Моцарт никогда не ходил в школу, но Леопольд сумел дать сыну прекрасное домашнее образование. Он мечтал, что мальчик станет великим композитором и посвящал обучению ребенка почти все свое время. Вольфганг виртуозно овладел клавесином, так что в 12 лет играл лучше взрослых музыкантов того периода.

Он обладал и потрясающей работоспособностью, на протяжении всей жизни создал множество маршей, менуэтов, пьес и прочих небольших произведений по заказу аристократов. К сожалению, большая часть этих сочинений в настоящее время утеряна. За создание музыкальных произведений Вольфганг Амадей Моцарт получал огромные гонорары и жил в роскошных квартирах. Однако затем количество заказов резко снизилось, и его финансовое положение серьезно ухудшилось. Заработанных денег едва хватало на жизнь, и в 1791 году композитор скончался в возрасте 35 лет от неизвестной болезни.

Что такое реквием в музыке

До этого это тоже было невозможно. Для трагических событий, независимо от того, коснулись ли они только одного человека или целой нации, существовала отдельная похоронная линия. Он возник очень давно — прошло много веков — в рамках католической церкви, но не только не утратил своего значения, но и вышел из рамок церковной службы и утратил свой ритуальный характер. Но она не утратила своего глубокого смысла.

Православная церковь имеет свою традицию погребения — торжественные похороны. В католической и лютеранской церквях он называется реквием (Requiem aeternam — «вечный покой».) Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих голосов и не озвучивала музыкальные инструменты, в то время как в католических службах звучал орган или целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции. Но именно в католической церкви, с ее удивительной акустикой и сочетанием человеческого голоса и инструментов, были созданы первые замечательные музыкальные шедевры.

В результате – реквием Она «вышла» из церкви и развилась в самостоятельный жанр (если можно так выразиться). так Он также изменил свой язык. Первоначально единственным способом сочинения музыки реквиема была возможна только в каноническом латинском тексте с довольно строгим расположением частей.

Наиболее известными частями являются реквиема — Kyrie eleison («Господи, помилуй!»), Dies Irae («День гнева» или «День суда»), Agnus Dei («Агнец Божий»). Но потом композиторы взяли тексты «родные» — то есть те же библейские тексты, но на своем языке — немецком, английском. Существует Реквием на русском языке с православными текстами, но об этом подробнее позже.

Многие столетия реквиемы были григорианские хоры, названные так в честь папы Григория I, которому традиционно приписывается большинство псалмов (Григорий I, или Григорий Двоеслов, почитается как в православной, так и в католической церкви). Первый реквиемы, написанные профессиональными композиторами, относятся к 16 веку. На сегодняшний день профессиональными композиторами и музыкантами того времени написано не менее 2 000 произведений. реквиемов — и среди них — одни из мировых шедевров: реквием Верди, Немецкий реквием И. Брамса, «Военный реквием» Бенджамина Бриттена, «Военный реквием» Кшиштофа Пендерецкого и многих других самых известных композиторов мира. реквиемКшиштофа Пендерецкого». Но среди тысяч. реквиемов Самый известный — Моцарта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: