«замёрзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры»: о чем пел виктор цой

Виктор цой

Корейские родственники

А теперь давай перейдем к предкам Виктора Цоя по отцовской линии…

Прадед рок-музыканта Цой Ен Нам был рожден в маленькой корейской деревушке Сонджин в 1893 году. С 14 лет стал жить во Владивостоке. Получается, что в 1905-м они с русским прадедом музыканта по материнской линии, который воевал тогда в русско-японской войне, были совсем недалеко друг от друга. Да, бывает и такое.

Во Владивостоке Цой Ен Нам познакомился с прабабушкой рокера – Анной Васильевной Югай. Спустя время они поженились. Анна Васильевна подарила супругу двух отпрысков, одним из них был дед рок-звезды — Цой Сын Дюн (Максим Петрович).

Эксперты назвали неожиданный минус от восстановления экономики после пандемии

Шесть профессий, требующих безупречного внешнего вида

Это честно и нестандартно: почему необходимо включить неудачи в свое резюме

В 1938-м за успехи в учебе корейский прадед Виктора Цоя был премирован поездкой в Москву и Ленинград. В период с 1943 по 1958 год Цой Ен Нам служил в НКВД. Затем перешел в МВД, где дослужился до звания майора.

Дед Виктора Цоя появился на свет в 1914-м. В 22-летнем возрасте связал себя узами брака с Ким Хе Ден (Надежой). В 1937-м Цой Сын Дюн был депортирован в Казахстан. В 1941-м стал выпускником Кзыл-Ординского государственного института.

Максима Петровича не стало в 1985 году. В это время Виктор Цой только начинал набирать популярность. Со своим дедом рок-музыкант виделся всего несколько раз.

Смысл песни «Перемен» Виктора Цоя

Далее грянула перестройка, в стране произошли крутые изменения, все резко осмелели и ринулись критиковать власть. А фраза «Мы хотим перемен» из песни, которую весь Советский Союз услышал в «Ассе», приобрела особый смысл, что стало неожиданностью для Цоя.

Он всегда подчеркивал, что не считает эту композицию «песней протеста», а себя – борцом за перемены. Ее присутствие в «Ассе» для него тоже было непонятно, и это подтверждает, что Виктор вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти.

Георгий Гурьянов утверждал, что «она никакого политического смысла не имела, а только философский». В книге «Тимур. “Врать только правду!”» Екатерины Андреевой приводятся его слова о том, что в «Перемен» говорится «о беспокойстве, неудовлетворении», а дальше уж слушателям предстоит «додумать песню по-своему».

В одном из интервью Виктор Цой выразил надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «все станет на свои места». Но все произошло как раз наоборот. «Перемен», как и раньше, продолжают использовать политические партии, общественные организации, народные движения и участники акций протеста. Рассказывать о них нет смысла, да и неинтересно.

«Перемен» вошла в альбом «Последний герой», выпущенный в 1989 году. Журнал Time Out включил ее в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а в рейтинге ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели Нашего радио, она занимает 28-е место.

Кавер-версии песни «Перемен»

Для проекта «КИНОпробы трек исполнила группа «МультFильмы». Кавер-версии «Перемен» записывали многие «Звери», «Инспектор» и даже Надежда Кадышева.

Интересные факты

  • Говорят, что члены группы «Кино» недолюбливали песню и между собой называли ее «пельменем».
  • Не исключено, что Виктор Цой сочинил музыку к песне под впечатлением от композиции Barbarism Begins at Home группы The Smiths.

Интересные факты

Марианна Цой стала вдохновительницей нескольких песен музыканта. Сегодня доподлинно известно, что ей посвящены композиции: «Когда моя девушка больна», «Музыка волн».

После смерти супруга Марианне неоднократно предлагали стать режиссером и снять фильм о Цое. Она отказалась, ссылаясь на некомпетентность. Однако супруга звезды приняла в нем участие как гость, поделившись воспоминаниями со зрителями.

Щадя чувства женщины, близкие скрывали, что одно время Марианна увлекалась алкоголем. Это началось, когда ее отношения с Цоем дали трещину. Возможно, именно это спровоцировало тяжелое заболевание, от которого женщина ушла из жизни.

А. Аксенов пережил свою гражданскую жену на два года. Ему исполнилось всего 42.

Страницы биографии до судьбоносного знакомства

Мало кто знает девичью фамилию Марианны. Урожденная Ковалева, она появилась на свет в 1959 году, 5 марта. Родиной Марианны Цой и городом, где прошла вся ее жизнь, был Санкт-Петербург.

По окончании школы девушка занималась живописью, увлечение привело ее в цирк. К 23 годам Марианне уже прочили место замзавпоста. В ее ведении были цеха постановочной части. Заработная плата по тем временам была вполне приличная — 150 рублей. Это выделяло девушку из богемного окружения, позволяя покупать дорогую одежду.

За плечами Марианны уже был неудачный брак, заключенный в 19-летнем возрасте. После его распада она носила фамилию Родованская.

Человек-легенда

С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.

Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.

Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.

Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.

Смерть Виктора Цоя

Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».


Машина Виктора Цоя

Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».


Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище

Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2021 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2021 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).


Именно таким Виктора Цоя запомнили миллионы

Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2021 году был установлен новый памятник в Караганде.


Стена Виктора Цоя на Арбате

Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее — Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

Раннее творчество

Со своим соратником Алексеем Рыбиным Цой познакомился у Андрея Панова, лидера группы «Автоматические удовлетворители». Музыканты вместе выезжали на подпольные концерты Артемия Троицкого, проходившие в Москве. Виктор поддался уговорам друзей, и уже в конце 1981 года совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским была создана рок-группа «Гарин и Гиперболоиды».

Виктор Цой и Юрий Каспарян /

Спустя несколько месяцев артисты переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записала первый альбом «45». Название произошло от продолжительности звучания записей. Позднее одна из песен диска — «Восьмиклассница», прототипом героини которой стала студентка Дженни Яснец, — вошла в топ-100 лучших песен русского рока в XX веке по версии «Нашего радио».

Интересно, что с уже известным к тому времени в молодежных кругах музыкантом Гребенщиковым Цоя свел случай: Виктор и Борис познакомились в электричке. У лидера группы «Кино» была с собой гитара, и он спел изумленному спутнику песню «Мои друзья». Солист «Аквариума» принял решение участвовать в судьбе нового рок-коллектива.

Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке слушатели тесно общались с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не был намерен отступать.

Общий смысл песен Цоя

Песня Цоя «Хочу перемен» совсем непростая собственно, как и ее история. Для большинства людей, поверить что это песня о революции очень просто. Текст и припев у трека действительно революционные. Звучит трек очень мощно и бодро.


песня Цоя перемен требуют наши сердца исполняют митингующие белорусы

С тех пор как она вышла, она всегда сопровождала все митинги, революции и т.д. Более объединяющего символа протеста в мире пока не существует. У этого есть много причин. Одна из которых заключается в том, что Виктора давно уже нет в живых. Он совершенно не подвержен конъюнктуре. Песня просто существует как символ.

Когда хоть чуть-чуть пытаешься вникнуть в творчество группы Кино, начинаешь понимать что смысл песни «Перемен» Цоя совсем не так прост. Как например в песне Кукушка или Группа крови. Виктор Робертович не тот человек, который писал на политические темы. Более того он очень не любил когда другие так делали.

Видео: Смысл песни «Перемен» Цоя. Песня протеста? Или она о внутренних переменах? 16+Скачать

Видео: Виктор Цой и гр. КИНО — Мы Ждём Перемен / История Песни и…Скачать

Так если эта песня не о политических изменениях, тогда о чем?

Вроде разобрались и поняли, что песня все таки не о политике, а о другом.

Видео: Виктор Цой — 55: история песни «Мы ждём перемен»Скачать

Видео: «Перемен» смысл песни Виктора ЦояСкачать

Образы в песнях Цоя

Лирический герой поздних песен Цоя — одиночка, бросающий вызов унылой действительности, не боящийся променять уют на тяготы и лишения, готовый ради света преодолевать тьму.

Источники этого света, тепла – звёзды и Солнце. Они греют, дают надежду, помогают в трудную минуту. Поэтому и ночь для Цоя — не концентрация всего тёмного. Наоборот, она притягивает к себе, даёт спокойствие, укрывает. Даже пожелание «спокойного сна, спокойная ночь» – это, скорее, нейтральное напутствие тем, с чьим жизненным выбором автор не согласен.

Источником тьмы, скорее, является война, точнее прагматичные люди, которые затевают её для достижение своих меркантильных целей — «люди, для которых теорема верна» (из песни «Война»). А воевать и умирать вынуждены молодые, которым власть имущие прописали «лекарство против морщин» (песня «Звезда по имени Солнце»). Они проливают «красную, красную кровь», получают клеймо («порядковый номер на рукаве»).

Способ противостоять войне — жить и дышать полной грудью, нести свет и любовь. Эта мысль отчётливо видна в песне «Легенда»: «… кто будет петь, если все будут спать? … смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь … того чтобы ждать».

Пожалуй, главный лейтмотив в песнях Цоя — борьба. К войне она не имеет никакого отношения. Это именно борьба за свою свободу — за «место для шага вперёд», борьба против чёрствости окружающего мира. Лирический герой позднего творчества Цоя боится быть поглощённым обыденностью, он сомневается в своих силах, просит помощи у Солнца как у божества, но всё же выбирает идти вперёд, действовать: «Вот так!» («Кукушка»).

Смысл и слова песни Перемен

Для начала стоит отметить, что у Виктора Цоя есть устойчивые образы во всех песнях. Образ добра, жизни и всего хорошо что есть, всегда связано с теплом и светом. Чаще всего музыкант эти понятия воплощает в виде звезды. В частности самой близкой нам звезды — Солнцем. Тем не менее тепло и свет это однозначно что-то хорошее и доброе.

Но у в песни Перемен в тексте мы видим такую строчку:

Вместо тепла – зелень стекла,Вместо огня – дым.

Анализируя первую строчку, хочется предположить что говориться о стекле в виде стеклянной бутылки. В те времена все бутылки были зеленого цвета. Поэтому так и поется. Есть тепло настоящее, которое нас окутывает и дает ощущение комфорта. А есть алкоголь, который дает мнимое тепло на короткое время. То есть это жалкое подобие настоящей теплоты.

Перейдем ко второй строчке. Огонь, который может нас греть и освещать дорогу превращается в дым. То есть результат огня и есть дым. Но сам дым не греет и не дает тепло. В этом начале первого куплета рассказана история о том, что наша жизнь похожа больше на декорацию.

В общем эти строки повествуют нам такой сюжет. Наша жизнь наполнена теплом, светом и добром. Но вместо этого мы довольствуемся жалким суррогатом.

Красное солнце сгорает дотла

Здесь есть вероятность предположить, что слово красный означает СССР. То есть эпоха советского союза потихоньку сгорает и скоро уйдет. Насколько известно, именно так люди и поняли эту строчку в 1991 году.

Но давайте проанализируем внимательней текст. Мы помним, что солнце олицетворяет все хорошее и доброе. Если предположить что Виктор Цой считал советский союз как государство раньше давало эту жизнь и тепло. А сейчас уже неспособно, поэтому у нас в жизни суррогат и подобие вместо настоящего. То именно такой смысл склеивается идеально. Для того, чтобы солнце сейчас заботилось о своих гражданах и давало тепло, оно наоборот нас испепеляет.

Слово красный просто означает характеристику этого самого символа. Что оно уже не желтое и дает добро. Оно настолько накалено, что приносит нам беды и страдания. В конечном итоге оно сгорит до тла.

День догорает с ним,На пылающий город падет тень

Тень это символ тьмы, в который погружается город. Город в нашем случае пылает. Вполне возможно, что солнце, которое должно было давать тепло, его испепеляет.

Перемен! Требуют наши сердцаПеремен! Требуют наши глаза

То что внутри нас сидит, наше внутренне наполнение требует перемен. То что мы видим сходится с тем что внутри. Мы тоже видим вокруг ситуацию, которую хотим изменить.

Электрический свет продолжает наш день

Второй куплет дает нам больше понимания. День закончился, наступила тьма. Не стоит думать что это просто ночь. У Цоя тьма это символ чего-то плохого. Мы понимаем что в нашей жизни идет не так. Но есть электрический свет который дает нам надежду.

И коробка от спичек пуста,Но на кухне синим цветком горит газ!

В первой строчке многие видят отсылку на пустые прилавки магазинов. Спичка это то, что нам дает огонь и тепло. Пусть на короткое время, но зато эта короткая вспышка может поджечь что-то другое что будет гореть и давать тепло. Это символ надежды. Даже в фильме “Асса”, спичка олицетворяет символ надежды.

Но коробка от спичек пуста, как поется в песне. Но ничего страшного в этом нет, так как на кухне горит газ. Снова жалкое подобие. В этом куплете увеличивается чувство чего-то ненастоящего и суррогата.

Мы не можем похвастаться мудростью глазИ умелыми жестами рук,Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять

Здесь автор нам немного рассказывает нам о том, кто же эти самые МЫ, кто хочет перемен. Этот образ часто всплывает в песнях Виктора Цоя и он всегда на противопоставлении.

Мы — новое поколение, мы не такие, как вы — те, кто определяет положение дел сейчас. У нас нет мудрости глаз и умелых жестов рук. Но подумайте сами, это не значит ничего хорошего. Мудрость глаз и жесты рук это проявление, которые не говорят ни о какой наполненности. В советском союзе это тема была актуальна. Нам для того, чтобы общаться не нужна вся эта показуха. В то время это было безумно актуально.

песня Виктора Цоя перемен требуют наши сердца является одной из самых популярных в репертуаре группы КИНО

Но как видно картина к концу песня кино перемен не поменялась. Мы все еще довольствуемся малым. И нам страшно потерять все то, что у нас есть. Тем не менее все то, что у нас есть внутри, не дает нам спокойно оставаться на этом месте. Все что внутри требует перемен.

Общий смысл песен Цоя

Песня Цоя “Хочу перемен” совсем непростая собственно, как и ее история. Для большинства людей, поверить что это песня о революции очень просто. Текст и припев у трека действительно революционные. Звучит трек очень мощно и бодро.

песня Цоя перемен требуют наши сердца исполняют митингующие белорусы

С тех пор как она вышла, она всегда сопровождала все митинги, революции и т.д. Более объединяющего символа протеста в мире пока не существует. У этого есть много причин. Одна из которых заключается в том, что Виктора давно уже нет в живых. Он совершенно не подвержен конъюнктуре. Песня просто существует как символ.

Когда хоть чуть-чуть пытаешься вникнуть в творчество группы Кино, начинаешь понимать что смысл песни “Перемен” Цоя совсем не так прост. Как например в песне Кукушка или Группа крови. Виктор Робертович не тот человек, который писал на политические темы. Более того он очень не любил когда другие так делали.

Так если эта песня не о политических изменениях, тогда о чем?

Вроде разобрались и поняли, что песня все таки не о политике, а о другом.

«Восьмиклассница», 1982 год

«Пустынной улицей вдвоем

С тобой куда-то мы идем.

И я курю, а ты конфеты ешь…»

Даже близкие друзья Цоя не знали ее имени. И считали красивый образ фантазией рок-музыканта. Но реальная восьмиклассница все-таки существует и по-прежнему живет в городе на Неве. О своем знакомстве с Виктором Цоем известный петербургский дизайнер Дженни Яснец рассказала нашему журналисту.

«Впечатление он производил: высокий, стильный, весь в черном, – вспоминает свою первую встречу с Цоем Дженни Яснец, в ту пору студентка Ленинградского художественного училища им. Серова. – Нас познакомил общий друг – художник Андрей Медведев, он готовил меня к поступлению. Я уже училась на первом курсе, поступила после восьмого класса, и Медведев сказал: «Вот моя ученица, восьмиклассница». Познакомились, поболтали. Цой пригласил нас на концерт. Мы с моей подругой Ульяной Цейтлиной (ныне известная светская львица. – Прим. Woman’s Day) ходили в Ленинградский рок-клуб, хотя это не приветствовалось, он был почти под запретом. И людей часто забирали оттуда в милицию.

Мне было 15 лет, Виктору – 20. И, наверное, в первый момент я показалась Цою ребенком, на мне были детские сандалии, раскрашенные темперой. А потом появилась «Восьмиклассница». Песня мне очень понравилась, и только спустя много лет я узнала, что она про меня. Андрей Медведев рассказал, как Цой принес ему кассету с записью и сказал, что песня посвящена Дженни.

Про «трояк по географии», как в тексте песни, я Цою, конечно, не жаловалась и в кино его не звала. Хотя мы потом с Виктором дружили. Помню, Цой вместе с женой Марьяной приходили ко мне на день рождения и подарили стеклянные серьги. Думаю, что совпадение с героиней песни у меня в 15 лет было только одно: в ту пору родители требовали, чтобы я появлялась дома ровно в десять. А я вечно опаздывала. Вот и получился такой поэтический образ: девочка-восьмиклассница, которую ждет мама», – говорит Дженни Яснец.

Второй состав «Кино»

Уже летом 1984-го Виктор Цой и группа «Кино» начали записывать третий альбом – «Начальник Камчатки». Он наполовину состоял из песен с альбома «46», однако несмотря на это Александр кушнир включил и его в сотню лучших советских рок-магнитоальбомов. Название альбома является отсылкой к советскому фильму «Начальник Чукотки».

Следующие два альбома – «Это не любовь» и «Ночь» – подарили советским слушателям такие хиты, как «Мама-анархия», «Видели ночь» и «Весна». Однако наибольший успех имел шестой студийный альбом – «Группа крови», вышедший в 1988 году. Помимо заглавной песни, в него вошли такие композиции «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Война», «Спокойная ночь», «Мама, мы все сошли с ума, «В наших глазах», «Дальше действовать будем мы», «Легенда» и др.

В середине 80-х Цой, чтобы не считаться тунеядцем, подрабатывал по мелочи. Сначала он мыл из брайндспойта помещения в бане на проспекте Ветеранов, но позже устроился работать кочегаром в котельной «Камчатка».

Хотя «Группа крови» чуть ли не полностью состояла из успешных песен, самым успешным альбомом порой называют «Звезду по имени солнце». Среди девяти песен – помимо заглавной, «Пачка сигарет», «Стук», «Печаль», «Апрель» и др. Альбом предполагалось назвать «Пачка сигарет», но название было изменено в самом конце, когда группа записала песню, ставшую титульной. Обложки изначально не было, черно-белый вариант с преломленной звездой впервые появился только в книге «Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания».

После записи альбома Цой познакомился с продюсером Юрием Айзеншписом, который вскоре стал работать с группой. Он организовывал коллективу многомилионные концерты и появления на ТВ, что поспособствовало усилению «киномании».

Организовал Айзеншпис и гастроли заграницей. Во Франции Цой и товарищи выпустили сборник «Последний герой», в который вошла культовая песня того времени «Перемен». После Франции были Штаты.

Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Произошло это после того, как группа дала концерт в московских «Лужниках».

По возвращению из США Цой и Каспарян уехали в Юрмалу, где начали писать материал для нового альбома. Тогда-то и были записаны последние песни Виктора, в числе которых оказались «Кончится лето», «Красно-желтые дни», «Нам с тобой», «Звезда», «Кукушка», «Муравейник», «Сосны на морском берегу» и «Атаман». В «Черный альбом», изданный после смерти Виктора и ставший его творческим памятником, последние две песни не попали. И если «Сосны» потом вышли на переиздании от студии Moroz Records, то судьба «Атамана» оказалась куда сложнее.

На итоговую версию «Черного альбома» «Атаман» не попал, по одной из версий, потому, что Цой счел написанную песню чересчур похожей на творчество «Алисы» и был против ее релиза. После гибели музыканта запись акустической версии песни долгое время считалась утраченной, пока не нашлась в архиве Натальи Разлоговой. Студийный вариант песни был записан музыкантами группы при участии Игоря Вдовина в 2012 году на 50-летие со дня рождения Цоя, а еще через восемь лет композиция была издана официально на лейбле Maschina Records.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: