Детство и юность
Жак Брель (jacques Brel)
Жак Брель появился на свет в 1929 году в городке Схарбек, Брюссель, в зажиточной буржуазной семье. Его родители — Элизабет и Ромен Брель — очень любили мальчика и с ранних лет старались обеспечивать его всем необходимым… Отец Жака был служащим в импортно-экспортной компании, а позже — содиректором фирмы по производству картона.
Детство Жака протекало мирно и беззаботно: он посещал престижную католическую школу École Saint-Viateur, а также числился членом местного отряда скаутов.
Писательский дар Жака начал вырываться наружу ещё в детстве… Мальчик много читал и писал, преуспел в истории и французском… При этом по остальным школьным предметам у Бреля была явная неуспеваемость.
В подростковом возрасте Жак сочинял не только рассказы, но и сложные стихотворения и даже эссе… Парень также любил музыку, находя в ней массу вдохновения и красоты… В 15 лет Жак научился играть на гитаре, и уже совсем скоро сколотил со школьными товарищами собственную театральную группу, где начал писать свои первые пьесы. Что касается учёбы — то она сошла на нет. Все экзамены Жак благополучно провалил… Однако, — оно того стоило! Ведь впереди его ждала ослепительная карьера…
Празднование Жака Бреля
Сегодняшний дудл, иллюстрированный приглашенным художником из Тулузы Антуаном Майяром, посвящен бельгийскому певцу и автору песен Жаку Брелю. Широко считающийся одним из самых известных франкоязычных певцов в Европе, Брель приобрел мировую популярность и создавал музыку, которая продолжает волновать публику и по сей день. В этот день в 1966 году Брель в последний раз вышел на сцену, чтобы дать эмоциональное прощальное выступление в « Palais des Beaux-Arts » в своем родном городе Брюсселе.
Жак Ромен Жорж Брель родился 8 апреля 1929 года в столице Бельгии Брюсселе. Член богатой семьи, он проявлял интерес к написанию рассказов и стихов в подростковом возрасте, прежде чем в конце концов устроился на работу в семейный бизнес. Неудовлетворенный этой работой, Брель присоединился к молодежной благотворительной организации, где начал петь на небольших площадках и записал свой первый сингл, прежде чем переехать в Париж, где вскоре прославился.
Второй альбом Бреля, « Quand on n’a que l’amour » («If We Only Have Love», 1957), стал хитом, а его заглавный трек получил награду Grand Prix de l’Académie Charles Cros . Он продолжал выпускать ряд хит-синглов, подтверждая свой статус знаменитости по всей Европе, и отправлялся в изнурительные туры до своего добровольного ухода из концертных выступлений в 1967 году. Находясь в Нью-Йорке во время своего последнего турне, Брель был вдохновлен действовать, и поэтому нашел новый творческий выход. Один из его самых заметных фильмов, « Le Far West » («Дальний Запад», 1973) был номинирован на самую престижную награду Каннского кинофестиваля: Золотую пальмовую ветвь . Брель был не только звездой фильма, но и соавтором сценария и режиссером.
Человек со многими интересами, Брель научился ходить под парусом и к 1975 году пересек Атлантический и Тихий океаны. В конце концов он поселился на Маркизских островах в южной части Тихого океана. В 2017 году Бельгия наградила Бреля памятной статуей.
Приглашенный артист Вопросы и ответы с Антуаном Майяром
Сегодняшний дудл был проиллюстрирован приглашенным художником из Тулузы Антуаном Майяром. Ниже он делится своими мыслями о создании этого дудла:
В: Почему эта тема была важна лично для вас?
Ответ: В детстве я слушал Жака Бреля. Он был очарователен для меня, потому что оставил музыкальную индустрию, чтобы плавать на своей лодке и пилотировать свой самолет на каком-то далеком острове. Я представлял его как реального героя комиксов. Как певец, он также был рассказчиком и поэтом по-своему благодаря своим выступлениям. Когда слышишь одну из его песен, часто это яркая история с огромным спектром эмоций и лиричности. Мои любимые песни его призывают слушателей признать красоту и хрупкость нашей человечности и простых, повседневных моментов. Это то, к чему я стремлюсь и в своей работе иллюстратора и карикатуриста.
В: Какие были ваши первые мысли, когда к вам обратились по поводу проекта?
A: Выбирая, какую часть жизни Жака Бреля изобразить в дудле (певец, актер, искатель приключений), я понял, что общей темой на протяжении всей его карьеры была сцена. Жак Брель не мог оставаться на месте. Он должен был так или иначе выступать на этой большой сцене, которой была его жизнь. Именно его энергия как исполнителя стала моей отправной точкой для этого дудла.
В: Вы черпали вдохновение для создания этого дудла в чем-то конкретном?
Ответ: Я видел различные спектакли и фильмы Бреля. Я также нашел вдохновение в фотографиях французских и бельгийских городов, кабаре и ночной жизни во время карьеры Бреля, включая светящиеся театральные вывески, то, как были украшены концертные залы, как люди были одеты и как они танцевали.
В: Какое послание вы надеетесь извлечь из вашего дудла?
A: Я надеюсь, что это побудит людей заново открыть для себя некоторые аспекты музыки Жака Бреля, а также его энергию и намерение наблюдать и описывать жизнь вокруг себя.
Новые успехи, киноактёрская карьера…
В 1965 году, отмечая своеобразный двенадцатый юбилей своего музыкального бизнеса, Брель выступил в известном кабаре Парижа под названием Les Trois Baudets! В конце этого же года, после длительного турне по России, барда пригласили выступить на сцене величественного Карнеги-холла… Заветная мечта каждого музыканта!
Жак Брель…
В начале 1967 года Жак Брель выступил во второй и, к сожалению, в последний раз в Карнеги-холле… Во время своего пребывания в Нью-Йорке Жак успел сходить на мюзикл «L’Homme de la Mancha», вдохновлённый легендарным романом «Дон Кихот». Это так сильно очаровало барда, что он немедленно решил воссоздать мюзикл для европейской публики!
Весной 1967 года Жак дал свой последний концерт во французском городке Рубе, после чего обратился к актёрской деятельности… Правда, первой ролью Жака стала роль самого Дон Кихота в его собственной версии «L’Homme de la Mancha», которую он сам полностью перевёл и поставил! К постановке Жак подготовился основательно, а потому даже специально написал сопутствующий саундтрек! Позже композиция была выпущена в свет…
В конце 1960-х Жак вместе с актрисой Клод Жад снялся во французской комедии под названием «Мой дядя Бенжамен». А в 1973 году Брель стал соавтором сценария, режиссёром и актёром для комедийной ленты «Дикий Запад»! После показа на Каннском кинофестивале комедия была объявлена номинантом на Золотую пальмовую ветвь! В этом же году поэт запланировал огромное кругосветное путешествие на яхте…
Пластинки (дискография)
- 1954: Первый альбом : Jacques Brel et ses chansons
- 1957: Quand on n’a que l’amour, Heureux Pardons,…
- 1958: Je ne sais pas, Au printemps,…
- 1958: Диск для журнала Marie-Claire, включающий в себя L’introduction ? la Nativit? и L’?vangile selon saint Luc
- 1959: La valse ? mille temps, Ne me quitte pas, Je t’aime, Isabelle, La mort, …
- 1961: Marieke, Le moribond,…
- 1962: Запись концерта в Олимпии, октябрь 1961
- 1963: Les Bigotes, Les vieux, La Fanette,…
- 1964: Jef, Les bonbons, Mathilde,…
- 1964: Концерт в Олимпии 1964
- 1965: Ces gens-l?, Fernand,…
- 1967: 67 comprenant Mon enfance, ? jeun,…
- 1968: Vesoul, L’?clusier,…
- 1970: L’Homme de la Mancha
- 1972: Новые записи старых песен
- 1977: Les Marquises
- 1988: Jacques Brel — l’int?grale (10 CD)
- 2003: Jacques Brel — l’int?grale (15 CD)
Биография
В школе учился не слишком блестяще, но уже с раннего возраста участвовал в любительских спектаклях. Отец заставил Жака присоединиться к семейному бизнесу, к которому тот не питал никакой склонности.
В 1951 году Брель женился на Терезе Михильсен (Мишельсен), в том же году у них родилась дочь Шанталь.
Начиная с 1952 года Жак сочинял песни, которые он исполнял в семейном кругу или на вечеринках в брюссельских кабаре. В 1953 году вышла его первая пластинка на 78 оборотов — её ждал провал. Вскоре после этого Брель уехал в Париж по приглашению известного деятеля культуры Жака Канетти, открывшего талант молодого бельгийца. В 1955 году жена с детьми переехали к нему во Францию.
В феврале 1954 года Брель записал пластинку из 8 песен на студии «Филлипс», но ни коммерческого, ни творческого успеха она не принесла. В том же году Канетти отправил певца в турне: Брель выступал в разных городах Бельгии и Франции, в Амстердаме, Лозанне, Северной Африке. Именно благодаря гастролям он наконец стал популярным.
https://youtube.com/watch?v=Cw6h90h2HAM
Танец живота. Алёна Брель
Все видео
В 1956 году Брель начал сотрудничать с пианистом-аккомпаниатором и оркестровщиком Франсуа Робером, в 1957 году у него появился второй аккомпаниатор, Жерар Жуаннест — для концертных выступлений. Тогда же его очередной альбом получил Гран-при Академии Шарля Кро. С 1958 года Брель активно выступал в престижных залах «Олимпия» и «Бобино», «Альгамбра».
В октябре 1965 года Брель гастролировал по Советскому Союзу: в его турне входят Москва, Ленинград, Тбилиси, Ереван, Баку.
В 1967 году Брель дебютировал как киноактёр в фильме Андре Кайата «Профессиональный риск» в роли учителя, которого из мести ученица обвиняет в изнасиловании. В 1968 году — в спектакле «Человек из Ламанчи» Дейла Вассермана, в котором сыграл сразу две роли: Дон Кихота и Сервантеса. В 1971 году Марсель Карне снял Бреля в своей картине «Убийцы именем порядка», где ему поручена роль служителя правосудия, который вступает в борьбу с преступниками-полицейскими. Эдуард Молинаро использовал его несомненный комедийный дар в своих лентах «Мой дядя Бенжамен» (1969) и «Зануда» (1973), а Клод Лелуш — в бурлескной роли в картине «Приключение — это приключение» (1972). Брель также сам поставил два фильма («Франц», 1971 и «Дикий Запад», 1973). В 1973 году Брель расстался и с кинематографом.
Мифы Древней Греции в живописи
Начиная с античности, греческие мифы побуждали художников, скульпторов и поэтов создавать произведения искусства. Мифология и по сей день представляет собой богатый мир героев и сюжетов. Мифы передают дух Древней Греции, места, где воспевалась и увековечивалась красота. Неудивительно, что именно их сюжеты чаще всего становятся предметом изобразительного искусства.
На протяжении веков подвиги Геракла, мучения Прометея и похождения Зевса были запечатлены в разных форматах, стилях и техниках такими художниками, как Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Доре и многие другие
В период модернизма влияние мифологии на живопись уменьшилось, большее внимание стало уделяться стилю и технике изображения в ущерб сюжету картины
В российской живописи ХХ века исторический и мифологический жанр обрел «второе дыхание» благодаря великолепным картинам Врубеля и Васнецова, которые оживили сюжеты национального фольклора. Древнегреческие мифы стали предметом особого интереса Валентина Серова в поздний период его творчества.
История картины
В самом начале ХХ века среди людей искусства пошли слухи о начале грандиозного проекта по оформлению музея изящных искусств им. Пушкина. Живописное оформление залов должно было подчеркивать и разъяснять постоянные экспозиции музея. В биографии Серова четко прослеживается желание участвовать в этом проекте.
В середине 1900-х гг. Серов посетил Грецию, чтобы впитать классическую культуру и искусство. Подготовка к росписи классических залов музея считается основной целью, которую преследовал художник. Серов Валентин Александрович начал писать первые варианты «Похищения» незадолго после поездки.
Многие искусствоведы считают, что картина «Похищение Европы» и сопутствующая ей «Встреча Одиссея с Навзикаей» были написаны как эскизы для настенной росписи, а не для станковых картин. Аргументом в пользу этой точки зрения может считаться то, что автор не собирался писать ни одну из упомянутых картин маслом.
Валентин Серов, «Похищение Европы»: описание
Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. Обратившийся в быка, Олимпийский Бог унес Европу на своей спине на остров Крит.
Интерпретация Серова не требует правдоподобного изображения героев и окружающего их пейзажа, она не пытается создать реалистичный сюжет. Валентин Серов стремился к обобщению художественных образов, к созданию картины, объединяющей в себе культуру, знания и традиции древней Греции.
Стиль картины
Еще одним аргументом в пользу написания «Европы» для декоративного панно музея искусств является уникальная стилистика картины. В 1907 г. Серов отправился на остров Крит с целью изучить античные настенные росписи древнего храма.
Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно.
Стиль картины можно с легкостью назвать минималистичным. Динамичная композиция, однообразие форм, отсутствие лишних деталей и минимальная цветовая гамма создают присущий модерну эффект стилизации.
Продолговатые, вытянутые по диагонали формы быка и дельфинов, а также «волнующаяся» линия горизонта оставляет картину без единой прямой вертикальной или горизонтальной линии в композиции.
От этого она кажется движущейся вверх.
Фигура огненно-рыжего быка, плывущего по бурному морю, разделяет картину на две части по диагонали как в композиционном, так и в цветовом плане. Серов выбрал атипичный, для Зевса в форме быка, цвет.
В большинстве случаев величие и великолепие громовержца подчеркивается белым цветом, в данном случае Серов выбрал яркий оранжевый цвет, который внес в колористику картины необыкновенную динамичность и одновременно создал визуальный фокус.
Картина «Похищение Европы»: варианты
Серов создал несколько вариантов картины, ни один из которых не считается полностью завершенным. Во всех существующих изображениях палитра и композиция остаются практически неизменными, в отличие от множества вариантов «Встречи Одиссея с Навзикаей», в которых Серов экспериментировал с построением, композицией, динамикой и цветовой гаммой.
Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.
Аластер Кэмпбелл – почему я люблю Жака Бреля | Музыка
Я хорошо помню, когда впервые узнал о музыке Жака Бреля, — день его смерти. Это был октябрь 1978 года, когда я учился за границей в рамках обучения по языкам. Я ездил на автобусе в Экс-ан-Прованс и возвращался автостопом в Ниццу, где преподавал в средней школе. Меня подвез бельгиец-дальнобойщик, крупный парень, заядлый курильщик, с татуировками. Он слушал бельгийское радио, и вдруг вспыхнула сводка новостей: Брель мертв. Они начали безостановочно играть его песни, и водитель рассказал мне все о нем. В какой-то момент я оглянулся и понял, что он плачет.
В то время я толком не знал, кто такой Брель. Я жил в крошечной квартирке-студии, и у меня не было ни телевизора, ни радио, тем более проигрывателя. В столовой, где я ел, стоял музыкальный автомат, но единственная песня, которую я помню, это Ça Plane Pour Moi этой бельгийской группы по имени Plastic Bertrand. И мне очень понравилась симпатичная французская поп-певица по имени Франс Галл. Я подозреваю, что Брель перевернется в гробу, если услышит, как я это скажу.
Я начал покупать его пластинки. Я понял, что песен очень много — в моем бокс-сете лучших хитов их почти 200, почти все высокого качества и разных стилей. Он был плодовит, несмотря на то, что у него была короткая карьера: всего 20 с лишним лет на сцене и смерть от рака легких в 50 лет.53. Он продвигался по карьерной лестнице, сочиняя песни для других и исполняя собственный материал. Он всегда был в движении – авантюрист во всех смыслах.
Он ушел из выступлений в 1967 году и провел последние 10 лет своей жизни наполовину на пенсии, купив яхту и плавая на ней с последней из многих любовниц, Мэддли Бами. Он похоронен на одном из Маркизских островов в Полинезии, прямо напротив могилы Поля Гогена.
У меня наверху собрание сочинений Бреля, все его стихи — это большой фолиант. Когда их читаешь, они похожи на стихи ясностью мысли, способом выражения, остроумием и цинизмом, игрой слов. Они могут тронуть вас даже без музыки, хотя музыка добавляет слой за слоем эмоций. Некоторые песни чрезвычайно романтичны; в другое время он просто бездельничает, экспериментируя с чувствами и словами. Я вижу в нем прежде всего поэта, который писал музыку и мог петь с феноменальной страстью. Вы можете найти много фильмов с ним на YouTube – он как будто живет песней, полностью ею одержимый. Он не был симпатичным парнем — странные зубы, лицо, которое не совсем работало, но на сцене он был гипнотизирующим. Записи великолепны, но вы должны увидеть его живое выступление, чтобы понять, каким гением он был.
Он мало говорил, когда был там, и никогда не выходил на бис, но на последнем французском концерте, который он дал, в Олимпии в Париже, публика не отпустила его. Он закончил концерт и спустился в свою гримерку, но они просто отказались уходить. Менеджеру площадки пришлось умолять его вернуться, что в конце концов он и сделал в халате.
Когда несколько лет назад я делал австралийскую версию «Desert Islands Discs», я спросил, могу ли я получить 10 песен Бреля. Они сказали нет, поэтому в конце концов мне пришлось просто выбрать один. Я выбрал Ne Me Quitte Pas (Не оставляй меня). Это так мощно: мужчина умоляет женщину остаться с ним, несмотря на все, что произошло. «Я подарю тебе жемчуг дождя из земель, где никогда не бывает дождя», — поет он. Вы предполагаете, что это о его жене, но на самом деле он написал это для одной из своих любовниц.
Смерть
1970-е сопровождались для вокалиста ухудшением физического состояния. Врачи ставили неутешительные диагнозы и советовали не жить на островах, климат которых негативно влиял на здоровье артиста. В 1978 году самочувствие певца резко ухудшилось. У него диагностировали рак. 9 октября исполнитель скончался. Причиной смерти стала закупорка сосудов легких.
Прах бельгийского солиста погребен на острове Ива-Оа рядом с могилой Поля Гогена. После смерти мужчины многие его знакомые давали интервью, обсуждая личную жизнь музыканта, его работоспособность и творческую манеру. Песни Жака исполняли знаменитые певцы эпохи. В 1981 году Франс Брель открыла фонд имени отца для сбора средств на борьбу с раком и поддержания наследия родителя.
Фото, цитаты и видеозаписи знаменитого шансонье регулярно используются для создания передач о нем. Так, в 2003-м канал «Культура» выпустил документальный фильм об артисте под названием «Сцена жизни».
Личная жизнь
Знакомство с Терезой Михильсен состоялось на одной из благотворительных встреч. Она стала подругой юности для Бреля, который спустя 2 года после встречи решил жениться на девушке. В браке родились 3 дочери: Шанталь, Изабель и Френс. По мере развития карьеры бард пытался перевезти семью в Париж, но супруга отдавала предпочтение тихой размеренной жизни и не стремилась во французскую столицу. Поддавшись на уговоры мужа, Тереза все же провела 3 года там, где супруг строил свою творческую биографию.
Не вынеся суеты и отсутствия Жака из-за большой занятости, его жена забрала детей и вернулась на родину, предоставив своей половине полную свободу действий. На протяжении 2 последующих десятилетий Тереза растила дочерей и узнавала из газет о похождениях любимого. Она принимала шансонье таким, какой он есть, несмотря на скорость, с которой менялись его женщины.
В 1960 году Брель вступил в романтические отношения с Сильвией Риве, пресс-аташе звукозаписывающего лейбла. Пара переехала на побережье, но музыкант периодически наведывался в Брюссель, чтобы навестить родных. Тереза оставалась для него человеком, к которому всегда можно было вернуться в моменты жизненных бурь и разочарований. Поэтому свое состояние вокалист оставил супруге и дочерям. Будучи ветреным отцом, мужчина хотел, чтобы дети не воспринимали его как родителя, а знали как звезду сцены.
Жак строил отношения со многими женщинами. Некоторым из них он посвящал свои песни. Например, композиции «Не покидай меня» и «Если ты уйдешь» родились после разрыва с Сюзанной Габриэлло.
Валентин Серов. Последние декоративные панно. Похищение Европы. Одиссей и Навзикая
Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию.
Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции.
Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно – «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
Валентин Серов — Похищение Европы
Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря.
Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.
В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре.
Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.
Валентин Серов — Одиссей и Навзикая
Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца.
Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации.
Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.
Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910
Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.
Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.
Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.
Валентин Серов — преподаватель
Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е.
Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:
До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.
Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.
Н.К.Рерих отмечал:
Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.
Музыка и фильмы
В 1948 году Брель пошел служить в армию. Вернувшись на «гражданку», он не испытывал тяги к работе в конторе и подыскивал более активный род деятельности. К 1952-му он стал писать авторские песни. Некоторые из них Жак исполнял на семейных встречах или в кругу друзей в барах. Сложные тексты и специфичная манера подачи не находили отклика у публики, поэтому поддержки музыкант не получал.
В 1953-м он начал выступать в клубе «Черная роза». Концерты способствовали творческому развитию, и вокалист выпустил дебютный альбом. Исполнитель получил приглашение от продюсера Жака Канетти и переехал во Францию. Спустя год артисту повезло. Его композицию Ca va спела на концерте в «Олимпии» Жюльетт Греко. Через полгода Брель сам выступал на этой сцене. Затем последовали гастроли с Дарио Морено, Филиппом Кле и Катрин Соваж.
В 1955 году вышел новый альбом, а вскоре вокалист познакомился с Франсуа Робером. Пианист стал аккомпаниатором певца и отлично чувствовал его стиль. Позднее шансонье свел знакомство со вторым аккомпаниатором, Жераром Жуанне. В 1958-м была презентована пластинка Demain l’on se marie. В этот период карьера артиста пошла в гору: публика стала к нему благосклоннее.
Записи альбомов не заставляли себя ждать, череда гастролей составляла плотный график, и уже к концу 1959 года Брель был на пике успеха. Он оттачивал работу с голосом и исполнительской манерой. Совместные выступления с Сержем Генсбуром, а затем с Шарлем Азнавуром упрочили позиции вокалиста на сцене.
В 1961-м презентовали альбом Marieke. Осенью состоялся триумфальный концерт в «Олимпии». Вместо Марлен Дитрих ангажемент получил бельгийский певец. Публика признала его звездой шансона и прославляла повсюду. Мировое турне изрядно вымотало артиста. Спустя год он сменил лейбл Philips, с которым сотрудничал с момента переезда в Париж, на Barclay.
1962-й ознаменовался выходом сразу 2 пластинок и записью песни Le plat pays. Брель основал собственный звукозаписывающий лейбл Arlequin, который позднее сменил нейминг на Pouchenel и предоставил руководство законной супруге. К 1964 году относится выпуск еще 2 альбомов и запись хита «Амстердам». Тогда же исполнитель получил высшую музыкальную награду Франции Grand Prix du Disque.
Оставить сцену певец решил в 1966 году, покольку заинтересовался постановкой мюзиклов. Артист стал выступать на драматическом поприще и пробовал реализоваться в кинематографе. В 1967-м состоялся его дебют в фильме «Опасная профессия» Андре Кайата. Затем последовали съемки в лентах «Дядюшка Бенжамен» и «Убийцы порядка». В 1971-м он выступил в качестве режиссера картины «Франц». В этот же период Брель снялся в ленте Клода Лелуша «Приключение есть приключение».
Спустя год компания Barclay сделала Жаку беспрецедентное предложение, заключив с ним контракт сроком на 30 лет. Новых композиций автор не создал, поэтому решил сделать аранжировки на уже известные песни. Параллельно он работал над съемками ленты «Дикий Запад», которая позже провалилась в прокате. Репутацию поправил фильм «Зануда», на съемочной площадке которого он сотрудничал с Лино Вентура.
Музыкант переехал с новой подругой на Маркизские острова, где не нашел себе места. Он тосковал по активной жизни, поэтому спустя год вернулся в Париж, где выпустил новую пластинку. Стихи для нее сочинитель написал еще в Полинезии.
Картина Серова. Похищение Европы
Древнегреческий миф о прекрасной царевне Европе, похищенной всемогущим Зевсом – один из самых известным. Многие художники использовали это античное повествование и предлагали различные художественные, стилистические и композиционные решения.
Важным является и тот факт, что этимологическое происхождение одного из материков связано с именем этой девушки, означающее, скорее всего, «заход» или «широкоглазая». Таким образом, в европейской культуре есть особое отношение к этому мифу.
Европа играла со своими подругами на берегу возле моря, и ее красоту и грацию заметил главный бог-олимпиец. Ослепленный страстью Зевс решил похитить ее. Приняв обличье белоснежного неагрессивного быка, он предстал перед девушками.
На своей картине «Похищение Европы» Валентин Серов запечатлел именно тот момент, когда могучий Зевс в облике быка пересекает море, а девушка сидит на его спине.
Но в интерпретации знаменитого русского живописца, этот сюжет отошел от академических канонов и приобрел совсем иное звучание, прославив художника.
Получив заказ на выполнение росписей в России, Валентин Серов совершил поездку на остров Крит и досконально изучил остатки Кносского дворца. Создавая свое полотно, живописец использовал характерный для эстетики модерна приемы стилизации и яркие краски.
Отступив от античной традиции, Серов изобразил белоснежного быка рыжим с белым пятном посреди лба, а выражение морды быка – весьма очеловеченное. Это яркое оранжевое пятно выглядит особенно впечатляюще, выразительно и красиво на фоне сине-фиолетового моря и белых волн.
Горизонтальное направление центральных фигур усиливают движение. Для достижения такого динамизма Серов удлинил корпусы тел быка, девушки и дельфина.
Чтобы передать силу штормового моря, живописцев располагает горизонт высоко вверху и использует крутые волны, чтобы взрыть линию горизонта огромными морскими валами. Могущество быка передано в том, как он сильно и бесстрашно рассекает эти крутые волны.
- Интересным в этой картине является то, что юная красавица на спине принявшего обличье быка Зевса вовсе не выглядит напуганной.
- Она сидит в неудобной для езды на животном позе, как бы демонстрируя, что ничего не боится и лишь слегка держится за невероятно длинные рога могучего животного.
- Девушка спокойно смотрит назад и, видимо, прощается во своим прошлым, все дорогим сердцу – своими подругами, родителями и знакомыми, но она не испытывает радостных чувств к неизвестному будущему, но знает, что все это происходит к лучшему.
- Автор сочинения: Ирина Шастова
Жак Брель как хитмейкер
Удивительный артист и музыкант, подвергавшийся противоречивым оценкам при жизни, ставший классиком французского шансона, обогатил музыку ХХ века произведениями, которые исполнители из разных стран, стараясь адаптировать его песни к своей аудитории, иногда меняли текст, не найдя возможности донести до неё кажущиеся примитивными, порой «хулиганскими», но на поверку с глубоко философским подтекстом образы, нарисованные автором. Также и мелодии: композитор их как бы напевает «пунктиром», чтобы музыка лишь оттеняла смысл, заключенный в поэзии (что отсылает нас к песням В.Высоцкого)… Однако на поверку именно музыка оказывалась гениальной — и позволила автору выйти за грань жанра и стать мировой знаменитостью…
В СССР певца увидели в 1965-м, он объездил с концертами весь Союз и даже побывал в гостях у поэта Е.Евтушенко. ( … говорит Галич: «И вот сидим мы на московской кухне – Жак Брель, Володя Высоцкий, Булат Окуджава и я, Александр Галич. Сидим и поем друг для друга. И тут одна из присутствовавших дам вдруг говорит: «Ребята, а где магнитофон?» «Никаких магнитофонов», — сказал одни из бардов. А Брель, которому перевели, утвердительно кивнул: «На Олимпе нет ни микрофонов, ни магнитофонов»… ) Причем интересно, что никто из них не пел своих песен: Брель пел народные фламандские песни, Высоцкий — блатные, Окуджава – вагонные, а Галич – старинные романсы…
В 60-х годах Брель стал артистом театра и кино; его песня для «Человека с Ламанша» стала мировым хитом.
«Сезоны на солнце» — англоязычная адаптация песни Бреля 1961 года «Le Moribond» с текстом Рода МакКуэна, изображающим прощание умирающего человека с его близкими. Он стал мировым хитом в 1974 году для канадского певца Терри Джекса
Песню «Амстердам» критики приняли «в штыки»: один из них написал, что это «абсолютный упадок в работе Бреля в 1964 году: музыка умца-умца и примитивный, вульгарный текст». Однако песня вдруг стала одной из самых исполняемых в мире, насчитавшей почти 400 кавер-версий и уступив только главной песне Бреля «Ne me quitte pas» (с её английской версии я начал сегодняшний обзор)… Не потому ли, что ее мотив чем-то напоминает известную шотландскую мелодию — «Greensleeves»?
Одну из самых красивых песен Бреля «Песня о старых влюбленных», в отличие от других хитов, перепевали в основном франкоязычные исполнители, настолько авторский текст был созвучен творчеству целого сословия шансонье — от Жюльет Греко до Лары Фабиан…
Ещё одну песню Бреля — Quand On N’a Que L’amour (Когда у нас есть только любовь) исполнил «отец музыки соул» Сэм Кук, как бы подтвердив этим, что французский шансон — это не «вещь в себе», а искусство, органично вписавшееся в контекст мировой культуры.
… а неутомимый Жак непрерывно сочинял; его репертуар достиг более 300 песен, когда в предчувствии близкой смерти он уединился на острове в Полинезии. Там он и похоронен — рядом с Полем Гогеном.
А песни будут жить всегда.