Краткое содержание
Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.
Действующие лица оперы:
- Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
- Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
- Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
- Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
- Кончак – хан половецкий (бас);
- Кончаковна – дочь хана (контральто);
- Гзак – хан половецкий (бас);
- Овлур – крещеный половчанин (тенор);
- Скула (бас);
- Ерошка (тенор).
Краткое содержание оперы таково: Игорь собирается в поход на половцев. С ним едет старший сын Владимир. Внезапно в небе все видят затмение солнца. По некоторым свидетельствам историков – это было предзнаменование того, что Игорь задумал не совсем добрый поступок и предостережение. Ведь этот поход предпринимался ради собственной славы.
Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.
Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.
Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.
Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.
Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Ерошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли». В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко всему этому может отнестись княгиня
Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы и Ерошки
Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря. Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.
Пролог
Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.
Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата князя Галицкого.
Два музыканта Ерошка и Скула изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.
Действие 1
Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.
Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.
Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.
Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.
Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.
Действие 2
В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.
Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.
Действие 3
Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.
Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.
Действие 4
Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.
Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.
Третье действие
К краю собравшегося войска половцев, громогласно трубя и в сопровождении бубнов, приближаются люди Гзака, ведущие отважных, бившихся до последних сил русичей, с накопленным добром. Кончак рад видеть приближенных. В полной темноте стражники, которым поручено зорко стеречь пленников, впадают в дрему, абсолютно не слыша происходящего. Подкравшийся к шатру Овлур предлагает помощь, высказывая предположение о единственном шансе спастись. Князь соглашается.
Дочь хана осведомлена о планах относительно побега и слезно просит Владимира не покидать ее, не предавая их чувства. Перед молодым воином возникает трудная дилемма. Ему стыдно перед отцом за предательство Родине. Половчанка сообщает посредством ударов в било о случившемся. Разбуженные сигналом, неприятели готовятся догнать бежавших.
Жестокий хан ценит поступок русского князя, уважительно относясь к его выбору, мужеству и силе духа. Вражеский правитель казнит стражу с повелением сохранить жизнь княжичу. Кончак не намерен, вопреки уговорам населения, произвести расправу над находящимися в плену русскими. Объявив Владимира зятем, он в чрезвычайной поспешности выступает на Русь.
Краткая биография композитора
Бородин родился в Петербурге, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве он усвоил несколько иностранных языков, учился играть на флейте и фортепиано, позже брал уроки игры на виолончели. С девяти лет он начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано и флейты. В 1849 году некоторые из них были изданы и получили положительную оценку критиков. В то же время Бородин интересовался литературой, читал философские статьи в журналах. Однако с особым увлечением он занимался химией.
В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, где вскоре стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина. Продолжались и занятия музыкой, в том числе теорией и гармонией.
Окончив академию и получив степень доктора наук, Бородин уехал в научную командировку за границу. Три года он провел в Германии, Франции и Италии вместе с друзьями, впоследствии знаменитыми учеными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, С. П. Боткиным. Помимо научных интересов, их сочетала любовь к музыке. Почти каждый из них играл на каком-то инструменте. К этому кружку примкнули и другие образованные русские люди, жившие в Европе, в частности, М. А. Маркович-Вилинская, впоследствии известная как украинская писательница Марко Вовчок. Собирая для совместного музицирования, молодые ученые часто исполняли произведения Бородина, в основном камерно-инструментальные ансамбли. За границей Бородин познакомился с талантливой Московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал музыку композиторов-романтиков Шумана и Шопена. В 1863 году Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.
В 1862 году Александр Порфирьевич вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии. В том же году в доме Боткина, уже известного врача, он познакомился с Балакиревым. Эта встреча стала решающей в судьбе Бородина — композитора. Он вошел в ”Могучую кучку», стал другом и соратником других ее участников. Под руководством Балакирева Бородин написал симфонию № 1, одну из первых в русской музыке, которая с большим успехом была исполнена в 1869 году в концерте РМТ под управлением Балакирева. В эти же годы Бородин написал несколько романсов и комическую оперу „Богатыри”.
Сразу же после премьеры первой симфонии Бородин приступил к созданию Симфонии №2 („Богатырской”). Тогда же, в 1869 году, он начал писать оперу „Князь Игорь», работа над которой продолжалась до конца жизни композитора.
Одновременно с созданием замечательных музыкальных произведений Бородин вместе с выдающимися учеными Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым продолжал оригинальные химические исследования, в дальнейшем подготовившие создание пластмасс, преподавал в Медико-хирургической академии, стал одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — женских медицинских курсов.
Последними произведениями Бородина стали два струнных квартета, несколько ярких романсов, „Маленькая сюита” для фортепиано и программная симфоническая картина „В Средней Азии”. Музыка Бородина с большим успехом исполнялась в России и за ее пределами. По инициативе Листа, с которым Бородин познакомился в 1877 году, симфонии русского композитора прозвучали в Германии, а в 1885 и 1886 годах — в Бельгии.
Композитор умер 15 февраля 1887 года. Его незавершенные произведения (оперу „Князь Игорь”, две части третьей симфонии) закончили и подготовили к печати ближайшие друзья — композиторы М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.
Оперы. Все произведения
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик