Опера

Опера — интересные факты

Содержание оперы

Действие музыкального произведения разворачивается на шумных улицах испанского города. Кармен – молодая темпераментная цыганка с табачной фабрики. Восхищенные мужчины не могут оторвать от красавицы своих взглядов. Но она только посмеивается над чувствами поклонников. Возле фабрики останавливается эскадрон драгун. Гордой цыганке не нравится безразличие сержанта Хозе

Как ни старается она обратить на себя его внимание – безрезультатно. Кармен возвращается на фабрику

Между девушками возникает шумная ссора. Зачинщицу Кармен препровождают в камеру под охрану Хозе. Хитрой искусительнице удается, наконец, соблазнить слабовольного сержанта, тот отпускает её из-под стражи. За этот поступок сержант разжалован в солдаты.

В это время Кармен поет и танцует для посетителей таверны. Общается с контрабандистами, знакомится с мужественным тореадором Эскамильо. Появляется Дон Хозе. Очарованный Кармен, он бросает службу и становится дезертиром. Вскоре пылкий солдат покидает возлюбленную – он спешит к умирающей матери. Красотка всерьёз увлекается Эскамильо.

В Севилье народ спешит на бой быков. Перед Кармен предстает несчастный Хозе. Он умоляет возлюбленную вернуться к нему. Охладевшая красавица непреклонна. В гневе он ударяет девушку кинжалом и убивает её.

Запреты

  1. В 17 веке все женские роли в опере исполнялись мужчинами. Это было связано с тем, что женщинам запрещалось петь на сцене, даже в танце. Самой известной оперной певицей, чей голос варьировался от сопрано до альта, была Б. Ферри. Позже, когда женщинам «разрешили» выходить на сцену, роли, написанные для оперных певиц, исполняли певицы, обладающие контральто — очень необычным звучанием голоса.
  2. В «серьезной опере», возникшей как жанр в XVIII веке, исполнителям запрещалось стоять или двигаться на сцене. Они должны были оставаться в третьей позиции балета на протяжении всего спектакля и петь в этом качестве! Пятки вместе, пальцы ног расставлены, колени согнуты — кто в наше время рискнет петь в такой позе? Нет, если только вы не цирковой клоун.

Интересные сведения об опере

«Кармен» является вершиной творчества Бизе. Первая постановка спектакля 3 марта 1875 г. в «Опера-Комик» провалилась. Меломаны оценили красивую и запоминающуюся музыку спектакля, но не приняли героев-простолюдинов. По мнению публики, контрабандисты, работницы фабрики, обычные солдаты не могли быть героями оперы. Именно поэтому, в соответствии с жанровыми особенностями, «Кармен» относили к комедии, хотя события, развернувшиеся в ней, завершились трагически.

Вскоре композитор умер. Существует предположение, что маэстро «убили» высказывания публики о безнравственности героев его пьесы. Несмотря на фиаско, в 1875 г. «Кармен» ставилась на сцене 48 раз. Желающих посмотреть скандальный спектакль парижан было хоть отбавляй!

В наше время многим почитателям творчества великого маэстро по-прежнему интересны любопытные факты о замечательной опере.

  1. Зрители Нью-Йорка и Санкт-Петербурга увидели оперу в 1878 г. Петербуржцы посмотрели «Кармен» в Большом театре в исполнении итальянской труппы. Чтобы не шокировать зрителей, часть сцен была изъята. Из-за недостатка времени солисты не смогли хорошо подготовиться к премьере, спектакль провалился.
  2. Постановка 1882 г. при директоре И. А. Всеволожском и хореографе Мариусе Петипа с новым составом актеров удалась.
  3. «Кармен» стала лучшим спектаклем известной балетной труппы Антонио Гадеса. Для раскрытия образа цыганки хореограф использовал народные мотивы фламенко.
  4. Любопытно, что композитор не бывал в Испании. Чтобы создать музыкальную атмосферу, он наполнил испанским колоритом народные мелодии.
  5. В 1883 г. Эрнест Гиро речитативами заменил диалоги героев, включил балетные сцены. Преобразование пошло на пользу. Постановка имела триумфальный успех.
  6. П. И. Чайковский обожал «Кармен». Русский композитор утверждал, что в будущем её оценят по достоинству и назовут лучшим творением гениального маэстро.
  7. В Большом театре впервые «Кармен» была поставлена в 1898 г. Партию героини пела Елизавета Азерская.
  8. На советских подмостках Кармен являлась положительной героиней. Партию цыганки исполняли известные певицы: И. Архипова, Т. Синявская, Е. Образцова и другие.

Факты о различных постановках «Кармен»

Опера Жоржа Бизе прошла тернистый путь к завоеванию триумфального места в ряду шедевров мирового искусства. Со дня рождения она существовала как классическая постановка, так и в виде экстравагантных версий.

  • Перед смертью сочинителя «Кармен» с колоссальным успехом прошла в Вене. Чтобы поразить зрителей, на сцену выпустили всадников на живых лошадях. Это по достоинству оценили обычные зрители и известные композиторы.
  • «Геликон-опера» перенесла героев из средневековой Испании в ХХ век, превратив цыганку в уличную женщину.
  • В ГАБТе центром решительных действий героев стала барная стойка.
  • В интерпретации Лионской оперы главная героиня спектакля – певица кабаре.
  • В Эркель-театре музыка Бизе звучала в джазовых регистрах.
  • В «Кар Мен» хореографа Мэттью Бурна действие развернулось на американской автозаправке.
  • У Франко Дзеффирелли сцены спектакля заполнены людьми и животными.
  • Режиссер Ив Бонэ перенес действие в современную Испанию. Зрители встретили нововведение с негодованием.

В 1805 г. «Кармен» прозвучала в Мариинском театре. Петр Ильич Чайковский называл последнее творение Ж. Бизе шедевром. Создатель «Кармен-сюиты» Р. Щедрин считал партитуру оперы вершиной тонкости и вкуса.

Они были первыми

Оглавление

  1. Первая в России опера была придумана в 18 веке, при дворе императрицы Елизаветы. Она называлась «Цефас и Проксис». Говорят, что автором стихов и диалогов была сама царица. А музыку к ней написал итальянский композитор Ф.Арайя.
  2. А первая в мире опера была поставлена в 1600 году. Называлась она «Эвридика». Ее авторы – О. Ринуччи и Д. Пери.
  3. Первой женщиной–композитором, написавшей музыку к опере, была опять-таки итальянка Франческа Каччини. Ее произведение датируется 1625 годом. К сожалению, название оперы не сохранилось.
  4. На самом деле, первые упоминания об опере, вернее, о ее подобии, встречаются еще у древних греков и египтян. Но ни одно из тех произведений, разумеется, не сохранилось.
  5. Первый оперный театр открылся в Венеции в 1637 году. Именно здесь впервые была исполнена опера в ее современном варианте, то есть без диалогов.
  6. Первым русским композитором-классиком, прославившимся благодаря опере, стал М.И.Глинка. Его опера называлась «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
  7. Моцарт сочинил свою первую оперу в 12-летнем возрасте. Это был «ремейк» на известную в то время интермедию.
  8. Первым оперным певцом, не использовавшим модуляцию голоса, был Энрико Карузо. Он просто исполнял свои партии «форте», то есть громко.
  9. Первой и единственной оперой Бетховена была опера «Фиделио». Он работал над ней 11 лет. Но услышать свое детище композитору не довелось: он дирижировал оркестром, уже будучи глухим. Произведение, кстати, имело успех.

История создания

Бизе задумал начать работу над оперой в 1872 году. Драматурги А. Мельяк и Л. Галеви работали над либретто. В основу музыкального произведения легла новелла Мериме с одноименным названием.

Либретто во многом отличается от первоисточника: действие насыщено драматизмом, персонажи более выразительны. Дон Хозе, например, из мрачного разбойника в новелле превратился в честного, но слабохарактерного человека. Невеста Хозе, нежная Микаэла, – полная противоположность свободолюбивой цыганки. Безымянный тореадор стал смелым Эскамильо, сыгравшим решающую роль в судьбе Кармен. Действие перенесено из трущоб на улицы испанской Севильи.

В 1874 г. работа над оперой была завершена. Но певцы «Опера-Комик» отказались исполнять партии.

Их погубила опера

Основоположник французского оперного искусства Жан-Батист Люлли, дирижируя оркестром во время представления своей оперы, случайно поранил дирижерской палочкой ногу. Развилась гангрена, и Люлли вскоре умер. Кстати, дирижерская палочка – тоже его изобретение.

Моцарт, как известно, был членом масонской ложи. В своей последней опере «Волшебная флейта» он старался показать масонские идеалы: дружбу, верность идее, единение с природой. Но масоны усмотрели в ней, помимо всего прочего, и разоблачение кое-каких секретов масонской ложи. Именно это и стало причиной смерти композитора через 9 дней после премьеры. Антонио Сальери, который сознался в отравлении композитора, подсыпал ему яд по приказу организации «вольных каменщиков». Это одна из версий смерти Моцарта, но она вполне правдопобная. Масоны – это антихристинская организация, те, кто является членом масонской ложи, автоматически отлучается от церкви.

Н.А.Римский-Корсаков, композитор-«сказочник», написавший оперы по сказкам А.С.Пушкина, скончался в 1908 году от инфаркта. А инфаркт случился у него после запрета его оперы «Золотой петушок». Цензура усмотрела в сюжете оперы-сказки ни много ни мало – «намек на низвержение царской власти» и «насмешку над Его императорским Величеством».

Самые-самые

Самой крупной постановкой является опера Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Он состоит из четырех частей, каждая из которых может быть реализована как отдельный проект. Однако Вагнер признавал их как единое целое — как продолжение друг друга. В результате опера продолжалась 18 часов, с перерывами на антракты. Кстати, существует довольно похожая интрига между лимбологией Вагнера и трилогией Толкиена «Властелин колец».

Самую «тихую» роль в опере сыграл итальянский художник XIX века. Ее звали Фанелла, и она скорбела. Поэтому все его роли — это имитация.

Самые преданные «фанаты». Очень часто перед началом шоу «денежные композиторы» нанимали специальных людей, направляемых на концерт для «конкурентов», которые поддерживали их аплодисментами и голосами «Браво» во время шоу. . Такие группы были известны как «кракасы».

Очень необычные арии. Работая над одной из своих опер, Дж. Россини понял, что один из актеров поет фальшиво. Она не могла заменить ее, поэтому ей приходилось хитрить. Поймите, что только одна нота достаточно хороша — Si- написал ARIA, которая состоит только из этой ноты. Таким образом, он сделал певицу знаменитой.

Самые бурные аплодисменты раздались, когда Пласидо Доминго «сломался» во время исполнения партии Отеро. Следующие 80 минут зрители пели ему дифирамбы! Этот рекорд занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Самая «быстрая» опера — «Севильский цирюльник». Она была написана всего за две недели.

И одна из самых больших — Опера князя Игоря. Его автор — академический профессор медицинской академии А.А. Бородин, химик. Он писал оперу в течение 18 лет. Но не успел его закончить. Два его друга — Н. Римский-Корсаков и И. Глазунов — завершили оперу.

Провалы

  1. Премьеру оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» публика освистала. Критики тоже отнеслись к ней с неодобрением.
  2. С треском провалились и две другие оперы, являющиеся сейчас классикой – «Травиата» и «Севильский цирюльник».
  3. Та же участь должна была постигнуть и оперу Гуно «Фауст», но находчивый импресарио придумал хитрый ход: раздал билеты беднякам и объявил о том, что все билеты проданы. Вместо провала «Фауста» ждал аншлаг!
  4. Премьера второй по счету оперы Глинки «Руслан и Людмила» тоже провалилась. Император Николай I покинул зал, не досмотрев представление до конца. Его примеру последовали и многие другие зрители. Современники поговаривали, что Глинка не особо старался при ее написании – у него даже не было цельной партитуры, лишь несколько отрывков. Из них он и «собрал» оперу. В дальнейшем опера имела ошеломляющий успех – ее ставили 32 раза в театрах Москвы и Петербурга!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: