литература
- Ганс Реннер: Музыкальная опера, оперетта. Путеводитель по музыкальному театру современности. Мюнхен, 1969, стр. 26-28.
- Вольфганг Остхофф : L’incoronazione di Poppea. В: Энциклопедия музыкального театра Пайпер . Том 4: Сочинения. Мясин — Пиччинни. Пайпер, Мюнхен / Цюрих, 1991, ISBN 3-492-02414-9 , стр. 253-259.
- Тим Картер: Перечитывая Poppaea : Некоторые размышления о музыке и Значение в Монтеверди Последней опере. В: Журнал Королевской музыкальной ассоциации 122 (1997), стр. 173-204.
- Р. Фатх: Оперный справочник Реклама . Штутгарт 1999 (36-е издание), стр. 19-23
- Я. Янсен: ускоренный курс: опера. Кёльн, 2002, стр. 15-21.
- Э. Шмирер (Ред.): Лексикон оперы. Том 1 A — Le, Laaber 2002, стр. 717-720
- Барбара Зубер: Открытые и скрытые истины. К опере Монтеверди «Коронация Поппеи» . В: Hanspeter Krellmann / Jürgen Schläder (ред.): Современный композитор строит на истине. Барочные оперы от Монтеверди до Моцарта. Мецлер, Штутгарт, 2003 г., ISBN 3-476-01946-2 , стр. 69-78
- Стефан Сэкер: «Коронация Поппеи» Монтеверди : Победоносный Амур
Действие II
Сенека вновь получает весть о своей приближающейся смерти: на сей раз от Меркурия. Вскоре ликтор передает ему от Нерона приказ покончить с жизнью. Философ готовится к кончине. Паж и служанка весело щебечут о любви. Нерон в разговоре с поэтом Луканом насмехается над памятью старого философа и воспевает красоту Поппеи. Оскорбленная предательством Октавия убеждает Оттона убить Поппею. Для этого Оттон встречается с Друзиллой, которую он бросил ради Поппеи, и переодевается в ее платье. Поппея просит Амура, чтобы он поскорее сделал ее женой Нерона. Затем она засыпает под песенку Арнальты. Входит переодетый Оттон и хочет убить Поппею, но Амур не дает ему совершить убийство.
Действие I
Оттон поет песню под окнами Поппеи, его жены. Из дома выходят Поппея и Нерон: об их связи в Риме никто не знает, император еще не развелся со своей женой, Октавией. Поппея обращается к Нерону со словами любви, она мечтает занять место императрицы. Кормилица Арнальта предупреждает Поппею о том, что жена императора замыслила месть. Дворец Нерона. Сенека утешает Октавию. Над старым философом насмехается паж. Сенека получает от богини Паллады весть о своей скорой кончине, но принимает ее спокойно. Нерон сообщает Сенеке о том, что собирается разводиться с Октавией. Философ пытается разубедить императора бросать жену, но тот не желает слушать философа и выдворяет его. Поппея внушает Нерону, что Сенека опасен, и, поддавшись на уговоры любовницы, император в порыве ярости велит передать философу приказ умереть сегодня же вечером. Друзилла, которая тайно влюблена в Оттона, мужа Поппеи, признается ему в своих чувствах.
Попытки решить проблемы интерпретации
Две сохраненные партитуры Incoronazione di Poppea сразу оставляют без ответа многие вопросы. Указаны только вокальные партии и бассо континуо, а также несколько коротких инструментальных партий. Нет почти никаких указаний, касающихся инструментовки, темпа, выбора гармоний. Голосовое распределение ролей явно не указано. Однако его можно определить, изучив тональность, в которой написаны вокальные линии ролей.
Мы знаем, что некоторые роли (Неро и Отон) были написаны для кастратов . Другие предназначались для детей (Лав, Пейдж), другие — для высоких теноров (Арнальта, няня Октавии), овладевших вокальной техникой, применение которой было утрачено. Столкнувшись с этими трудностями, современные переводчики, если они хотят сохранить исходный цвет как можно лучше, прибегают к различным решениям. Кастраты могут быть заменены сопрано, меццо-сопрано или контртенорами. Детей можно заменить меццо-сопрано. Высокие теноры часто занимают альты или (в течение нескольких лет) тенор-альтино. Ни одно решение не является полностью удовлетворительным; у каждого есть свои преимущества и недостатки.
Проблемы, связанные с аппаратурой, решить еще труднее, поскольку оценки дают лишь очень редкие показания. В Le Рассуждение мюзикла , Николаус Харнонкоурт описывает эти проблемы и намечает метод , чтобы попытаться дать им удовлетворительное решение. Очевидно, что при выборе в этой области следует руководствоваться тем, что мы знаем об использовании времени, привычках композитора, а также стремлением наилучшим образом служить либретто (характеристика персонажа, атмосферы и т. Д.).
В качестве примера, вот некоторые из вариантов, выбранных Николаусом Харнонкуром для его первой версии работы (1972 г.):
Распределение голоса
Неро: меццо-сопрано / Poppea: сопрано / Otho: контеренор / Octavia: меццо-сопрано / Arnalta: высокий тенор / Seneca: бас / Медсестра Октавии: контральто / Lucain: тенор / Drusilla: сопрано / Страница: / mezzo-soprano / Фортуна: сопрано / Добродетель: сопрано / Любовь: детское сопрано.
Используемые инструменты
Это все старые инструменты (некоторые копии старых)
Орган / клавесин / девственница / арфа / теорбо / скрипки (5) / виолончель / виолончели (2) / виолона (бас-виол) / носик флейты (2) / соломинки (2) / дульциан ( фагот- предок ) /
трубы в C и D (3)
прием
Две рукописей сохранились от балла : один в Венеции , а другие в Неаполе , но ни один из них не соответствуют оригинальной версии . Музыкальная драма — одна из первых, поставленных не для королевского двора, а для публичного дома, Театра Санти Джованни и Паоло в Венеции , где в карнавальном сезоне 1642–1643 годов состоялась премьера поздних работ Монтеверди. Знаменитая тогда примадонна Анна Ренци воплотила трагическую роль Оттавии, и считается, что она также исполнила другую роль, возможно, Друзиллы.
Опера считается в профессиональном мире «ярким примером ранней венецианской оперы и задает тенденцию для оперы в целом, потому что она обеспечивает особый тип персонала: высокая пара, которую сравнивают с более низким рангом, комическая пара
старик и, наконец, что не менее важно, страница любви живет в «Керубино» Моцарта из «Свадьбы Фигаро » и в Октавиане, « Кавалер роз » Штрауса »(Янсен, 2002, с. 21).
Сценическая работа — это карнавальная венецианская опера, которая, однако, не имеет ничего общего с пронзительным «Гауди». Под этим понимается исторически сложившиеся оперы, которые исполнялись во время карнавального сезона (после Рождества до Пепельной среды).
После Второй мировой войны как научное участие в опере, так и исполнительская практика — важными были выступления под руководством Герберта фон Караяна (Вена, 1963) и Николауса Харнонкура (Цюрих, 1977), — а также публикация аудиодокументов и DVD-дисков стал настоящим бумом. это продолжается по сей день.
Либреттист и его либретто
Если музыка Incoronazione di Poppea дошла до нас только в виде относительно краткой рукописной записи, то с другой стороны, у нас есть несколько печатных изданий либретто Бузенелло (первое датируется 1643 годом).
Джованни Франческо Бузенелло , известный юрист, родившийся в Венеции в 1598 году , также посвятил себя литературе как просвещенный дилетант . Его работы многочисленны и разнообразны. Он быстро завоевал себе место среди венецианской интеллектуальной элиты, в литературных и философских кругах которой он часто бывал (в частности, в знаменитой Академии дельи инкогнити, где встретились многие сильные умы и распутники). Он написал оперные либретто, в частности, для нескольких опер Франческо Кавалли , таких как «Дидона» (1641). Для либретто Коронация Поппеи , Busenello вдохновлен книгой XIV из Annals из Тацита . В этом отношении, заимствуя предмет из истории, Incoronazione di Poppea вводит новшества в итальянские оперы того времени, сюжеты которых чаще всего заимствованы из мифологии. Благодаря писательским навыкам и культуре Бузенелло, это либретто, возможно, является одним из лучших оперных либретто, когда-либо написанных. Строгость драматического построения, единство (все произведение демонстрирует силу любви) и разнообразие (драматические, патетические, комические сцены сменяют друг друга), тонкость характеристики персонажей, поэтическая красота текста — его главные качества. В нем также отмечен особый поворот ума Бузенелло, циничный и распутный. В этом буклете ни один из главных героев (за исключением, возможно, Друзиллы), кажется, не способен вызвать сочувствие, но сила искусства, поэзия, интенсивность чувств и выраженная любовь делают персонажей трогательными и часто милыми.
Музыкальная обработка либретто
Призванный своим покровителем и покровителем, герцогом Мантуи, для создания произведения, которое превзойдет музыкальную драму Якопо Пери , Эвридику , поставленную во Флоренции в 1600 году, Монтеверди представил в своем произведении Орфей (1607) решающие нововведения, положившие начало современной опере. Он облегчает монотонный и менее драматичный релитатор кантандо своего предшественника, вставляя хоры в стиле мадригал и инструментальные интермедии, сопровождаемые танцами. Использование контрапункта дает больше соблазна симфонии и большей интенсивности драматическим моментам. В « Орфео» уже есть элементы современной оперы: увертюра, сцены, сочетающие в себе выступления солиста, группы персонажей, хора. Перед различными таблицами стоит синфони, определяющая тон. Музыка больше, чем раньше, направлена на характеристику персонажей.
Весь этот прогресс естественным образом обнаруживается в Incoronazione di Poppea , где появляется главное новшество с большим будущим: ария . В своей последней опере Монтеверди достигает полного владения музыкальным языком на службе театрального текста, в котором он использует психологические и драматические положения. Он направлен на выявление иногда сложной психологической истины (например, в случае с Неро) персонажей, а также на создание максимальной драматической интенсивности. Его работа, сосредоточенная на деталях текста, стремится, в частности, к реалистичности и правильности музыкальной дикции. Чтобы осознать это, просто следуйте нити либретто Бузенелло, слушая одну из хороших записей произведения. Что касается музыки, публика того времени была восприимчива к литературной красоте текста и в деталях пробовала адекватность того и другого.
участок
В центре внимания историческая фигура Нерона . В аллегорических фигурах пролога, которым начинается опера, остается устаревший элемент. Добродетель (Virt), удача (Fortuna) и любовь (Cupid) доказывают друг другу свои сильные стороны. В конце концов, Купидон завершает спор, пообещав доказать, что только любовь определяет ход событий превыше всего.
первый акт
Действие происходит в Древнем Риме около 62 года нашей эры. Оттон , вернувшись в Рим с поля, должен узнать перед домом Поппеи, что Нероне с ней и что она стала его любовницей, хотя однажды она дала обещание ему. Когда он замечает двух солдат, охраняющих эгоцентричного римского императора, который находится в Поппеа, он удаляется, раненый. Солдаты также выражают свой гнев на Нероне саркастическими замечаниями, но их прерывают появляющиеся любовники.
В нежной прощальной сцене Нерон обещает изгнать свою жену Оттавию в пользу Поппеи. Поппеа остается одна и поддается своей надежде. Только ее кормилица Арналта беспокоится.
Оттавия в ярости от оскорбления Нерона. Ее медсестра Нутрис знает, что делать: Оттавии следует искать любовника, чтобы отомстить за нарушение лояльности. Императрица с негодованием их отвергает. Даже речи философа Сенеки , который продолжает наставлять ее добродетельную стойкость, не могут успокоить обманутую императрицу. Паж Валлетто поддерживает свою любовницу, высмеивая Сенеку, наставника императора и политического советника, и откровенно объявляя мудрость обманом всех философов. Тем не менее, Оттавия просит философа встать на их защиту против намерений Нерона перед Сенатом и народом.
Пока Сенека созерцает бремя правления, вестник смерти предсказывает его неминуемый конец. Разговор между Сенекой и Нероне, в котором император раскрывает свое решение бросить Оттавию и жениться на Поппеа, завершается взрывом Нероне. Предупреждения Сенеки не слышны.
Поппеа опасается влияния Сенеки и клевещет на него на Нерона. Он решает приказать Сенеке покончить жизнь самоубийством.
Оттон в отчаянии из-за отвращения к Поппеа, и, поскольку он опасается, что она тоже может оклеветать его, он думает об убийстве Поппеи. Когда появляется его бывшая возлюбленная Друзилла, он, кажется, занимается любовью.
Второй акт
Сенека хвалит спокойствие своей деревенской жизни, когда Либерто приносит ему роковой приказ Нерона. В полном согласии со стоическими добродетелями философ приветствует смерть как счастливую судьбу. Он собирает своих учеников вокруг себя и расправляет запястья в ванной.
Поскольку Сенека теперь мертв, Нероне и его друг и придворный поэт Лукано празднуют распутный пир. Император начинает сочинять гимн красоте и чарам Поппеи, от которого впадает в крайний экстаз.
Оттон потрясен своими собственными планами убийства и принимает свою судьбу — быть преданным этой красивой женщине. Оттавия приказывает ему убить Поппею в женской одежде. Она угрожает: «Если ты не повинуешься мне, / Я подам на тебя в суд на Нероне, / Что ты хотел / изнасиловать меня, / Я позабочусь об этом / что пытки и смерть поразят тебя сегодня». Оттавия полностью отдалась жажде мести.
Пока Валлетто воспитывает медсестру Нутрис в ее возрасте, Друзилла приветствует, что она вернула своего любовника Оттона. Теперь это позволяет Друзилле выполнить задание по убийству и хочет обменяться с ней одеждой.
Поппеа отдыхает на своей кровати, а Арнальта поет ей колыбельную. Замаскированный Оттон подкрадывается, чтобы убить спящую женщину. Но Купидон поднимается с неба и клянется защитить Поппеа и предотвратить запланированное кровопролитное нападение. Оттон убегает. Арнальта, обманутый плащом, ставит императорскую стражу на Друзиллу.
Третий акт
Ничего не подозревающая Друзилла арестована и узнает, что убийство не удалось. Чтобы защитить Оттона, она берет всю вину на себя, но теперь последняя признается, что была преступником от имени Оттавии. Нерон дает обоим жизнь в изгнании. Также объявлено об отказе Оттавии. Ничто не мешает свадьбе императора и его возлюбленной.
Пока Оттавия оплакивает свою тяжелую судьбу, Поппеа коронована новой императрицей. Медсестра Арнальта предвидит свое будущее как представительницу «высшего класса» Рима, в то время как очень аристократические любовники предаются экстазу. Боги любви и торжествующий Купидон присоединяются к хору, что позволяет выражению Поппеи и Нероне своего опьяняющего любовного счастья последнее слово (один из самых трогательных любовных дуэтов за всю историю оперы): « Pur ti miro / you only see».
О новой постановке «Коронации Поппеи» Монтеверди на Зальцбургском фестивале
Александр Курмачёв, 19.08.2018 в 19:48, количество просмотров:
10741
В прошлом году, когда всё художественно замороченное человечество отмечало 450-летие Клаудио Монтеверди, Зальцбургский фестиваль представил обширную программу из произведений этого грандиозного музыканта, стоявшего, как известно, у истоков всего. Казалось бы, отметили и хорошо. Но не тут-то было: исполненную прошлым летом в концертном формате «Коронацию Поппеи» решили в этом году материализовать в масштабный, изматывающий своей продолжительностью спектакль. Что из этого вышло — не передать словами.
Опера начинается драматичной фразой Фортуны «Deh, nasconditi, o Virtù» («Во мрак изыди, Добродетель…»), что уже само по себе не предвещает ничего хорошего. На сцене три распрекрасные леди в чёрном поют знаменитый ансамбль, по духу напоминающий разборки на коммунальной кухне между Фортуной, Добродетелью и Амуром: «Ах, ты тварь такая! Опять мою помаду взяла и на себя наклала!» Собственно, в этом ключе построено всякое взаимодействие между властными структурами с доисторических мифических времён до наших дней включительно.
костюмы выполнены брэнд-дуэтом «Лемм-и-Барки»). Певицы действительно и звучат, и двигаются феерично: Тамара Банесевич (Фортуна), Анна Квинтас (Добродетель) и Леа Десандр (Амур) создают изумительный по своей инфернальности сволочной ансамбль бесноватых в иступлённом самолюбовании мифических «блондинок». К слову, это карнавальное перевёртывание сил небесных с ног на голову находит отражение и в сценографии: всё действие происходит на планшете, расписанном как ренессансный плафон, то есть у зрителя сразу возникает ощущение, будто на сцену уронили потолок.
После пролога в действие врываются виновники сюжета: Оттон в изысканном исполнении контртенора Карло Вистоли, Поппея в лучистом исполнении Сони Йончевой, Нерон в мужественном и небарочном исполнении Кэйт Линдсей, Оттавия в несколько приглушённом звучании сопрано Стефани д’Устрак, Сенека в шелковисто-траурном обертоново-жирном исполнении итальянского баритона Ренато Дольчини и, конечно, звезда этого перфоманса — обворожительно искромётная Арнальта в исполнении легендарного Доминика Висса. Все участники наряжены в изящное и эстетическое, отчего смотреть на них — одно удовольствие.
Уверен, выдающийся театральный экспериментатор наших дней, создатель и оформитель этого фестивального беспощадного проекта — фламандский режиссёр, художник и хореограф Ян Лауэрс — понимал, что просто так эта партитура ему не отдастся.
Видимо, по этой причине на помощь были вызваны сразу два хореографических коллектива — BODHI PROJECT (не знаю, почему все буквы в названии такие большие: наверное, танцуют для слабовидящих) и SEAD Salzburg — экспериментальная академия танца (я не понимаю, как академия может быть экспериментальной, но это, конечно, мои проблемы).
(это нам показывали в первой части в прямой трансляции на два экрана, что утомляло страшно), делал всякие движения руками и ногами, — словом, присутствовал немилосердно.
Что ещё можно отметить в этой выдающейся работе Яна Лауэрса? Постоянно спускающуюся и поднимающуюся и при этом вращающуюся люстру (по-моему, эта люстра вращалась уже в нью-йоркской постановке «Бури» Т. Адеса — хотя, возможно, там была другая люстра). Вроде ничего не упустил.
И вот что мы увидели в итоге: прически, наряды, потолок расписной на полу, голоса один драгоценнее другого, Соню Йончеву в образе Моники Белуччи, пластику извивающуюся, музыкантов ансамбля «Цветущие искусства» под управлением Уильяма Кристи, звучащих как с картинки, освещение лесби-проблематики и садо-мазо-трали-вали. Казалось бы, всё прекрасно — вот буквально всё (если не считать того, что голова от этого всего кругом идёт уже на двадцатой минуте), но… скука же невыносимая, если не сказать — смертная.
Три часа абсолютно однотипного монохромного музыкального материала — это нельзя так, по-моему. Даже бесплатно нельзя, а уж за деньги людей так истязать — это даже не Ренессанс: это инквизиция средневековая какая-то.
Надо ли ставить такие «плоские» в музыкальном отношения опусы сегодня, когда можно слушать Моцарта, Бетховена, Верди с Вагнером и Пуччини со всеми веристами в придачу, не считая необъятного наследия XX века? Ну если только цель таких постановок — напрочь отвратить слушателя не только от раннебарочной оперы, но и от оперы вообще, то более удачного способа, чем «порно-экранизации» опусов Монтеверди, определённо не существует.
Фото: Salzburger Festspiele / Maarten Vanden Abeele
История работы
В феврале года в Мантуе состоялась премьера первой оперы Монтеверди « Орфей» . В году за ней последовала « Арианна» , произведение которой сохранилось только в известном произведении « Ламенто д’Арианна» .
В году Монтеверди прибыл в Венецию, где получил должность начальника часовни Святого Марка. Он будет занимать его до самой смерти. Несколько лет он посвятил себя в основном духовной музыке.
С года Монтеверди постепенно вернулся к опере. Он составлял несколько из них до 1643 года , года своей смерти, но многие из них сейчас утрачены (например, Le Nozze d’Enea con Lavinia , датируемая 1640 годом). Il Ritorno d’Ulisse in Patria был создан в 1641 году . В начале года видел создание в Коронации Поппеи , в театре Сан — Джованни Паоло. Монтеверди умирает29 ноября 1643 г..
После смерти композитора произведение быстро ушло в небытие. След счета теряется. Только в 1888 году в Венеции была обнаружена копия, датированная 1646 годом . В 1930 году в Неаполе была найдена вторая партитура, датируемая 1651 годом . Эти две партитуры, написанные разными переписчиками, были созданы и адаптированы для обложек произведения. Они отличаются друг от друга по многим пунктам. В обоих отрывках раскрываются руки других композиторов, помимо Монтеверди ( Кавалли , Феррари , Сакрати). В частности, великолепный финальный дуэт
(«Pur ti miro, pur ti godo») будет заимствован из оперы Бенедетто Феррари, Il Pastor regio (1640), музыка которой утеряна. Поэтому не запрещено видеть в Incoronazione di Poppea коллективное произведение, музыка которого была написана в основном учениками Монтеверди, и последний мог бы руководить работой. Этот сценарий отнюдь не исключение в творчестве этого периода.