Краткое содержание, либретто
Первое действие состоит их двух картин. В первой картине перед зрителями открывается горная местность, ручей, на берегу которого работает Этери – бедная девушка из крестьян. Охотничья песня в исполнении хора, грустные мысли о собственной жизни, одиночество, жестокая мачеха – все это рисуют арии девушки из оперы Абесалом и Этери. Затем происходит встреча главных героев: царевича Абесалома, визиря Мурмана и молодой красавицей. Но если страсть принца и крестьянки взаимна, то визирь, оказавшийся третьим лишним, задумал добиться любви силой и обманом.
Во второй картине перед зрителями и слушателями предстает хижина мачехи, отдыхающая и мечтающая о счастье Этери, «убегающая» в свои мечты от угроз, укоров и непосильного труда мачехи. Облегчение бедной девушки приносит внезапный визит принца, стремящегося забрать Этери в замок и сделать своей женой. Автор оперы ярко передает неприкрытую и нежную симпатию молодых людей и возбужденную их любовью ревность визиря.
Краткое содержание второго действия стоит начать со сцены свадьбы Абесалома и Этери. Богатая обстановка, родители принца, новобрачные, получающие благословение от царя и царицы. Веселое застолье, выбранный тамада и роковой свадебный подарок невесте от коварного Мурмана – отравленное ожерелье. Девушка, принявшая подарок визиря, падает без сил на руки любимого, а усилия Марихи – сестры Абесалома, возродить праздник, остаются безуспешными.
В третьем действии на сцене можно увидеть убитого горем принца, в бессилии мечущегося от мыслей о тяжело больной любимой. В звучащих мелодиях можно без конца слушать печальные голоса друзей Абесалома. Сцены скорби сменяют одна другую: придворные дамы и измученная болезнью Этери, всеобщая растерянность и скорбь. На этом фоне появляется Мурман, гарантирующий исцеление девушки в случае, если принц позволит забрать ее в замок визиря, что выстроен в заснеженных горах. Ухватившийся за надежду принц, под давление друзей, разрешает ее отъезд к Мурману.
Содержание четвертого действия полно и любви, и трагизма. Действия разворачиваются в хрустальном замке визиря, где Этери становится лучше, где ее любит Мурман, где ее окружили лаской. Но Этери тоскует о любимом, также как и царевич. От понимания предательства, грусти и томлений принц заболевает, но отправляется к замку вероломного Мурмана для того чтобы быть ближе к любимой. Этери остается верной супругой, но не может смириться с мыслью о том, что царевич сам отдал ее в руки визиря.
В желании избавить Этери от Мурмана Абесалом поручает ему поиски целебной воды. И у визиря нет выхода, кроме как отправиться в путь. А бедный царевич остается у стен замка с непреклонным желанием увидеть Этери. Но девушка не может простить ему рокового поступка. И ничего не может смягчить ее решимости: ни ее собственная любовь, ни слезы влюбленного и умирающего Абесалома, ни мольбы его матери. И только сестре принца удается уговорить девушку увидеть обессиленного юношу. На смертном ложе из уст умирающего звучат слова любви и гордости за ее верность. Не желая ни на минуту пережить своего возлюбленного, Этери берет кинжал, который, убивая обоих, ставит точку в этой яркой и трагичной любви.
Драматичную историю любви, а также самые знаменитые арии из оперы Abesalom and Eteri на сайте клуба «Орфей» каждый может бесплатно услышать и посмотреть качественное видео в режиме онлайн.
Роль: Abesalom (Тенор)
Abesalom’s Aria. Abesalom. Абесалом и Этери. ПалиашвилиSon fra voi! Già sorto è il giorno…Già parmi udire il fremito. Riccardo. Оберто, граф ди Сан-Бонифачо. ВердиE lucevan le stelle. Mario Cavaradossi. Тоска. ПуччиниSe ai voti di quest’alma… Affrettati vola momento beato. Fernando. Il furioso all’isola di San Domingo. ДоницеттиCredeasi, misera. Lord Arturo Talbot. Пуритане. БеллиниTu seconda il mio disengo. Narciso. Турок в Италии. РоссиниLa rivedrà nell’estasi. Riccardo. Бал-маскарад. ВердиL’anima ho stanca. Maurizio. Адриана Лекуврёр. ЧилеаO noble lame étincelante. Rodrigue. Сид. МасснеAh! si per voi gia sento. Otello. Отелло. Россини
Wikipedia«Абесало́м и Эте́ри» (груз. აბესალომ და ეთერი) — опера Захария Петровича Палиашвили в 4-х действиях, по либретто П. Мирианашвили, написанном по мотивам средневекового грузинского сказания «Этериа́ни» с использованием стихов Шото Руставели и Ильи Григорьевича Чавчавадзе.
З. П. Палиашвили начал работать над оперой в 1910 году и закончил её в 1918 году.
Первое представление оперы состоялось 21 февраля 1919 года в Тифлисе в Тифлисском театре оперы и балета под управлением автора.
В 1924 году опера была поставлена там же К. Марджанишвили и А. Ахметели (премьера состоялась 16 октября).
В 1937 году опера была показана в Москве на декаде грузинского искусства. А в 1939 году московский Большой театр под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева (режиссёр Р. Н. Симонов, художник В. Ф. Рындин) осуществил её первую постановку на русской сцене — премьера состоялась 19 июня. Исполнители: Этери — Кругликова, Абесалом — Ханаев, Натэла — Шевченко, Мурман — Селиванов, Тандарух — Зелезинский.
Опера ставилась также в ленинградском Театре им. С. М. Кирова (премьера — 26 мая 1972 года, под управлением К. А. Симеонова).
Действие оперы происходит в древней Грузии.
Действие первое
В лесистой горной местности со злой мачехой живёт бедная крестьянская девушка Этери. Однажды, возле лесного ручья, красавицу-девушку обнаруживает охотившийся здесь молодой царевич Абесалом, сопровождаемый визирем Мурманом и свитой. С восхищением смотрит на Абесалом. Он предлагает ей дорогие подарки, клянётся в вечной любви. Однако девушка не верит ему: ведь для царевича она только забава. Страстью к прекрасной Этери охвачен и сопровождающий Абесалома Мурман.
И всё-таки, у Этери возникло ответное чувство любви к Абесалому, который вернулся, чтобы увезти Этери в свой замок. Этери клянётся Абесалому быть верной женой. Но любовь Этери и Абесалома ещё больше душит Мурмана, сопровождающего царевича; визирь готов любой ценой добиться любви Этери.
Действие второе
Во дворце царя Абио празднуется свадьба Абесалома и Этери. Под звуки труб и звон колоколов появляются жених и невеста. Царь благословляет их. Мурман вручает невесте свадебный подарок, который лишает девушку здоровья и красоты. И только Мурман знает средство исцеления.
Действие третье
Глубокая скорбь царит во дворце. Никто не знает, как помочь Этери. Только Мурман уверяет, что сможет её исцелить, если Этери покинет замок Абесалома. После долгих колебаний Абесалом соглашается отпустить Этери в замок Мурмана.
Действие четвёртое
В замке Мурмана, среди снежных гор здоровье, вернулось к Этери. Здесь все с ней ласковы и заботливы, но Этери скучает по Абесалому. Но когда царевич появляется в замке Мурмана в надежде увидеть свою возлюбленную, она отказывается встретиться с ним: ведь отдав её другому, Абесалом нарушил обет вечной любви. Тогда Абесалом отправляет визиря в далёкое путешествие и посылает к Этери свою мать. Но и мольбы царицы Натэлы не действуют на Этери. И тогда Мариха — сестра Абесалома — рассказывает в песне о страданиях своего брата, умирающего от любви. Растроганная Этери покидает замок ради возлюбленного. Радостно встречает её Абесалом — он рад, что коварному Мурману так и не удалось добиться любви Этери, но обессиленный умирает. Не в состоянии перенести смерть возлюбленного, Этери закалывается кинжалом царевича и умирает рядом с Абесаломом.