I puritani (vincenzo bellini)

Опера беллини «пуритане»

Беллини. Опера «Пуритане»

Опера в 3 действиях. Либретто по роману Вальтера Скотта «Пуритане» написано Э. Пеполи.
Первое представление состоялось 25 января 1835 года в Париже.

Действующие лица:
Лорд Уолтон, предводитель пуритан, бас
Эльвира, его дочь, сопрано
Сэр Джордж Уолтон, бас
Лорд Артур Тальбот, тенор
Сэр Ричард Форт, друг Уолтона, баритон
Генриетта, вдова Карла I, сопрано

Первое действие. Первая картина. Военная крепость близ Плимута. Она охраняется войсками Кромвеля под командованием лорда Уолтона. Здесь, в этом хорошо укрепленном опорном пункте пуритан, разыгрываются события, одной из главных участниц которых является дочь Уолтона — Эльвира. Она влюблена в лорда Артура Тальбота, он — противник пуритан, ярый приверженец Стюартов. К тому же сам лорд Уолтон обещал руку своей дочери сэру Ричарду Форту, его другу, сражающемуся, как и сам Уолтон, на стороне Кромвеля. Однако, обожая свою единственную дочь, лорд Уолтон не хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека. Он предоставляет ей свободу выбора.

Вторая картина. Дядя Эльвиры, сэр Джордж, сообщает племяннице о согласии ее отца на брак с Артуром. Из окна доносятся звуки сигнальных труб — это лорд Артур Тальбот прибывает сюда со своей свитой. Эльвира счастлива.

Третья картина. Свита Артура вносит в оружейный зал крепости свадебные подарки

Среди них особенное внимание привлекает необычайной красоты белое подвенечное покрывало. Любуется им и госпожа Вильфорт

Под этим именем в крепости заточена королева Генриетта, вдова короля Карла I. Узнав, что королеве угрожает смерть, Артур — верный сторонник Стюартов — откладывает свадьбу с тем, чтобы освободить пленницу. Это ему удается. Артур благополучно выводит из крепости королеву, набросив на нее подвенечное покрывало. Под видом своей невесты он проводит королеву мимо стражи, но неожиданно наталкивается на Ричарда Форта. Форт, думая, что Артур похищает Эльвиру, готовится с оружием в руках помешать ему. В эту минуту покрывало случайно приоткрывается, и Ричард убеждается, что под ним скрывается не Эльвира, а другая женщина. Не зная королевы в лицо, Ричард беспрепятственно пропускает лорда Артура и его спутницу.

Весть о похищении королевы скоро разносится по всей крепости. Эльвира, в отчаянии от того, что жених бросил ее ради другой женщины, сходит с ума.

Второе действие. Начальник лагеря пуритан Ричард Форт объявляет солдатам, что парламент приговорил к смертной казни лорда Артура Тальбота, виновного в похищении королевы. В это время в лагере появляется потерявшая рассудок Эльвира. Несчастная повсюду ищет жениха, рассказывает всем о своей первой встрече с ним, не устает называть дорогое ей имя — в каждом воине ей мерещится Артур. Но, увы, каждый раз безумная убеждается в своей ошибке. Дядя Эльвиры, сэр Джордж, уверен в том, что лишь появление Артура может прояснить рассудок Эльвиры. Он просит Ричарда сохранить жизнь осужденного на смерть врага. Но Ричард неумолим.

Третье действие. Сад вблизи крепости Уолтона. Сюда бежал из темницы лорд Артур, надеясь в последний раз встретиться с Эльвирой. И действительно, вскоре он видит, как из замка выходит его невеста. Блуждающий взор, неверная походка выдают безумие девушки. Артур подбегает к невесте, нежно берет ее за руку, целует. В этот счастливый, радостный миг рассудок Эльвиры проясняется — она узнает своего возлюбленного, и слезы радости показываются на ее глазах. Теперь она снова прежняя Эльвира. Лорд Артур рассказывает, что только ради спасения королевы бежал из крепости и что никогда не переставал любить свою Эльвиру. Раздается тревожная дробь барабана — она напоминает Артуру, что он — беглец, которого разыскивают воины Ричарда Форта. Появившаяся стража окружает Артура: казалось бы, его смерть неминуема, как вдруг прибывший от Кромвеля гонец приносит радостную весть — войска Стюартов потерпели полное поражение, и все пленники помилованы. Теперь лорд Артур Тальбот свободен. Эльвира бросается в объятия любимого. Наконец-то молодые люди могут соединиться навеки, и ничто больше не нарушит их счастья.

RECORDINGS

Watch:

Anna Netrebko (Elvira), Eric Cutler (Arturo), Franco Vassallo (Riccardo), and John Relyea (Giorgio), conducted by Patrick Summers.  Metropolitan Opera, 2007.

I watched the 2007 Met production starring Anna Netrebko as Elvira.  (Online here.)  Netrebko is lovely – and an extraordinary singer.  She performs the Act II mad scene lying on her back, with her head in the orchestra pit.  And gets what sounds like a (thoroughly well deserved) standing ovation.  It’s one of those pieces that is pleasant on disc, but becomes electrifying in performance.  This is what we watch opera for!

The staging itself is blessedly traditional: 17th century costumes; painted backcloths; the look of a Rembrandt painting; and not a director’s concept in sight.  And the audience loved it.  It succeeds marvellously, because the Met is sensible enough to trust Bellini.

Listen to:

  • Maria Callas (Elvira), Giuseppe di Stefano (Arturo), Rolando Panerai (Riccardo), and Nicola Rossi-Lemeni (Giorgio), with the La Scala Orchestra & Chorus conducted by Tullio Serafin, 1953.
  • Joan Sutherland (Elvira), Luciano Pavarotti (Arturo), Piero Cappuccilli (Riccardo), and Nicolai Ghiaurov (Giorgio), with the London Symphony Orchestra & chorus of the Royal Opera House conducted by Richard Bonynge, 1973.
  • Montserrat Caballé (Elvira), Alfredo Kraus (Arturo), Matteo Manuguerra (Riccardo), and Agostino Ferrin (Giorgio), with the Philharmonia Orchestra and the Ambrosian Opera Chorus conducted by Riccardo Muti, 1979.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: