Примечания
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- ↑ Вайнкоп Ю. Я.: Что надо знать об опере. — Л. : Музыка, 1967. — С. 78.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- ↑
- (2 November 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018.
- (2 November 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018.
- (2 November 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- (30 October 2018). Дата обращения: 30 октября 2018.
- (31 October 2018). Дата обращения: 31 октября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
- (31 October 2018). Дата обращения: 31 октября 2018.
- (29 October 2018). Дата обращения: 29 октября 2018.
Современные примеры лирических опер
Лирическая опера продолжает существовать и развиваться и в наше время. Многие композиторы вкладывают свою энергию и талант в создание современных лирических опер, которые поражают слушателей своей красотой и глубиной.
Вот несколько примеров современных лирических опер:
- «Эуген Онегин» (2007) — оперная постановка композитора Петра Ильича Чайковского на основе романа Пушкина. Опера рассказывает историю о невзаимной любви между Татьяной и Онегиным. Музыка наполнена эмоциями, а лирические арии глубоко передают переживания героев.
- «Летучий голландец» (1843) — оперная постановка Рихарда Вагнера, основанная на легенде о проклятом мореплавателе. Опера рассказывает о постоянном странствии главного героя и его желании найти истинную любовь. Музыка Вагнера создает атмосферу тоски и трагедии, отлично сочетаясь с лирическими моментами.
- «Ласточка» (2018) — современная лирическая опера композитора Андрея Петрова на либретто Мариана Широкова. Опера основана на русской народной сказке и рассказывает историю о первой любви двух молодых людей. Музыка Петрова проникнута нежностью и мелодичностью, отображая эмоции героев и передавая магию русской сказки.
Современные лирические оперы не только продолжают традиции прошлых веков, но и расширяют границы и методы выражения. Они открывают новые горизонты и помогают нам лучше понять и почувствовать мир через музыку и драматургию.
Большая французская опера
Уже в 1826 году появляется «Немая из Портичи» Обера с ярким музыкальным языком. Рождается жанр Большой французской оперы, начинается эпоха Романтизма. Живший в ту пору во Франции Россини так же вносит свой существенный вклад – оперу «Вильгельм Телль». Композитор Джакомо Мейербер тоже устремляется в Париж, как в центр европейской музыкальной культуры. В его творчестве черты Большой оперы получают наиболее яркое воплощение (прежде всего «Роберт-дьявол» и «Гугеноты»). Здесь французская декламационность сочетается с итальянской кантиленой, колоратуры и сложнейшие пассажи требовали от певцов гибкой гортани и эластичности дыхания.
Примеры лирических опер
— Опера «Русалка» композитора Антонаин Дворжака является одним из наиболее известных и популярных примеров лирической оперы. Она рассказывает историю любви русалки к принцу, но провал их отношений вызывает ее гибель.
— Опера «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева — еще один пример жанра. Она основана на пьесе Уильяма Шекспира о любви Ромео и Джульетты, но имеет множество лирических эпизодов, выражающих чувства героев.
— «Лакме» Лео Делиба — французская оперная версия любовной проблемы, вокруг которой все строится. Центральный дуэт раскрывает характеры и чувства главных героев.
— Для любителей неожиданных связей и интриг в операх, оперетта «Сказка о царе Салтане» Римского — Корсакова подойдет идеально. Также, несмотря на множество ярких образов и бурную драматургию, в основе лежит сильный слой лирики.
— «Тоска» Джакомо Пуччини — пример лирической оперы, обложенный бурей эмоций. Весьма известна тяжкой ситуацией, в которую попадает героиня, но между тем можно отметить, что эта история повествует о любви со всей её интенсивностью и эмоциональностью.
— В свою очередь, оперона «Музыкант» Сергея Прокофьева объединяет в себе театральное действо и музыку в одну начинку. Что касается образа музыканта, то он символизирует эстетику, добро и справедливость.
— «Эвгений Онегин» Петра Ильича Чайковского — одна из самых известных русских оперных историй, которая была написана по роману Пушкина. Эта опера, кроме своей сложной драматической сюжета, главная тема которой любовь и судьба, также также является сильной «территорией» лирической музыки.
— «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини — это история о японской женщине, похожая на ипатьевскую несчастную влюбленную героиню. Музыкальная ткань оперы похожа на биасхромную, где можно услышать диалог между европейской трагедмером и мастерством исполнения азиатской пения.
XX век
Дальнейшее развитие оперы во Франции связано с именем Клода Дебюсси. В начале XX века формируется новое направление в искусстве – «импрессионизм». Опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» — первое оперное произведение в новом стиле: мягкие полутона душевных переживаний, почти беззвучное parlando (как бы «разговаривая»), недосказанность вместо ярких эмоций, символизм действия. Это уже не аффектированная декламационность, а изысканная, гибкая.
В контраст такой опере Морис Равель пишет свой «Испанский час». И здесь декламационность похожа на напевный разговор персонажей, у каждого из которых свой ритмический рисунок. В операх Равеля практически нет законченных ариозо.
Вообще, в XX веке композиторы икали новые формы, новые пути. Так появляется «Группа шести» — это группа из шести композиторов-новаторов, которые отрицали эстетику и Равеля, и Дебюсси. Дариус Мийо, Жорж Орик, Артур Онеггер, Луи Дюрей, Жермена Тайфер и Франсис Пуленк хотели, чтобы опера раскрывала современные насущные проблемы. Последний, кстати, создал самую знаменитую монооперу «Голос человеческий» на слова Жана Кокто. В основе сюжета – телефонный разговор женщины с покинувшим ее мужчиной. По сути, это развернутый речитатив с ариозными эпизодами на 40 минут. От певицы это требует прежде всего драматической насыщенности звучания голоса, умение передавать подтекст интонацией, владение декламацией.
Исторические примеры лирических опер
1. «Орфей и Эвридика» (1762) — Кристиан Генрих Фридрих Штамиц
Одна из первых лирических опер на немецком языке, написана в стиле «оперы серьезно-комической». Опера повествует о греческом герое Орфее, который спускается в ад, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику.
2. «Федра» (1781) — Дмитрий Бортнянский
Русская лирическая опера, сочиненная на текст поэта Александра Абрамовича Кнорринга. Действие оперы основано на мифе о Федре, жене афинского царя Тесея, и ее печальной судьбе.
3. «Эвлин» (1800) — Этьен-Николя Мехю
Французская романтическая оперная опера, основана на сюжете из дальней нижненемецкоязычной пьесы «Хайнрих фон Фюлебёрштайн» Адама Мюллера. Действие оперы происходит в Шотландии XIV века и повествует о печальной судьбе молодой шотландской девушки Эвлин.
4. «Джульетта и Ромео» (1839) — Винченцо Беллини
Итальянская лирическая опера написана на стихи Феличе Романи. Опера повествует о знаменитой истории любви Джульетты и Ромео из известной пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
5. «Евгений Онегин» (1879) — Петр Ильич Чайковский
Русская лирическая опера, написанная на либретто Константина Шиловского и Константина Попова по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина. Действие оперы повествует о сложной любовной истории Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Создание национальной французской оперы
С приходом Людовика XIV утверждается направление классицизма и все по тому же античному эталону высшим идеалом считается трагедия. В Театре трагедии звучат произведения Пьера Корнеля и Жана Рассина. В таких спектаклях выделяется преувеличенность выражения чувств и декламационность (т. е. основой было поэтическое слово).
Людовик XIV или «Король-Солнце»
В то же время создается «Королевская академия музыки» (1671 год), которая впоследствии станет Гранд-оперой. На открытии публике была представлена пьеса «Помона» на слова Пьера Перрена и музыку Робера Камбера (по сути первая французская опера). Но далее вся судьба французской оперы неразрывно связана с именем Люлли.
Жан Батист Люлли был личным секретарем Людовика XIV, композитором, поэтом, скрипачом-виртуозом и весьма умным человеком. Он смог расположить к себе монарха и получить титул верховного надзирателя музыки. Отныне и пожизненно Люлли мог ставить оперы во Франции.
Жан-Батист Люлли
Свои творения Люлли назвал «Лирическими трагедиями». Он сформировал труппу, работал с певцами, лично следил за постановками опер, которые сильно отличались от итальянских. Те были более камерными с небольшим инструментальным ансамблем, в то время как Люлли собрал оркестр из 70 музыкантов, включая медные духовые. При этом основной формой пения в его спектаклях были речитативы. Конечно, такие условия требовали от певца сильного голоса.
Таким образом, это все напоминало тот же Театр трагедии. И это неслучайно, ведь Люлли был большим его поклонником, и даже приглашал актеров трагедии на своеобразные мастер-классы в свой театр, чтобы певцы прислушивались к интонациям и поведению актеров.
Характеристики музыкальной композиции
Музыкальная композиция – одно из главных средств выражения в опере. Композитор создает музыку, подчеркивающую настроение и эмоции персонажей, помогающую зрителю понять, что происходит на сцене.
В лирической опере музыкальные характеристики занимают важное место. Особенностью музыкального языка в этом жанре является использования декоративных элементов и мелодичность
Голоса солистов поражают своей глубиной и интимностью, в то время как оркестр исполняет прозрачные мелодии и возвышенные гармонии.
Ритм и темп музыкальной композиции тоже имеют большое значение в опере, влияя на эмоциональную составляющую и общее впечатление от спектакля. Различные музыкальные формы — арии, дуэты, хоры — помогают создать необходимое настроение и передать идеи автора.
- Декоративные элементы и мелодичность
- Глубина и интимность голосов солистов
- Прозрачные мелодии и возвышенные гармонии
- Ритм и темп музыки
- Различные музыкальные формы
Композиторы-лирики, такие как Чайковский, Пуччини, Моцарт и Рахманинов, создавали незабываемые музыкальные произведения, объединяя различные элементы музыкального языка, чтобы создать легендарные оперные произведения.
Как выбрать лирическую оперу для прослушивания?
Выбор лирической оперы для прослушивания зависит от многих факторов, включая личные предпочтения, стиль и жанр музыки и музыкальные вкусы в целом. Однако, есть несколько важных критериев, которыми стоит руководствоваться при выборе оперы.
1. Изучите историю оперы. Познакомьтесь с различными эпохами и стилями оперы, чтобы определиться с тем, что вам более всего нравится. Некоторые известные лирические оперы, которые стоит послушать, включают в себя «Лебединое Озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Гуно и «Соседка» Мендельсона.
2. Определите, какой тип голоса вам нравится в опере. Многие лирические оперы написаны для определенных голосовых партий, таких как бас, тенор, сопрано и альт. Если вы любите слушать определенный голос, то выберите оперу, в которой он звучит наиболее ярко.
3
Обратите внимание на сюжет оперы. Лирические оперы имеют многосторонний и интересный сюжет
Выбирайте оперу с сюжетом, который вас заинтересует и с которым вы сможете сопереживать.
4. Слушайте сопровождающую музыку. Музыка является главным элементом любой оперы. Изучайте музыку из оперы, чтобы определиться с тем, что больше всего вам нравится.
В самом деле, выбор лирической оперы для прослушивания зависит только от личных предпочтений каждого слушателя. Выбирайте оперу, которая будет удовлетворять ваши музыкальные предпочтения и вкусы. Помните, что лирическая опера — это незабываемый культурный опыт, который не стоит упускать!
Реформа оперы
И тут на сцене французской оперы появляется известный в Европе композитор Кристоф Виллибальд Глюк. Приехав в Париж, он создает свои оперы на античные сюжеты: «Орфей», «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Ифигения в Тавриде». Это образцы простоты, правды и выразительности. Глюк сам работает с певцами, с хором и даже с балетом, подчиняя всех единой художественной задаче. Единство, неразрывность слов и музыки, интонационная чистота, правда поведения на сцене, идеи героизма и человечности.
Кристоф Виллибальд Глюк
Учитывая декламационность французских опер, певцов старались прежде всего научить ясной и четкой дикции. О мастерстве, сравнимым с итальянским бельканто, и речи не шло.
В начале XIX века на сцене господствовал помпезный стиль ампир с условными мифологическими сюжетами. На этом фоне выгодно выделяется опера Г. Спонтини «Весталка», предвосхитившая дальнейший путь оперы. Париж становится центром культурной жизни, где встречаются лучшие писатели, поэты, композиторы, художники, актеры и певцы. Это не может не отразиться и на оперном искусстве.
Лирическая французская опера
Однако после 1848 года наступает кризис и в Большой опере. Безыдейность, зрелищность, условность стали господствовать на сцене. В Париже насчитывалось около 30 театров, ставящих спектакли только легких жанров. Но была и одна частная антреприза Лирическая опера, в которой работали молодые композиторы Шарль Гуно, Камилл Сен-Санс, Лео Делиб, Жорж Массне, Жорж Бизе. Их «Фауст», «Самсон и Далила», «Вертер», «Манон», «Лакме» и, наконец, «Кармен» позволили певцам показать все богатство голоса, весь свой артистизм. Щедрая мелодичность, доступность музыкального материала, искренние сюжеты завоевали публику по всему миру.
Особенности лирической оперы
1. Акцент на эмоциях и внутреннем мире героев.
Лирическая опера уделяет особое внимание эмоциональному состоянию и внутреннему миру героев. Она часто рассказывает о любви, страсти, горе, представляя сложные чувственные переживания героев на сцене
2. Музыкальный акцент.
В лирической опере музыка становится главным средством выражения эмоций и переживаний героев. Она помогает передать их внутренний мир и дополняет сюжетные линии, создавая атмосферу произведения.
3. Интимность и эмоциональная близость с публикой.
Лирическая опера создает более интимную и эмоциональную атмосферу, чем другие оперные жанры. Она стремится установить эмоциональную связь с публикой, поделиться переживаниями героев и вызвать внутренние эмоции у зрителей.
4. Умеренные и спокойные действия на сцене.
В отличие от других оперных жанров, лирическая опера характеризуется умеренностью и спокойствием на сцене. В ней мало действия и драматических поворотов, вместо этого она сосредоточена на эмоциональных переживаниях героев и красоте музыки.
5. Простые и понятные сюжеты.
Сюжеты лирической оперы часто просты и понятны. Они обычно основаны на любовных историях, семейных взаимоотношениях или личных конфликтах героев. Это делает жанр доступным для широкой аудитории, включая тех, кто не имеет опыта посещения оперного театра.
6. Ударение на вокале и выразительности исполнителей.
Лирическая опера ставит особое ударение на вокал исполнителей и их выразительность на сцене. Певцы вложены олицетворить переживания героев, передать эмоции через голос и живую игру на сцене.
7. Эстетика и красота.
Лирическая опера часто представляет прекрасные и эстетические сцены, оформление и костюмы. Она стремится создать визуальную красоту, которая дополняет музыкальное и драматическое содержание произведения.
Критика
Некоторые музыковеды не воспринимают лирическую оперу как самостоятельный жанр. Композиторы, сочинявшие лирические оперы, заимствовали самые жизненно правдивые элементы из обоих жанров, что послужило причиной того, что лирическую оперу часто называют полужанр (от фр. demi-genre). Американский критик Мортон Джей Эхтер в монографии «Фелисьен Давид, Амбруаз Тома и французская лирическая опера, 1850—1870» (англ. «Félicien David, Ambroise Thomas, and French opéra lyrique, 1850—1870» охарактеризовал лирическую оперу как «гибрид большой оперы и опера комик».
Французский музыковед Анри Мари Франсуа Лавуа в своем труде «Французская музыка» 1890 года назвал лирические оперы Гуно и Тома «комически-поэтическими операми» (фр. opera comique-poetique), потому что их авторы «изменили старый жанр комической оперы, сделали его более ярким и более симфоничным, ориентируясь на французских и зарубежных поэтов для вдохновления в соответствии со своим новым идеалом».
Определение жанра
Лирическая опера — это музыкально-драматический жанр, который характеризуется более глубоким исследованием эмоционального состояния персонажей и более интимной атмосферой, чем в традиционной опере.
Основной акцент в лирической опере делается на внутренний мир героев, их чувства, размышления, переживания, что проявляется в многоголосии эмоций и ариях. Музыкальный материал сюжета более спокойный и мелодичный, а оркестральное сопровождение — более легкое и прозрачное.
Лирические оперы часто основаны на поэтических произведениях, в которых много внимания уделяется описанию природы, чувств и переживаний. Чаще всего лирические оперы современными композиторами являются смешанным жанром, включающим в себя элементы других оперных стилей, таких как оперетта и мюзикл.
Галантный стиль
После смерти композитора какое-то время еще оставалась традиция героики, но уже наступал стиль рококо. И в это время зрелищность и развлечения берут верх над трагедией и идейностью. Возникает оперное творчество Жана Филиппа Рамо. Музыкальный теоретик и клавесинист был представителем так называемого «галантного стиля». В его операх остался драматически насыщенный речитатив с декламационным характером, но в ариях уже слышны напевные итальянские мелодии.
Жан Филипп Рамо
Украшения, пассажи, колоратуры требовали от певцов большого мастерства, которого у них, за редким исключением, не было. Поэтому в историю вошли колкие насмешки Моцарта, Гете, Руссо, Вольтера и других над пением солистов оперы. Они называли это «французским воем и визготней». Всем стала очевидна необходимость реформы оперного искусства…
В то время во Францию приехала итальянская труппа с оперой-буффа Перголези «Служанка-госпожа». Яркий контраст! Естественное поведение и свобода на сцене, прекрасные голоса, правдивый сюжет. Ряд композиторов берутся за комическую оперу. Так, Анри Эрнест Гретри пишет свои оперы с упрощенными вокальными партиями, подражающими разговорной речи. Пение упростилось, и певцы лучше петь не стали.
История и особенности
Рождение жанра лирической оперы во французской музыке середины XIX века связано в первую очередь с кризисом романтизма, воплощением которого являлся жанр большой оперы. Героические и историко-легендарные сюжеты, романтически-статичные образы в произведениях Джакомо Мейербера и его многочисленных подражателей постепенно перестали устраивать публику. Потерпел упадок также жанр комической оперы.
Отказ от крайностей возвышенной эстетики романтизма сменился так называемой «лиризацией» оперного искусства: появился интерес композиторов и публики к углублению психологизма, стало больше уделяться внимания личности, внутреннему миру и переживаниям обычных людей. Так, лирическая опера сменила «большую оперу» и «опера комик» в качестве главного жанра во французском оперном театре во второй половине XIX века.
Создатели лирических опер в качестве основы для сюжетов своих произведений часто выбирали произведения мировой классической литературы и драматургии («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Фауст» и «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга фон Гёте, «Кармен» Проспера Мериме, «История кавалера де Гриё и Манон Леско» аббата Прево и многие другие). При этом имелась тенденция к отказу от философской проблематики в пользу бытовой, из-за чего оперы, основанные на том или ином литературном произведении, часто имели мало общего с оригиналом в идейном плане. Помимо этого, авторы часто обращались к экзотически-ориентальной и даже библейской тематике.
Осноположниками жанра лирической оперы считается Шарль Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта» и т. д.). Другие крупнейшие представители этого жанра — Жорж Бизе («Кармен», «Искатели жемчуга», «Джамиле»), Жюль Массне (Манон, «Вертер», «Таис», «Дон Кихот»), Лео Делиб («Лакме»), Амбруаз Тома («Миньона», «Гамлет»), Камиль Сен-Санс («Самсон и Далила») и др.
Вследствие того, что лирические оперы затрагивали интимные переживания людей и изображали повседневную жизнь, их музыка отличалась демократичностью музыкального языка. В их музыкальную ткань часто оказывались «вплетены» такие вставные жанры, как песня, романс, танец, марш, а также многочисленные разговорные вставки и диалоги.
Музыка лирических опер еще в XIX веке оказала огромное влияние как на французских композиторов последующих поколений, так и на зарубежных музыкантов. В частности, лирическая опера вдохновила представителей французского натурализма (Гюстав Шарпантье), импрессионизма и символизма (Клод Дебюсси), а также итальянских (Джакомо Пуччини) и русских (Петр Ильич Чайковский) композиторов.