Клавир
Voices, Chorus, Orchestra
WikipediaФе́ренц Э́ркель (венг. Erkel Ferenc; 7 ноября 1810 года, Дюла — 15 июня 1893 года, Будапешт) — австрийский-венгерский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог, основоположник венгерской национальной оперы.
Согласно семейному преданию, Ференц — потомок переселившегося в Венгрию голландца ван Эркеля… Рано обнаружил музыкальные способности. Учился у Генриха Клейна в Пожони (Братиславе). С юных лет концертировал как пианист и преподавал игру на фортепиано (1828—1835), а также служил капельмейстером (с 1890 года) в Коложваре (Клуж-Напоке). В 1835 году переехал в Пешт, где вскоре стал дирижёром Венгерского театрального общества. С 1838 по 1890 годы являлся главным дирижёром и руководителем Венгерского национального театра, возглавлял оркестр Пештского филармонического общества со времени его основания в 1853 году и до 1871 года, а с 1868 — руководитель Всевенгерского объединения хоровых обществ. В 1875—1889 гг. был первым директором и профессором по классу фортепиано (до 1886 года) в Венгерской музыкальной академии. Инициировал в 1872 году, вместе с Ференцем Листом, строительство нового здания Оперного театра в Будапеште, возведённого в 1884 году, став его дирижёром со дня открытия.
Сыновья Эркеля — Дюла (1842—1909), Элек (1843—1893), Ласло (1844—1896) и Шандор (1846—1900) тоже стали музыкантами.
Ференц Эркель является основоположником венгерской национальной оперы в самом буквальном смысле этого слова, ибо именно он создал первую венгерскую оперу. В большей части своих опер он отражал страницы трагической истории Венгрии: освобождение страны от захватчиков и борьбу с тиранией. Наиболее значительные — героико-лирические оперы «Ласло Хуньяди» и «Бан Банк». Для Эркеля характерно сочетание западноевропейских оперных традиций того времени и национального музыкального стиля (в частности, многие венгерские народные мелодии, например использовал вербункош).
В своем творческом развитии Эркель продвигался от романтизма к реализму. В его операх стала значительнее роль народных масс, а во многих хоровых сценах народные песни стали чаще использоваться.
Автор «Торжественной увертюры» (1867), многочисленных фортепианных пьес, хоровых песен, в том числе гимна Венгрии (1844), а также музыки к так называемым народным театральным пьесам.
Ференц Эркель считался одним из сильнейших венгерских шахматистов середины XIX в. Стал серьёзно заниматься шахматами с конца 30-х годов. Принимал участие в матче по переписке Пешт — Париж в 1842—1845 гг. (ходы обсуждались коллективно, венгры выиграли 2:0). В 1859 основал в Пеште первый шахматный клуб, которым руководил до конца жизни.
В 1952 году режиссёр Мартон Келети снял художественный фильм «Эркель» (в советском прокате «Венгерские мелодии»)
сказка
Дополнения Эркеля
Хотя премьера Хуньяди Ласло состоялась в 1844 году, Эркель со временем добавил к работе новые пьесы, примерно в 1845 году с увертюрой, в которой были использованы музыкальные мотивы всей оперы, в 1847 году с кабалеттой Марии с ее виртуозной колоратурой и, прежде всего, 1850 г. с драматической и чрезвычайно сложной второй арией Эржебет в честь знаменитой тогда сопрано Анны де ла Гранж («La Grange Arie»). В том же году танцевальная музыка, известная сегодня как Palotás, также была добавлена к свадебной сцене.
Облик 1935 года
В 1935 году Кальман Надашди и Густав Олах вместе с композитором Миклошом Раднаем провели обширную переработку оперы. Прежде всего, это привело к созданию совершенно новой версии текста, которая модернизировала либретто Бени Эгресси и лучше гармонировала ритм музыки и венгерского языка. Это также сопровождалось некоторой живописной переработкой. Это исправленная версия, которая обычно указывается в списке. Только в 2012 году Венгерская государственная опера выпустила постановку (также выпущенную на компакт-диске), в которой сознательно используется оригинальная версия.
Story
Act IThe young soldier László Hunyadi, the eldest son of the dead hero János, is warned by his men that he is in moral danger from King László V but László humbly welcomes the latter. When foreign mercenaries are not allowed in the castle, Ulrik Cillei, a bitter enemy of the Hunyadis, uses this fact as a pretext to get permission to kill László. Hunyadi’s supporters are informed about his plan by Rozgonyi, whose role is not clear, and they kill the schemer. The startled King apparently forgives this deed.
Act IIErzsébet Szilágyi, János’s widow, is worried for her son László after seeing a vision of him being handed to an executioner. The King makes a solemn promise to fully forgive them, and makes the two Hunyadi sons his honorary brothers. At the same time, he takes a liking to László’s fiancée, the beautiful Mária Gara, and the girl’s father, Miklós, instantly sees an ignoble opportunity.
Act IIIMiklós Gara convinces the King, still passionate for Mária, to get rid of László Hunyadi. They arrest him at the engagement party of László and Mária, interrupting the celebration.