Страшный двор (монюшко)

Страшный двор

Straszny dwor

Композитор
Станислав Монюшко
Дата премьеры
28.09.1865
Жанр
оперы
Страна
Польша

Опера в 4 действиях с прологом. Либретто написано Я. Хенциньским.
Первое представление состоялось 28 сентября 1865 года в Варшаве.

Действующие лица:

  • Мечник
  • Его дочери: Ганна, сопрано, Ядвига, меццо-сопрано
  • Пан Дамазы, тенор
  • Братья-офицеры: Стефан, тенор, Збигнев, бас
  • Чесникова, их тетка, сопрано
  • Матей, слуга братьев, баритон
  • Сколуба, ключник в доме мечника, бас

Пролог

Окончился боевой поход. Отважные воины, братья Стефан и Збигнев могут вернуться домой, в родное поместье. Прощаясь с товарищами по оружию, они дают клятву никогда не жениться, чтобы остаться свободными и быть готовыми в любую минуту вновь выступить на защиту родины.

Первое действие

Стефана и Збигнева ожидает спокойная, безмятежная жизнь в родной усадьбе. Теперь они могут поправить свое хозяйство, запущенное за время войны. Но в усадьбу приезжает тетка братьев, вдова Чесникова. Заветная мечта ее — сосватать племянникам дочерей своей соседки, богатой помещицы. Молодые люди отвергают предложение тетки — они дали обет никогда не жениться. Вдова озадачена. Узнав о том, что братья собираются навестить мечника — старого друга их отца,— она не на шутку обеспокоена: у мечника есть две дочери-красавицы — не прельстили бы они молодых людей. Тетка решает приложить все усилия, чтобы отговорить племянников от поездки. Она старается запугать Стефана и Збигнева: старинный замок мечника зачарован еще в давние времена. По ночам его посещают злые духи. Несдобровать тому, кто заглянет в этот замок. Однако братья не трусливы, они, несмотря на все, поедут к мечнику.

Второе действие

Тетка, опередив братьев, явилась в замок. Она рассказала дочерям мечника — Ганне и Ядвиге, что братья больше всего на свете боятся привидений. Девушки решают весело посмеяться над молодыми людьми. К этой затее присоединяется и пан Дамазы, пустой светский франт, который живет в доме мечника, надеясь завладеть рукой и приданым одной из дочерей. Ему удается привлечь к заговору и прислугу дома, в том числе старого ключника Сколубу.

Третье действие

В первую же ночь по приезде братьев, дочери мечника приступают к осуществлению своего замысла. В старинном зале спрятались за портретами Ганна и Ядвига, в футляре стенных часов укрылся Дамазы. Сколуба уже успел рассказать Матею, старому слуге братьев, немало легенд об оживающих портретах и зачарованных курантах, в которых поселился злой дух. Но братья не дают себя запугать. Быстро разгадав секрет «привидений», они пускаются разыскивать проказниц, уже успевших скрыться в дальних комнатах. Дамазы пытается потихоньку выбраться из своего убежища, но его схватывает Матей. Старик зовет на помощь — он поймал злого духа. Подоспевшие братья узнают пана. Отчаявшийся франт, чтобы избавиться от ненавистных соперников, пускается на последнее средство — рассказывает, что замок построен на костях загубленных людей, на слезах сирот и вдов, он проклят всеми.

Стефан и Збигнев решают покинуть замок. Они чувствуют, что не на шутку увлеклись красивыми дочерьми мечника. Чтобы не нарушить обет, надо поскорей уехать отсюда.

Четвертое действие

Мечник поражен решением братьев так быстро покинуть его усадьбу — неужели они в самом деле такие трусы, как рассказывала их тетка?

Матей объясняет: молодые люди не хотят оставаться в проклятом людьми замке. Хозяин догадывается, что это выдумка пана. Разоблаченный Дамазы вынужден сознаться в обмане. Он выдумал легенду о проклятии, тяготеющем над замком, чтобы выпроводить братьев.

Молодые люди больше не могут скрывать своих чувств: они, полюбив дочерей мечника, решили нарушить данную ранее клятву и просят мечника благословить брак. Старик обрадован так же, как и его дочери. Будущие зятья должны узнать, почему замок зовется «зачарованным». Когда-то давно здесь жил дед мечника с девятью дочерьми. Девушки одна за другой так удачно и счастливо выходили замуж, что завистливые соседи прозвали замок «зачарованным».

Публикации

Новая постановка «Страшного двора» Монюшко в Варшаве (operanews.ru) 06.06.2016 в 21:44

Польский Белосток получил Оперу, которой можно позавидовать (operanews.ru) 28.10.2012 в 17:15

Гастроли Польской национальной оперы 26.12.2002 в 23:13

Монюшко. «Зачарованный замок» и другие произведения (classic-music.ru)

Память

В Минске на здании гимназии, в которой учился Станислав Монюшко, установлена памятная таблица, в Вильнюсе на улице Немецкой (Вокечю, Vokiečių) на доме Мюллера, в котором жил композитор, установлена памятная табличка. Имя Монюшко носит улица на Жверинасe в Вильнюсе. В сквере у костёла Святой Екатерины в 1922 году был установлен памятник композитору (бюст скульптора Болеслава Балзукевича на постаменте, оставшемся от памятника Александру Пушкину после эвакуации бюста русского поэта из Вильны в 1915 году).

В честь Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в Гродно, Кривом Роге, Харькове, Волгограде.

Единственный в мире музей композитора (открыт в 1979 году и с тех пор экспозиция мало изменилась, имеется стенд «Места Монюшко сегодня» с чёрно-белыми фотографиями середины 1970-х) в школе посёлка Озёрного (отдел образования Червеньского РИК).

1966 год — советские культурологи и историки по довоенным картам отыскали в лесу опушку, на которой когда-то стояла усадьба Монюшко (поместье Убель композитора было неподалёку от поселка Озёрного).

1966 год — установка памятной стелы (рядом с тополем, который в 1871 году посадил композитор незадолго до смерти).

1967 — начало строительства санатория — оздоровительного центра «Волма». Служит единственным ориентиром, по которому можно сейчас отыскать стелу и тополь.

3 сентября 2016 года в День города Минска был открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Памятник установлен в сквере у ратуши на пл. Свободы.

История создания

Смиловицкое поместье Монюшко было прототипом двора Мечника

Либретто к опере написал Ян Хенцинский по канве сборника К. В. Войцицкого «Древние рассказы и картинки» („Stare gawędy i obrazy“; 1840) в 1865 году. Произведению присущи одновременно романтические и комедийные черты, характерный патриотический оттенок. По этой причине он был очень популярен в польском обществе и запрещён царскими властями. Опера была написана после подавления Январского восстания, поэтому её польская премьера фактически превратилась в большую патриотическую манифестацию. Мировая премьера состоялась в Варшаве 28 сентября 1865 года. «Страшный двор» считается лучшей оперой Монюшко и лучшим польским произведением XIX века.

Прототипом Страшного двора послужило Смиловичское поместье. В детстве, посещая родных в Смиловичах, Монюшко услышал предание о старинных курантах этого замка: веками никто не заводил те часы, но то и дело они начинали играть. Воплощением этого представления стали в опере арии Сколубы и Стефана (с курантами).

В опере использованы многие белорусские народные мотивы. Польская музыкальная критика подчёркивала эту связь творчества Монюшко с белорусскими песнями.

Клавир

voices, choruses, orchestra

WikipediaСтрашный двор (Зачарованный замок; Таинственный замок; польск. Straszny dwór) — опера в четырёх действиях, написанная композитором Станиславом Монюшко в 1861—1864 гг.
Либретто к опере написал Ян Хенцинский по канве сборника К. В. Войцицкого «Древние рассказы и картинки» („Stare gawędy i obrazy“; 1840) в 1865 году. Произведению присущи одновременно романтические и комедийные черты, характерный патриотический оттенок. По этой причине он был очень популярен в польском обществе и запрещён царскими властями. Опера была написана после подавления Январского восстания, поэтому её польская премьера фактически превратилась в большую патриотическую манифестацию. Мировая премьера состоялась в Варшаве 28 сентября 1865 года. «Страшный двор» считается лучшей оперой Монюшко и лучшим польским произведением XIX века.
Прототипом Страшного двора послужило Смиловичское поместье. В детстве, посещая родных в Смиловичах, Монюшко услышал предание о старинных курантах этого замка: веками никто не заводил те часы, но то и дело они начинали играть. Воплощением этого представления стали в опере арии Сколубы и Стефана (с курантами).
В опере использованы многие белорусские народные мотивы. Польская музыкальная критика подчёркивала эту связь творчества Монюшко с белорусскими песнями.
Действие происходит в первой половине XVIII века. Братья Збигнев и Стефан возвращаются домой после военной службы. Во время прощальной попойки с друзьями они дают присягу не жениться, чтобы быть готовыми в любой момент отдать свою жизнь за родину. Однако их тётя Чесникова объявляет о своем намерении женить братьев.
Однако Збигнев и Стефан рассказывают про свой обет, а также о том, что собираются посетить старого приятеля своего отца — Мечника из Калиново. Тётя Чесникова знает, что у мечника две красивые дочери, которых братья обязательно полюбят. Однако она имеет намерение женить племянников совсем на других барышнях. Чесникова обманывает братьев, говоря, что Калиново будто бы проклято, а сама быстрее отправляется туда, чтобы представить Стефана и Збигнева трусами.
Когда Стефан и Збигнев со своим слугой Мацеем приезжают в Калиново, мечниковы дочери решают проверить, правда ли братья трусы, спрятавшись за портретами своих прабабок. Такие же намерения имеет молодой барристер Дамазы, который считает братьев своими соперниками. Ради осуществления плана он подключает главного служку мечника — Сколубу. Дамазы прячется в часах.
Когда братья находят Дамазы в часах, тот рассказывает, что якобы поместье построено на человеческих слезах, и на нём лежит божья немилость. Братья собираются уезжать. Обман Дамазы раскрывается, и Мечник рассказывает, почему поместье прозвали «Страшным двором»: сто лет назад у его прадеда было девять дочерей на выданье, все кавалеры съезжались к ним, а завистливые соседки дали поместью такое прозвище, чтобы их дочери не засиживались в девках. Братья просят руки и сердца Ганны и Ядвиги, Мечник даёт родительское разрешение.
На русском языке опера была впервые представлена в Киеве в 1873 году под названием «Страшный двор». С 30 мая 1953 года в Ленинградском Малом оперном театре она шла под названием «Таинственный замок».
В 2004 году в рамках Года Польши на Украине была организована постановка «Страшного двора» во Львовском театре оперы и балета, вошедшая в постоянный репертуар театра (исполняется на польском языке).
В 1936 году режиссёр Леонард Бучковский снял фильм «Страшный двор (польск.)русск.».

Творчество

Первое изданное сочинение «Три песни» на слова Адама Мицкевича (1838). С 1842 года сочинял песни (всего около 400), издаваемые сборниками «Домашние песенники» (сборник 1—6, 1844—1859; посмертно сборники 7—12 издал белорусский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович, отец известного композитора Мечислава Карловича). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856; «Военная», 1857, и другие).

Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858).

Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года.

Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого.

Биография

Родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район Беларуси), в котором обосновался после русской кампании Наполеона его отец — Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, который завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата. Мать — Елизавета Маджарская, армянка по национальности, правнучка Яна Маджарского (Ованес Маджаренц), создавшего производство слуцких поясов.

Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858)Бюст на органных хорах (костёл Святых Иоаннов)

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее, обучаясь в школе пиаров в Варшаве, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган; 1827—1830). Затем музыкальное образование было усовершенствовано у Доминика Стефановича (композиция) в Минске (1830—1837) и у Карла Фридриха Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840).

В Вильну приехал впервые в 1836 году. В 1840 году, завершив образование, женился в Вильне на Александре Мюллер. До 1858 года жил в Вильне. Служил органистом в костёле Святых Иоаннов. Его годовое жалованье составляло 100 рублей серебром. Кроме того, Монюшко давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий известный композитор Цезарь Кюи).

В 1842 году побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, М.П. Мусоргским которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях.

С 1858 года жил в Варшаве, был дирижёром Большого театра в Варшаве, в 1864—1872 годах профессор Музыкального института. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцем Листом.

Действующие лица

Роль Певческий голос Исполнители на премьере28 сентября 1865(Дирижёр: Станислав Монюшко)
Мечник баритон Adolf Kozieradski
Ганна, дочь Мечника и сестра Ядвиги сопрано Bronislawa Dowiadowska-Klimowiczowa
Ядвига, дочь Мечника и сестра Ганны меццо-сопрано Józefa Chodowiecka-Hessowna
Стефан, гусар, брат Збигнева тенор Julian Dobrski
Збигнев, гусар, брат Стефана бас Wilhelm Troszel
Чесникова, тётя Стефана и Збигнева контральто Honorata Majeranowska
Mацей, слуга Чесниковой и её семьи баритон Ján Koehler
Сколуба, главный служка Мечника и привратник бас Józef Prohaska
Пан Дамазы, барристер, соперник Збигнева и Стефана тенор Józef Szczepkowski
Марта, ключница меццо-сопрано
Гжесь, батрак баритон
Старуха меццо-сопрано
Мальчик разговорная роль

Сочинения

Кантаты

  • «Мильда» („Milda“, 1848, слова Ю. И. Крашевского)
  • «Ниола» („Nijoła“, 1852, слова Ю. И. Крашевского)
  • «Крумине» (1852, слова Ю. И. Крашевского)
  • «Призраки» („Widma“, 1859, слова А. Мицкевича)
  • «Крымские сонеты» („Sonety krymskie“, 1867, слова А. Мицкевича)

Оперы

  • «Галька» („Halka“, I версия 1848; II версия 1858)
  • „Bettly“ (1852)
  • „Flis“ (1858)
  • «Графиня» („Hrabina“, 1860)
  • «Слово чести» („Verbum Nobile“, 1861)
  • «Зачарованный замок» («Страшный двор», „Straszny dwór“, 1865)
  • «Пария» („Paria“, 1869)

Оперетты

  • «Ночь в Апеннинах» (Nocleg w Apeninach, либретто А. Фредро; 1839)
  • „Ideał czyli Nowa Precyzja“ (1841)
  • „Karmaniol czyli Francuzi lubią żartować“ (1841)
  • „Żółta szlafmyca“ (1842)
  • „Nowy Don Kiszot czyli Sto szaleństw“ (1849)
  • „Loteria“ (1843)
  • „Cyganie“ (I версия 1852; II версия под названием „Jawnuta“ 1858)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: