Опера тома «гамлет»

Чайковский. «гамлет» (hamlet, oр. 67) | belcanto.ru

История производства во Франции и за рубежом

Премьера состоялась в Парижской опере (Salle Le Peletier) на9 марта 1868 г., И работа будет дан в 1870 году в Лондоне, в Королевском оперном театре , Ковент Гарден . Гамлет , ставший большим успехом Амбруаза Томаса , с Миньоном , он будет поставлен в Лейпциге с Минной Пешка-Лейтнер в роли Офели в 1869 году , Будапеште , Брюсселе , Праге , Нью-Йорке , Санкт-Петербурге , Берлине и Вене в пределах пяти годы премьеры.

Американский тур в 1921 году, с Titta Руффо в главной роли, Virgilio Lazzari Клавдий и Гертруда Cyren Ван Гордон, будет отмечать только восстановление оперы в течение XX — го  века до 1980 — х годов.

С 1985 года интерес к Гамлету рос, и его постановки проходили в Торонто (1985), Вене (1992–1994, 1996), Северной опере (1995), Женеве (1996), Сан-Франциско (1996), Копенгагене (1996 и 1999), Амстердаме. (1997), Карлсруэ (1998), Вашингтон (Концертная опера) (1998), Токио (1999), Париж (2000), Тулуза (2000), Москва (2001), Прага (2002), Сент-Луис (Оперный театр) ( 2002), Лондон (2003), Барселона (2003), Нью-Йорк (2010), Вашингтон (Национальная опера) (2010), Марсель (2010), Опера Миннесоты (2013), Брюссель (2013).

Новая постановка Сирила Теста торжествует в Комической опере с тех пор.17 декабря 2018 г.. Стефан Дегу исполняет роль Гамлета, а Сабина Девьей дебютирует в «Офели» под музыкальным руководством Луи Лангре .

Аргумент

Акт I

При дворе Эльсинора отмечается бракосочетание короля Клавдия с вдовой его брата королевой Гертрудой. Клавдий только что унаследовал трон от своего брата, а Гамлет , сын покойного короля, обеспокоен поспешным повторным браком его матери. Принц любит Офелию, но только появление призрака своего отца, который говорит ему, что Клавдий отравил его, и призывает его к своему долгу мести.

Акт II

Офелию огорчает внезапная перемена в Гамлете («  Его рука со вчерашнего дня  »). Она доверяет свои опасения Гертруде, которая пугается: Гамлет обнаружил, что его отец был убит? Во время застолья («  О вино, развей печаль  ») Гамлет приглашает труппу актеров на постановку пьесы об убийстве короля. Клавдий понимает масштаб обвинения и покидает собрание. Гамлет публично обвиняет его в убийстве короля. Его беспорядочные жесты создают впечатление, что он охвачен безумием.

Акт III

Гамлет размышляет о человеческой судьбе («  Быть или не быть  »). Он узнает, что Полоний , отец Офелии, является соучастником убийства короля. Когда девушка предстает перед Гамлетом, он грубо отсылает ее, приговаривая к монастырю. Затем он яростно противостоит Гертруде, которую обвиняет во время разговора с Призраком, которого не видит его мать. Гертруда считает, что ее сын сошел с ума. Она в отчаянии.

Акт IV

Офелия , отталкиваемая Гамлетом, бродит по сельской местности. Она потеряла рассудок. Она открывает для себя деревенский праздник, к которому присоединяется («  В ваши игры, друзья мои  »). Затем, склонившись над рекой, она теряет равновесие и тонет.

Акт V

На кладбище Эльсинора готовится гробница Офелии . Гамлет, спасаясь бегством от убийц, преследующих его по приказу Клавдия, наблюдает за этими приготовлениями, погрузившись в темную медитацию («  Усталость давит на мои шаги  »). Когда он понимает, что его возлюбленную несут на землю, он хочет присоединиться к ней в смерти. Но призрак его отца снова появляется, чтобы напомнить ему о его долге. Гамлет убивает Клавдия и, преодолевая его отчаяние, провозглашается королем Дании.

Hamlet

12.01.2011 в 20:31.

Страна

Франция

Опера французского композитора
Амбруаза Тома в пяти действиях; либретто Карре
и Барбье по одноименной трагедии Шекспира.
Первая постановка: Париж, 1868 год.

Основные действующие лица: Гамлет (баритон), Офелия (сопрано),
Лаэрт (тенор), Гертруда (меццо-сопрано), Клавдий (бас), Призрак
(бас).

Гамлет, принц Датский, племянник короля Клавдия, узнает
от Призрака, что убийцей его отца является дядя, а мать Гертруда
была сообщницей. Гамлет задумывает отомстить. Когда в замок
приглашаются актеры, Гамлет просит их сыграть пьесу, в которой
изображаются события, похожие на убийство отца. Все в ужасе. Поняв,
что Полоний знал об убийстве, Гамлет отталкивает Офелию, которую
любил, ведь она дочь Полония. Та в отчаянии кончает с собой. Увидев
погребальную процессию и осознав, что его любимая мертва, Гамлет
хочет идти вслед за ней. Между тем Лаэрт вызывает его на дуэль.
Призрак, явившийся к раненному на дуэли Гамлету, вновь призывает
его к мщенью. Гамлет, собрав свои последние силы, убивает короля
и падает бездыханный рядом с телом Офелии. Народ славит его как
нового монарха.

Е. Цодоков

ГАМЛЕТ (Hamlet) — опера А. Тома в 5 д., либретто Ж. Барбье и М. Карре. Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 9 марта 1868 г.; в России — Москва, Театр Шелапутина, силами Оперного товарищества, апрель 1892 г.

Трагедия Шекспира в ХVIII-XIX вв. вызвала к жизни много оперных произведений, хотя ни одно из них не дало ее достойного претворения. Первая попытка воплотить «Гамлета» в музыкально-сценических образах — опера «Амблето» Ф. Гаспарини (1706); затем последовали сочинения Д. Скарлатти, Дж. Каркани, Л. Карузо, С. Меркаданте, А. Штадтфельда, Ф. Фаччо (либретто А. Бойто) и др. Наиболее значительны неоперные музыкальные воплощения этого сюжета — в симфонических жанрах, драматическом театре и кино (Чайковский, Лист, Монюшко, Прокофьев, Шостакович).

«Гамлет» Тома — самая популярная из опер на сюжет шекспировской трагедии, но по содержанию и характеру она тоже очень далека от Шекспира. Трагедия мысли превратилась в мелодраму, лишенную философского содержания. Хотя сохранены осколки текста монолога «Быть или не быть», центральная ария Гамлета не столько выражает сомнение в смысле жизни, сколько прославляет вино. Главный герой здесь — прежде всего страстный влюбленный. Все развитие действия подчинено законам лирической оперы. В финале Гамлет, видя мертвую Офелию, хочет покончить жизнь самоубийством, однако тень отца велит сыну жить и осуществить акт мести. Все потрясены явлением призрака. Гамлет обличает короля и убивает его. Призрак велит королеве уйти в монастырь (Гертруда участвовала в убийстве мужа). Гамлет восходит на престол под приветственные клики придворных.

Опера Тома свидетельствует не только о несоответствии его таланта задаче, но и о непонимании Шекспира. Трагедия исполнялась на французской драматической сцене в ту пору, Да и много позднее, в свободной переделке А. Дюма-отца, и это никого не возмущало. Тома создал благонамеренное, не лишенное приятности произведение, лишь по названию и некоторым деталям сюжета сходное с великим оригиналом. Опера имела успех, хотя и меньший, чем «Миньон» того же автора. В России она пользовалась немалой популярностью и на рубеже Х1Х-ХХ вв. нередко шла в частных антрепризах, в которых заглавную партию блистательно исполняли М. Баттистини и А. Котоньи, а партию Офелии — К. Нильссон. В конце XX в. «Гамлет» ставился, в частности, в Гамбурге (1968), Лондоне (1969), Монте-Карло (1992, Т. Хэмпсон — Гамлет), Женеве (1996).

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • О спектакле Кшиштофа Варликовски по опере «Гамлет» на сцене Парижской оперы (belcanto.ru) (30.04.2023 в 23:47)
  • «Гамлет» Тома в Московской филармонии: сенсация, но не откровение (belcanto.ru) (22.10.2015 в 18:39)
  • Концертное исполнения «Гамлета» Тома в КЗЧ (operanews.ru) (12.10.2015 в 20:56)

Ambroise Thomas

Дата рождения
05.08.1811
Дата смерти
12.02.1896
Профессия

композитор, педагог

Страна
Франция

Имя Тома было хорошо известно современникам и как автора оперы «Миньон», выдержавшей за 30 последних лет его жизни свыше 1000 представлений, и как хранителя традиций Парижской консерватории, желавшего при жизни остаться человеком прошлого.

Шарль Луи Амбруаз Тома родился 5 августа 1811 года в провинциальном Меце, в музыкальной семье. Отец, скромный преподаватель музыки, очень рано начал учить его игре на фортепиано и скрипке, так что в девять лет мальчик считался уже прекрасным исполнителем на этих инструментах. После смерти отца семья переехала в столицу, и в семнадцать лет Тома поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепиано и композиции у Ж. Ф. Лесюэра. Успехи Тома были столь велики, что он регулярно завоевывал премии: в 1829 году — по фортепиано, в следующем — по гармонии и, наконец, в 1832-м — высшую награду по композиции, Большую Римскую премию, которая давала право на трехлетнее пребывание в Италии. Здесь Тома изучал современную итальянскую оперу и в то же время под влиянием известного художника Энгра полюбил музыку Моцарта и Бетховена.

Вернувшись в 1836 году в Париж, композитор через год выступил с первой комической оперой, затем подряд написал еще восемь. Этот жанр стал основным в творчестве Тома. Успех принесла непритязательная одноактная опера «Кади» (1849) — близкая к оперетте пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, приводившая позднее в восторг Бизе остроумием, неувядаемой молодостью и мастерством. За ней последовал «Сон в летнюю ночь» с королевой Елизаветой, Шекспиром и персонажами его других пьес, но вовсе не той комедии, которая дала название опере. В 1851 году Тома был избран членом Французской академии и стал профессором Парижской консерватории (среди его учеников — Массне).

Расцвет творчества Тома приходится на 1860-е годы. Немаловажную роль в этом сыграл выбор сюжетов и либретистов. Последовав примеру Гуно, он обратился к Ж. Барбье и М. Карре и, вслед за «Фаустом» Гуно (1859) по трагедии Гёте, написал свою «Миньон» (1866), положив в основу роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», а после «Ромео и Джульетты» Гуно (1867) — «Гамлета» (1868) по Шекспиру. Последняя опера считалась наиболее значительным произведением Тома, тогда как наиболее популярной долго оставалась «Миньон», выдержавшая уже в первом сезоне 100 представлений. Эти оперы привели к новому росту авторитета Тома: в 1871 году он стал директором Парижской консерватории. А за год до того почти 60-летний композитор показал себя подлинным патриотом, вступив с началом франко-прусской войны добровольцем в армию. Однако директорство не оставляло Тома времени для творчества, и после «Гамлета» в течение 14 лет он не написал ничего. В 1882 году появилась его последняя, 20-я опера — «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте. После еще семи лет молчания было создано последнее сочинение по Шекспиру — фантастический балет «Буря».

Умер Тома 12 февраля 1896 года в Париже.

А. Кенигсберг

Публикации

О спектакле Кшиштофа Варликовски по опере «Гамлет» на сцене Парижской оперы 30.04.2023 в 23:47

«Гамлет» Тома в Московской филармонии: сенсация, но не откровение 22.10.2015 в 18:39

Концертное исполнения «Гамлета» Тома в КЗЧ (operanews.ru) 12.10.2015 в 20:56

Амбруаз Тома — 200 лет со дня рождения (operanews.ru) 07.08.2011 в 17:03

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: