Равель. балет «болеро»

Равель. балет «болеро»

История создания[править]

Музыка к балету «Болеро» была заказана композитору танцовщицей Идой Рубинштейн, которая тогда организовала свою труппу. Ида Рубинштейн к этому времени пользовалась немалой популярностью — она была богата, известна в богемной среде; не получив классического хореографического образования, она не отличалась особой техникой в танце, но природная пластика и артистизм вывели ее в оригинальные и своеобразные танцовщицы, среди которых она занимала одно из первых мест. Ей нужен был специфически «свой» танец, соответствующий ее индивидуальности. За этим она и обратилась к Морису Равелю. Собственно, заказано композитору было сразу два произведения: «Болеро» и «Вальс», с которыми предполагала выступать Ида Рубинштейн в премьерный показ. Хореография и идея постановки принадлежала Брониславе Нижинской.

Музыка[править]

Морис Равель к этому времени был уже известным композитором — Ида Рубинштейн и не собиралась обращаться к малоизвестному.

Равель довольно быстро закончил партитуру. Он представлял себе, что сюжет поставленного танца развернется на открытом воздухе, а вокруг заводские работники и работницы будут постепенно присоединяться к танцу, а также предусмотрел сцену ревности а ля «Кармен»: Марилену, увлекшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. Однако дамы — Ида Рубинштейн и Бронислава Нижинская — избрали сюжет попроще, но позавлекательнее: по их решению, это должен быть просто танец женщины, от которой все мужики теряют голову. Впрочем, это уже композитора не касалось.

Музыка «Болеро» отличается уникальным единством. Сам композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо».

Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара, обладает огромным гипнотическим воздействием; эти 15 минут звучания так эмоционально воздействуют на слушателя, что полностью вбирают его в себя, в свой музыкальный строй.

Музыка оказалась столь блистательна, что существует сама по себе, отдельно от хореографии, и рассматривается как самостоятельное музыкальное произведение.

В «Болеро» Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро — название танца которого он взял.

Жизнь «Болеро» как блестящей именно оркестровой, а не только балетно-сценической пьесы, дал Артуро Тосканини в 1939 году. Знаменитый дирижер на протяжении всей пьесы делал заметное ускорение. Тогда Равель подошел к эстраде и сделал ему замечание. Александр Майкапар приводил ответ Тосканини Равелю — очень спокойно и с сильным итальянским акцентом тот ответил: «Вы ничего не понимаете в Вашей музыке. Это единственный способ заставить ее слушать». Композитор остался при своем мнении. Но его произведение давно зажило своей музыкальной жизнью, входит в репертуар многих оркестров и исполнителей и стало одним из самых известных музыкальных произведений в мире.

«Болеро» Мориса Равеля — это симфонический «шлягер» ХХ века; «шлягер» — в смысле популярности, узнаваемости. Эту музыку не спутать ни с какой другой — даже теми, кто не считает себя знатоками в музыке. Леонид Гаккель, доктор искусствоведения, написал так: «„Болеро“, если угодно, это флаг Равеля, подобно тому как „Весна священная“ — флаг Стравинского, а „Поэма экстаза“ — Скрябина».

Музыка М.Равеля к «Болеро» независимо от балета многократно использовалась для различных других произведений. Этому способствует ритмичность, создающая определенное настроение вихря движения.

Другие постановки[править]

Музыка М

Равеля продолжала жить и привлекать внимание, в том числе, и балетмейстеров.. Среди хореографических постановок на музыку «Болеро»:

Среди хореографических постановок на музыку «Болеро»:

  • 1934/1935 — балетмейстер М. М. Фокин поставил новый балет для Иды Рубинштейн с костюмами А.Бенуа в Парижской опере.
  • 25 июня 1940 года — балетмейстер Антон Долин поставил балет в театре Robin Hood Dell, Филадельфия, США.
  • 27 декабря 1941 года — балетмейстер Серж Лифарь (Opéra national de París).
  • 1954 г. — Бронислава Нижинская создала новую редакцию балета, в главных партиях Марджори Толчиф (Marjorie Tallchief) и Владимир Скуратофф
  • 1960 г. — балетмейстер С. В. Дречин — Кишинев, Молдавский театр оперы и балета; в 1961 С. В. Дречин повторил свою постановку в Львовском театре оперы и балета им. И.Франко
  • 10 января 1961 года — балетмейстер Морис Бежар (труппа «Ballet du XXe siècle»)

И еще множество других постановок.

Вариации самые разные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: