Балет

Какие есть виды балета

Где и когда появился балет

Кто же создал балет? Первое упоминание о нем датируется пятнадцатым веком. Такой жанр придумал Доменико да Пьяченца – учитель танцев, который предложил на очередном балу объединить несколько танцев. При этом он написал к ним торжественный финал и назвал произведение балетом.

https://youtube.com/watch?v=XZTfPVl6QfU

Но сам жанр был создан чуть позже. Это произошло в 1581 году. Именно тогда Бальтазарини поставил первый спектакль, в котором сочетались танцы и музыка. В семнадцатом веке стали популярны и смешанные произведения. В них сочетались опера и балет. При этом основную роль в таких постановках играла именно музыка, а не танец.

Когда лучше начать заниматься балетом

Умение танцевать балет правильно приходит только с годами. Все это следствие того, что каждое движение в балете имеет огромное значение, и необходимо, чтобы оно выполнялось по всем правилам. Все всемирно известные балерины и танцоры начали тренироваться еще в раннем детстве. И неудивительно. Для правильного выполнения любого движения необходима высокая пластичность тела, которая развивается на протяжении долгого времени и наиболее быстро происходит в детстве. Впрочем, если вы в хорошей форме, то основные движения сможете выучить всегда. Помните, главное – ваше желание! Так что дерзайте.

Театральные постановки

Первый организованный спектакль создал в 1581 году известный балетмейстер. Постановка носила название «Комедийный балет Королевы». После этой нашумевшей премьеры началось активное развитие балета.

В период правления Людовика Четырнадцатого придворные спектакли получили широкое распространение. При этом король сам принимал участие в этих постановках, исполняя наиболее яркие и запоминающиеся роли.

В 1661 году Людовик стал строить собственную танцевальную академию. В нее вошли 12 наиболее известных танцмейстеров разных стран. Через несколько лет была открыта знаменитая Парижская опера. Вначале актерами в спектаклях были исключительно мужчины. Однако в 1681 году в представлениях стали участвовать и женщины. Но изначально им доверяли только второстепенные роли.

Балет как искусство

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

Таким образом, живопись ожила сначала музыкально, затем пластически.

История

Зарождение балета

В начале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Русский балет

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Танец модерн

Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.

От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале XX века движение (родоначальницей пластического балета считается Айседора Дункан) служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.

Интересные факты

За время своего существования балетный жанр собрал немало интересных фактов:

  1. Родиной этого вида искусства считается Италия. Именно оттуда оно попало во Францию, а затем получило распространение во многих европейских странах.
  2. Название жанра происходит от итальянского слова «ballo», что в переводе означает «танец».
  3. Вначале балет не требовал от исполнителей значительной физической подготовки. Но затем итальянская балерина Мария Тальони начала танцевать на кончиках пальцев. Именно это и стало новым вектором в развитии искусства.
  4. В течение нескольких веков русский балет был так популярен, что европейские исполнители нередко брали себе псевдонимы на русский манер.
  5. В среднем прима-балерина использует 300 пар балетных туфель в год. Это значит, что их расход составляет больше 1 пары в день.
  6. Профессиональные занятия этим видом искусства создают серьезные нагрузки на организм. Потому балетные танцоры в среднем болеют в несколько раз чаще, чем обычные люди.
  7. Вначале участие в балетных постановках принимали исключительно мужчины.
  8. Вместо тухлых помидоров в балете используется завернутый в газету веник, который бросают на сцену.
  9. В течение одного выступления танцор поднимает партнершу примерно 200 раз. Это значит, что суммарный вес, который ему приходится поднимать, составляет 10 тонн.
  • В Туркменистане балет с 2001 года находится под запретом.
  • Балетные пачки делают вручную. На одно изделие уходит 13-15 метров тюля. При этом его пошив занимает несколько суток.
  • Первые балетные пачки были придуманы примерно 180 лет назад. С того момента они почти не поменялись.
  • Люди искусства весьма суеверны. К примеру, балерины заходят в гримерку исключительно с левой ноги.
  • Наиболее популярным балетным спектаклем в мире считается «Лебединое озеро».

Первый балет

Первая балетная постановка, где были объединены танец, музыка, пантомима и слово была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи в конце XVI века. Она называлась «Цирцея и нимфы» и была поставлена Бальтазарини ди Бельджойозо, замечательным балетмейстером, скрипачом, прибывшим из Италии со своим оркестром скрипачей.

Это была постановка с античным сюжетом, которая положила начало развитию французского придворного балета. Интермедии, пасторали, маскарады и танцевальные дивертисменты быстро стали украшением придворных празднеств.

Основные каноны балета, составленные Пьером Бошаном

Всякий танец в основе имеет определенные правила, и танец превратился в балет, когда балетмейстер Пьер Бошан описал каноны благородной танцевальной манеры.

Движения танцора Бошан разделил на группы – прыжки, приседания, различные положения корпуса и вращения. В основе этого вида танцевального искусства был принцип выворотности ног, благодаря которому тело могло двигаться в разные стороны. Вышеописанные движения выполнялись на основе трех позиций рук и пяти позиций ног.

Какие есть виды балета

от франц. genre — род, вид

Разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкой, выражающиеся в специфических чертах его содержания и формы.

Первоначальная форма балета — интермедии или дивертисменты, входившие в оперные и драматич. представления, преим. мифологич. характера. Эти историч. разновидности утратили своё значение после возникновения в 18 в. балета как самостоят. хореографич. представления. В процессе развития Ж. б. изменялись, обретая в ту или иную эпоху свои особенности в зависимости от господствовавшего художеств. направления (см. Барокко, Классицизм, Романтизм). Вместе с тем они исторически относительно устойчивы, характеризуют многообразие возможностей отражения жизни в балете и образуют в совр. балетном искусстве определённую систему.

Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на Ж. б. накладывают отпечаток роды и виды, свойственные литературе (см. Драматургия балета). Так, есть балеты эпические («Пламя Парижа»), лирические («Шопениана») и драматические («Лауренсия»). Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические («Каменный цветок»), лирико-драматические («Лебединое озеро»), эпико-драматические («Спартак»). Порой к балету применяются и более частные определения лит. жанров, напр. балет-поэма «Бахчисарайский фонтан», балет-роман «Утраченные иллюзии» Асафьева, балет-сказка «Золушка» и др. Будучи видом театрально-сценич

искусства, балет воспринял и его деление на трагедию («Отелло», «Ромео и Джульетта»), комедию («Тщетная предосторожность», «Коппелия») и драму («Медный всадник»; «Ангара» Эшпая)

Хореографич. действие балета развёртывается на основе единства драматургии и музыки (муз. драматургии). Но в этом единстве могут преобладать акценты в ту или другую сторону. Так возникают разновидности балета-пьесы («Партизанские дни» Асафьева, «Сердце гор») и балета-симфонии, в основу которого, как правило, положено симфонич. произведение («Величие мироздания» на муз. 4-й симфонии Бетховена, пост. Ф. В. Лопухова, 1923, «Ленинградская симфония» на муз. 7-й симфонии Шостаковича, пост. И. Д. Бельского, 1961, «Хрустальный дворец» на муз. 1-й симфонии Ж. Бизе, пост. Дж. Баланчина, 1947).

К Ж. б. можно отнести также деление балетов на сюжетные и бессюжетные («Шопениана», пост. М. М. Фокина, 1908, «Классическая симфония» на муз. Прокофьева, пост. Л. М. Лавровского, 1966), танцевальные и пантомимные («Карьера мота», пост. Н. де Валуа, 1935), а также различие балетов многоактных («Спящая красавица»), одноактных («Паганини», пост. Лавровского, 1960) и балетных миниатюр («Триптих на темы Родена» на муз. Дебюсси, пост. Л. В. Якобсона). Существует также жанр оперы-балета («Млада» Римского-Корсакова, «Снежная королева» Раухвергера), не получивший, однако, широкого распространения.

Сов. балет характеризуется многообразием Ж. б. Ведущее значение в нём приобрёл спектакль, органически сочетающий в себе черты балета-пьесы и балета-симфонии, воплощающий жизнь в хореографич. действии, развёртывающемся на основе муз. драматургии (постановки Григоровича и др.).

Танец модерн

Этим термином называют направление в танцах, которое возникло в первой половине двадцатого века. Это стало результатом ухода от строгих балетных норм в пользу большей творческой свободы постановщиков и исполнителей.

Предшественником модерна стал свободный танец. Он отрицал балетные техники и движения, отработанные до автоматизма. Адепты этого направления рассматривали танец как особую философию, которая способна изменить жизнь и вернуть человека к самому себе.

Считается, что свободный танец придумала Лои Фуллер. Именно ее идея стала источником создания разных направлений современного танца и пластики. В труппе этой танцовщицы начала свой путь знаменитая Айседора Дункан.

История классического балета

Балет впервые упоминается аж в 15 веке! Балет изначально не был отдельным видом представлений. Балетные вставки использовались в операх и драмах для того, чтобы разнообразить сюжет и не дать заскучать зрителям. Балет стал отдельным представлением двумя веками позже, когда король Людовик 14, который очень любил танцы, принял решение сделать балет отдельным постановочным спектаклем. Именно благодаря ему была создана Королевская Академия Танца, первая балетная школа во всем мире. Но очень многому балет также обязан и русской школе танца, благодаря которой появилось множество современных канонов классического балета. Не зря большинство знаменитых исполнителей балета являются русскими танцорами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: