Оценка читателей
Будучи уверенной в полезности своей книги, Ваганова все же не ожидала такой бурной благодарности, свидетельства о которой посыпались на нее со всех уголков огромной страны. И не удивительно. Ведь от революции бежали 40 % работников «балетного цеха». В это число вошли композиторы, либреттисты, танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Советская власть использовала то, что осталось, привлекла много новых людей, которые работали на энтузиазме, с трудом решая на ходу, с чего начать. В книге автор дает подробнейшую характеристику классического балетного танца. Изложение иллюстрируется множеством рисунков и нотами. Текст написан таким простым языком, что легко воспринимается даже людьми, далекими от искусства.
Признание заслуг
В 1951 г. биография Агриппины Вагановой обрывается. Работа великого педагога, повышающая престиж страны, не осталась невознагражденной. Следующие звания связаны с именем Агриппины Вагановой:
• Народная артистка РСФСР (1934);
• лауреат Сталинской премии (1946);
• кавалер ордена Трудового Красного Знамени;
• профессор хореографии.
Ее жизнь и творчество до сих пор вызывают интерес. Страницы биографии Агриппины Вагановой освещаются в документальных фильмах:
• «Агриппина Ваганова» (режиссер В. Окунцов, 1986);
• «Вспоминая великую Ваганову» (режиссер Г. Мшанская, 2004);
• «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (режиссер Н. Тихонов, 2009).
Схема работы
Агриппина Яковлевна Ваганова ценила в ученицах трудолюбие. Не давая спуску никому, она особенно была притязательна к девочкам, в которых видела талант. Помня собственное обучение в этих же залах, Ваганова не заставляла отрабатывать отдельные движения, а складывала их в небольшие танцевальные композиции. Ведь ощущение танца окрыляло и давало понимание, для чего нужно так упорно и точно повторять обособленные элементы. Кроме совершенствования техники исполнения, в классе Вагановой воспитывался пробивной, целеустремленный характер, так необходимый для работы на сцене. Главный принцип преподавания Агриппины Яковлевны заключался в том, чтобы объяснять все, каждый нюанс движения. Свой курс хореографии она разбила на два этапа:
1. Досконально освоить технику исполнения всех танцевальных элементов.
2. Вырабатывать индивидуальную манеру воплощения замысла.
Жизнь продолжается
В 1921 г., когда Вера Трефилова, возглавлявшая хореографическое отделение, уехала во Францию, Облаков пригласил Агриппину Яковлевну для педагогической деятельности в Петроградское театральное училище. Теперь там все было другим. Полуголодные девочки, разучивающие упражнения в шерстяных платьях, стоя на обледенелом полу, уже не прятали свою бедность, как было во времена детства Вагановой. Но по-прежнему любовь к балету владела всеми педагогами и воспитанницами.
Системы преподавания балетных дисциплин к тому времени не существовало. Каждый педагог делился со своими учениками личным опытом, пропущенным через собственное тело. Вагановой дали первый класс. Но она знала, что ее знания более обширны; ей есть что сказать девочкам, которые уже имеют представление о балетных движениях. Агриппину Яковлевну быстро освободили от несмышленых первоклассниц. Ей предоставили 3-й класс. Более взрослые, уже освоившиеся в училище девочки были взбудоражены сменой преподавателя и стали показывать новому педагогу характер, игнорируя ее требования. Однако неизменность поведения Вагановой убедила класс, что учительница не жалеет для них сил и уверена в себе. Появившаяся Марина Семенова, талантливая, трудолюбивая девочка с лидерскими способностями, помогла наладить рабочую атмосферу.
На фото: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.
Работа в театре
В кордебалет Мариинского театра Агриппина Ваганова поступила в 1896 году. Десять лет она не получала главных ролей, так как не соответствовала стандартам красоты зрителя того времени: она была коренастой, с мускулистыми ногами. В пластике движений Ваганова не смогла догнать танцовщиц, одаренных в большей степени природой. Не избалованная судьбой, Ваганова продолжала трудиться, закрывая глаза на свое незавидное положение в театре, отдаваясь всей душой танцу.
В 1900 г. она исполнила сольную вариацию в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры» (либретто и хореография Петипа). В этом же спектакле впервые танцевала главную роль Анна Павлова. Она была младше, чем Агриппина, на два года, но уже подавала большие надежды и всего через 6 лет стала прима-балериной Мариинского театра.
Отношения с учениками
Выпускницы Вагановой демонстрировали правильность методики, которой она вооружилась. Впрочем, это не было нечто застывшее в своей неизменности. Учительница постоянно размышляла, как лучше донести до каждой девушки, что нужно делать, чтобы добиться успеха. В 1928 г. окончила училище воспитанница Вагановой Галина Уланова, в очередной раз доказавшая всему миру педагогическое мастерство Агриппины Яковлевны. А она продолжала поддерживать дружеские и деловые связи со своими ученицами и после выпуска: Ваганова вела класс в Мариинском театре.
Когда Марину Семенову забрали в Большой, Агриппина Яковлевна обязательно приезжала на все ее премьерные спектакли и оставалась на несколько дней, чтобы позаниматься с уже знаменитой балериной. В своих воспоминаниях ученицы подчеркивают жесткую требовательность Вагановой как педагога и высказывают благодарность за ее большой вклад в их сценическую судьбу.
И снова театр
На фото: Мариинский театр.
В 20-е годы в балете, как и в других видах искусства, постоянно возникали новаторские течения. Молодой балетмейстер Лопухов показывал постановки, которые напоминали свод акробатических трюков. Другие режиссеры превращали балет в пантомиму. В связи с этим шли жаркие споры о будущем жанра. Агриппина Яковлевна Ваганова твердо держалась классических принципов. В 1931 г. ей предложили занять место художественного руководителя театра вместо Лопухина. Она дала согласие.
Ваганова воплотила давнюю мечту: переделала постановку балета «Лебединое озеро», исходя из своего видения и пожеланий высшего руководства культуры, которое приветствовало в искусстве реализм и торжество добра.
Была проделана коллективная работа, но главные идеи были вагановскими. Особо удалась сцена первой встречи принца с Одеттой. Трагический конец заменен счастливым исходом. И все-таки, это была самая щадящая переделка классики из всех вариантов, которые выдвигали другие советские балетмейстеры.
Следующая творческая переработка – балет «Эсмеральда». Но, по мнению Вагановой, музыка мало соответствовала сюжету, и ее попытки обновления входили с ней в противоречие. Спектакль был хорошо принят публикой, однако постановщица продолжала считать его далеким от совершенства.
В балете тридцатых закрепилась новая драматическая тенденция, в которой мало внимания уделялось красоте и своеобразию классического танца. Это веяние поддерживалось властными структурами. С этим Ваганова никак не могла согласиться, и в 1937 г. ей предложили вернуться к педагогической деятельности. Обидная отставка все-таки принесла облегчение. Агриппина Яковлевна могла снова заняться любимым делом, не изменяя своим убеждениям. Именно преподавание впишет биографию Агриппины Вагановой в хроники культуры.
Начало
Родилась Агриппина Ваганова в семье капельдинера Мариинского театра Якова Тимофеевича Ваганова. Произошло это событие 26 июня 1879 года. Она стала третьей дочерью в семье, ютившейся в подвале, которому постоянно угрожало затопление от разлива Невы. Разговоры дома о театре, частые посещения его постановок благодаря работе отца заставили девочку мечтать о карьере балерины. Достигнув 10-летнего возраста, Груня стала ученицей театрального училища. Кроме красивой мечты, девочку грела мысль, что она сможет помочь родным, если хорошо сдаст экзамены после первого курса и перейдет на полный государственный пансион. Так оно и вышло. Несмотря на отсутствие природных данных, Агриппина Ваганова ценой усердия и большого трудолюбия заслужила уважение педагогов и упорно осваивала технику танца.
Впервые на сцене
Мариинский театр привлекал к исполнению небольших детских ролей учениц, начиная со второго класса. Ваганова участвовала в постановках балетов Чайковского. Настоящим танцевальным дебютом Агриппины можно считать 3-минутный вальс в первом акте «Спящей красавицы». Современное выступление артистов в этой сцене записано на видео:
Приглашенные для исполнения традиционно отдаваемых воспитанницам училища ролей, девочки присутствовали на репетициях балета «Лебединого озера». С интересом следя за работой балетмейстера и артистов, Груня еще тогда почувствовала, что возможно другое воплощение постановки спектакля.
Одна из теней в «Баядерке»
В хореографическое училище 10-летняя Агриппина попала не потому, что мечтала танцевать или имела к этому талант. Просто детей из бедных семей, а Вагановы не могли похвастаться хорошим материальным положением, часто отдавали в училище ради бесплатного пансиона. Физические данные девочки с самого начала оставляли желать лучшего, по этой причине во время учебы от нее даже отказался педагог. Екатерина Вазем считала, что работа с Вагановой — пустая трата времени и сил. Однако во время выпускных экзаменов Агриппина смогла показать неплохую технику, и девушку приняли в труппу Мариинского театра, разумеется, только в кордебалет, в котором она застряла на довольно долгий срок. Позже Ваганова не раз шутила на эту тему, рассказывая, что много лет была лишь тридцать третьей тенью в «Баядерке». Шутка в том, что в «сцене теней» этого балета задействованы тридцать две танцовщицы.
Балет для избранных. Как учились в академии Вагановой 200 лет назад
Подробнее
К своему первому в жизни сбору труппы в Мариинском театре девушка готовилась тщательно. Весь задаток зарплаты балерина потратила на пошив наряда у портнихи. Однако, когда она пришла в новый коллектив, поняла, что одета беднее всех своих коллег. Ваганова еще долго не могла позволить себе бриллианты, дорогое кружево или изысканные туалеты. Выбиться в ведущие солистки (и тем более примы) с более внушительным окладом не было никакой возможности, ведь тогда на сцене царила Матильда Кшесинская, а позже Анна Павлова. И все же балерине выпал шанс отличиться. Однажды в той самой «Баядерке», о которой так любила шутить танцовщица, заболела исполнительница одной из вариаций. Агриппина с легкостью заменила коллегу. Сначала один раз, потом другой. Постепенно за ней закрепился титул «царица вариаций» и даже появились поклонники. Это стало ее маленькой победой над собой и теми людьми, которые были уверенны, что максимум Вагановой — до конца дней танцевать в последнем ряду кордебалета.
Агриппина Ваганова в балете «Эсмеральда», 1910 г. Фото: Public Domain
Проработав в театре 14 лет, танцовщица наконец-то получила повышение. В репертуаре балерины появились сольные партии. Ей даже дали станцевать в «Лебедином озере». Однако театральное руководство сменило гнев на милость слишком поздно, пенсия Вагановой была не за горами. Более того, официальный статус балерины она получила за месяц до выхода на заслуженный отдых. В 1916 состоялся прощальный бенефис артистки, Агриппина танцевала главную партию в балете «Ручей».
Биография[править]
Агриппина Ваганова родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге. В семье, помимо нее, было еще две старших дочери. Отцом Агриппины был Акоп Ваганов, который служил унтер-офицером в Астрахани. Получив отставку, он переехал в Санкт-Петербург. В семье не было особого достатка — Вагановы жили в одном из подвалов, который располагался на Офицерской улице. В Санкт-Петербурге Ваганов работал капельдинером Мариинского театра.
Когда девочке было 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Учениц, которые делали успехи, принимали на полный пансион, а это могло избавить её семью от некоторых расходов на её содержание. Ваганова вспоминала, что очень стыдилась своей бедности и часто собирала сахар, который ей полагался, чтобы передать своей семье.
Одним из учителей Вагановой был Александр Облаков. Ваганова уделяла много времени занятиям и вскоре стала одной из лучших учениц в классе. Агриппина Ваганова исполнила роль амура в балете «Спящая красавица», играла спутницу феи Сирени, пажа, исполняла «крестьянский вальс». Позже она стала заниматься в классе Екатерины Вазем. Ваганова окончила училище в 1897 году, получив на выпускном экзамене 11 балов из 12 возможных.
После окончания училища стала кордебалетной танцовщицей с размером жалования в 600 рублей. Балерина училась у Е. Вазем, А. Облаковой, Л. Ивановой, П. Гердт, Н. Легата. Агриппина Ваганова брала уроки у Ольги Преображенской. В 1900 году её перевели в корифейки, размер оклада составил 720 рублей. Рецензенты отмечали, что у Вагановой сильные ноги и хорошая элевация, и несправедливо, что она держится в тени.
В 1901 году она уже была второй танцовщицей, её оклад составил 1020 рублей. В 1902 году театр предоставил Агриппине Вагановой заграничный отпуск, а в 1903 году её оклад увеличился до 1200 рублей. В 1906 году Агриппина Ваганова была переведена в танцовщицы первого разряда. По состоянию на 1909 год жалование Вагановой составляло 1320 рублей, а в 1910 году, она была удостоена золотой медали, её оклад был увеличен до 1800 рублей. В 1911 году Ваганова получала 2100 рублей, а через год её оклад составлял уже 2700 рублей.
Почтовая марка России с ХМК 125 лет со дня рождения балерины А. Я. Вагановой, 2004
Агриппина Ваганова выступала в Париже в Национальном театре комической опере и в «Тургеневской библиотеке». В «Опере-Комик» она исполнила танцы из балета «Конёк-горбунок» — танец «Шёпот цветов» и «Меланхолию». В статье в газете «Figaro» Ваганову называли «звездой петербургского балета». В 1914 году оклад Вагановой увеличился до 3600 рублей. В 1915 году Ваганова была переведена в разряд балерин, а в 1916 году ей предоставили прощальный бенефис — это был балет «Ручей».
Ваганова выработала свой собственный балетный стиль — у нее были сильные прыжки и хорошо отточенные движения. Балетный критик Аким Волынский писал, что Ваганова мастерски замирала в воздухе на несколько секунд — она подпрыгивала без разбега. Ваганову называли «царицей вариаций». Сольные партии балерина стала получать только к концу своей карьеры.
Гражданским мужем Агриппины Вагановой был отставной полковник Андрей Померанцев. В 1904 году у них родился сын Александр. Также на попечении Вагановой остались её племянники, так как её сестра умерла.
Ваганова танцевала в балетах «Жизель», «Жемчужина», «Капризы бабочки», «Раймонда», «Коппелия».
В 1914 году Ваганова исполнила главную партию в балете «Шопениана», заменив Тамару Карсавину, и её выступление прошло с большим успехом. Через год она исполнила сольную партию в «Ручье». Танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Царь-девицу в «Коньке-Горбунке».
В 1917 году умер муж Вагановой. Чтобы содержать семью, она начала выступать с концертами и занялась преподавательской деятельностью.
В 1934 году Вагановой присвоили звание народной артистки РСФСР. В том же году вышла её книга «Основы классического танца».
Умерла Ваганова в 1951 году.
Увековечено в слове
Большой опыт балерины и педагога вылился в книгу Агриппины Вагановой «Основы классического танца». Книга вышла в печать в 1934 г., выдержала несколько переизданий и была переведена более чем на 10 европейских языков. Возможно, если бы балетная судьба Вагановой сложилась более удачно, если бы не данное природой непослушное закрепощенное тело, к которому ей пришлось прислушиваться, надеясь победить свои недостатки, не было бы ни книги, ни выдающихся результатов в воспитании балетной смены.
Чтобы добиться признания, а значит – роли, Агриппине с младых лет приходилось заниматься дольше, делать больше повторений разучиваемых упражнений, чем одноклассницам. Отсюда такое глубокое понимание, как исполнять технически сложные элементы. Она знала, какое значение имеет положение рук, корпуса для удержания равновесия в любой позиции на полу и в воздухе. Она научилась с фотографической точностью запоминать нюансы исполнения танцевальных элементов, наблюдая за выдающимися балеринами в театре. А их там было немало. Все лучшее, полученное от педагогов плюс самообразование и привели к формированию законченной системы преподавания танца.
Учителя
Облаков показывал подопечным различные движения и следил за точностью их копирования. Это был тяжкий труд, особенно для Вагановой. Но затем Агриппину перевели в класс Екатерины Вазем, и она поняла, что педагоги бывают очень разные. Екатерина Оттовна объясняла все свои действия, ставила перед ученицами понятные цели и указывала пути их достижения
Сколько бы ни было в классе занимающихся, она каждому уделяла внимание и не позволяла лениться. Многие приемы строгой, но любимой учительницы, Ваганова потом старалась применить в своей преподавательской работе
Ведь она по себе знала, что понимание ситуации, ясность цели вдохновляют, делают монотонный и изматывающий труд по освоению техники движений легче. Лев Иванов привил Груне любовь к музыке, Христиан Иогансон поставил ее «фирменные» прыжки. Окончив училище в 1895 г., она обучалась хореографии у Павла Гердта.
Работа с Майей
Во время войны, в 40-е годы, Ваганова попробовала поработать в Большом театре, но в силу своего характера и острого языка не смогла надолго задержаться в столице
Главным балетмейстером тогда был Леонид Лавровский, и однажды Агриппина Яковлевна имела неосторожность высказаться в адрес его жены, балерины Елены Чикваидзе: «Голова, как арбуз», — заметила она невзначай. Естественно, Лавровский не простил ей этих слов
По этой причине многие столичные танцовщицы лишились счастья поработать с легендарным педагогом. Майя Плисецкая сильно жалела об упущенной возможности, хотя она все же успела позаниматься в классе Вагановой непродолжительный период: «После двух месяцев работы меня не узнали. Человек преображался даже после одной репетиции с ней. Я всю жизнь скорблю, что не позанималась у нее хотя бы год, этого бы хватило на всю жизнь», — говорила балерина.
Жизнь без театра
Агриппина, которая чувствовала себя молодой, исполненной сил женщиной, была не готова остаться не у дел. Ни домашняя работа, ни время, отданное воспитанию сына, не могли вывести ее из состояния тревоги и неудовлетворенности. Ваганова не оставила занятий хореографией и продолжала посещать танцевальный класс. Но уверенности, что это еще когда-нибудь пригодится, не было.
Попытка приобщиться к делу помощи солдатам тоже не увенчалась успехом: ее личное будущее было в тумане и она не могла отвлечься от мыслей о балете, которому была посвящена вся ее предыдущая жизнь. Погруженная в свою неразрешимую проблему, Ваганова не очень следила за событиями в стране. Осознать, насколько это ее касается, заставило личное горе. Андрей Померанцев, подавленный неудачами русской армии на фронтах Первой мировой войны, не вынес резких перемен и бардака во всех сферах государственного устройства после Февральской революции и покончил с собой. Ваганова должна была выжить в стремительно меняющейся обстановке, имея на руках несовершеннолетнего сына и двух племянников.
В одночасье возникли проблемы с отоплением, исчезли продукты, пенсия. На их место пришли голод, холод и страх. Некоторое время продержаться удалось, выменивая вещи из квартиры, которую она обрела благодаря мужу, на еду. Вскоре, по примеру других артистов, Ваганова стала хвататься за любую работу: концерты в маленьких студиях или фойе, частные уроки. За это платили продуктами. Удалось устроиться в небольшую балетную школу. Но мечты о родном училище не покидали. Ей хотелось больших масштабов, возможностей, которые дает профессиональная среда.
Разное
- Отец – Акоп Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани; впрочем, сам он был из персидских армян и особого капитала в Астрахани не нажил. Служил унтер-офицером, а после отставки переехал в российскую столицу; слыл большим любителем танцев, а посему по приезде обратился в Мариинский театр на место скромного капельдинера. Младшей дочери Грушеньке было три года, когда Акопа Ваганова приняли на работу; среди документов архива дирекции императорских театров есть и подписанная им просьба о денежной помощи: после очередного, в 1890 году, петербургского наводнения семья ютилась в одном из подвалов Офицерской улицы, которым каждую осень угрожало нашествие невских вод.
- От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».
- На доме, где в 1937—1951 гг. жила Ваганова, по адресу Гороховая ул./Санкт-Петербург, д. 4 установлена мемориальная доска.
- В 1957 г. Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой. (с 1992 г. Санкт-Петербургская академия русского балета им. Вагановой).
- А.Я. Вагановой посвящены два документальных фильма — «Вспоминая великую Ваганову» (2004) и «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (2009).
- Похоронена в Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
- Часть фото, видеоролик прислал К.К. Авакян.
Библиография
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.129, ISBN 978-9939-0-1120-2
- Богданов-Березовский В. М.. А. Ваганова. М., Л., 1950
- Кремшевская Г. Д., А. Я. Ваганова. Л., 1981
- Красовская В. М. Ваганова. Л., 1989
- Ваганова Агриппина Яковлевна Статьи, воспоминания, материалы. Ред. Н.Д. Волков, Ю.И. Слонимский. Л.-М., 1958 (ил)
- Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.89
- Биографии. История жизни великих людей
- Царская ложа. Вспоминая великую Ваганову
- Уроки танца Агриппины Вагановой — Хайастан. Армянский форум
- Агриппина Яковлевна Ваганова (Agrippina Vaganova) | Belcanto.ru
- Педагогика
- Ваганова Агриппина Яковлевна