Нелепая смерть
Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.
Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму – 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица – прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.
Любовь всей жизни
История Есенина и Айседоры Дункан началась практически сразу после этого. Русский поэт стал единственным супругом танцовщицы и самой большой и светлой любовью ее жизни. Примечательно, что Сергей был на 18 лет моложе своей избранницы и есть версия, что в Дункан взыграл материнский инстинкт, ведь живых детей на тот момент у нее не было.
Отношения были странными, влюбленные путешествовали по Европе, наслаждались страстью и были счастливы, но вскоре реальность вмешалась в их идиллию: Есенин совершенно не владел английским, а Айседора плохо говорила по-русски. За границей все воспринимали молодого поэта как «пажа» при великой Дункан, что не могло не ранить его самолюбие. Страсть утихла, на ее смену пришла боль разочарования.
Поэт вернулся в Россию, танцовщица осталась в Европе, верность друг другу они не хранили. Очень скоро жизнь Есенина трагически прервалась.
Трагическая гибель детей
Биография Айседоры Дункан наполнена множеством трагических событий, но главным из них стала гибель всех ее детей. Танцовщица очень любила своих сына и дочь и нередко задумывалась о том, чтобы оставить сцену ради их воспитания. Но никак не могла решиться, хотя и была к ним сильно привязана.
Но в 1913 году случилась страшная автомобильная авария. Водитель, который вез обоих детей на прогулку, не справился с управлением. Машина упала с моста в реку, а из-за контакта с водой ее двери заклинило, поэтому никто не смог выбраться. Айседора была убита горем, когда узнала об известии. Вскоре она и вовсе слегла с горячкой. Чтобы подправить ее здоровье, врачи отправили ее на курорт, но душевное равновесие ей это не вернуло. Она вознамерилась завести еще одного ребенка, которого родила в 1914 году. Но матерью ей стать было не суждено. Новорожденный мальчик скончался всего через несколько часов после родов.
А Айседора решила усыновить нескольких своих учениц-сирот, которым преподавала танцы в школе.
Смерть
Одна близкая подруга говорила про Айседору, что для неё быстро двигаться было также необходимо, как дышать. Дункан всю жизнь неслась, как сумасшедшая, делая остановку лишь для того, чтобы поесть и выпить. У неё были все предпосылки, чтобы разбиться на машине минимум раз двадцать.
Автомобили стали в жизни Айседоры каким-то наваждением и играли мистическую роль. Её дети погибли в автокатастрофе, сама танцовщица не один раз разбивалась, рассекая на машинах по России. За время европейского путешествия с Есениным они поменяли четыре автомобиля, потому что Дункан просто терроризировала шофёров, требуя ехать как можно быстрее, и несколько раз эти её требования заканчивались плачевно.
Она как будто всю жизнь играла с автомобилями: кто кого? Машины приносили ей боль, разочарования и трагедии, а она снова садилась и мчалась. 14 сентября 1927 года в Ницце наступил финал, Дункан проиграла. У неё было свидание с очередным любовником Бенуа Фалькетто. Айседора села на пассажирское сидение его двухместного спортивного автомобиля и не заметила, как край длинной шали остался за бортом и зацепился за заднее колесо. Бенуа дал газу, автомобиль сдвинулся с места, шаль натянулась, как струна, и в одно мгновение сломала шею Айседоры. В 9.30 вечера в клинике Сен-Рош медики зафиксировали смерть великой танцовщицы.
https://youtube.com/watch?v=yz6rjz98AXs
Ранние годы и карьера
Еще до рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился и оставил семью. Мать танцовщицы — учительница музыки Мария — перевезла четверых детей в Окленд и растила их самостоятельно.
В пять лет Айседору, скрыв возраст девочки, отправили в первый класс. Впоследствии, посчитав школу бесполезной, Дункан ушла из нее и занялась самообразованием — тогда ей было 13
Особое внимание она уделяла обучению музыке и танцам в студии Стеббинс. Большую роль в формировании исполнительского стиля Айседоры сыграла основательница танца модерн Лои Фуллер.
В 18 лет Дункан перебралась в Чикаго и начала выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла публику своей пластикой. Вскоре вместе с семьей Айседора уплыла в Лондон на судне для перевозки скота. Чтобы заявить о себе, она начала выступать на светских мероприятиях, вечерах артистов и художников.
close
100%
Айседора Дункан
Global Look Press
Пластика Дункан состояла из мягкого бега, воздушных прыжков, ходьбы и выразительных жестов. Артистка много импровизировала и обладала искусством пантомимы. Отсутствие обуви и свободные одеяния делали танцовщицу особенно легкой. За ней закрепилось прозвище «великая босоножка».
«Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета, — писали о ней критики. — Эти прекрасные поднятые руки, имитирующие игру на флейте, игру на струнах. Эти всплескивающие в воздухе кисти рук, эта длинная сильная шея».
Танцы
Достигнув совершеннолетия Айседора Дункан обосновалась в Чикаго, где начала танцевать в ночных клубах. В кратчайшие сроки она приобрела репутацию некой «экзотической диковинки», поскольку выходила на сцену босиком и в греческом хитоне, чем основательно шокировала зрителей.
В 1899 г. Дункан выступала в богатых домах Лондона, сумев заработать достаточно денег для аренды студии. Спустя пару лет она была принята в группу Лои Фуллер во Франции
Важно отметить, что танцовщица Фуллер оказала на Айседору большое влияние в плане формирования ее исполнительского стиля
Фуллер и Дункан имели похожие идеи на танец, рассматривая его как природное движение тела, а не строгую систему отрепетированных телодвижений. Весной 1902 г. Айседора феерично выступила в Будапеште, после чего к ней пришла первая большая популярность.
В последующие годы биографии Дункан активно гастролировала по всему миру. Ее выступления всегда проходили с аншлагами и долгими аплодисментами. В 1904 г. она основала свою первую танцевальную школу в Германии, после чего открыла еще одну в Париже.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Айседора Дункан дала ряд концертов в России, где у нее появилась масса поклонников. В результате, здесь начали открываться студии, в которых учеников обучали свободным или пластическим танцам.
В 1914 г. в Петербурге даже была создана студия музыкально-пластического движения «Гептахор». Во всех мировых СМИ писали о Дункан, отзываясь о ней как о революционной танцовщице, каждое движение которой гармонично рождалось из предыдущего.
С ней стремились завести дружбу видные политические и культурные деятели. В 1921 г. нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил Айседоре основать в Москве танцевальную школу, пообещав взять на себя все финансовые затраты.
Дункан согласилась реализовать данный проект, однако ее ожидания не оправдались. Не смотря на государственную поддержку, в послереволюционной России ей пришлось пройти через многие испытания: бытовые трудности, отсутствие отопления и даже голод.
Помимо этого, основную часть средств Айседора Дункан была вынуждена добывать сама. И все же, столичная школа разрасталась быстрыми темпами, приобретая всю большую известность. Однако к тому моменту танцовщица уже была в годах, утратив былую изящность.
В России Дункан прожила около 3-х лет. Покинуть эту страну ей пришлось по ряду разных обстоятельств, в связи с чем управление школой легло на плечи ее приемной дочери Ирмы.
За годы творческой биографии Айседора черпала вдохновение в античном искусстве, а также увлекалась взглядами Уитмена, Вагнера и Ницше. Во время выступления на сцене она часто прибегала к импровизации, задействуя классическую музыку или мелодии революционных композиций.
Практически всегда Дункан выходила на сцену босиком в свободных полупрозрачных хитонах. Ее творческая система заключалась в самовыражении свободной личности. Она разработала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма.
Именно Айседора добилась того, чтобы свободный танец получил статус отдельного вида искусства. В результате, ее наработки оказали существенное влияние на реформацию русского балета и академического танца.
Женщина постоянно заявляла, что танец обязан представлять собой естественное продолжение телодвижений, а также отражать чувства и характер танцора. На своем примере она доказала, что ее идеи не просто слова, а реальность.
Любовь на всю жизнь
С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась – завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.
Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.
Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.
Знаменитый танец Айседоры
Исполняя танец, Айседора полагалась только на свое внутреннее чутье, а не на классическую школу балета. Естественность и легкость ее движений особенно подкупили искушенную публику. Так, Айседора Дункан смогла заработать первую крупную сумму. Почти не раздумывая, Дункан решила уехать в Европу на заработанные средства. Она рассчитывала на то, что там ее талант раскроется еще сильнее и не ошиблась.
Айседору привлекло античное искусство и для своих выступлений она всегда надевала тунику. Танцовщицу начали боготворить по всему миру! Ее называли «божественной босоножкой», а ее необычная манера танца прославилась на всю Европу.
Открытия юности — «рождение» великой босоножки
В 1895 году 18-летняя Дункан вместе с семьей перебралась в Чикаго, где продолжила танцевать в ночных клубах. Но ее выступления разительно отличались от номеров других танцовщиц. Она была диковинкой: танцы босиком и в греческом хитоне изумляли публику. Для Айседоры классический балет был лишь комплексом механических движений тела. Девушке от танца было нужно больше: она стремилась передать чувства и эмоции через танцевальные движения.
В 1903 году Айседора с семьей совершила поездку в Грецию. Для танцовщицы это было творческим паломничеством: Дункан находила вдохновение в античности, а ее идеалом стала танцующая Гетера. Именно этот образ и лег в основу знаменитого «дункановского» стиля: выступления босиком, полупрозрачная туника и распущенные волосы.
В Греции, по инициативе Дункан, было начато строительство храма для проведения танцевальных занятий. Выступления танцовщицы проходили в сопровождении хора из мальчиков, и в 1904 году она объездила с этими номерами Вену, Мюнхен и Берлин. И в том же году встала во главе школы танцев для девочек, расположенной недалеко от Берлина в Грюневальде.
Последний узел
В Европе произошли огромные события — началась и закончилась Первая мировая война, пали империи, в России свершилась революция. В советскую Россию и отправилась по приглашению наркома Луначарского в 1921 году Айседора Дункан. Она заявила: «Я хочу, чтобы рабочий класс за все свои страдания и лишения получил бы награду, видя своих детей прекрасными». В Москве она открыла очередную школу танцев для детей.
Когда Айседоре было всего два года от роду, в их доме случился пожар, и девочку из окна выбросили на руки полицейскому. С той поры языки алого пламени стали для Дункан неким символом жизни и смерти. Она часто выступала на сцене с огромным алым шарфом, создавая им образ сполохов огня. Теперь в советской России этот шарф стал еще и символом революции. Она танцевала на сцене Большого театра под «Интернационал», а из бывшей царской ложи ей рукоплескал Ленин. Пройдет несколько лет, и алый шарф завяжет на жизни Дункан свой последний узел.
В Москве немолодая уже танцовщица познакомилась с юным и очень популярным русским поэтом Сергеем Есениным. И хотя они не знали языка друг друга и общались через переводчика, но вспыхнула страстная любовь, которая закончилась официальным браком — первым в жизни Дункан. Но и эта любовь просуществовала недолго. Поэт, как известно, сильно пил, они часто ссорились, в конце концов, он прислал ей телеграмму: «Я люблю другую, женат, счастлив». Когда через два года Есенин погиб (по официальной версии он покончил жизнь самоубийством) и Дункан узнала об этом уж в Европе, то сказала: «Я рыдала и страдала из-за него так много, что он исчерпал все мои возможности для страдания». При том Айседора Дункан поступила очень благородно — все права на гонорары Есенина она отдала матери и сестрам поэта, хотя, как вдове, они полагались ей.
В те годы сама Дункан очень нуждалась, ей было почти 50 лет, с былой грацией и былым успехом она танцевать уже не могла. К тому же она повсюду, где только можно, открывала школы танца для детей, которые затем обычно быстро закрывались из-за отсутствия средств. Только московская школа танца на Пречистенке просуществовала два десятилетия, благодаря поддержке правительства. Руководила школой ученица и приемная дочь Айседоры — Ирма Дункан.
…О последних днях великой танцовщицы известно немного. Среди ее последних мужчин называют русского пианиста-эмигранта Виктора Серова, который был ее вдвое младше. Она страшно ревновала его и даже хотела однажды покончить жизнь самоубийством. Но через несколько дней после этого судьба распорядилась иначе. Отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора Дункан повязала свой любимый алый шарф с длинными концами. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Произошло это ясным осенним днем 14 сентября 1927 года.
Похоронена великая танцовщица и женщина необычной трагической судьбы на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.
Увлечение танцем
Можно сказать, что уже в шестилетнем возрасте Дора открыла свою первую школу танцев. Это потом она создавала их по всему миру, а тогда маленькая девочка вместе с сестрой просто учила соседскую детвору танцевать, красиво и пластично двигаться. А к десяти своим годам Дункан уже зарабатывала танцами свои первые деньги. Она не просто обучала младших детей, но и придумывала новые красивые движения. Это были её первые шаги в создании своего авторского стиля в танцах.
Очень рано заинтересовали Айседору представители противоположного пола. Нет, она вовсе не была распущенной нимфеткой, просто с юных лет отличалась влюбчивостью. Впервые ей приглянулся молодой мужчина Вернон, работавший на аптечном складе. Доре было на тот момент всего одиннадцать лет, но она так настойчиво добивалась внимания к себе, что Вернону пришлось соврать, якобы он помолвлен. И только когда молодой человек заверил Айседору, что скоро женится, она от него отстала. Девочка была ещё совсем юной, влюблённость оказалась по-детски наивной, но уже тогда стало понятно, что вырастет из неё настойчивая и эксцентричная особа.
Школьная программа давалась Доре с трудом. И не потому, что она чего-то не понимала, напротив, Дункан была весьма способной. Просто школьные занятия вызывали у Айседоры ужасную скуку. Девочка много раз убегала с уроков и бродила по берегу моря, прислушиваясь к музыке прибоя и придумывая под шум волны лёгкие воздушные танцевальные движения.
Айседоре было тринадцать лет, когда она бросила школу, заявив, что не видит в обучении никакого смысла, считает это занятием бесполезным, в жизни она и без школьного образования сможет добиться многого
Она серьёзно стала уделять внимание музыке и танцам. Поначалу девушка занималась самообразованием. Но вскоре ей повезло и без чьих-либо протекций и рекомендаций, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн
Но вскоре ей повезло и без чьих-либо протекций и рекомендаций, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн.
Фуллер взяла Айседору к себе в ученицы, но уже в скором времени юная Дункан стала выступать вместе со своей наставницей. Так продолжалось несколько лет, а к восемнадцати годам талантливая ученица отправилась покорять Чикаго.
Свои танцевальные номера она показывала в ночных клубах, где её представляли публике как экзотическую диковинку, поскольку выступала Айседора босиком и в коротком древнегреческом хитоне. Публика была шокирована манерой исполнения Дункан, она танцевала так чувственно и нежно, что невозможно было оторвать взгляд от её движений и подняться с кресел после окончания танца. Такая длина платья в те времена была немыслимой даже для прогрессивной Америки, тем не менее никто ни разу не назвал танцы Айседоры вульгарными, настолько они были легки, изящны и свободны.
Выступления Айседоры были успешными, что позволило ей улучшить материальное состояние и отправиться покорять Европу.
В 1903 году она приехала со всем семейством Дункан в Грецию. Уже в 1904 году прошли оглушительные выступления Айседоры в Берлине, Мюнхене, Вене. В Европе она очень быстро завоевала известность.
В 1904 году состоялись первые гастроли Айседоры в Санкт-Петербурге. Потом она ещё не раз приезжала в Россию, где было очень много почитателей её таланта. Несмотря на такой успех, Дункан не была богатой женщиной, все заработанные деньги она тратила на открытие новых танцевальных школ. Бывали моменты, когда у неё совсем не было денег, тогда Айседоре помогали друзья.
Яркие романы
Биография и личная жизнь Айседоры Дункан тесно связаны между собой. Исполняя чувственные танцы в откровенных нарядах, она всегда была любимицей мужчин. Но Айседора не спешила заводить с ними бурные романы. До 25 лет она отвергала всех своих поклонников, считая, что должна посвятить свою жизнь искусству, а не плотским утехам. Но еще в Чикаго она влюбилась польского художника, который был старше ее в 2 раза. Ему было 45 лет. Мужчина обещал жениться на ней, но впоследствии выяснилось, что в Польше у него уже есть жена. Именно после этого Айседора поспешила покинуть США и отправилась покорять Европу.
В Париже Айседора встретила малоизвестного актера Оскара Бережи, в которого сразу влюбилась. Но их роман продлился недолго, потому что мужчине надоело быть тенью своей популярной возлюбленной.
В Берлине Айседора познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом. Их отношения продолжались в течение нескольких лет, и они даже жили вместе. Дункан родила от него свою первую дочь, но мужчина так и не решился жениться на известной танцовщице. Вскоре он и вовсе ушел от нее к своей бывшей любовнице.
Айседора тяжело переживала этот разрыв, с головой уйдя в работу. Ее следующему возлюбленному пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее сердце. Миллионер Пэрис Зингер был готов потратить огромные средства, чтобы расположить ее. Он присылал ей меха и бриллианты, огромные букеты, пока Айседора не сдалась. Вместе они прожили несколько лет, и танцовщица даже родила мужчине сына. Но их отношения быстро развалились из-за ревности Зингера. Он хотел, что Айседора оставила сцену, а она без нее не представляла своей жизни.
Не разделенная любовь Айседоры Дункан
Впрочем, несмотря на популярность, в личной жизни Айседоре по-прежнему не везло. Она приняла предложение и была помолвлена с неизвестным актером, мадьяром по национальности — Оскаром Бережи. Именно ему посчастливилось стать первым мужчиной в жизни 25 летней танцовщицы, до этого она оставалась девственницей, что было необычно для той богемной среды, в которой проходила ее жизнь. Однако вскоре актеру предложили съемки в столице Испании, Мадриде, и он объявил о расторжении помолвки.
В 29 лет Айседора встретила театрального постановщика и режиссера Гордона Крэга, от него она родила своего первого ребенка — дочь Дейдру. Спустя некоторое время Айседора и Гордон расстались по вине последнего, так как он отказался жениться на ней и предпочел брак со своей ранее возлюбленной Еленой. Это стало еще одним ударом по сердцу женщины, который оставил опечаток на всю оставшуюся жизнь.
Однажды после концерта в театральную гримерную Айседоры вошел импозантный мужчина, представившийся Парисом Юджином Зингером. Мужчина унаследовал огромное состояние от своего усопшего отца, фабриканта, выпускавшего знаменитые по всему миру швейные машинки «Зингер». От Париса Зингера у Айсидоры родился сын Патрик. Впрочем, и с Парисом пришлось прекратить все отношения, так как он неимоверно ревновал Айседору ко всем окружающим танцовщицу мужчинам.
Ужасное предсказание
В 1905 году Л. Бакст, русский художник, увлекавшийся хиромантией, предсказал уже знаменитой Айседоре, что ее ждет грандиозный успех и слава, но при этом она лишится двух самых любимых существ. Это предсказание было своего рода, проклятие Айседоры Дункан. В начале 1913 года Айседора Дункан отправилась на длительные гастроли в Россию. Уже, будучи в самой холодной стране Европы ее начали преследовать ужасные видения. То она слышала звуки похоронных маршей, то видела сквозь пелену падающего снега два детских гробика насыпанных посреди сугробов.
К огромному сожалению танцовщицы, этим предчувствиям было суждено оправдаться. После гастролей по России Дункан приехала в столицу Франции Париж с целью повидаться с отцом дочери — Парисом Зингером. Однажды, во время нахождения в танцевальной студии при одном из парижских театров, перед ней внезапно пробежали три совершенно черные кошки. А вернувшись в свою уборную, танцовщица увидела забытую неизвестно кем книгу, печально известную — «Ниобея, оплакивающая собственных детей». Айседора понимала, что все эти знаки являются предвестниками страшной беды. И она не ошиблась. Вскоре к ней пришел Зингер с ужасным известием. Авто, в котором находились дети Айседоры вместе со своей няней, потеряв управление, утонул в Сене.
Фото Айседора Дункан с детьми
После гибели детей Айседора заболела нервным расстройством. Ее постоянно преследовали загадочные видения, однажды, прогуливаясь по пустынной набережной, она отчетливо вдруг увидела своих погибших детей. Держа друг друга за руки, они входили в воду. Увидев это, женщине стало плохо. Подняться ей помог, молодой итальянец, который во время оказался рядом. С того момента они стали любовниками, в результате довольно быстротечных отношений Айседора родила третьего ребенка — мальчика, но прожить ему было суждено всего несколько дней.
Литература
- Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст., комментарий Г. Лахути. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 271 с. ISBN 5-239-01848-0
- Шнейдер И. Встречи с Есениным: Воспоминания. — Киев: Мистецтво, 1989. — 349 с.: ил. ISBN 5-7715-0195-6
- Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Перевод с англ. Е.Гусевой. — Смоленск: Русич, 1997. — 560 с. — («Женщина-миф»). ISBN 5-88590-642-4
- Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. Isadora. A Sensational Life — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 768 с., илл. ISBN 5-699-00762-8
- Каталог выставки «Античный профиль танца» Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев (Айседоре Дункан посвящается), 24 августа — 20 октября 2006, Москва: Изд-во Музей графики. ISBN 5-900395-16-2
- Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
- Дункан Айседора // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- Наталья Аляшева. Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии. Издательство: Урал ЛТД. 2000. Твердый переплёт, 442 с. ISBN 5-8029-0139-X
- Есенин и Айседора Дункан. Серия: Любовные истории великих (Сост. Т. И. Маршкова). Издательство: Алгоритм, — М., 2007 г. Твердый переплёт, 288 с. ISBN 978-5-9265-0330-9
- Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба (ред.-сост., вступ.ст., пер. Краснов И. М.). Издательство: Терра (2005). ISBN 5-275-01262-4
- Нонна Голикова. Сергей и Айседора. — М.: Вагриус, 2005. — 256 с.: ил. ISBN 5-9697-0003-7
- Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
- Levien, Julia. Duncan Dance : a guide for young people ages six to sixteen / Julia Levien. With illustrations by the author from life and memory. «A Dance Horizons book.» 1994. ISBN 0-87127-198-2
- Maria Theresa. Divine Being, Guided by a Higher Power by Pamela de Fina. The Adopted Daughter of Isadora Duncan, 2003. Dorrance Publishing Go., Inc. Pittsburgh, Pennsylvania 15222. ISBN 0-8059-4960-7
- Anna Duncan: In the footsteps of Isadora. I Isadoras fotspar. Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
- Frank-Manuel Peter (Hrsg./Ed.). Isadora & Elizabeth Duncan in Deutschland, in Germany. Deutsches Tanzarchiv Koln, 2000. ISBN 3-87909-645-7
- The Technique of Isadora Duncan By Irma Duncan. Illustrated. Photographs ву Hans V. Briesex. Posed by Isadora, Irma and the duncan pupils. Printed in Austria by Karl Piller, Wien VIII. ISBN 0-87127-028-5
- The Art of the Dance. Isadora Duncan / pref. par Sheldon Cheney.- New-York : Theater Arts, 1928.- 147 p. Edited, with an introduction by Sheldon Cheney. ISBN 0-87830-005-8
- Life Into Art. Isadora Duncan and Her World. (1993) Edited By Doraee Duncan, Carol Pratl, And Cynthia Splatt ; Foreword By Agnes De Mille ; Text By Cynthia Splatt. Hardcover: 199 pages. Publisher: W. W. Norton & Company; 1st edition (November 1993). ISBN 0-393-03507-7
- Duncan Isadora. Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1981.
- Сидоров А. А. Современный танец. М., 1923.
- Белый Андрей. Луг зелёный. Книга статей. М., 1910.
- Морис Левер. Айседора Дункан. Серия ЖЗЛ. М., 2006.
- Isadora Dunkan «My Life» Москва. «Центрполиграф» 2005.
- Мариенгоф А. Б. Роман без вранья, 1926.
- Юшкова Е.В. Айседора Дункан и вокруг: новые исследования и материалы. Екатеринбург; Москва: Кабинетный учёный. 2018 ISBN 978-5-6041789-5-9
Айседора Дункан
Айседора Дункан, Исидора Дункан (Isadora Duncan), урождённая Дора Энджела Дункан (Dora Angela Duncan). Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско (США) — умерла 14 сентября 1927 года в Ницце (Франция). Американская танцовщица-новатор и основоположница свободного танца.
Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена Сергея Есенина в 1922-1924 годах.
Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Данкана, который, вскоре обанкротившись, оставил жену с четырьмя детьми.
Айседору, скрыв её возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.
В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику.
В 1903 году Дункан вместе с семьей совершает артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас — Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине.
В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссёром-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. В конце 1904 — начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве, где, в частности, познакомилась со Станиславским. В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у неё нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца.
В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Она говорила: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!»
Но она поверила в обещания большевиков, а выступив на московский перрон, она поняла, что советская действительность мало похожа на Эльдорадо. И, разумеется, обещания не выполнили: большую часть денег для школы Дункан пришлось добывать самостоятельно. Но опять же, как многие интеллигенты, она сочтёт это временными трудностями, платой за вход в рай.
В октябре 1921 года Дункан знакомится с Сергеем Есениным. В 1922 году они официально оформляют брак, расторгнутый в 1924 году. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества.
Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссёра Г. Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли» стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистами творчества Дункан.
Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!); по другим источникам, однако, Дункан сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour), подразумевая красавца-водителя, а версию со славой выдумала из стыдливости приятельница Дункан Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. Её прах покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.
Смерть
Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.
Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.