Качества личности
Возможно, этому своему качеству Соколов обязан душевной уравновешенности, которая дана ему от природы. Как исполнитель, он натура сильная и цельная, его внутренний мир упорядочен и не расщеплен. Характер Соколова тоже ровный, спокойный, это проявляется и в манере поведения, и в общении с людьми, и, безусловно, в творческой деятельности. Даже в самые тяжелые и ответственные моменты ему, если можно судить об этом со стороны, не изменяют самообладание и выдержка. За инструментом Соколов спокоен, нетороплив и уверен в себе. Наблюдая это, возникает вопрос: знаком ли этот человек с тем леденящим волнением, которое обращает практически в муку пребывание на сцене для многих других музыкантов? Однажды его действительно спросили об этом. Сначала Соколов ответил, что обычно волнуется перед выступлениями, а потом, поразмыслив немного, сказал, что не просто волнуется, а очень волнуется. Однако это чувство присутствует ровно до того момента, как он садится за инструмент и начинает играть. После этого волнение незаметно исчезает, вместо него появляется увлеченность творческим процессом и деловитая сосредоточенности. Он погружается в работу. Должно быть, именно таким качеством должен обладать человек, рожденный для открытых выступлений и общения с публикой.
Гастроли
Большая часть сольных концертов Григория Липмановича Соколова проходят в странах Евросоюза. Из Италии, где он проживает уже почти тридцать лет, он ежегодно приезжает в Россию с концертами. Например, в 2020 и 2020 он выступал в Санкт-Петербурге. В Москве же пианист не выступает никогда, объясняя это неприятными воспоминаниями о той тяжелой атмосфере, которая окружала его после первой победы в престижном конкурсе (речь о конкурсе им. П. И. Чайковского, когда музыканту было всего лишь шестнадцать лет). Столичная публика приняла эту победу без особого энтузиазма, ведь этого юного, практически никому не известного музыканта до последнего никто не рассматривал как победителя. Даже он сам. С тех пор Григорий Липманович ни разу не участвовал ни в каких конкурсах, и говорит, что это для музыканта не обязательно.
Основные таёжные ночлежные костры. Краткий обзор.
Обсуждение 1. Григорий, спасибо за новое видео. Я думаю, что основная мысль о устройстве костра была на первых минутах, где четко показана разница между стружкой и полешкой. Какой выбрать костер? Каждый решает сам. Информация Григория помогает лучше понять принципы горения и получения тепла. Нам просто нужно побольше опыта и тогда комментарии станут проще и грамотнее. Еще раз спасибо за Ваши видео.
2. Григорий как всегда! Как на него комментаторы не плюются дерьмом по поводу “это не нодья, правильная нодья такая”, это не так а надо так! Григорий просто берет, и показывает и рассказывает. Причем какой вариант выбрать – оставляет зрителю. Одно замечание! При устройстве ночлежных костров нежелательно применять елку, как тут прозвучало. Еловая древесина стреляет угольками, а пока человек спит, тлеющая одежда прибавит проблем. Ну, если уж деваться некуда!
3. Спасибо за новое видео. Приятно вас слушать и смотреть) так же являюсь фанатом таежных костров! Удобно, требует много ресурсов по энергии только на старте. Зато потом только отдых и наслаждение природой) мне интересно ходите ли вы в пвд один или все же группой и что предпочитаете брать с собой из снаряжения когда идёте один. Я в свои пвд беру хорошую пилу, таежный топор, огниво, тент, гамак и спальник. Ну котелок, фонарик. Не более 10 кг выходит.
Рекомендации
- ^ Марк Зильберквит (1983). Великие современные пианисты России. Паганиниана Публикации.
- Цитата Владимира Крайнева: Великие современные пианисты России, Марк Зильберквит, 1983 г.
- International Piano сентябрь / октябрь 2006 г.
- Соколова цитирует слова «Пианист, оставленный в стороне из-за холодной войны. Российско-американские трудности держали Григория Соколова загадкой для всех, кроме тех, кто работает в консерваториях». Карен Шефер, Обычный дилер, Кливленд, 4 марта 1996 г.
- Карен Шефер, Обычный дилер, Кливленд, 4 марта 1996 г.
- ^
- «Григорий Соколов подписывает эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon». Граммофон (Декабрь 2014 г.).
- Международное фортепианное интервью с Джессикой Дюшен, сентябрь / октябрь 2006 г.
Григорий Соколов: записки туриста
Григорий Соколов сразу предупреждает, что хорошо экипированный турист, обеспеченный всем необходимым в длительном походе (спальный мешок, газовая плита, непромокаемая обувь и сотня других мелочей) — это просто. Но при возникновении непредвиденных обстоятельств во время обычной прогулки по неизведанным местам нужно проявить, по выражению Соколова, «вариативность» мышления, способность определить степень опасности возникшей ситуации и найти способы решения проблемы. И это уже совсем другое дело.
Люди, умеющие найти нестандартный и неожиданный метод выхода из неприятного или опасного положения, не называют себя «выживальщиками». Умение хладнокровно и трезво оценить случившееся и быстро и компетентно найти единственно возможное действие — это результат непрерывных размышлений, анализа возможных причин и необходимых процедур при неожиданных травмах или контузиях. Можно найти выход из почти любого, казалось бы, безвыходного положения, если собрать волю в кулак и без эмоций проанализировать произошедшее.
Биография[править | править код]
Родился в Ленинграде в семье Липмана Гиршевича Соколова (1905—1979) и Галины Николаевны Зеленецкой (1916—1985). Отец работал на радиоаппаратном заводе имени Н. Г. Козицкого и был скрипачом-любителем.
Образование и педагогическая деятельностьправить | править код
Начал обучение музыке в возрасте пяти лет, а в семь был принят в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу фортепиано. Обучался специальности у Л. И. Зелихман. С первым сольным концертом выступил в 12 лет.
В 1973 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора М. Я. Хальфина.
В 1975—1990 годах преподавал в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (с 1986 года — профессор).
Победа на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковскогоправить | править код
Соколов в 1967 году
В 1966 году 16-летний ленинградский девятиклассник Григорий Соколов сенсационно стал победителем третьего Международного конкурса имени П. И. Чайковского. За присуждение первой премии Соколову проголосовало 16 членов жюри, за Мишу Дихтера (США) — 3, за Эдуарда Ауэра (США) — 1. Как вспоминал современник события, музыковед Александр Яблонский, в кулуарах конкурса циркулировала информация, что на первой премии Соколову настоял председатель жюри пианистов Эмиль Гилельс. По мнению музыковеда, «Гилельс лучше всех понял степень дарования и мастерства мальчика, единственный предугадал его великую будущность и „не скрыл“ своего предвидения, но решение принимал не он один».
С тех пор Григорий Соколов не принимал участия ни в каких конкурсах, и считает это необязательным для музыканта.
Творческая карьераправить | править код
С 1970-х годов Григорий Соколов концертирует по всему миру, предпочитая гастроли в Европе. С середины 2000-х годов отказался от выступлений с оркестрами и даёт исключительно сольные концерты.
В 2003 и 2004 годах дважды подряд был удостоен Премии Франко Аббьяти. В 2008 году Григорию Соколову была присуждена премия Артуро Бенедетти Микеланджели.
В 2009 году был избран членом Шведской королевской музыкальной академии.
В 2010 году резонанс в музыкальной прессе и у меломанов получило выступление Соколова на музыкальном фестивале в Зальцбурге, участником которого он является ежегодно с 2008 года.
Григорий Соколов отказался от премии Cremona Music Award 2015 года, не желая находиться в одном списке премированных с Норманом Лебрехтом. Причиной стала заметка на сайте Лебрехта о семье Соколова (2014).
Подавляющее большинство сольных концертов Соколова проходят в Европе. Ежегодно из Италии (с 1990 года Соколов живёт в Кастель-д’Аццано) пианист приезжает и в Россию
В апреле 2017 и 2018 годах внимание меломанов привлекли единственные концерты Григория Соколова в Санкт-Петербурге.
Соколов не выступает в Москве с 1998 года.
5 июля 2022 года стал натурализованным гражданином Испании.
Записи
Соколов возглавляет лейбл « Мелодия» , а в последнее время — Opus 111 , записи его концертов постоянно хвалят критики. Так родились исторические записи произведений Баха, Бетховена, Шопена, Шуберта, Брамса, Рахманинова, Прокофьева. Что касается его записи Баха « Искусство фуги» на Opus 111 (сделанной между 1978 и 1981 годами), критик Билл Ньюман описывает выступление Соколова как «наполненное смелостью, ясностью и ритмическим блеском (…), как у сказочного пианиста» . Его версия вариаций Диабелли Бетховена (на опус 111 ) также получила признание критиков.
Через несколько лет, когда он отказывается выпускать какие-либо записи своих концертов, он подписывает новый эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon : первая запись под этим новым лейблом — это его сольный концерт 2008 года на Зальцбургском фестивале.
Публичные заявления
В марте 2009 года Соколов отменил запланированный концерт в Лондоне из-за требований о получении британской визы, требующих, чтобы все работники, не являющиеся членами ЕС, при каждом заявлении на визу предоставляли отпечатки пальцев и глаз (он также отменил свой концерт в 2008 году, казалось бы, по аналогичным причинам). Соколов возразил, что в таких требованиях есть отголоски советского угнетения.
После того, как британский музыкальный критик Норман Лебрехт получил премию Cremona Music Award 2014, Соколов, узнав о присуждении ему премии Cremona Music Award 2015, отказался принять эту награду, сделав следующее заявление на своем веб-сайте: «Согласно моим представлениям об элементарной порядочности, это стыдно быть в одном списке лауреатов с Лебрехтом ». Заявление Соколова, по всей видимости, относилось к личным высказываниям Лебрехта о семье Соколова.
Творчество[править | править код]
Во время концерта в Финляндии
«Дирижёры подразделяются на три категории. С одними приятно играть — это очень маленькая категория. Это минимум дирижёров. Дирижёры, которые не мешают — это достаточно большая по количеству часть всех дирижёров. И дирижёры, которые активно мешают. Дирижёры, любящие музыку, — это большая редкость».
Григорий Соколов в интервью телеканалу «Культура», 2011
Григорий Соколов отличается виртуозной техникой, яркой индивидуальностью, глубиной интерпретаций. Предпочитает сольные концерты, но иногда выступает с оркестром. Дает около 80 концертов в год, меняя программу дважды. Записывается крайне редко. Предпочитает записи с концертов студийным.
Музыковед Леонид Гаккель, оценивая концерт Соколова в Малом зале имени Глинки Петербургской филармонии, заявил: «в России 96-го года творит великий пианист».
По мнению пианистки Александры Юозапенайте, пианизм Соколова — это «счастливое сочетание двух миров: европейской рафинированности, упорядоченности и гармонии, а также контролируемой изнутри славянской эмоциональности, не переливающейся через край и благородной. Оба мира идеально уживаются между собой в зрелом и опытном художнике».
Введён в Зал славы журнала Gramophone.
Пианист и дирижёр Михаил Шехтман поставил Григория Соколова в один ряд с классиками жанра Сергеем Рахманиновым, Артуром Рубинштейном, Владимиром Горовицем, Эмилем Гилельсом, а из ныне живущих — с Мюрреем Перайя.
О творчестве
Из юного пианиста, не предполагавшего собственную победу, Соколов, со временем, превратился в мастера своего дела
В школьные годы он привлекал внимание красивой, отточенной и гладкой игрой, а с возрастом вошел в число артистов, чья игра наиболее содержательна и творчески интересна. Трактовки Григория Липмановича всегда очень серьезны, он перерабатывает произведение и выдает результат, который производит на слушателей невероятное впечатление
Интересен и тот факт, что Соколов никогда не записывается на студиях и вообще не любит записи. Он считает, что только живая игра может по-настоящему «задеть» слушателя. Все диски, которые есть в продаже, содержат исключительно концертные записи Григория Соколова.
Впрочем, о серьезном отношении к профессии можно судить просто из подбора материала. В программы он часто включает цикл «Искусство фуги» Баха, сонату Шуберта «Си бемоль мажор», и Двадцать девятую сонату Бетховена. Однако смысл не столько в том, что именно играет Соколов, а в том, как он играет. Его подход к интерпретации произведения и отношение к исполняемой музыке.