It’s Snowing
Композитор
Георгий Свиридов
Год создания
1965
Дата премьеры
21.12.1966
Жанр
вокально-симфонические
Страна
СССР
История создания
После окончания «Деревянной Руси» в 1965
году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз — на
стихи Б. Пастернака (1890—1960). Хотя и менее заметно, но поэзия
Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи
были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел
настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.
Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В
своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе
возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая
запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли
П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции,
надругавшейся над Человеком…».
«Снег идет» — это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после
многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в
своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее,
по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов,
— пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Свиридов,
таким образом,… выступил первооткрывателем, причем не в
фигуральном, а в буквальном смысле слова».
Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из
последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и
время». Это «Снег идет…» (1957), «Душа» (дата написания
неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято
Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая
кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был
опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка».
Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале
консерватории.
Музыка
1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход
времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая
партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей
нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение
напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение
с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой
напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней
сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.
3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская
песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую,
почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые
аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы
самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в
котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.
Л. Михеева