Гурилёв александр

Гурилёв александр львович биография композитора, фото

Источники[править]

  1. ↑ Biografija.ru // Гурилев Александр Львович
  2. ↑ Александр Львович Гурилев (1803—1858)
  3. ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Гурилёв Александр Львович
  4. ↑ Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Гурилёв А. Л.
  5. ↑ Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Гурилёв Александр Львович
  6. ↑ А. С. Розанов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981 // Гурилёв Александр Львович
  7. Научная библиотека. Книги и ноты колледжа искусств
  8. Биография Гурилева
  9. ↑ НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ
  10. ↑ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
  11. ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА
  12. Песни и романсы русских поэтов // Вступительная статья В. Е. Гусева
  13. Истории христианских песен
  14. ПОСЛЕ БИТВЫ
  15. РАСКИНУЛОСЬ МОРЕ ШИРОКО
  16. Раскинулось море широко
  17. Бог с вами, я вас больше не люблю
  18. БОГ С ВАМИ!

↑ Интересные факты

  • Произведения Гурилева перекликаются с музыкальным творчеством Глинки
  • Фортепианная игра Александра оказала влияние на развитие музыки Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского
  • Принимался за любую работу ради мелкого заработка. Занимался даже нотной правкой и корректировкой
  • Многие музыкальные черты Гурилева использовались в качестве украшений бытового романса таким композиторов, как А. Дюбюк и П. Булахов.

Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.

Происхождение[править]

Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Однако, следует заметить, что уровень русских крепостных оркестров и крепостных театров был весьма высоким. Россия, еще при первом русском императоре Петре Первом «в Европу растворив окно», приглашала европейских деятелей науки и искусств, не скупясь на их гонорары, — это нужно было по политическим соображениям: для развития Российской империи необходимо было встать в один ряд с другими европейскими — западноевропейскими странами. Следующие императоры продолжили политику Петра Алексеевича. Решения государей немедленно — вдохновенно и воодушевлённо — исполнялись верными царедворцами: Россия жадно впитывала европейскую культуру

Это стало делом государственной важности: при императорах появилась дирекция государственных (императорских) театров и оркестров. Видные сановники как рьяные продолжатели государственных идей организовывали свои собственные театры и оркестры из своих собственных крепостных, приглашая к ним европейских преподавателей.. В одном из таких оркестров служил Лев Степанович Гурилёв

Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.

В одном из таких оркестров служил Лев Степанович Гурилёв. Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.

Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр.

Вольная жизнь[править]

В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.

Жизнь крепостного, безусловно, вряд ли можно назвать счастливой. Но барин обязан был, по крайней мере, кормить своих холопов, не давая им умереть с голоду, и предоставлять жилье — то есть крышу над головой. Вольная вместе со свободой принесла полное нищенство и заботы о хлебе насущном — а с ним, с этим насущным, дело обстояло плохо. Музыкальные творения — не есть первая необходимость биологической жизни, покупателей на такую красоту отыскивалось немного. Приходилось много работать.

Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.

Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.

О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.

Романсы (выборка)

  • Бедная девушка ты (слова К. С. Аксакова)
  • Бог с вами, я вас больше не люблю (слова Н. П. Грекова)
  • Боже, как же мне быть (слова неизвестного автора)
  • В морозную ночь я смотрел (слова И. Макарова)
  • Вам не понять моей печали (слова А. Н. Бешенцова)
  • Век юный, прелестный (слова Н. Коншина)
  • Внутренняя музыка (слова Н. П. Огарёва)
  • Воспоминание (слова А. Дьякова)
  • Вьётся ласточка сизокрылая (слова Н. П. Грекова)
  • Гадание
  • Грусть девушки (слова А. В. Кольцова)
  • Деревенский сторож (слова Н. П. Огарёва)
  • Долго ли же будешь, сердце, ты томиться (слова П. Т.)
  • Домик-крошечка (слова С. М. Любецкого)
  • Её здесь нет
  • Жил-был один муж старый
  • Зимний вечер (слова Н. П. Огарёва)
  • Золотистые, шелковые кудри
  • И скучно, и грустно (слова М. Ю. Лермонтова)
  • К дедушке (слова А. Жаркова)
  • К фонтану Бахчисарайского дворца (слова А. С. Пушкина)
  • К черноокой (слова В. Г. Бенедиктова)
  • Как от ветки родной
  • Колокольчик (слова А. В. Кольцова)
  • Колыбельная песня (слова П. Каменского)
  • Коровушка (обработка русской народной песни)
  • Красный сарафан
  • Лучинушка
  • Майские ночи (слова Н. П. Грекова)
  • Матушка-голубушка (слова С. Ниркомского)
  • Месяц встал и озаряет сад серебряным лучом (слова И. Грузинова)
  • Молитва (В минуту жизни трудную) (слова М. Ю. Лермонтова)
  • Не одна во поле дороженька
  • Не спрашивай, не вызывай признанья (слова А. Н. Струговщикова)
  • Не хочу, не хочу…
  • Не шуми ты, рожь (слова А. В. Кольцова)
  • Нет, не тебя так пылко я люблю (слова М. Ю. Лермонтова)
  • О, не целуй меня
  • Однозвучно гремит колокольчик (слова И. И. Макарова)
  • Она миленькая (слова неизвестного автора)
  • Оправдание (Когда одни воспоминанья) (слова М. Ю. Лермонтова)
  • Осенний день (слова Н. П. Грекова)
  • Отвернитесь, не глядите (слова А. В. Кольцова)
  • Отгадай, моя родная (слова Е. Крузе)
  • Падучая звезда (слова И. Макарова)
  • Песнь моряка (слова Н. П. Грекова)
  • Песнь ямщика (Аль опять не видать) (слова К. Бахтурина)
  • После битвы (слова Н. Ф. Щербины)
  • Право, маменьке скажу (слова Ю. Масальского, перевод с польского Н. В. Берга)
  • Прости, прощай страна родная
  • Путник (слова Н. П. Огарёва)
  • Радость-душечка (слова П. А. Вяземского)
  • Разлука (на заре туманной юности) (слова А. В. Кольцова)
  • С песней душа улетит (слова неизвестного автора)
  • Сарафанчик (слова А. И. Полежаева)
  • Сердце-игрушка (слова Э. И. Губера)
  • Серенада (слова Н. П. Грекова)
  • Скучно, матушка
  • Слеза (слова Н. П. Грекова)
  • Смолкни, милая певица
  • Ты — гений, дева неземная (слова И. Кожухова)
  • Уж как пал туман (слова неизвестного автора)
  • Улетела пташечка (слова С. Сельского)
  • Чёрный локон (слова А. Б)
  • Я вечор в саду гуляла (слова А. Дельвига)
  • Я говорил при расставании (слова А. А. Фета)
  • Я помню взгляд (слова Л. Тимофеева)

Стиль

В основном Александр был известен при жизни своими вокальными произведениями. Его романы проникнуты романтическим декадансом, сентиментальной атмосферой и этосом, а также тонким лиризмом с проторахманиновскими ностальгическими тенденциями. На его эстетические предпочтения сильно повлияла традиция русской народной песни. Из-за его склонности к чистым мелодиям и непрерывности кантилены, Гурилева можно было считать более близким к глинкиновской жилке народного почтения из первых рук, чем к более идеалистическому подходу Чайковского. С другой стороны, ряд романсов был написан в более структурном, менее архетипично декадентском, систематически мелодраматическом стиле, предвосхищающем полногрудые произведения Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского.

Важной составляющей вокальных произведений Гурилева является тщательно проработанный и схематично организованный фортепианный аккомпанемент.

↑ Биография

Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.

Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.

Биографы выделяют важное событие в жизни Александра — его знакомство с музыкальным критиком и дирижером Варламовым, который приехал в Москву в середине 30-ых годов. Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории русского искусства. Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты

Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты.

Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.

Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.

Биография

Родился 22 августа (3 сентября) 1803 года в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова — Льва Степановича Гурилёва, у которого получил первые уроки музыки. В дальнейшем учился игре на фортепиано учился у Джона Фильда, теории музыки ― у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына.

В , после смерти Орлова, отец и сын Гурилевы получили вольную и были приписаны к сословию мещан. Вскоре Гурилёв обрёл известность как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции ― художниками и писателями, Гурилёв начал писать романсы на стихи Грекова, Кольцова, Ивана Макарова. Некоторые из них были опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах.

Наиболее известные романсы Гурилёва (всего более 60) ― «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко», имеющей многие последующие вариации. Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано ― инструмента, которым Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том числе на тему романса Варламова «На заре ты её не буди», а также из опер и др.), небольшие салонные пьесы.

Основной жанр творчества Гурилёва ― вокальная лирика. Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Ясная мелодия, кантилена сближает Гурилёва с Глинкой, с другой стороны, ряд романсов в драматически-декламационном стиле предвосхищает творчество Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского

Немаловажной составляющей вокальных сочинений Гурилёва является тщательно разработанная фортепианная партия.

Несмотря на успех сочинений, Гурилёв провёл жизнь в бедности, зарабатывая частными уроками музыки и корректурой нот. В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием. Умер в Москве 30 августа(11 сентября) 1858 года.

Музыкальные произведения

Большинство его песен были написаны в 1820-1830-е годы. Он написал более 200 произведений, 50 из которых являются либо народными, либо написаны с использованием аналогичных эффектов. Многие из его песен были исполнены хором Донских казаков и другими известными русскими вокальными коллективами.

  • Мать моя дорогая
  • Серокрылая ласточка парит
  • Колокол монотонно звенит
  • Маленький Сарафан (слова Александра Полежаева)
  • La Fontaine
  • Песня ямщика
  • Милая птичка прилетела
  • Круги ласточки
  • Отводите глаза, не смотрите!
  • Я сказал тебе, когда мы расстались
  • Девичья скорбь
  • Монотонно звонит в колокольчик
  • Ты не можешь понять моего горя
  • Игрушечное сердце (слова Эдуарда Ивановича Губера)
  • Молитва (слова Михаила Лермонтова )
  • Не пой, соловей (слова Алексея Кольцова)
  • Девичья грусть (слова Алексея Кольцова)
  • Разделение (На заре туманной молодости)
  • Вариации на тему «Не буди ее на заре » Александра Варламова
  • Не мучай меня, моя дорогая из оперы Иван Сусанин из Михаила Ивановича Глинки

↑ Творчество

В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник «Избранных народных песен». В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.

Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.

Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.

Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.

Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны

Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации

Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.

Молодые годы[править]

Музыкальный талант Александра Львовича Гурилёва проявился рано, но официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.

Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов: игре на фортепиано он учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы, обративших внимание на талантливого мальчика. Кроме того, молодой крепостной музыкант сочинял собственные музыкальные произведения: танцевальную музыку, песни, романсы и играл в крепостном оркестре, где исполнялись его авторские музыкальные пьесы. Крепостные оркестры были распространены, ими их владельцы потчевали своих гостей — как пирогами, новомодными европейскими салатами и винами, и музыкальные творения молодого композитора Александра Гурилёва становились известны

Крепостники даже по дружбе душевной одалживали своих крепостных музыкантов друг другу — для проведения каких-либо празднеств и торжеств. Поэтому Александру Гурилёву доводилось выступать и с крепостным оркестром князей Голицыных.

Крепостные оркестры были распространены, ими их владельцы потчевали своих гостей — как пирогами, новомодными европейскими салатами и винами, и музыкальные творения молодого композитора Александра Гурилёва становились известны. Крепостники даже по дружбе душевной одалживали своих крепостных музыкантов друг другу — для проведения каких-либо празднеств и торжеств. Поэтому Александру Гурилёву доводилось выступать и с крепостным оркестром князей Голицыных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: