Ян Сибелиус — биография
Ян Сибелиус – финский скрипач и композитор, представитель западноевропейского романтизма. Автор «Хорового гимна Финляндии», семи симфоний и сотен произведений религиозного и светского характера.
Ян Сибелиус – знаменитый финский композитор и скрипач, вошедший в плеяду представителей позднего романтизма 19-го столетия. Вдохновленный скандинавскими красотами и самобытным эпосом, автор создал семь симфонических и несколько камерных произведений религиозной и светской направленности.
Детство и юность
Музыкант родился 8 декабря 1865 года в городе Тавастгус, входившем тогда в состав Российской Империи. Через три года после рождения мальчика скончался его отец, врач по специальности, и все финансовое бремя легло на плечи безработной матери. Чтобы свести концы с концами женщина вместе с детьми была вынуждена переселиться в родительский дом.
Во время обучения в начальной школе Ян в компании брата Кристиана и сестры Линды много времени проводил на берегу Финского залива. Одновременно с общеобразовательной школой мальчик занимался музыкой на фортепианных курсах, где с первых месяцев проявлял стремление к импровизации.
Фортепиано вскоре отошло на второй план – юный музыкант предпочел скрипку. Несколько лет Сибелиус покорял слушателей своей виртуозной игрой, все были уверены, что молодой человек станет прославленным скрипачом. Однако сам исполнитель отказался от такой перспективы, целиком и полностью погрузившись в сочинительство.
Творчество
В конце 1880-х Ян продолжил обучение в Европе, где в те годы кумирами были композиторы Антон Брукнер и Рихард Штраус. Вдохновившись их шедеврами, начинающий сочинитель создал несколько оркестровых композиций и балет. В 1890 году Ян закончил работу над партитурой к симфоническому произведению «Куллерво» и «Увертюрой ми мажор».
Первым громким успехом в творческой биографии юноши стала симфоническая поэма «Сага», получившая единогласное одобрение знатоков искусства. Далее была представлена полная концертная версия увертюры «Карелия», которую сразу же разобрали в свои репертуары столичные театры. В течение первого же сезона это сочинение было сыграно более двух десятков раз.
Эксперименты с инструментальной музыкой автор оставил в 1893 году, начав трудиться над оперой по мотивам «Калевалы». Этот проект Сибелиус в полной мере не осуществил, ограничившись четырьмя хоровыми легендами.
В начале 1898-го, на фоне конфликта Российской Империи и Финского княжества, композитор свою первую симфонию и несколько произведений патриотического плана. Это были композиции для фортепиано и оркестров с мужскими голосами.
Симфония «Финляндия», произведения «Афинская песня» и «Песня о Лемминкяйнене» сделали из Яна настоящего героя нации. Слава о талантливом сочинители вышла далеко за пределы родной страны, композитора стали приглашать лучшие концертные залы Европы. После триумфального турне в газетах разных стран появились статьи, в которых творчество Сибелиуса называли «абсолютным шедевром».
Обрушившаяся слава чуть было не погубила талантливого мэтра. Празднуя победы, Ян устраивал пышные вечеринки, на которых шампанское лилось нескончаемой рекой. Алкоголя в жизни музыканта стало слишком много, и это вызывало опасение у его близких. С этой пагубной привычкой Сибелиус расстался в один день, как только узнал о своей болезни и серьезном недомогании супруги. Сочиняя в трезвом уме, автор ощутил колоссальную разницу между музыкой, написанной «до» и «после».
Осенью 1914 года в Норфолке прошел музыкальный фестиваль, где прозвучали новые шедевры Яна Сибелиуса. Произведения «Океаниды» и «Бард» были практически единогласно признаны образцами изящной музыки, принесшими свежее дыхание классическому мероприятию.
Плодотворная деятельность композитора продолжалась до 1926 года, пока вдохновение полностью его не покинуло. Находясь в творческом кризисе, маэстро уничтожил львиную долю собственных трудов.
Finlandia, Op. 26
Композитор
Ян Сибелиус
Дата премьеры
02.07.1900
Жанр
симфонические
Страна
Финляндия
Музыкальная поэма
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, струнные.
История создания
3—5 ноября 1899 года в Гельсингфорсе (Хельсинки), столице Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, отмечались «Три дня печати». Это была заключительная акция большой патриотической кампании: финны протестовали против наступления российского самодержавия на демократические права и защищали свободу прессы. 4 ноября в Шведском театре состоялся благотворительный спектакль в популярном жанре того времени — «живые картины». «Исторические сцены» со стихами и музыкой представляли различные эпохи в жизни страны. В том числе мифологическую (с мудрым певцом Вяйнемёйненом, героем «Калевалы»), легендарную (крещение финнов), историческую (Тридцатилетняя война) и наконец современную (Финляндия пробуждается). В последней поэт Людвиг Рунеберг внимал Музе, этнограф Элиас Лённрот записывал руны «Калевалы», а на заднике были изображены символы прогресса — народная школа и паровоз. Музыка Сибелиуса, включавшая оркестровое вступление ко всем картинам и сопровождение стихов, вскоре после спектакля была переработана в две оркестровые сюиты из шести пьес. Наиболее крупная, седьмая, в них не вошла и под названием «Финляндия» стала исполняться как самостоятельная симфоническая поэма.
Она прозвучала на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года в исполнении оркестра финского Филармонического общества под управлением известного финского композитора и дирижера Роберта Каянуса. Патриотический характер произведения особенно ярко проявился в авторских концертах Сибелиуса летом 1904 года, состоявшихся на балтийской окраине Российской империи — в Риге и Ревеле (Таллине). В программах «Финляндия» фигурировала под названием «Экспромт», однако, как вспоминал композитор, «большая часть публики поняла, в чем тут дело». Современники утверждали, что «Финляндия» способствовала успеху освободительной борьбы больше, чем тысячи речей и памфлетов.
Поэма Сибелиуса сравнительно невелика, но оставляет впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует и состав оркестра с тремя трубами и звонкими ударными, но особенно — характер тем, которые можно принять за подлинные народные. Однако здесь нет ни одной фольклорной цитаты: «Тематический материал «Финляндии» с начала и до конца принадлежит мне», — говорил Сибелиус.
Музыка
Тяжеловесные мощные аккорды меди на фоне тремоло литавры вводят в мир Финляндии — северной природы, суровых сказаний, трагической истории, могучих, богатырского склада людей, готовых к долгой упорной борьбе. Тема крупными длительностями развертывается неспешно, форте-фортиссимо. Но вот темп убыстряется, раздаются кличи труб и тромбонов, звон тарелок и треугольника, воцаряются радостные и в то же время героические настроения. Многократное повторение краткого простого мотива приводит к утверждению столь же простой, но более напевной темы. Ее излагают деревянные духовые, а второй куплет поют струнные. Обрамлением служит повторение героического эпизода, который завершает поэму мощным ликующим tutti.
А. Кенигсберг
Основные произведения[править | править код]
Симфонииправить | править код
- Симфония № 1 e-moll, op.39 ()
- Симфония № 2 D-dur, op.43 ()
- Симфония № 3 C-dur, op.52 ()
- Симфония № 4 a-moll, op.63 ()
- Симфония № 5 Es-dur, op.82 ()
- Симфония № 6 d-moll, op.104 ()
- Симфония № 7 C-dur, op.105 ()
Симфонические поэмыправить | править код
- «Сага», ор.9 (, вторая редакция )
- «Финляндия», ор.26 ()
- «Дочь Похьолы», ор.49 ()
- «Пан и Эхо», ()
- «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 ()
- «Дриада», ор.45 ()
- «Бард», ор.64 ()
- «Океаниды», ор.73 ()
- «Тапиола», ор.112 ()
Симфонические сюитыправить | править код
- «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды: «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена»; —)
- «Карелия» — увертюра и оркестровая сюита, op.10 и 11 ()
- «Пеллеас и Мелизанда» ()
Музыка к драматическим спектаклямправить | править код
- «Король Кристиан II» пьеса А. Паула ()
- «Куолема» (драма А. Ярнефельта)
- «Буря» (трагедия Уильяма Шекспира; )
- — Увертюра E-dur
- — Увертюра a-moll
- — «Куллерво», симфон. поэма для оркестра, соло и хора
- — «Песня афинян» для хора мальчиков и оркестра
Ян Сибелиус: пик популярности
На основе текстов «Калевалы», Ян взялся за сочинение оперы. В конечном результате композитор так и не довёл работу до конца. На закате 90-х годов маэстро приступил к сочинению первой симфонии и патриотических произведений для оркестра.
Сочинение и презентация поэмы «Финляндия» – сделали из Яна настоящего национального героя. С этого момента творчеством маэстро активно интересуются не только на родине, но и за её пределами.
На волне популярности он отправился в большой европейский тур, который охватил «музыкальные» страны. Спустя некоторое время состоялась премьера 2-й симфонии, которая повторила успех предыдущей работы.
Популярность граничила со значительным увеличением дохода. Ян много денег тратил на спиртные напитки. У него развился алкоголизм. Дело могло бы кончиться плачевно, если бы не серьёзная болезнь и нервный срыв.
Jean Sibelius (Ян Сибелиус): Биография композитора
Ситуация заставила Сибелиуса «завязать» с пагубной привычкой. Музыкальные произведения, которые выходят из-под пера Яна в этот период времени отличаются академичностью. Поклонники заваливали композитор комплиментами, говоря о том, что ему очень «идёт» сочинять музыку в ясном сознании.
Музыкальные критики в свою очередь расхваливали 3-ю и 4-ю симфонию, которые впервые прозвучали на территории Лондона. В 1914 году состоялась премьера сразу двух поэм. Речь идёт о произведениях «Бард» и «Океаниды».
В последующие годы творческий жизни он не отошёл от любимого дела. Маэстро сочинил много достойных произведений. Из числа работ, которые Ян написал в этот период времени, следует выделить этюды для фортепиано, симфонии и хоровые гимны. Когда вдохновение покинуло композитора – он не только перестал писать, но и уничтожил большую часть работ.
Личная жизнь
В 1888 году во время учебы в музыкальном институте в Хельсинки Сибелиус часто бывал в доме друга Эдварда Армаса Ярнефельта, где познакомился с его младшей сестрой по имени Айно. 10 июня 1892 года с согласия отца, бывшего прославленным российским генералом, Ян женился на утонченной красавице и уехал в медовый месяц на родину «Калевалы».
Потом молодая семья занялась благоустройством личной жизни, и в 1903 году строители закончили возведение дома Айнола, расположившегося в живописном месте на озере Туусула. Там вслед за четырьмя девочками, которых назвали Ева, Рут, Кирсти и Катарина, на свет появилась Маргарита, а в 1911 году родились Хайди, последняя и самая младшая дочь.
После переезда семейное счастье было омрачено пьянством и загулами композитора, но из-за операции на горле он отказался от употребления алкоголя, и пара прожила беззаботные 7 лет. В 1930-х годах, когда дети покинули Айнолу, Сибелиусы переехали в Хельсинки, но в начале Второй мировой войны вернулись обратно и больше никогда не оставляли прекрасных карельских мест.
Violin Concerto (d-moll), Op. 47
Композитор
Ян Сибелиус
Год создания
1903
Дата премьеры
08.02.1904
Жанр
концертные
Страна
Финляндия
С появлением Яна Сибелиуса (1865—1957) музыка Финляндии обрела голос, слышный во всем мире. Созданный им глубоко индивидуальный и своеобразный стиль письма, наследуя стилю крупнейших мастеров европейской музыки, в то же время претворяет ритмы и интонации финской народной музыки, образы могучей природы «страны тысячи озер».
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 создан Сибелиусом в 1903 году. По словам известного дирижера Леопольда Стоковского, единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса представляет «одну из лучших симфоний композитора». Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения.
Первую часть концерта, развертывающуюся подобно импровизации сказителя, отличают суровый «северный» колорит оркестра, страстная и в то же время сдержанная лирика. Виртуозность партии солиста органически сочетается с масштабностью замысла, служит его воплощению. Вторая часть — вдохновенная элегия, полная необычайных мелодических красот — принадлежит к самым возвышенным страницам романтической музыки. Темпераментный, стремительный «игровой» финал с упругим пунктирным ритмом, воплощает стихию народного танца.
Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.
Иосиф Райскин, mariinsky.ru
Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на ней. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту.
Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Надежда Кулыгина, mariinsky.ru