Анатолий александров (композитор) — anatoly alexandrov (composer)

Анатолий николаевич александров

Биография

Родился 13 (25) мая 1888 года в Москве в музыкальной семье.

Мать дала ему первые уроки игры на фортепиано. В годы детства будущего композитора семья часто переезжала. В 1906 году окончил Томскую мужскую гимназию с золотой медалью.

С 1906 года семья снова стала жить в Москве. После встречи с С. И. Танеевым стал заниматься сначала у его ученика Н. С. Жиляева, а потом у самого Танеева (1907—1910).

В 1906—1909 годах учился на историко-философском факультете в Московском университете.

В 1910 году поступил в Московскую консерваторию, где изучал фортепиано под руководством К. Н. Игумнова (до 1915 года) и композицию под руководством С. Н. Василенко. В 1916 году окончил консерваторию с малой золотой медалью.

Принимал участие в Первой мировой войне, позже в годы гражданской войны служил в РККА в частях особого назначения в качестве военного музыканта — пианиста.

Затем вплоть до 1974 года выступал на концертах как пианист с исполнением своих произведений.

В 1918—1919 годах работал в Наркомпросе РСФСР, в 1919—1920 годах — дирижёр Камерного театра, в 1922—1923 годах — дирижёр и редактор Радиовещания в Москве.

В 1923—1965 годах преподавал в Московской консерватории (с 1926 года — профессор). Среди его учеников — Н. Х. Халмамедов, Н. П. Аносов, В. В. Бунин, М. В. Иорданский, Р. С. Леденёв, М. А. Меерович, К. В. Молчанов, М. А. Музафаров, Г. А. Мушель, И. Г. Неймарк, Ю. М. Слонов, Е. Н. Тиличеева, Ю. А. Фортунатов, Н. К. Чемберджи.

Завершил ряд неоконченных произведений С. И. Танеева и А. К. Глазунова, участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П. И. Чайковского.

Автор статей, воспоминаний об С. И. Танееве, С. В. Рахманинове.

Член Союза композиторов СССР. В течение ряда лет был председателем секции детской музыки Союза.

Жил в Москве на Воздвиженке, затем на 3-й Миусской улице (ныне улица Чаянова), 10.

Умер 16 апреля 1982 года. Похоронен на Введенском кладбище (20 уч.).

Семья

  • Отец — Николай Александрович Александров (1858—1936), фармаколог.
  • Мать — Анна Яковлевна Александрова-Левенсон (1856—1930), пианистка, ученица П. И. Чайковского
  • Дядя — Осип Яковлевич Левенсон (1839—1892), музыкальный критик.

Anatoly Alexandrov

Дата рождения
25.05.1888
Дата смерти
16.04.1982
Профессия

композитор, педагог

Страна
СССР

Душа моя тиха. В натянутых струнах
Звучит один порыв, здоровый и прекрасный,
И льется голос мой задумчиво и страстно.
А. Блок

Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александров вписал яркую страницу в историю русской и советской музыки. Выходец из музыкальной семьи — мать была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония),- он окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко).

Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Он завоевал признание еще в дореволюционные годы как автор светлых и жизнеутверждающих «Александрийских песен» (ст. М. Кузмина), оперы «Два мира» (дипломной работы, удостоенной золотой медали), ряда симфонических и фортепианных произведений.

В 20-е гг. Александров в числе зачинателей советской музыки — плеяды талантливых молодых советских композиторов, таких, как Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Давиденко, Б. Шехтер, Л. Книппер, Д. Шостакович. Душевная молодость сопутствовала Александрову на протяжении всей жизни. Художественный облик Александрова многогранен, трудно назвать жанры, которые не нашли бы воплощения в его творчестве: 5 опер — «Тень Филлиды» (либр. М. Кузмина, не законч.), «Два мира» (по А. Майкову), «Сорок первый» (по Б. Лавреневу, не законч.), «Бэла» (по М. Лермонтову), «Дикая Бара» (либр. Б. Немцовой), «Левша» (по Н. Лескову); 2 симфонии, 6 сюит; ряд вокально-симфонических произведений («Ариана и Синяя Борода» по М. Метерлинку, «Память сердца» по К. Паустовскому и др.); Концерт для фортепиано с оркестром; 14 фортепианных сонат; произведения вокальной лирики (циклы романсов на стихи А. Пушкина, «Три кубка» на ст. Н. Тихонова, «Двенадцать стихотворений советских поэтов» и др.); 4 струнных квартета; серии программных фортепианных миниатюр; музыка для драматического театра и кино; многочисленные сочинения для детей (Александров был одним из первых композиторов, писавших музыку для спектаклей Московского детского театра, основанного Н. Сац в 1921 г.).

Наиболее ярко дарование Александрова проявилось в вокальной и камерно-инструментальной музыке. Его романсам присущ тонкий просветленный лиризм, изящество и изысканность мелодики, гармонии и формы. Те же черты — в фортепианных произведениях и в квартетах, входящих в концертный репертуар многих исполнителей у нас в стране и за рубежом. Живая «общительность» и глубина содержания характерна для Второго квартета, замечательны по своей тонкой образности циклы фортепианных миниатюр («Четыре повествования», «Романтические эпизоды», «Страницы из дневника» и др.); глубоки и поэтичны фортепианные сонаты, развивающие традиции пианизма С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.

Александров известен и как замечательный педагог; будучи профессором Московской консерватории (с 1923 г.), он воспитал не одно поколение советских музыкантов (В. Бунин, Г. Егиазарян, Л. Мазель, Р. Леденев, К. Молчанов, Ю. Слонов и др.).

Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество Ан. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске.

О. Томпакова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: