Годы учебы, формирование композиторского стиля.
Вернувшись домой, Андрей Эшпай поступает в музыкальное училище при Московской консерватории. Его приняли сразу на два факультета: фортепианный (класс Т.Ю. Чернова) и композиторский (класс Е.О. Месснера). Оба педагога увидели перед собой юношу с блестящими задатками, умного, увлеченного и очень самостоятельного.
Учиться было трудно и интересно. Перерыв в музыкальных занятиях давал о себе знать. Чернов требовал беглой читки с листа, крепкой пианистической хватки. На уроках Месснера студенты много играли и анализировали, каждый должен был уметь разобраться в музыкальных явлениях различных эпох.
Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А.Я. Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. В его памяти жили летние волжские вечера с дивными марийскими, русскими и чувашскими напевами. Он приступает к обработке песен, придавал им форму вокальных и инструментальных миниатюр.
В композиторском классе училища Андрей с интересом изучает творчество французских композиторов — импрессионистов Дебюсси и Равеля. Его привлекают изумительная тонкость в передаче чувств, изящество формы, новизна оркестровки. Он старается понять природу этой музыки. Находит у Гогена: «Цвет, вибрирующий так же, как и музыка, способен выразить самое общее и, стало быть, самое неуловимое в природе — ее внутреннюю силу». Есть еще одна причина, объясняющая роль импрессионизма в ранних сочинениях А. Эшпая. Как известно, стремясь к «освежению» музыкального искусства, К. Дебюсси и М. Равель нередко привлекали целый комплекс необычных средств, в том числе и пентатонику. Для Андрея Эшпая, с первых шагов в творчестве прочно базировавшегося на марийском песенном фольклоре с пентатонической ладовой организацией, опыт импрессионистов в обращении с пентатоникой был поучителен.
Окончив в 1948 году училище, он поступает в консерваторию, где снова учится на двух факультетах: фортепианном — в классе В.В. Софроницкого и композиторском — в классе Н.П. Ракова.
Занятия композицией в последующие полтора года Андрей Эшпай продолжал у Н.Я. Мясковского.
Произведения этого времени свидетельствуют о быстром росте мастерства молодого композитора. Тогда им были написаны пьесы для скрипки, Сюита для кларнета и фортепиано, «Симфонические танцы», фортепианный этюд.
Основательное знакомство Андрея Эшпая с русской пианистической школой происходило под руководством выдающегося советского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого
Общение с замечательным музыкантом, любившим рояль «так сильно и нежно, как нельзя полюбить ни одно существо на свете», повседневный труд под неослабным его вниманием позволили Андрею добиться блестящих пианистических успехов.. После смерти Н.Я
Мясковского Эшпай переходит в класс композиции Е.К. Голубева.
После смерти Н.Я. Мясковского Эшпай переходит в класс композиции Е.К. Голубева.
В 1952 году, за год до окончания консерватории, А. Эшпай был принят в Союз композиторов. Государственный экзамен стал еще одним свидетельством расцвета таланта Эшпая. В дипломную программу композитора вошла партитура первой части его собственного концерта для фортепиано, а как исполнитель (А. Эшпай заканчивал два факультета одновременно) он выступил тонким интерпретатором фортепианного концерта А. Хачатуряна. Комиссия признала пианистические и композиторские достижения Эшпая отличными. Так открывалась прямая дорога в школу высшего мастерства — аспирантуру.
Память
Памятник А. Эшпаю перед зданием Музыкального училища им. И. С. Палантая в Йошкар-Оле
- В Козьмодемьянске детская школа искусств названа именем Андрея Эшпая.
- В Козьмодемьянске в память о композиторе установлена мемориальная доска по улице Чернышевского, 43.
- С 2013 года в Йошкар-Оле проводится Всероссийский конкурс-фестиваль молодых музыкантов имени Андрея Эшпая.
- Большой концертный зал Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая в Йошкар-Оле носит имя Андрея Эшпая.
- В 2019 году в Республике Марий Эл объявлен конкурс на лучший проект памятников известным культурным и общественным деятелям марийского народа, среди которых значится и А. Я. Эшпай. Итоги конкурса будут подведены в 2020 году.
- 1 октября 2020 года в рамках мероприятий XI съезда народа мари в Йошкар-Оле у здания факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая был заложен камень на месте будущего памятника композитору Андрею Эшпаю. 1 сентября 2022 года состоялось торжественное открытие памятника (бюст работы скульптора А. Чебаненко).
- 26 мая 2021 года принято решение о присвоении аэропорту Йошкар-Олы имени Андрея Яковлевича Эшпая.
- С 2021 года в Йошкар-Оле проходит Фестиваль оперного искусства имени Андрея Эшпая.
Детство, истоки творчества
Родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске Марийской АССР. Его отец — Яков Андреевич был одним из первых марийских профессиональных композиторов. Человек богатой творческой фантазии, чуткий и внимательный, он передал сыну интерес к музыке и жажду поиска.
Если задуматься над тем, где истоки творческой судьбы Андрея, то одним из ответов обязательно будет: в удивительной жизни и многогранной деятельности его отца.
Андрею было три года, когда родители переехали в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать — в педагогическом институте.
Шли годы. Каждое лето Андрей проводил у своих родственников Тогаевых на Волге, в Мариинском Посаде. Здесь, где, как скажет взрослый Андрей Эшпай, «даже воздух пропитан музыкой», он сам неожиданно почувствовал тягу к творчеству.
Не одними играми были заполнены летние дни. Рядом, только умей смотреть и слушать, происходило столько удивительного! Хозяева дома — тонкие ценители прекрасного. Анатолий Николаевич Тогаев — композитор, автор песен, создатель многих хоровых коллективов, учитель пения — играл на гуслях, скрипке, изучал методы работы с хором Митрофана Пятницкого, который подарил ему свой сборник песен с надписью: «Родной душе — родные звуки».
Дом Тогаевых славился своими литературно-музыкальными вечерами. К ним «на огонек» стекались все, кому дорого искусство, от народного певца до маститого композитора. Часто бывал здесь Яков Эшпай. В 1935 году сюда приехали и не хотели расставаться с гостеприимными хозяевами Мариан Коваль, Виктор Белый и венгр Ференц Сабо.
Притягательная сила просторов Волги, добрые и открытые сердца окружающих людей, прелесть народных мелодий оказали влияние на чуткую душу подростка. Не потому ли Андрей Эшпай так часто любит возвращаться в страну своего детства?
В 1941 году школу-семилетку имени Гнесиных по классу Листовой закончили Станислав Нейгауз и Андрей Эшпай. Два этих имени многое говорят любителям и ценителям музыки сегодняшних дней.
Вскоре после начала войны Андрей Эшпай с родителями уехал к Тогаевым. Будущий композитор рвался на фронт, но его время еще не пришло. Он учился в школе, участвовал в художественной самодеятельности. Вместе со всеми, кто мог держать лопату, Андрей рыл противотанковые рвы, выезжал в колхозы на уборку урожая.
В 1942 году Андрей Эшпай заканчивает десятый класс и поступает в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище. За полгода (с января по июнь 1943года) он осваивает первую военную специальность. Однако решающую роль в дальнейшей его судьбе сыграло отличное знание немецкого языка, Андрей Эшпай был направлен в Военный институт иностранных языков. Ускоренными темпами, каких требовала тогда война, закончена учеба, и в конце 1944 года военный переводчик Андрей Эшпай направляется в действующую армию 1-го Белорусского Фронта. От Магнушевского плацдарма (на Висле) в составе Третьей ударной армии, лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай прошел путь до Берлина.
Боевой путь Андрея Эшпая отмечен правительственными наградами: орденом Красной Звезды, польской медалью «За Варшаву 1939-1945годах», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Режиссура
Через пять лет Андрей Андреевич подарил зрителю уже полноценную метровую ленту «Шут», в которой он поднимал тему социального неравенства. Далее режиссер решил снять классику. Он выбрал сложного в психологическом плане автора. Картина была воспринята зрителем хорошо, а на кинофестивале в Венеции «Униженные и оскорблённые» по произведению Достоевского фильм продемонстрировали только после 6 лет забвения. Кинопродюсер не боится использовать в своей работе абсолютно новые технологии: цифровая камера стала ведущей в съёмках следующей работы режиссёра. И фильм «Цветущий холм…» получил кинематографическую премию «Ника».
Эшпай снимает исторически правдивые фильмы. Он не боится рассматривать в своих картинах значимую для победы над фашистскими захватчиками фигуру Иосифа Сталина. Предвоенной эпохе и теме войны режиссёр посвящает несколько своих фильмов. Творческая работа помогает ему в его преподавательской деятельности. У него есть собственная мастерская, которая расположена во ВГИК. Педагогическую работу режиссёр успешно осуществляет в мастер-классах, которые проводит в Школе кино.
Практически нет ни одной работы, снятой Эшпаем, которая была не отмечена очередной премией или наградой кинематографа. Драма в жанре мистики «Элениум» получила награду на фестивале «Киношок». Жюри признали её лучшей операторской работой фестиваля. Необычную тему поднял Андрей Андреевич в сериале о «Взрослых дочерях»: многодетный капитан милиции попадает в трудную жизненную ситуацию. За 17 лет, когда он находился в бегах, изменилась вся его жизнь. Доверие, всенародная любовь и уважение позволило стать лучшему сценаристу председателем жюри кинофестиваля «Литература и кино».
События биография
- Конец 1944-начало 1946 года — Эшпай служит в армии. За ценные данные, полученные при допросе пленных и личное мужество, проявленное в боях за Берлин, был награждён орденом Красной Звезды.
- 1946-1953 годы — возвращение в Москву, учеба в музучилище, затем в консерватории по 2 классам: фортепиано и композиции.
- 1951-1956 годы — молодой композитор занимается созданием концертов для симфонических оркестров («Венгерские напевы», «Симфонические танцы на марийские темы», Первый скрипичный концерт). В это же время написана одна из лучших его песен — «Москвичи», в память о погибшем на войне в 1941 году старшем брате Валентине. Первым исполнителем ее стал Марк Бернес.
- 1953-1956 годы — окончил аспирантуру при Московской консерватории у профессора Арама Ильича Хачатуряна.
- 1957-1959 годы — исполнил небольшую роль в кинофильме «Повесть о первой любви», к которому написал 2 песни: «Ты одна в моей судьбе» и «С первой встречи с тобой». Их исполнили популярные певцы Ружена Сикора и Владимир Трошин. В эти годы Эшпай выступал с исполнением своих произведений как пианист, написал Симфонию № 1, сочинил песни «Где же тут любовь» и «Два берега».
- 1960-1970 годы. В этот период приходит признание заслуг композитора в области культуры. Он получает звания заслуженного деятеля искусств Марийской, Якутской АССР и РСФСР. Профессор Эшпай преподает композицию в консерватории, избирается секретарем Союза композиторов СССР. Андрею Яковлевичу подвластны все жанры музыки: от симфонической до джазовой. Написаны Вторая и Третья симфонии, Концерт для оркестра, оперетта «Нет меня счастливей». Продолжается работа над музыкой для кинофильмов «Адъютант Его превосходительства», «Криницы, «Майор Вихрь».
- 1971-1979 годы. Эшпай награждается Орденом Трудового Красного Знамени, избирается Первым секретарём СК СССР, получает звание народного артиста РСФСР (1975). За кантату «Ленин с нами» ему присуждается Государственная премия СССР. Театральному миру представлен балеты композитора — «Ангара» и «Круг».
- 1980-1985 годы. Государство присваивает Андрею Эшпаю звание народный артист СССР (1981) и орден Ленина (1985) за выдающиеся заслуги в области музыкальной культуры. Андрей Яковлевич удостаивается звания Почетный гражданин Козьмодемьянска (1983). Написана Четвертая симфония, музыка к 10 кинофильмам.
- 1986-1988 годы. Композитору присуждена Ленинская премия за Концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари». Увидели свет Пятая и Шестая симфонии, Концерт для саксофона Хоровой концерт. В произведениях автора присутствуют темы сказочно-фольклорного, лирического и героико-романтического повествования. Написана музыка к 3 кинофильмам.
- 1989-1996 годы. Из-под пера автора выходят: Седьмая симфония, 5 концертов для инструментов с оркестром, музыка к 4 фильмам и симфоническое полотно «Переход Суворова через Альпы». Этим масштабным произведением были выражены преклонение и восторг перед мощью русского характера.
- 1997-2000 годы. Музыкант продолжает активную творческую деятельность. Он работает над Вторым концертом («Игры») для большого симфонического оркестра. В Московской консерватории состоялась премьера пьесы Lamento и Toccata для струнного оркестра. Эшпай пишет музыку к кинофильмам «Лиза и Элиза», «Умирать легко».
- 2001-2005 годы. Андрей Яковлевич сочиняет пьесы для соло тубы, фагота в сопровождении оркестров и для скрипки соло. Принимает участие в документальном фильме «Круговорот жизни». Посвящает памяти В. В. Листовой «Этюды» для оркестра. Вышел в печать его очередной литературный труд — «Непрошедшее время. Беседы разных лет». Музыкант удостоен Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 2006-2010 годы. Эшпай сочиняет произведения для струнного и камерного оркестров. Пишет музыку к сериалу своего сына-режиссера «Иван Грозный». Участвует в съемках документального кино о Марке Бернесе. Выходит на большой экран фильм о самом композиторе. За создание цикла произведений для симфонического оркестра ему вручают правительственную премию.
- 2011-2015 годы. Композитор написал музыку к 13-серийному драматическому сериалу «Куприн» и кинофильму «Взрослые дочери». Снимался в документальном фильме «Симфония экрана». Все это время являлся Президентом Российского авторского общества.
- Андрей Эшпай скончался в Москве в возрасте 90 лет 8 ноября 2015 года. Смерть произошла в результате обширного инсульта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Эшпай в старости
Семья, любовь, дети
Со своей супругой, которую он просто боготворит, Андрей Андреевич познакомился во время очередного съемочного процесса. Евгения Симонова, красавица, на тонком лице которой выделялись выразительные глаза-озера, моментально покорила сердце маститого режиссера. Личная жизнь Андрея Эшпая сразу же начала меняться. Его не испугало то, что у Симоновой от первого брака с Александром Кайдановским уже была дочка Зоя.
Молодые люди заключили брак совсем скоро после их первой встречи. Несмотря на то что свадьба была слишком скоропалительной, их семейная жизнь стала очень счастливой. Сначала они вместе воспитывали Зоеньку, а через несколько лет у них появилась общая дочка Маша. Кстати, Эшпай один из немногих мужчин, который приемного ребенка любит так же сильно, как и родного.
На сегодняшний день Зоя и Мария продолжают рабочую династию родителей. Они активно снимаются в сериалах и кинофильмах. Обе реализовали себя в творчестве. У Зои есть еще и талант пианистки, иногда она дает собственные концерты.
Детство и семья
15 мая 1925 года в семье советского композитора родился мальчик – Эшпай Андрей Яковлевич, биография которого изначально была связана с музыкой. Его отец был известным композитором, который собирал и обрабатывал национальные марийские песни, преподавал в Московской консерватории, и ребенок с детства постоянно слышал в доме музыку. Мама мальчика – Валентина Николаевна Тогаева — тоже происходила из музыкальной семьи, ее дядей был композитор Анатолий Тогаев. Она всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы, была большой любительницей и собирателем фольклорных песен разных народов. Эшпай Андрей Яковлевич, семья которого была очень музыкальной, впитал творческий дух с молоком матери.
Когда Андрею было 3 года, семья переехала в Москву. Здесь родители получили образование. Мама посещала пединститут, папа – аспирантуру Московской консерватории. Старшего сына Валентина стали обучать игре на фортепиано. Инструмент очень интересовал маленького Андрея, но для систематических занятий ему не хватало усидчивости.
Каждое лето семья уезжала из города к дяде матери Анатолию Тогаеву в Мариинский Посад на Волге. Это место Андрей Яковлевич очень любил и считал своей второй родиной, приезжая туда на протяжении всей жизни. Эшпай Андрей Яковлевич, семья которого была родом из этих мест, всю жизнь воспевал Марийские земли. Дом Тогаева был, по словам Эшпая, «пропитан музыкой», его посещало много композиторов, пианистов, дирижеров, организовывались импровизированные концерты, домашние спектакли, в которых Яков Эшпай играл на разных инструментах. Творческая обстановка в семье, широкие просторы Волги, всеобщая любовь к народному музыкальному наследию – все это Андрей впитал с детства, и это сформировало его вкусы и наклонности.
Эшпай Андрей Яковлевич, биография которого была предопределена с рождения, пошел учиться в музыкальную семилетку им. Гнесиных. Его первый учитель – Валерия Владимировна Листова — знала будущего композитора с 4-х лет, она смогла рассмотреть в нем редкий композиторский талант, в развитие которого вложила немало сил и души. Также ему довелось учиться у трех сестер Гнесиных, и все преподаватели отмечали необычайную музыкальность и абсолютный слух маленького Эшпая.
Старательный студент
После получения школьного аттестата Андрей Эшпай, биография которого представляет собой удивительную смесь трудовых будней, получения признания и встреч с интересными людьми, подает документы в Московский госинститут культуры на факультет театральной режиссуры. Он был очень талантливым молодым человеком, способным к учебе. Эшпай трудолюбием и работоспособностью выделялся среди своих сверстников.
Как только он получил на руки диплом, тут же, без промедления, подал документы в еще один институт. Второй документ ему вручили после окончания Всероссийского госинститута кинематографии. Это был диплом режиссера кино. Его талант подтвердился тем, что снятый им кинофильм «Звана», являющийся дипломной работой Эшпая, оказался настолько хорош, что завоевал сразу три награды на фестивале студенчества.
Кинематограф
Сразу по окончании института Андрей Эшпай начал работать режиссером-постановщиком на киностудии имени Горького.
В 1983 году Андрей представил свою первую самостоятельную режиссерскую работу – фильм «Когда играли Баха». Это была история о молодом человеке, который не смог преодолеть инерции повседневности и прошел мимо настоящей любви. Сценаристом этого проекта был Сергей Соловьев.
В октябре 1988 года состоялась премьера очередного фильма Андрея Эшпая – «Шут». Еще через два года он начал снимать картину «Униженные и оскорбленные» по роману Ф.М. Достоевского. Главные роли в этой экранизации исполнили Настасья Кински и Никита Михалков. Фильм был представлен на Венецианском фестивале в 1996 году.
Картина «Цветущий холм среди пустого поля», созданная в 2000 году, стала первым художественным фильмом в России, который был снят на цифровую камеру и затем переведен на кинопленку. Лента была номинирована на премию Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Телевизионный художественный шестнадцатисерийный фильм Андрея Эшпая «Дети Арбата» по одноименному роману Анатолия Рыбакова был сделан в 2004 году и получил Гран-при на Ялтинском международном телекинофоруме «Вместе». «Дети Арбата» участвовали также в конкурсах «Золотой орел» и «ТЭФИ» в номинации «Лучший телесериал».
Фильм «Многоточие», представленный в 2006-м, получил множество призов и наград – на Международном фестивале в Локарно, «Ника», «Окно в Европу», «Московская премьера», «Золотой орел», «Белый слон» и другие.
В 2009 году картина Эшпая «Событие» завоевала диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на 31-м Московском международном кинофестивале.
В это же время Андрей Андреевич закончил работу над телевизионным художественным фильмом «Иван Грозный», который был представлен на канале «Россия». В этой и многих других его картинах снимались его жена Евгения Симонова, дочь, пианистка Мария Эшпай, и еще одна дочь, актриса Зоя Кайдановская, которая родной дочерью режиссеру не приходится, но он именно таковой ее и считает.
В 2010 году Эшпай представил мистическую драму «Элизиум», в 2013-м – одну из серий ленты «Куприн», в 2015-м – «Взрослые дочери».
Детские годы маленького Андрея
В середине апреля 1956 года в семье маститого композитора Советского Союза появился на свет сын, названный в честь отца Андреем. Папа, являясь человеком, дышащим музыкой, с первых дней жизни мальчика старался развивать в нем искреннюю любовь к искусству. Будучи еще ребенком, маленький Андрей Эшпай твердо знал, что кино и его жизнь будут неразделимы.
Годы учебы в школе по прошествии многих лет представляются очень легкими и интересными. Каждое воспоминание о них рождает на лице улыбку. Андрей всегда был очень активным мальчиком, неугомонным заводилой. Чуть ли не каждый день он предлагал своим друзьям совершать различные шалости. Ему везло, что все учителя были настроены лояльно к тому, что творили мальчики. Поэтому почти все проделки не имели для них никаких последствий.
От драмы до мистики
Пожалуй, самой известной работой Андрея Эшпая стал сериал «Дети Арбата» с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым в главных ролях, снятый по произведениям Анатолия Рыбакова. Говорят, что изначально телебоссы хотели видеть режиссером Сергея Урсуляка. Но его график был расписан, он не мог выделить время на целый сериал, поэтому стали выбирать между Иваном Дыховичным, Александром Прошкиным и Андреем Эшпаем. Голоса телебоссов оказались на стороне последнего.
Статья по теме
Трое любимых мужчин. С кем Чулпан Хаматова пыталась создать семью Эшпай очень ответственно подошел к делу, изучил не только произведения Анатолия Рыбакова, но и историю того времени. Правда, выбор актера на рольИосифа Сталина многих удивил. Андрей Эшпай пригласил играть этого персонажа в «Детях Арбата» Максима Суханова, тогда еще молодого актера. Но дело было не только в молодости — Суханов по росту был заметно выше Иосифа Сталина. Но, удивительно, Суханова в роли Сталина большинство зрителей восприняли положительно. После «Детей Арбата» Андрей Эшпай снял еще одну драму о прошлом, теперь уже о страшном 1937-м годе. Картина называется «Многоточие», и в нее режиссер снова позвал на главные роли Чулпан Хаматову и Евгения Цыганова. Еще одна главная роль досталась его супруге Евгении Симоновой.
В следующей картине Андрея Эшпая «Событие», снятой по пьесе Владимира Набокова, режиссер снова задействовал и Чулпан Хаматову, и Евгения Цыганова.
В 2010 году режиссер решил снять мистическую картину «Элизиум». Правда, он снова сделал это по-своему, не по-голливудски. В мистике Эшпая присутствуют такие имена, как Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Получилась история о том, как Волошин придумал прекрасную поэтессу, а Гумилев влюбился в этот образ, но потом, когда узнал, что девушка была вымышленной, он вызвал Волошина на дуэль.
Еще один сериал, по которому запомнили зрители Андрея Эшпая, — «Взрослые дочери» о жизни капитана милиции, который воспитывает шесть девочек.
Евгения Симонова и Андрей Эшпай. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова
Андрей Эшпай сейчас
Андрей Эшпай не любит социальные сети, не заводит там свои странички и аккаунты. Если в интернете можно найти его фотографии, то это от благодарных актёров и его последователей. Кинорежиссер в задуманном совсем недавно сериале уже начал работу над ним. В нём он решил задействовать весь творческий арсенал своей семьи. Дочь Юрия Вяземского Анастасия взялась за сценарий. Симонова Евгения Павловна и Зоя Кайдановская заняты в съёмочном процессе. Кроме своих родственников режиссёр любит снимать других талантливых актёров. Он задействовал Павла Трубинера и Гошу Куценко, Викторию Исакову и Аглаю Шиловскую. Кинопостановщик всегда мастерски подбирает актёрский состав для своих картин.
Начало творческого пути
После того как был получен второй диплом, Андрей Эшпай на протяжении весьма длительного времени занимался самосовершенствованием. А в 1983 году он весьма успешно осуществил свой дебют на телевидении с короткометражным фильмом, который проложил ему путь в волшебную страну кино.
Следующая за ним картина, которую снял молодой режиссер, называлась «Шут». Для восприятия среднестатистическим зрителем лента была несколько тяжеловата, но близка каждому. В картине раскрывалась мысль о сложных психологических отклонениях и социальном неравенстве. Благодаря ей режиссер попал под первые лучики славы. Это было уже настоящее полнометражное кино. Начало творческой деятельности было довольно успешным, и Андрей Эшпай, режиссер, не задумываясь продолжил заниматься любимым делом.
Личная жизнь
В молодости и сейчас Андрея в личной жизни сопровождали и сопровождают яркие, незабываемые российские актрисы. Первая жена – неповторимая исполнительница роли эксцентричной Маньки-облигации Лариса Удовиченко. Слава и востребованность супруги сыграли злую шутку: как утверждают СМИ, брак развалился из-за ревности Эшпая. Общих детей у пары не было, потому и расстались без проблем. В интервью Лариса отзывается о бывшем муже крайне положительно, сравнивая с Антоном Чеховым.
Андрей Эшпай и Лариса Удовиченко
С Евгенией Симоновой, второй женой, режиссер познакомился во время съемок фильма «Когда играли Баха». Красавица с выразительными глазами запала в душу Андрею Андреевичу. Эшпая ничуть не смутил тот факт, что у актрисы уже была дочь от первого брака с Александром Кайдановским. Влюбленные вдвоем воспитывали маленькую Зою. Спустя пару лет родилась дочь Мария, и только тогда родители девочки зарегистрировали отношения.
Евгения Симонова и Андрей Эшпай
Зоя окончила ГИТИС, снялась в популярных сериалах «Метод» и «Склифосовский», в проектах отчима «Многоточие» и «Иван Грозный». Там же засветилась и Мария, которая в титрах фигурирует под двойной фамилией Эшпай-Симонова. Однако на первом месте у девушки музыка, она талантливая пианистка. Мужа Евгении Симоновой, как Григория Александрова и Леонида Гайдая, попрекали тем, что он постоянно задействует в своих проектах членов семьи. Режиссер отвечает, что никто другой о близких ему людях не побеспокоится.
Андрей Эшпай с женой и дочками
Список песен Андрея Эшпая по версии сайта «Красная книга российской эстрады»
А снег идёт (Е. Евтушенко)
Ах, Одесса (В. Котов)
В 20 лет (Г. Регистан)
В нескучном саду (Г. Регистан)
В ночной Москве (Л. Дербенёв)
Виден из окна твой дом (Л. Дербенёв)
Возврата нет (А. Эшпай-сын)
Воспоминания (А. Эшпай-сын)
Всегда со мной (В. Котов)
Где же тут любовь (Г. Регистан)
Далеко и близко (Л. Дербенёв)
Два берега (Г. Поженян)
Еду я (Л. Дербенёв, В. Котов и М. Пляцковский)
Зачем стоишь ты на пути (Г. Регистан)
Зашумит ли клеверное поле (Е. Евтушенко)
Звёзды зовут (Е. Евтушенко)
Ива (В. Карпеко)
Йошкар-Ола (Л. Дербенёв)ь
Каждый день (Л. Дербенёв)
Криницы (В. Карпеко)
Машинист (Г. Поженян)
Может ты рядом (В. Карпеко)
Москвичи (Е. Винокуров)
Мы шагаем (Е. Евтушенко)
На зорьке (Н. Берентгоф)
Не вспоминай (А. Эшпай-сын)
Неповторимая весна (Л. Дербенёв)
Нет, скажешь ты (Г. Регистан)
О тебе (Г. Регистан)
Облака (В. Карпеко)
Осенний дождь, весенний свет (М. Ножкин)
Отчего, почему (В. Котов)
Память (Р. Рождественский)
Песня Джули из кинофильма «Тень» (Е. Шварц)
Песенка о первокурснике (Б. Гайкович)
Песня о друге (Л. Дербенёв)
Песня о песне (?)
Песня о Родине (Л. Ошанин)
Песня о тишине (Л. Дербенёв)
Последний дождь (И. Кулиева)
Проходит юность, не проходит любовь (Я. Хелемский)
Разговор с тобой (А. Эшпай-сын) Нани Брегвадзе
Ребята настоящие (В. Карпеко, Г. Регистан)
Родное сердце (Л. Дербенёв)
С первой встречи с тобой (Г. Регистан)
Синие цветы (А. Эшпай-сын)
Склянки над бухтой (Г. Поженян)
Смотрит в небо звездолёт (Л. Дербенёв)
Старые песни (Е. Долматовский)
Ты и утро (Л. Дербенёв)
Ты, только ты (Г. Регистан)
Что знает о любви любовь (Е. Евтушенко)
Я на танцы пришла (М. Ножкин)
Я не забуду (В. Котов)
Я сказал тебе не все слова (В. Карпеко)
Песня «В белых просторах». История. Ноты. Видео
120 лет со дня рождения М. И. Блантера
Борис Мокроусов. Ссылки на страницы песен
Период расцвета творческой деятельности.
В 1953 году А.Эшпай пишет «Венгерские напевы» для скрипки с симфоническим оркестром. Араму Ильичу Хачатуряну по душе пришелся новый ученик, чей характер, интересы и взгляды, живое воображение и умение мыслить яркими музыкальными образами обещали большую творческую отдачу. Хачатурян бережно пестует природное дарование молодого композитора, помогает ему искать, экспериментировать и наиболее полно раскрыться его индивидуальности.
Под руководством Арама Ильича Андрей Эшпай завершает Первый фортепианный концерт, посвященный М. Равелю. За фортепианным последовал Первый скрипичный концерт. Его музыка отличается тонким вкусом, изяществом. Талант властно заявлял о себе, талант истинный, редкий.
В 1956 году Эшпай закончил аспирантуру. Широта его творческих устремлений по-прежнему проявляется в жанровом многообразии: симфоническая, камерная, джазовая, легкая эстрадная и киномузыка, наконец, лирическая песня.
В 1959 году Эшпай закончил Первую симфонию, эпиграфом к которой взял слова Владимира Маяковского: «Надо вырвать радость у грядущих дней».
Новой страницей в творческой биографии композитора явилась встреча с драматическим театром, он пишет музыку к спектаклям «Опасный возраст», «Обыкновенное чудо», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
В феврале 1963 года умер Яков Андреевич Эшпай. Сын тяжело переживал утрату. Отец был для него верным другом, соратником, критиком. Такая потеря невосполнима. Всю скорбь души выразил А.Я. Эшпай в своей новой, Третьей симфонии, посвященной памяти отца.
Волнующей была встреча А.Я. Эшпая в начале 60-х годов с Золтаном Кодаем. Еще ранее Золтан Кодай был дружен с Яковом Андреевичем Эшпаем. Темы их бесед были обширными и весьма интересными. Их сближала большая любовь к народной музыке, имеющей общие корни угрофинского происхождения.
Несколько лет А.Я. Эшпай ведет класс сочинения в московской консерватории имени Чайковского.
Вслед за Скрипичной сонатой, написанной для Третьего Международного конкурса имени Чайковского, появился Концерт для оркестра, впервые исполненный в Ленинграде, в сентябре 1967 года.
Среди сочинений начала 70-х годов выделяется Второй фортепианный концерт. Дирижер Евгений Светланов отметил, что он повсюду пользуется большим успехом и быстро вошел в репертуар многих пианистов. Музыка А. Эшпая впервые прозвучала за рубежом в 1953 году на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. С тех пор, стремительно набирая высоту и темп, она вышла на музыкальную орбиту планеты.
Неизменный успех сопутствовал симфонической музыке Эшпая в Японии. Радио Германской Демократической Республики познакомило своих слушателей со Вторым фортепианным концертом Эшпая в авторском исполнении.
Радостным было соприкосновение с музыкой А.Я. Эшпая не только для зарубежных музыкантов, но и для исполнителей у себя дома. Вдохновенными пропагандистами творчества Эшпая стали известные советские дирижеры: К. Иванов, Е. Светланов, Г. Рождественский, Г. Проваторов, Ф. Мансуров, В. Дударова, В. Венедиктов и другие. Широкую известность получила скрипичная и фортепианная музыка Андрея Яковлевича, благодаря солистам Э. Грачу, М. Яшвили, В.Третьякову, Т. Николаевой, В. Крайневу, Н. Петрову и многим другим. Дали путевку в жизнь многим песням композитора талантливые певцы: М. Бернес, Р. Сикора, В. Трошин, М. Кристалинская, Е. Кибкало, Э. Хиль. Он написал немало прекрасных песен: «…А снег идет, а снег идет» (стихи Е. Евтушенко) из фильма «Карьера Димы Горина», «Песню об иве», «То ли встречу, то ль не встречу», «Мы с тобой два берега», «Песню о криницах».
Лирическая теплота и задушевность свойственны всему песенному творчеству Эшпая и составляют его отличительную сторону.
Огромную популярность получила песня «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной») на стихи Евгения Винокурова.
30 апреля 1976 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Ангара» по пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Спектакль, в котором были заняты ведущие силы прославленной балетной труппы, шел с громадным успехом.