Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1986)
- Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1941)
- Народный артист Грузинской ССР (1957)
- Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1963)
- Народный артист Абхазской АССР (1967)
- Народный артист СССР (1968)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за 1-ю симфонию
- Сталинская премия первой степени (1947) — за концерт для фортепиано с оркестром
- Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели (1969)
- Два ордена Ленина (1958, 1986)
- Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1946, 1966, 1971)
- Орден Дружбы народов (1976)
- Орден «Знак Почета» (1941)
- Медаль «За трудовую доблесть» (1953)
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Почётный гражданин Тбилиси (1981).
Творческая деятельность
Основные произведения
Балеты
- «Сердце гор» («Мзечабуки») (1936)
- «Страницы жизни» (музыка балета «Рубиновые звёзды») (1961)
- «Мцыри» (по М. Ю. Лермонтову) (1964)
Для симфонического оркестра
- 5 симфоний (1944, 1959, 1978, 1980 («Лесная»), 1989 («Юность»))
- симфонические картины, в том числе «Озеро Рица» (1940), «Карцанисский бой» (1943), «Море» (1952), «Днепр» (по Н. В. Гоголю, 1955)
- «Приветственная увертюра» (1957)
Для фортепиано
- «Ноктюрн» (1948), «Самана» (1949), «Баллада» (1951), «Танец» (1951), «Элегия» (1951), «Прелюдия» (1951), «Рапсодия» (1964), «Фантазия» (1967), «Романтические пьесы» (1972)
- Пятый концерт (1979)
- Трио (1979)
- Квинтет (1980)
- Квартет (1983)
Для голоса с фортепиано
- романсы: «Нине Чавчавадзе» (сл. Г. Н. Леонидзе), «В нашем саду» (сл. И. Мосашвили)
- песни: «Клянусь моей землей» (сл. Ш. Абхаидзе), «Песня о Самгори» (сл. К. Р. Каладзе), «За урожай» (сл. А. А. Жарова), «Торжественная песня» (сл. Н. Д. Лабковского)
Прикладная музыка
- музыка к театральным спектаклям (более 40), в том числе:
- «Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского (1942), «Герой Крцаниси» С. И. Шаншиашвили (1943), Сирано де Бержерак Э. Ростана (1944), «Король Лир» У. Шекспира (1948), «Первый шаг» по Е. Г. Церетели (1948) в Грузинском театре имени Ш. Руставели
- «Три толстяка» по Ю. К. Олеше (1931), «Сказ об Арсене» по народному эпосу (1931), «Светите нам, звёзды!» И. К. Микитенко (1931), «Далёкое» А. Н. Афиногенова (1936), «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1957), «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1960) — в Тбилисском театре им. К. Марджанишвили
- В театрах Кутаиси, Телави, Еревана)
- музыка к кинофильмам (около 20).
- 1935 — Скала Аршаула
- 1936 — Прометей (совместно с П. Толстяковым)
- 1937 — Потерянный рай
- 1939 — Родина
- 1941 — В чёрных горах (короткометражный)
- 1941 — Огни Колхиды
- 1942 — Неуловимый Ян
- 1942—1943 — Георгий Саакадзе (совместно У. Гаджибековым)
- 1943 — Он ещё вернётся
- 1944 — Малахов курган
- 1944 — Щит Джургая (совместно Г. Киладзе)
- 1946 — Давид Гурамишвили
- 1946 — Клятва (музыкальное оформление)
- 1952 — Покорители вершин (совместно Р. Габичвадзе)
- 1954 — Они спустились с гор
- 1958 — Мамлюк
Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина
Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер появился в семье музыкантов: его отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) — композитор, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).
В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.
В труппе С. П. Дягилева
В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» , конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.
В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.