Диатонические лады

Диатонический и хроматический - diatonic and chromatic - dev.abcdef.wiki

Разное использование

Тона

В современном использовании значения терминов диатоническая нота / тон и хроматическая нота / тон варьируются в зависимости от значения термина диатоническая гамма . Обычно — не повсеместно — нота понимается как диатоническая в контексте, если она принадлежит к диатонической шкале, которая используется в этом контексте; в противном случае он хроматический.

Перегиб

Термин хроматической перегиб (альтернативно пишется перегиб ) используется в двух смыслах:

  • Изменение ноты, делающей ее (или включающую ее гармонию) хроматической, а не диатонической.
  • Мелодическое движение между диатонической нотой и хроматически измененным вариантом (например, от C до C ♯ соль мажор или наоборот).

Прогресс

Термин хроматическая прогрессия используется в трех смыслах:

  • Движение между гармониями, которые не являются элементами какой-либо общей диатонической системы (то есть не одного и того же диатонического строя: например, движение от D – F – A к D ♯ –F ♯ –A).
  • То же, что и второе чувство хроматической интонации , описанное выше.
  • В musica ficta и подобных контекстах — мелодический фрагмент, который включает хроматический полутон и, следовательно, включает хроматическую интонацию во втором смысле, указанном выше.

Термин диатоническая прогрессия используется в двух смыслах:

  • Движение между гармониями, которые принадлежат по крайней мере к одной общей диатонической системе (например, от F – A – C до G – B – E, поскольку обе происходят до мажор).
  • В musica ficta и подобных контекстах — мелодический фрагмент, который не включает хроматический полутон, даже если два полутона расположены рядом, как в F ♯ –G – A ♭ .

Модуляция

  • Диатоническая модуляция — это модуляция посредством диатонической прогрессии.
  • Хроматическая модуляция — это модуляция посредством хроматической прогрессии в первом смысле, данном выше.

Пентатоническая шкала

  • Один очень распространенный вид пентатонической гаммы, которая черпает свои ноты из диатонической гаммы (в исключительном смысле, ), иногда называется диатонической пентатонической гаммой : C – D – E – G – A или какой-либо другой модальной аранжировкой. этих заметок.
  • Другие пентатонические шкалы (такие как шкалы пелога ) также могут быть истолкованы как сокращенные формы диатонической шкалы, но не обозначены как диатонические .

Диатонические гаммы

Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .

Диатоническая гамма на C ровно темперированная и справедливая.

Гамма, как определено Джорджем Уильямом Лемоном, English Etymology , 1783.

Ноты диатонической гаммы (вверху) и хроматические ноты без гаммы (ниже)

Средневековые теоретики определяли шкалы в терминах греческих тетрахордов. Гамма была рядом смол , из которых всей средневековой «шкала» (или режимы , строго) умозрительно вытекают, и это можно рассматривать , как строятся определенным образом от диатонических тетрахордов. Происхождение слова гамма объясняется в статье Guidonian hand ; здесь это слово используется в одном из доступных значений: всеобъемлющая гамма, описанная Гвидо д’Ареццо (которая включает в себя все режимы).

Эти интервалы от одной ноты к другой в этой средневековой гаммы все тона или полутона , повторяющиеся в определенном порядке с пятью тонами (Т) и два полутона (S) в любой данной октаве . Полутоны разделены настолько, насколько это возможно, между чередующимися группами из трех и двух тонов. Вот интервалы для строки восходящих нот (начинающейся с F) из гаммы:

… –Т – Т – Т – С – Т – Т – С – Т – Т – Т – С – Т– …

А вот интервалы возрастающей октавы (семь интервалов, разделяющих восемь нот A – B – C – D – E – F – G – A) гаммы:

Т – С – Т – Т – С – Т – Т (пять тонов и два полутона)

Белые клавиши — современный аналог гаммы. Поэтому в самом строгом определении диатоническая гамма может быть получена из высот, представленных в следующих друг за другом белых клавишах фортепиано (или их транспозиции ). Это будет включать в себя мажорную гамму и естественную минорную гамму (такая же, как нисходящая форма мелодического минора ), но не старые церковные церковные лады , большинство из которых включали обе версии «переменной» ноты B ♮ / B ♭ .

Современные смыслы

Есть определенные приложения в музыке периода общей практики и более поздней музыке, которая разделяет его основные особенности.

Большинство, но не все писатели, считают естественный минор диатоническим. Что касается других форм минора:

«Эксклюзивное» использование

Некоторые авторы последовательно классифицировать другие варианты незначительных масштабов — на мелодичный минор (восходящая форма) и гармонический минор — а не -diatonic, так как они не являются переложением белых нот веревок пианино. Среди таких теоретиков нет согласованного общего термина, который бы охватывал мажор и все формы минорной гаммы.

«Инклюзивное» использование

Некоторые авторы также последовательно включают в диатонию мелодические и гармонические минорные гаммы. Для этой группы каждая гамма, стандартно используемая в обычной музыкальной практике, и во многом похожая более поздняя музыка либо диатоническая (мажор, и все формы минора), либо хроматические .

«Смешанное» использование

Третьи авторы смешивают эти два значения диатоники (и, наоборот, хроматической ), и это может привести к путанице и неправильным представлениям. Иногда контекст проясняет предполагаемое значение.

Некоторые другие значения термина диатоническая гамма расширяют гармонический и мелодический минор еще дальше, чтобы быть еще более всеобъемлющим.

В общем, диатоника чаще всего используется включительно по отношению к музыке, которая ограничивается стандартным использованием традиционных мажорных и минорных гамм. Обсуждая музыку, в которой используется большее разнообразие гамм и ладов (включая много джаза, рока и некоторой тональной концертной музыки 20-го века), авторы часто выбирают исключительное использование, чтобы избежать путаницы.

Современные расширения

Традиционно и во всех случаях использования, обсужденных выше, термин диатонический был ограничен областью высоты звука и довольно ограниченным образом. Точно, какие гаммы (и даже какие формы этих гамм) следует считать диатоническими, не определено, как показано выше. Но сам принцип широкого отбора не оспаривается, по крайней мере, в качестве теоретического удобства.

Расширенный выбор высоты звука

Выбор классов основного тона может быть обобщен, чтобы охватить формирование из лежащих в основе двенадцати хроматических классов основного тона. Или вместо этого может использоваться больший набор базовых классов основного тона. Например, октава может быть разделена на различное количество классов высоты тона с равным интервалом. Обычное число — двенадцать, что соответствует стандартному набору, используемому в западной музыке. Но Пол Цвайфель использует теоретико-групповой подход для анализа различных наборов, особенно делая вывод о том, что набор из двадцати делений октавы является еще одним жизнеспособным вариантом для сохранения определенных свойств, связанных с традиционными «диатоническими» выборами из двенадцати классов высоты звука.

Ритмы

Этот принцип отбора можно обобщить даже за пределы области высоты тона. Идея диатоники применялась, например, при анализе некоторых традиционных африканских ритмов . Тот или иной выбор делается из нижележащего надмножества метрических ударов , чтобы создать «диатоническую» ритмическую «шкалу», встроенную в основную метрическую «матрицу». Некоторые из этих выборок являются диатоническими в смысле, аналогичном традиционным диатоническим выборам классов высоты звука (то есть выбор семи долей из матрицы из двенадцати долей — возможно, даже в группах, которые соответствуют группировке тонов и полутонов диатонических гамм. ). Но этот принцип также может быть применен с еще большей общностью (включая даже любой выбор из матрицы ударов любого размера).

Диатонические лады на гитаре: аппликатуры, окраски, производные

«Диатонические лады», «Греческие» или как их ещё называют «Натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Ионийский (Сmaj7) 1 2 3 4 5 6 7
Дорийский (Dm7) 1 2 ♭3 4 5 6 ♭7
Фригийский (Em7) 1 ♭2 ♭3 4 5 ♭6 7
Лидийский (Fmaj7) 1 2 3 4♯ 5 6 7
Миксолидийский (Gmaj7) 1 2 3 4 5 6 b7
Эолийский (Am7) 1 2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7
Локрийский (Bmin7b5) 1 ♭2 ♭3 4 b5 ♭6 ♭7
  • Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
  • Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
  • Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
  • Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
  • Миксолидийский лад — это пятый лад , который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
  • Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
  • Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.

Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:

Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их  окраску, и звучание.

Окраска диатонических ладов

Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых. Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее.   Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному:

  • Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая, в той или иной мере, содержат в себе импровизации на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
  • Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday.
  • Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично. И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
  • Дорийский (два бемоля)  лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса.
  • Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал  со своими Iron Maiden  и Judas Priest.
  • Фригийский (четыре бемоля) самый  «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато  и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. Интервалы на гитаре.
  • Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые септаккорды (min7b5), которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.

Производные лады

Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:

    малая терция вниз ⇒

  1. С — Ионийский || Am — Эолийский 
  2. F —Лидийский || D — Дорийский 
  3. G — Миксолидийский || E — Фригийский

Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.

Разное

Тоны

Ноты, которые не принадлежат тональности , называются хроматическими нотами.

Аллен Форте

В современном использовании значения терминов «диатоническая нота / тон» и «хроматическая нота / тон» варьируются в зависимости от значения термина «диатоническая гамма». Обычно — не повсеместно — нота понимается как диатоническая в контексте, если она принадлежит диатонической шкале, которая используется в этом контексте; в противном случае он хроматический.

Инфлексия

Термин хроматическая интонация (альтернативно пишется флексия) используется в двух смыслах:

  • Изменение ноты, которая делает ее (или гармонию, которая включает ее) хроматическим, а не диатоническим.
  • Мелодическое движение между диатонической нотой и хроматически измененным вариантом (например, от C до C♯ соль мажор или наоборот).

Progression

Термин хроматическая прогрессия используется в трех смыслах:

  • Движение между гармониями, которые не являются элементами какой-либо общей диатонической системы (то есть, не одного и того же диатонического строя: движение от D – F – A к D♯ – F♯ – A, например).
  • То же, что и второе чувство хроматической интонации, приведенное выше.
  • В musica ficta и подобных контекстах мелодический фрагмент, который включает хроматический полутон, и, следовательно, включает хроматическое перегибание во втором смысле, указанном выше.

Термин диатоническая прогрессия используется в двух смыслах:

  • Движение между гармониями, которые обе принадлежат по крайней мере к одной общей диатонической (например, от F – A – C до G – B – E, поскольку оба встречаются до мажор).
  • В musica ficta и подобных контекстах мелодический фрагмент, который не включать хроматический полутон, даже если два полутона идут подряд, как в F♯ – G – A ♭.

Модуляция

  • Диатоническая модуляция — это модуляция через диатоническую прогрессию.
  • Хроматическая модуляция — это модуляция посредством хроматической прогрессии в первом смысле, данном выше.

Пентатоническая шкала

  • Один очень распространенный вид пентатонической шкалы, который черпает свои ноты из диатонической шкалы (в исключительном смысл, выше) иногда называют диатонической пентатонической гаммой: C – D – E – G – A или какой-либо другой модальной компоновкой этих нот.
  • Другие пентатонические гаммы (такие как пелог гаммы) также могут быть истолкованы как сокращенные формы диатонической гаммы, но не обозначены как диатонические.

Целотоновый звукоряд или гексатоника

В уроке 7 мы познакомились с полутоновым звукорядом – хроматическим.  

Но есть ещё один звукоряд – целотоновый, если играть всегда через одну клавишу и без полутонов между нотами.

В итоге получится 6-ступенный ряд или гексатоника — гекса от греч. – 6. То есть на 1 ступень меньше, чем 7 ступенный диатонический звукоряд.

В отличие от хроматики он звучит не напряжённо, а сказочно.

Его всего 2 вида – от ноты «до» и «си». Они вместе охватывают все 12 ступеней октавы.

При игре его участка по кругу вверх и вниз звучание волшебное, загадочное – будто волшебник колдует.  

На практике эта гамма используется в опере Руслан и Людмила композитора Римского-Корса-кова, чтобы показать образ одного из героев — волшебника Черномора. Отсюда в русской среде эта гамма часто называются ладом Черномора.

Её особенность – между нотами нет острых полутоновых тяготений, поэтому устойчивой может быть любая нота.

История

Слово «диатонический» происходит от греческого слова diatonikós ( διατονικός ), которое по существу означает «сквозные тона», от diatonos (διάτονος), «растянутый до предела», что, вероятно, относится к натяжению струн музыкальных инструментов.

Западная музыка от Средневековья до конца 19 века (см. Период общей практики ) основана на диатонической шкале и уникальных иерархических отношениях, созданных этой системой организации семи нот.

Античность

Существует утверждение, что 45000-летняя Divje Babe Flute использовала диатоническую гамму, но нет никаких доказательств или единодушного мнения о том, что это даже музыкальный инструмент.

Есть свидетельства того, что шумеры и вавилоняне использовали вариант диатонической гаммы. Это происходит из сохранившихся надписей, содержащих систему настройки и музыкальную композицию. Несмотря на предположительный характер реконструкции пьесы, известной как хурритские песни, из сохранившейся партитуры, доказательства того, что в ней использовалась диатоническая гамма, гораздо более обоснованы. Это связано с тем, что инструкции по настройке гаммы включают настройку цепочки из шести пятых, так что соответствующий круг из семи мажорных и минорных третей все согласные, и это рецепт настройки диатонической гаммы.

Флейты возрастом 9000 лет, найденные в Цзяху , Китай, указывают на эволюцию за 1200 лет флейт с 4, 5 и 6 отверстиями до 7 и 8 отверстий, причем последние демонстрируют поразительное сходство с диатоническими отверстиями и звуками.

Средний возраст

Шкалы, соответствующие средневековым церковным ладам, были диатоническими. В зависимости от того, какую из семи нот диатонической шкалы вы используете в качестве начала, позиции интервалов попадают на разное расстояние от начального тона («контрольная нота»), образуя семь различных гамм. Один из них, начинающийся на B , не имеет чистой пятой над его эталонной нотой (B – F — уменьшенная квинта ): вероятно, по этой причине он не использовался. Из шести оставшихся шкал, два были описаны как соответствующие двум другим с B ♭ вместо B ♮ :

  1. A – B – C – D – E – F – G – A описывалась как D – E – F – G – A – B ♭ –C – D (современные эоловые моды A и D соответственно)
  2. C – D – E – F – G – A – B – C описывалась как F – G – A – B ♭ –C – D – E – F (современные ионические моды C и F соответственно).

В результате средневековая теория описывала церковные лады как соответствующие только четырем диатоническим гаммам (два из которых имели переменную B ♮ / ♭ ). Это были современные дорийские , фригийские , лидийские и миксолидийские лады до мажор , а также ионические и эолийские лады фа мажор, когда B ♭ был заменен лидийским и дорийским.

эпоха Возрождения

Генрих Гларин считал, что модальные гаммы, включая B ♭, должны быть результатом транспозиции. В своем Dodecachordon он не только описал шесть «естественных» диатонических гамм (по-прежнему пренебрегая седьмой с уменьшенной пятой над примечанием к ссылке), но также шесть «транспонированных», каждая из которых включает B ♭ , в результате получилось двенадцать весы, оправдавшие название его трактата. Это были 6 не- Locrian из C мажор и фа мажор .

Современный

К началу периода барокко утвердилось понятие музыкального ключа , описывающего дополнительные возможные транспозиции диатонической гаммы. Мажорная и минорная гаммы стали доминировать, по крайней мере, до начала 20-го века, отчасти потому, что их интервальные модели подходят для усиления центральной триады . Некоторые режимы церкви выжившие в начале 18 — го века, а также появляться в классической и 20-го века , музыка и джаз (см аккорд масштабе системы ).

Список ладов

Мажорный лад принято называть ионийским, а минорный — эолийским. Остальные же лады в определенной степени относятся к той или иной характеристике. Единственная их схожесть — построение с помощью диатоники.

Ионийский

Этот лад представляет собой натуральный мажор. От ноты До будет полностью соответствовать гамме До мажор. Его можно построить от любой ноты и получить любую тональность.

Интервалы между нотами: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.

Ионийский лад в любой тональности строится именно по этой схеме.

Фригийский

Этот лад является разновидностью минорного лада. Основное отличие от эолийского — понижение 2 ступени.

Строится по такой схеме: полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон.

С помощью этого вида лада можно выразить гнев, возбуждение, строгость и желание бороться. Музыка, построенная с помощью этого лада очень напористая, строгая, стремительная. Пример использования такого лада — произведение Welcome home группы Metallica.

Лидийский

Этот лад является одной из разновидностей мажорных ладов. Его отличает от ионийского только повышенная 4 ступень.

Строится лидийский лад следующим образом: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон.

Эта модификация придает звучанию абсолютно иное значение, нежели в обычном мажоре. От спокойствия и размеренности звучание может измениться до откровенно веселого и радостного. Изменение 4 ступени придает яркости мелодии, что очень отражается на общем тоне композиции.

Композиция, которая звучит на заставке мультфильма «Симпсоны» построена с использованием лидийского лада.

Дорийский

Этот лад является разновидностью минорного лада, а название свое получил из античных времен благодаря греческим племенам дорийцев. Этот лад берет свои истоки из глубокой древности, но до сих пор не теряет своей популярности у современных музыкантов.

Многие блюзовые музыканты нашли применение дорийского лада для своих песен. Даже появилось название «дорийский блюзовый лад». Но все равно основной сферой применения остается народная и этническая музыка.

Строение дорийского лада придает ему подвижное и прыткое звучание. Это обусловлено понижением 6 ступени.

Таким образом, строение дорийского лада следующее: тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон.

Миксолидийский

Этот вид мажорного лада звучит очень живо и непосредственно, но при этом в нем много радости.

Такие метаморфозы обусловлены понижением 7 ступени. Если построить лад от ноты До, то вместо Си нужно будет сыграть Си — бемоль.

Строится миксолидийский лад следующим образом:

тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон.

Эолийский

Этот лад является классическим минорным ладом. От любой ноты можно построить стандартную минорную гамму.

Строится эолийский лад так:

тон — полутон — тон —  тон — полутон — тон — тон.

Локрийский

Этот лад еще принято называть гипогригийским. Еще одна разновидность минорного лада, характерной чертой которой является модификация целых двух ступеней — понижение второй и пятой.

Построить его можно по такой схеме:

полутон — тон — тон — полутон — тон — тон — тон.

Звучание мелодии очень спокойное, размеренное, но в то же время очень болтливое.

Песня Army of me исполнительницы Bjork в басовой партии на гитаре построена именно с помощью этого лада.

Сочиняем музыку (теория музыки)

Изобретатель современной системы нотной грамоты и записи – бенедиктинский монах Гвидо Ареттинский (Гвидо д’Ареццо),
живший в 990-1050 гг. в небольшом городке Ареццо. Им предложены названия музыкальных нот, как сокращения
латинской из лексики мироздания:

  1. Do — Dominus — Господь;
  2. Re — rerum — материя;
  3. Mi — miraculum — чудо;
  4. Fa — familias planetarium — семейство планет, т.е.,
    Солнечная система;
  5. Sol — solis — Солнце;
  6. La — lactea via — Млечный путьж
  7. Si — siderae — небеса.

Сетевые ресурсы по теории музыки

Музыкальные символы разных стран и народов

Древнегреческие музыкальные символы

Древние лады

«…Лады древнегреческой музыки некоторым образом (!) совпадают с нашей белой клавиатурой.
Проще всего запоминать «приблизительное» расположение по белым клавишам:

  • от До — ионийский,
  • от Ми — фригийский,
  • от Фа — лидийский,
  • от Соль — миксолидийский,
  • от Ля — эолийский,
  • от Си — гипофригийский или локрийский.

Все «гиполады» — начинающиеся с пятой ступени одноименных. На самом деле всё немножко сложнее.»
(Николай Олегович Иванов)

Дорийский лад

Дорийский лад диатоничен; простейшим его примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от ре до ре.
Звукоряд дорийского лада совпадает с натуральным минором, в котором повышена VI ступень.
Дорийский лад, наряду с фригийским и эолийским, относится к группе натуральных ладов минорного наклонения.

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместо используется в самых разных стилях.
Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком.
В джазе дорийский лад настолько распространен,что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени.
Однако, поскольку недопустимо трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение.
Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.

Дорийский лад в Музыкальной студии

Лидийский лад

Формула лада: Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ.
Лидийский является параллельным для дорийского лада

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов.
Первый тетрахорд можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.
Второй тетраход аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.
Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень.

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию, поскольку находится в сфере двух мажоров — тонического и доминантового.

Звучание лидийского лада очень светлое, но в то же время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную.

В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.
Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.

Лидийский лад в Музыкальной студии

Фригийский лад

Фригийский лад (фригийский минор) относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция.
В сравнении с натуральным миноронм во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды…

Фригийский лад в Музыкальной студии

(Пока не заполнено)

Гармония

Хроматическое расширение тональности, которое характерно для большей части музыки XIX века, в миниатюре иллюстрируется замена ожидаемой диатонической гармонии на хроматическую гармонию. Эта техника напоминает обманчивую каденцию, которая предполагает замену ожидаемой диатонической гармонии цели другим диатоническим аккордом…..

В основной тональности замещающий хроматический консонанс часто оказывается триадой, взятой из параллельной второстепенной лада. Этот процесс … называется смешением лада или просто смешением… Четыре согласных трезвучия из второстепенного лада могут заменять свои аналоги в мажорном ладе. Мы называем их хроматическими трезвучиями путем смешивания.

Слова диатонический и хроматический также непоследовательно применяются к гармонии :

  • Часто музыканты называют диатонической гармонией любой вид гармонии внутри мажор – минор система общепринятой практики. Когда диатоническая гармония понимается в этом смысле, предполагаемый термин хроматическая гармония имеет мало значения, потому что хроматические аккорды также используются в той же системе.
  • В других случаях, особенно в учебниках и программах по музыкальной композиции или теории музыки, диатоническая гармония означает гармонию, в которой используются только «диатонические аккорды». В соответствии с этим использованием, хроматическая гармония — это гармония, которая расширяет доступные ресурсы, включая хроматические аккорды: расширенные шестые аккорды, неаполитанские шестые, хроматические септаккорды и т. д.
  • Так как слово гармония может использоваться для отдельных классов аккордов (например, доминирующая гармония, ми минорная гармония), диатоническая гармония и хроматическая гармония также могут использоваться таким отличным образом.

Однако

Хроматическая гармония может быть определена как использование последовательных аккордов, взятых из двух разных клавиш и, следовательно, содержащих тоны, представленные одними и теми же символами нот, но с разными случайностями. В соответствии с этим определением четыре основных метода создают хроматическую гармонию: чередование мод, вторичные доминанты, мелодическое напряжение и хроматические медианты.

Четкую иллюстрацию контраста между хроматической и диатонической гармонией можно найти в медленном движении Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром № 4, соч. 58. Длинная плавная мелодия первых пяти тактов почти полностью диатоническая, состоящая из нот в гамме ми минор, основной тональности движения. Единственное исключение — соль-диез в левой руке в третьем такте. Напротив, остальные такты очень хроматичны, в них используются все доступные ноты, чтобы передать ощущение возрастающей интенсивности по мере того, как музыка приближается к своей выразительной кульминации.

Другой пример можно найти в этом отрывке из III акта оперы Рихарда Вагнера Die Walkure. Первые четыре такта гармонизируют нисходящую хроматическую гамму с богатой, опьяняющей последовательностью аккордов. Напротив, следующие такты полностью диатонические, с использованием нот только в масштабе ми мажор. Отрывок предназначен для передачи бога Вотана, погружающего свою дочь Брунгильду в глубокий сон.

Диатоническая гамма

Определение с помощью корневых тонов

В ключевой серии cdefgah соответствует белым клавишам на клавиатуре . Это ноты до мажор .

Для большинства клавиш также требуются черные клавиши, например Б. фа минор (вверху на картинке) черные клавиши для ля-бемоль, си-бемоль, дез, эс. Ниже для сравнения до мажор.

Диатоническая гамма — это семиступенчатая ( гептатоническая ) гамма, которая делит октавное пространство на пять целых и два полутоновых шага и обладает следующими свойствами:

  • Все уровни шкалы являются производными от разных корневых тонов , что внешне отражается в том факте, что все их имена начинаются с разных букв.
  • Между соседними уровнями нет .

Например:

  • CDEFGAH
  • НС являетсяД являетсяЕР являетсяG являетсяявляется
  • D esE sFG esA sBC
  • ДЕF IS — G — — НС являетсяD

Никакой диатонической шкалы в соответствии с этим определением не будет (поскольку корень G используется дважды ):

D — E — G es- G — A — H — C это — D

Обратите внимание, что в этом определении наличие корневых тонов, т.е. ЧАС

Предполагаются имена нот.

Классическое определение без основных тонов

Диатоническая гамма — это семиступенчатая гамма, которая делит октавное пространство на пять полных шагов и два полутоновых шага, так что полутоновые шаги находятся как можно дальше друг от друга (то есть разделены двумя или тремя полными шагами).

Эквивалентно этому:

Диатоническая гамма — это семиступенчатая гамма, которая делит октавное пространство на пять целых и два полутоновых шага и содержит два диатонических тетрахорда.

В отличие от определения с использованием основных тонов, имена нот не требуются. Очевидно, «классические» диатонические гаммы ( мажор , минор и церковная тональность ) соответствуют требованиям.

Расширенные концепции

Как расширение этого первоначального строгого определения гаммы, отвечающие только условию деления октавы на пять полных тонов и два полутона, сегодня иногда называют диатоническими. Примерами этого являются акустика и измененная гамма .

Кроме того, согласно сегодняшнему пониманию, гаммы, содержащие менее семи тонов, также могут рассматриваться как диатонические, например Б. лестницы, которые делят пространство на три ступени и две трети .

Примеры

Самыми известными и наиболее важными диатоническими гаммами сегодня являются мажорная и ( ) минорная гамма :
со следующим распределением целых и полутонных шагов:

До мажор c ′ d ′ e ′ f ′ Г’ а ‘ ЧАС’ c »
Шаг тона Целый тон Целый тон полутон Целый тон Целый тон Целый тон полутон
До минор c ′ d ′ Это’ f ′ Г’ в виде ‘ б ‘ c »
Шаг тона Целый тон полутон Целый тон Целый тон полутон Целый тон Целый тон

Диатонические гаммы в более узком смысле («классические» диатонические гаммы) также включают церковные тона и модальные гаммы , которые сегодня на них основаны .

В более широком смысле (см. Выше в разделе «Определение») эти гаммы также являются диатоническими:

  • вверх
  • измененная гамма, используемая в основном в джазе
  • акустические шкалы
  • в лестницы

Демаркация

Эти гаммы не являются диатоническими или не полностью диатоническими:

  • , так как она содержит избыточные вторую ( )
  • в цыганских весах , так как они содержат чрезмерно секунды ( )
  • вся градационная шкала, так как последний шаг всего необходимый для достижения октава фактически уменьшенная третий (с резким-с обозначением , начиная с с)
  • хроматической гаммы
  • что режимы с ограниченными возможностями транспозиции по Оливье Мессиан
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: