Звукоряд в музыке. виды музыкальных звукорядов с примерами

Диатоническая гамма - diatonic scale

История

Греческие роды

В Древней Греции существовало три стандартных строя (известных под латинским словом род, множественное число родов) одного лира. Эти три строя назывались диатонической, хроматической и энгармонической, а последовательности четырех нот, которые они производили, назывались тетрахордами («четыре струны»). Диатонический тетрахорд состоял из двух целых тонов и полутона в порядке убывания, например, A G F E (примерно). В хроматическом тетрахорде вторая струна лиры была понижена с G до G ♭, так что два нижних интервала в тетрахорде были полутонами, что сделало высоту AG ♭ F E. В энгармоническом тетрахорде строй имел две четверти. интервалы тона внизу: AG F E (где F — F с понижением на четверть тона). Для всех трех тетрахордов только две средние струны различались по высоте.

Средневековая окраска

Термин cromatico (итальянский) иногда использовался в периоды Средневековья и Возрождения. для обозначения окраски (лат. coloratio) определенных нот. Детали сильно различаются в зависимости от периода и места, но обычно добавление цвета (часто красного) к пустому или заполненному заголовку примечания или «раскрашивание» пустого заголовка примечания сокращает продолжительность нота. В произведениях Арс Нова 14 века это использовалось для обозначения временного изменения метра с тройного на двойной или наоборот. Это использование стало менее распространенным в 15 веке, так как открытые белые заголовки стали стандартной формой обозначений для минимальных (половинных) нот и более длинных нот, называемых белой мензуральной нотацией. Точно так же в XVI веке форма нотной записи светской музыки, особенно мадригалов в , называлась «хроматической» из-за обилия «окрашенных в» черных нот, то есть полуминимых (крючковых или четвертных) и более коротких. ноты, в отличие от открытых белых нот в , обычно используемых для обозначения духовной музыки. Такое использование слова не имеет никакого отношения к современному значению хроматического, но значение сохраняется в нынешнем термине колоратура.

Ренессансный хроматизм

Термин хроматический начал приближаться к своему современному использованию в 16-м веке. век. Например, Орландо Лассо Prophetiae Sibyllarum открывается прологом, провозглашающим: «Эти хроматические песни, слышимые в модуляциях, — это те, в которых бесстрашно воспеваются тайны сивиллов», который здесь принимает свое современное значение, говоря о частой смене тональности и использовании хроматических интервалов в произведении. (Prophetiae принадлежали к экспериментальному музыкальному движению того времени, названному musica reservata ). Это употребление происходит из-за возобновившегося интереса к греческим родам, особенно к его хроматическому тетрахорду, особенно со стороны влиятельного теоретика Никола Вичентино в его трактате о древней и современной практике, 1555.

Диатонические гаммы

Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .

Диатоническая гамма на C ровно темперированная и справедливая.

Гамма, как определено Джорджем Уильямом Лемоном, English Etymology , 1783.

Ноты диатонической гаммы (вверху) и хроматические ноты без гаммы (ниже)

Средневековые теоретики определяли шкалы в терминах греческих тетрахордов. Гамма была рядом смол , из которых всей средневековой «шкала» (или режимы , строго) умозрительно вытекают, и это можно рассматривать , как строятся определенным образом от диатонических тетрахордов. Происхождение слова гамма объясняется в статье Guidonian hand ; здесь это слово используется в одном из доступных значений: всеобъемлющая гамма, описанная Гвидо д’Ареццо (которая включает в себя все режимы).

Эти интервалы от одной ноты к другой в этой средневековой гаммы все тона или полутона , повторяющиеся в определенном порядке с пятью тонами (Т) и два полутона (S) в любой данной октаве . Полутоны разделены настолько, насколько это возможно, между чередующимися группами из трех и двух тонов. Вот интервалы для строки восходящих нот (начинающейся с F) из гаммы:

… –Т – Т – Т – С – Т – Т – С – Т – Т – Т – С – Т– …

А вот интервалы возрастающей октавы (семь интервалов, разделяющих восемь нот A – B – C – D – E – F – G – A) гаммы:

Т – С – Т – Т – С – Т – Т (пять тонов и два полутона)

Белые клавиши — современный аналог гаммы. Поэтому в самом строгом определении диатоническая гамма может быть получена из высот, представленных в следующих друг за другом белых клавишах фортепиано (или их транспозиции ). Это будет включать в себя мажорную гамму и естественную минорную гамму (такая же, как нисходящая форма мелодического минора ), но не старые церковные церковные лады , большинство из которых включали обе версии «переменной» ноты B ♮ / B ♭ .

Современные смыслы

Есть определенные приложения в музыке периода общей практики и более поздней музыке, которая разделяет его основные особенности.

Большинство, но не все писатели, считают естественный минор диатоническим. Что касается других форм минора:

«Эксклюзивное» использование

Некоторые авторы последовательно классифицировать другие варианты незначительных масштабов — на мелодичный минор (восходящая форма) и гармонический минор — а не -diatonic, так как они не являются переложением белых нот веревок пианино. Среди таких теоретиков нет согласованного общего термина, который бы охватывал мажор и все формы минорной гаммы.

«Инклюзивное» использование

Некоторые авторы также последовательно включают в диатонию мелодические и гармонические минорные гаммы. Для этой группы каждая гамма, стандартно используемая в обычной музыкальной практике, и во многом похожая более поздняя музыка либо диатоническая (мажор, и все формы минора), либо хроматические .

«Смешанное» использование

Третьи авторы смешивают эти два значения диатоники (и, наоборот, хроматической ), и это может привести к путанице и неправильным представлениям. Иногда контекст проясняет предполагаемое значение.

Некоторые другие значения термина диатоническая гамма расширяют гармонический и мелодический минор еще дальше, чтобы быть еще более всеобъемлющим.

В общем, диатоника чаще всего используется включительно по отношению к музыке, которая ограничивается стандартным использованием традиционных мажорных и минорных гамм. Обсуждая музыку, в которой используется большее разнообразие гамм и ладов (включая много джаза, рока и некоторой тональной концертной музыки 20-го века), авторы часто выбирают исключительное использование, чтобы избежать путаницы.

Нахождение нот в ионийском ладу

Теперь, когда вы лучше понимаете мажорную гамму, найти ноты в ионийском ладу не составит труда, поскольку они следуют той же формуле.

Однако все же важно, чтобы вы понимали, как подходить к этим нотам с
модальной
точки зрения. При поиске нот в ладу следует использовать одну из трех техник

При поиске нот в ладу следует использовать одну из трех техник.

К счастью, ноты ионийского лада легче всего найти по сравнению с любым другим ладом, поскольку они совпадают с нотами мажорной гаммы.

Техника 1 — Используйте формулу режима

Если вы затрудняетесь с определением режима, вы можете просто использовать формулу режима.

Формула режима для ионического режима такова:

1 2 3 4 5 6 7

Начните с выбора корневой ноты, чтобы построить свой лад сверху. В данном примере мы начнем с ноты C.

Корневая нота (иначе известная как первая нота) в ионийском ладу C — это C. Поэтому, используя формулу лада для нахождения нот в ионийском ладу C, вы захотите использовать ноты мажорной гаммы.

Ноты мажорной гаммы, как мы узнали выше, следующие:

Поскольку ионийский лад является первым ладом в мажорной гамме, ноты в C Ionian будут такими же, как и в мажорной гамме:

C D E F G A B C

Техника 2 — Найдите мажорную гамму

Если вы когда-нибудь будете джемовать со своими приятелями, и кто-то скажет вам солировать в ионийском ладу, все, что вам нужно сделать, это
найти мажорную гамму
.

Важно понимать, что существует
семь ладов мажорной гаммы. Каждый из этих ладов соотносится с нотой в мажорной гамме

Ионический лад строится на корневой ноте, дорийский — на второй, фригийский — на третьей и т.д.

Это означает, что если кто-то крикнет: «Играйте в C Ionian», все, что вам нужно будет сделать, это сыграть мажорную гамму. С другой стороны, если бы кто-то крикнул «соло в соль-ионийском ладу», вы могли бы просто сыграть соль-мажорную гамму.

Теперь я понимаю, что вышеприведенные два приема могут показаться немного повторяющимися, но это только потому, что ионийский лад — это то же самое, что и мажорная гамма, что делает его очень легким для определения и мгновенной игры. Однако, когда вы начнете переходить к другим ладам, вы поймете, насколько полезны эти приемы.

Техника 3 — Найдите свой режим с помощью интервалов

Мы немного говорили об интервалах выше в нашем разговоре о формуле шага, но мы хотим немного углубиться в эту тему, поскольку для многих это полезный способ построения режимов.

Интервалы — это просто
расстояние в высоте тона между двумя нотами
.

Расстояние между нотами C и D, например, составляет
целый шаг
(два полутона), а расстояние между C и C# —
полшага
(один полутон).

Интервальная формула ионийского лада C, например, такова:

W W H W W W H

Конечно, это относится
и
к любому другому ионийскому ладу, включая G ионийский, E ионийский и так далее.

Давайте рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять, чтобы использовать эту формулу:

  • Начните с корневой или тонической ноты выбранного вами лада (для примера возьмем E Ionian).
  • Начиная с корневой ноты E, поднимитесь на
    один целый шаг
    (два полутона) до следующей ноты, которая в данном случае будет F#.
  • Затем поднимитесь
    еще на одну целую ступень
    вверх, чтобы добраться до третьей ноты лада, которой в данном случае является G#.
  • Далее перейдите на
    половину ступени
    вверх, чтобы перейти к четвертой ноте лада — A.
  • Продолжайте использовать формулу
    W W H W W W H
    до тех пор, пока не дойдете до конца вашего режима.

Запомнив эту формулу, вы сможете легко находить ноты во всех семи ладах, не прибегая к помощи шкал. Хотя поначалу эта техника может показаться трудоемкой, для инструменталистов это отличный способ запомнить ноты на своих инструментах, независимо от того, играете ли вы на фортепиано, гитаре и т.д.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Мажорные и минорные гаммы

Законом построения гаммы считается определенная последовательность промежутков между нотами гаммы. Построение звукоряда может начинаться от любой ноты. При этом она может содержать любое количество нот, но не более семи. Например, Ми-минорная гамма строится от ноты Ми и заканчивается ею же. Для построения мажорного звукового ряда за основу берется любая нота, поднимается на тон выше, становясь второй ступенью гаммы. Затем вторая нота поднимается на тон, образуя третью ступень, поднятием третьей ноты на полтона получают четвертую ступень. Мажорные и минорные гаммы разделяются на три вида:

  • Диатонические. Это натуральный, наиболее часто встречающийся мажорный звукоряд со своими имеющимися ключевыми знаками, без случайных знаков альтерации. Для минорной гаммы – это простой, одинаковый при любых движениях звукоряд, в котором учитываются лишь ключевые знаки.
  • Гармонические. Характеризуется пониженной шестой ступенью (VIb) при движении вверх или вниз. Это придает звуку более минорный оттенок. В минорной гамме при любом движении происходит повышение седьмой ступени (VII#), с тяготением к тонике.
  • Мелодические. Для мажорного звукоряда, при восходящем движении играет, как гамма диатонического типа. При нисходящем движении происходит понижение шестой и седьмой ступенек (VIb, VIIb). Минорная гамма характеризуется повышением двух ступеней, шестой и седьмой (VI#, VII#) при движении звукоряда вверх. Нисходящее движение отменяет повышение и играется натурально.

Современные расширения

Традиционно и во всех случаях использования, обсужденных выше, термин диатонический был ограничен областью высоты звука и довольно ограниченным образом. Точно, какие гаммы (и даже какие формы этих гамм) следует считать диатоническими, не определено, как показано выше. Но сам принцип широкого отбора не оспаривается, по крайней мере, в качестве теоретического удобства.

Расширенный выбор высоты звука

Выбор классов основного тона может быть обобщен, чтобы охватить формирование из лежащих в основе двенадцати хроматических классов основного тона. Или вместо этого может использоваться больший набор базовых классов основного тона. Например, октава может быть разделена на различное количество классов высоты тона с равным интервалом. Обычное число — двенадцать, что соответствует стандартному набору, используемому в западной музыке. Но Пол Цвайфель использует теоретико-групповой подход для анализа различных наборов, особенно делая вывод о том, что набор из двадцати делений октавы является еще одним жизнеспособным вариантом для сохранения определенных свойств, связанных с традиционными «диатоническими» выборами из двенадцати классов высоты звука.

Ритмы

Этот принцип отбора можно обобщить даже за пределы области высоты тона. Идея диатоники применялась, например, при анализе некоторых традиционных африканских ритмов . Тот или иной выбор делается из нижележащего надмножества метрических ударов , чтобы создать «диатоническую» ритмическую «шкалу», встроенную в основную метрическую «матрицу». Некоторые из этих выборок являются диатоническими в смысле, аналогичном традиционным диатоническим выборам классов высоты звука (то есть выбор семи долей из матрицы из двенадцати долей — возможно, даже в группах, которые соответствуют группировке тонов и полутонов диатонических гамм. ). Но этот принцип также может быть применен с еще большей общностью (включая даже любой выбор из матрицы ударов любого размера).

Как найти ноты в дорийской гамме

К этому моменту вы должны иметь приличное представление о дорийской гамме. Хорошо то, что найти дорийские гаммы относительно их мажорных гамм довольно просто, так как дорийская гамма — это всего лишь ступенька вверх.

Конечно, очень важно, чтобы вы знали, как подходить к нотам дорийского лада с
модальным
мышлением. Если вы ищете ноты в дорийской гамме, будь то C Dorian, B Dorian, Eb Dorian или любой другой тип дорийской гаммы, вы можете использовать одну из приведенных ниже техник. Если вы ищете ноты в дорийской гамме, будь то C Dorian, B Dorian, Eb Dorian или любой другой тип дорийской гаммы, вы можете использовать одну из приведенных ниже техник

Если вы ищете ноты в дорийской гамме, будь то C Dorian, B Dorian, Eb Dorian или любой другой тип дорийской гаммы, вы можете использовать одну из приведенных ниже техник.

Техника №1 — Модальная формула

Модальная формула — один из наших любимых способов вычисления нот в ладах.

Модальная формула для дорийской гаммы такова:

2 3 4 5 6 7 1

Начните с выбора ноты, на которой будет строиться ваш лад. Для этого примера давайте поменяем его местами и начнем с ноты B.

Корневая нота в си-бемоль мажоре — Bb. Однако, поскольку при построении дорийской гаммы мы начинаем со второй степени, в качестве первой ноты дорийской гаммы мы будем использовать вторую ноту мажора Bb, а именно C. Таким образом, в данном примере мы будем использовать дорийскую гамму C.

Ноты до-мажорного лада те же, что и в си-мажоре, но начиная с ноты С, они выглядят следующим образом:

C-D-Eb-F-G-A-Bb

Техника №2 — Используйте соответствующую специализацию

Техника №2 может быть очень полезна, если вы когда-либо джемовали в группе или солировали вживую, и вам нужно найти правильные ноты.

Прелесть ладов в том, что все они основаны на мажорных гаммах. Так, для дорийского лада (и всех других ладов) достаточно найти соответствующий мажор, на котором он основан. Соответствующий мажор для дорийского лада ВСЕГДА будет находиться на два полушага или один целый шаг ниже корневой ноты этого мажора.

Например, если бы вы выступали в оркестре и кто-то крикнул: «Играйте в си дорийском ладу», вы бы поняли, что вам нужно на целую ступень ниже — в ля мажор. Тогда, вместо того чтобы запоминать все ноты си дорийского лада, вы могли бы просто запомнить все ноты ля мажора и помнить, что это ваш тональный центр.

Мы любим эту технику для тех, кто только начинает играть и запомнил только мажорные и минорные гаммы.

Роль диатонических ладов

Из урока 7 мы знаем, что диатоника – это звукоряд из 7 ступеней в виде основных нот или белых клавиш фортепиано. А лады от нот «до» и «ля» – это мажор и минор.  

Сравним с температурой: мажор – это градусы со знаком  или тепло как летом, а минор – со знаком  или холодно как зимой.

Но это слишком общие описания температуры, ведь у них есть более точные оттенки или степени проявления. Так летом может быть теплынь, жара, зной и пекло, а зимой – прохлада, холодища, мороз и стужа.

Также и мажор с минором выражают лишь 2 общих чувства – счастье и печаль.

Но у них тоже есть оттенки: у счастья это бодрость, радость, торжество, а у печали – грусть, тоска, горе. То есть усиленное счастье – это празднество, а усиленная грусть – трагедия.

И чтобы выразить в музыке эти оттенки чувств только мажора и минора не достаточно. Для героических, мрачных, таинственных мелодий нужны другие наборы звуков или лады с нужным количество и видом интервалов для требуемого настроения. Раз белых клавиш фортепиано 7, то и диатонических ладов всего 7 – от каждой ноты.

Помним, что узор из 2-ух и 3-ёх чёрных клавиш, если считать от ноты «до», создаёт формулу мажорного лада – Т-Т-П-Т-Т-Т-П. И если начинать лад с более высокой ноты – ре, ми и дальше вплоть до ноты «си», то в этой формуле 2 полутона будут каждый раз смещаться на шаг влево.

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).

Гармония

Хроматическое расширение тональности, которое характерно для большей части музыки XIX века, в миниатюре иллюстрируется замена ожидаемой диатонической гармонии на хроматическую гармонию. Эта техника напоминает обманчивую каденцию, которая предполагает замену ожидаемой диатонической гармонии цели другим диатоническим аккордом…..

В основной тональности замещающий хроматический консонанс часто оказывается триадой, взятой из параллельной второстепенной лада. Этот процесс … называется смешением лада или просто смешением… Четыре согласных трезвучия из второстепенного лада могут заменять свои аналоги в мажорном ладе. Мы называем их хроматическими трезвучиями путем смешивания.

Слова диатонический и хроматический также непоследовательно применяются к гармонии :

  • Часто музыканты называют диатонической гармонией любой вид гармонии внутри мажор – минор система общепринятой практики. Когда диатоническая гармония понимается в этом смысле, предполагаемый термин хроматическая гармония имеет мало значения, потому что хроматические аккорды также используются в той же системе.
  • В других случаях, особенно в учебниках и программах по музыкальной композиции или теории музыки, диатоническая гармония означает гармонию, в которой используются только «диатонические аккорды». В соответствии с этим использованием, хроматическая гармония — это гармония, которая расширяет доступные ресурсы, включая хроматические аккорды: расширенные шестые аккорды, неаполитанские шестые, хроматические септаккорды и т. д.
  • Так как слово гармония может использоваться для отдельных классов аккордов (например, доминирующая гармония, ми минорная гармония), диатоническая гармония и хроматическая гармония также могут использоваться таким отличным образом.

Однако

Хроматическая гармония может быть определена как использование последовательных аккордов, взятых из двух разных клавиш и, следовательно, содержащих тоны, представленные одними и теми же символами нот, но с разными случайностями. В соответствии с этим определением четыре основных метода создают хроматическую гармонию: чередование мод, вторичные доминанты, мелодическое напряжение и хроматические медианты.

Четкую иллюстрацию контраста между хроматической и диатонической гармонией можно найти в медленном движении Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром № 4, соч. 58. Длинная плавная мелодия первых пяти тактов почти полностью диатоническая, состоящая из нот в гамме ми минор, основной тональности движения. Единственное исключение — соль-диез в левой руке в третьем такте. Напротив, остальные такты очень хроматичны, в них используются все доступные ноты, чтобы передать ощущение возрастающей интенсивности по мере того, как музыка приближается к своей выразительной кульминации.

Другой пример можно найти в этом отрывке из III акта оперы Рихарда Вагнера Die Walkure. Первые четыре такта гармонизируют нисходящую хроматическую гамму с богатой, опьяняющей последовательностью аккордов. Напротив, следующие такты полностью диатонические, с использованием нот только в масштабе ми мажор. Отрывок предназначен для передачи бога Вотана, погружающего свою дочь Брунгильду в глубокий сон.

Сочиняем музыку (теория музыки)

Изобретатель современной системы нотной грамоты и записи – бенедиктинский монах Гвидо Ареттинский (Гвидо д’Ареццо),
живший в 990-1050 гг. в небольшом городке Ареццо. Им предложены названия музыкальных нот, как сокращения
латинской из лексики мироздания:

  1. Do — Dominus — Господь;
  2. Re — rerum — материя;
  3. Mi — miraculum — чудо;
  4. Fa — familias planetarium — семейство планет, т.е.,
    Солнечная система;
  5. Sol — solis — Солнце;
  6. La — lactea via — Млечный путьж
  7. Si — siderae — небеса.

Сетевые ресурсы по теории музыки

Музыкальные символы разных стран и народов

Древнегреческие музыкальные символы

Древние лады

«…Лады древнегреческой музыки некоторым образом (!) совпадают с нашей белой клавиатурой.
Проще всего запоминать «приблизительное» расположение по белым клавишам:

  • от До — ионийский,
  • от Ми — фригийский,
  • от Фа — лидийский,
  • от Соль — миксолидийский,
  • от Ля — эолийский,
  • от Си — гипофригийский или локрийский.

Все «гиполады» — начинающиеся с пятой ступени одноименных. На самом деле всё немножко сложнее.»
(Николай Олегович Иванов)

Дорийский лад

Дорийский лад диатоничен; простейшим его примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от ре до ре.
Звукоряд дорийского лада совпадает с натуральным минором, в котором повышена VI ступень.
Дорийский лад, наряду с фригийским и эолийским, относится к группе натуральных ладов минорного наклонения.

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместо используется в самых разных стилях.
Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком.
В джазе дорийский лад настолько распространен,что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени.
Однако, поскольку недопустимо трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение.
Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.

Дорийский лад в Музыкальной студии

Лидийский лад

Формула лада: Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ.
Лидийский является параллельным для дорийского лада

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов.
Первый тетрахорд можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.
Второй тетраход аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.
Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень.

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию, поскольку находится в сфере двух мажоров — тонического и доминантового.

Звучание лидийского лада очень светлое, но в то же время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную.

В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.
Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.

Лидийский лад в Музыкальной студии

Фригийский лад

Фригийский лад (фригийский минор) относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция.
В сравнении с натуральным миноронм во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды…

Фригийский лад в Музыкальной студии

(Пока не заполнено)

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения

Для обучения игре на гитаре разработаны специальные упражнения, которые помогают отрабатывать технику и быстрее, и эффективнее запоминать расположение нот.

Не стоит сразу приступать к выполнению упражнений. Сначала необходимо освоить ноты на грифе гитары и научиться читать табулатуру.

Основные виды упражнений:

  • Октавная гамма – проигрывание каждой ноты 4 раза.
  • Плавный переход между струнами. Начинать следует в медленном темпе, анализируя каждое движение, постепенно прибавляя темп по мере улучшения технической игры.
  • Продолжение гаммы с помощью четырех нот в восходящем или нисходящем порядке.
  • Исполнение гаммы с помощью терций.

Тюнинг

Диатонические гаммы могут быть настроены по-разному, либо путем повторения совершенной или темперированной квинты, либо путем комбинации совершенных квинт и совершенных третей (Просто интонация ), или, возможно, комбинацией пятых и третей различных размеров, как в хороший темперамент.

Итерация пятой

Если масштаб создается путем повторения шести полных пятых, например F – C – G – D – A – E – B, результат будет Пифагорейский тюнинг:

Примечание F C грамм D А E B
подача ​2⁄3 ​1⁄1 ​3⁄2 ​9⁄4 ​27⁄8 ​81⁄16 ​243⁄32
ввести в основную октаву ​4⁄3 ​1⁄1 ​3⁄2 ​9⁄8 ​27⁄16 ​81⁄64 ​243⁄128
сортировать в порядке заметок C D E F грамм А B C ‘
интервал выше C ​1⁄1 ​9⁄8 ​81⁄64 ​4⁄3 ​3⁄2 ​27⁄16 ​243⁄128 ​2⁄1
интервал между нотами ​9⁄8 ​9⁄8 ​256⁄243 ​9⁄8 ​9⁄8 ​9⁄8 ​256⁄243

Шесть из «пятых» интервалов (C – G, D – A, E – B, F – C ′, G – D ′, A – E ′) — все3⁄2 = 1.5 (702 центы ), но B – F ′ — дискордантный тритон, здесь729⁄512 = 1,423828125 (673,5 цента). Тона каждый9⁄8 = 1,125 (204 цента), а диатонические полутоны равны256⁄243 ≈ 1,0535 (90 центов).

Расширение ряда пятых до одиннадцати пятых привело бы к пифагорейскому хроматическая шкала.

Равный темперамент

Равная темперация — это разделение октавы на двенадцать равных полутонов. Соотношение частот полутона тогда становится равным корень двенадцатой степени из двух (12√2 ≈ 1.059463, 100 центы ). Тон — это сумма двух полутонов. Его отношение — корень шестой степени из двух (6√2 ≈ 1,122462, 200 центов). Равный темперамент может быть получен последовательностью темперированных квинт, каждая из которых имеет соотношение 2​7⁄12 ≈ 1,498307,700 центов.

Срединный темперамент

Квинты можно было закалять сильнее, чем при равном темпераменте, чтобы получить более качественные трети. Видеть четверть запятой означает один для среднего темперамента, обычно используемого в шестнадцатом и семнадцатом веках, а иногда и позже, что дает идеальные мажорные трети.

Просто интонация

Просто интонацию часто передают с помощью Эйлера. Тоннец, где горизонтальная ось показывает идеальные квинты, а вертикальная ось — идеальные мажорные трети. В тоннец диатоническая гамма в интонации выглядит следующим образом:

А E B
F C грамм D

F – A, C – E и G – B, выровненные по вертикали, представляют собой идеальные мажорные трети; A – E – B и F – C – G – D — две серии идеальных квинт. Ноты верхней линии, A, E и B, опускаются на синтоническая запятая, ​81⁄80, а «волчий» пятый D – A на столько же узок. Тритон F – B — это45⁄32 ≈ 1.40625.

Эта настройка была впервые описана Птолемей и известен как Интенсивная диатоническая гамма Птолемея. Она также упоминалась Зарлино в 16 веке и описывалась теоретиками 17 и 18 веков как «естественная» шкала.

Примечания C D E F грамм А B C ‘
подача ​1⁄1 ​9⁄8 ​5⁄4 ​4⁄3 ​3⁄2 ​5⁄3 ​15⁄8 ​2⁄1
интервал между нотами ​9⁄8 ​10⁄9 ​16⁄15 ​9⁄8 ​10⁄9 ​9⁄8 ​16⁄15

Поскольку частотные отношения основаны на простых степенях простые числа 2, 3 и 5, это также известно как пятипредельный тюнинг.

Метод вывода

Пятый круг , начиная с C

Обозначение диатонический только представляет собой разграничение от хроматики; как построены весы, пока не определено. Они могут происходить на расстоянии, гармонии или мелодии. Более точное и узкое определение термина зависит от точки зрения соответствующего теоретика музыки.

Выведение через расслоение пятых

Одно из возможных дериваций основано на ступенях квинт в круге квинт , также говорится о стратификации квинт (или стратификации квинт ). Начиная с C, один шаг вниз по кругу квинтов (против часовой стрелки) ведет к F. Вверх (по часовой стрелке) ведет к G, D, A, E, H один за другим (см. Рисунок справа). В общем, это ноты до мажор .

Этот вывод соответствует настройке Пифагора (см. Ниже).

Вывод по трем триадам

Другой вывод, основанный на гармонии, — это союз трезвучий на тонике, субдоминанте (четвертый) и доминантный (пятый). Например, гамма до мажор представляет собой объединение трех основных аккордов: до мажор (тоника), фа мажор (субдоминанта) и соль мажор (доминанта).

Этот вывод соответствует чистой настройке (см. Ниже) при использовании чистых мажорных аккордов (с чистой третью 5: 4).

Получение путем определения двух полутоновых шагов

Шкала до мажор

Другой распространенный вывод основан на определенной последовательности целых и полутоновых шагов, например Б. для мажора: весь тон — весь тон — полутон — весь тон — весь тон — весь тон — полутон (см. Рисунок слева).

Неудовлетворительным для этого вывода является тот факт, что для положения полутоновых шагов не дается никакого гармонического обоснования.

Определение Германа Грабнера (1886–1969), а также определение Иоганна Георга Зульцера (1771) гораздо более подробны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: