Мензуральная нотация — mensural notation

Музыкальная нотация

Прочие символы

Менсуральные обозначения могут содержать количество других символов.

Custos

Custos (мн. Custodes) (приветственные записки) появляется в конце посоха на линиях персонала или между ними. Он указывает высоту тона первой ноты, которая возникает в следующем нотоносце, принадлежащем этой части, относительно ключа текущего нотоносца. Это помогает исполнителям подготовиться к исполнению следующей ноты. Если следующий нотоносец для детали встречается на следующей странице, сразу рядом могут появиться два сторожа.

Корона

Корона появляется над последней нотой пьесы (или секции). Это похоже на fermata в современных обозначениях. Обычно он появляется над последней нотой в каждой части пьесы, чтобы указать, что ноту следует держать дольше, чем указывает ее значение. Если он не появляется в конце пьесы, обычно ожидается короткая пауза, прежде чем продолжить работу с нотами после ноты с короной.

Signum congruentiae

Signum congruentiae указывает позицию входа другого голоса. Используется для обозначения канонов. Вместо того, чтобы записывать все части, выписывается только одна часть. Signum congruentiae указывает, что, когда предыдущая часть продвинулась до точки, где появляется signum congruentiae, следующая часть должна войти (с самого начала).

Существуют некоторые вариации в обозначении signum congruentiae.

Типы музыкальной нотации

Исторически наиболее важные типы нотации:

  • буквенная (графемы на основе греческого, позже латинского алфавита);
  • невменная (мнемоническая, без точного обозначения звуковысот, но указывающая на агогику, динамику и другие исполнительские нюансы; использовалась главным образом для записи вокального одноголосия в католическом и православном обиходе; в древнерусском богослужении — «крюки» знаменного распева; в средневековой Армении — хазы);
  • линейная (в том числе квадратная и готическая, точно фиксирующие высоту). Особенно значима историческая форма линейной нотации — мензуральная, фиксирующая и высоту и ритм, преимущественно для записи многоголосия в средневековой и ренессансной музыке Европы. Иногда в качестве отдельной системы нотации выделяют модальную нотацию XII—XIII веков, которая является предформой мензуральной. Наибольшее распространение в профессиональной музыке и в элементарном музыкальном образовании получила пятилинейная круглая тактовая нотация, установившаяся в Европе в XVII—XVIII веках;
  • табулатура (сокращённая запись для струнных щипковых, старинных клавишных инструментов, для органа);
  • смешанная — дасийная (буквенно-линейная, в ней в IX веке зафиксированы первые образцы европейского профессионального многоголосия), генерал-бас эпохи барокко и отчасти XVIII века (например, в дидактической практике партиментов), невменно-линейная (с расположением невм на линейках и между линейками, её теоретическую кодификацию приписывают Гвидо Аретинскому), джазовая XX века (сочетает буквенно-цифровую и линейную запись) и др.;
  • компьютерная (многие попытки унификации начиная с 1970-х годов; ныне крупнейшими разработчиками программного обеспечения за основу принят формат MusicXML
  • экспериментальная; этим условным обозначением охватываются различные неунифицированные формы письменной фиксации музыки, применявшиеся в сочинениях композиторов-новаторов XX—XXI веков (например, различные способы нотации микрохроматики).

Литература

  • Parrish C. The notation of medieval music. New York, 1957;
  • Apel W. The notation of polyphonic music, 900-1600. Cambridge, 1942 (нем., исправл. изд. Leipzig, 1962);
  • Сапонов М.А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Сборник статей. Сост. В.Н.Холопова. Москва, 1978;
  • Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. III, Lfg. 5. Leipzig, 1981;
  • Gallo F. A. Die Notationslehre im 14. und 15. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. Hrsg. von F. Zaminer. Bd. 5. Darmstadt, 1984;
  • Поспелова Р.Л. Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). Москва, 2003.

Исторический очерк

Основоположником мензуральной нотации считается выдающийся учёный музыкант XIII века Франко Кёльнский. Его система зафиксировала происходивший в музыке процесс постепенного освобождения от модальных («стопных») формул в направлении усложнения и разнообразия ритмических структур (рисунков), которые вплоть до XIV века проявляли себя в рамках преимущественно трёхдольной («перфектной», тернарной) мензуры.

На стадии Арс нова во Франции мензуральная нотация вступила в новую фазу своего развития. Филиппа де Витри традиционно считают теоретиком, который узаконил «имперфектное» (двухдольное, бинарное) деление нот, ввёл новые мелкие длительности — минимы и семиминимы, а комбинацию темпуса и пролации обозначил в начале нотоносцев особыми символами, прообразами тактовых размеров. Математическое (квадривиальное) обоснование мензуральной нотации дал Иоанн де Мурис в трактате «Познание музыкального искусства» (1321). Классическим учебником мензуральной нотации в эпоху раннего Возрождения стала приписываемая ему «Книжечка о мензуральном пении» (ок. 1340).

В Италии сложилась собственная теория ритмики/нотации, впервые изложенная в трактате «Pomerium» (ок. 1319) Маркетто Падуанского, а в XV веке обобщённая в трудах Просдочимо де Бельдоманди. По сравнению с французской итальянская ритмическая теория имела ряд особенностей. Вместо того чтобы различать уровень деления темпуса и уровень деления пролации Маркетто предложил более простой «сплошной» критерий ритмического деления бревиса (лат. divisiones) на два или на три. Всего таких уровней ритмического деления Маркетто установил три: divisio prima, divisio secunda и divisio tertia, в результате чего образовались 6 способов деления бревиса на более мелкие длительности (то есть 6 подуровней его ритмического деления):

  • quaternaria (примерно соответствует современному размеру 2/4 с минимальной длительностью восьмушкой),
  • senaria perfecta (6/8 с квантом-восьмушкой),
  • senaria imperfecta (3/4 с квантом-восьмушкой),
  • novenaria (9/8 с квантом-восьмушкой),
  • octonaria (2/4 с минимальной длительностью шестнадцатой),
  • duodenaria (3/4 с квантом-шестнадцатой).

Первые четыре подуровня ритмического деления в итальянской системе аналогичны четырём комбинациям темпуса и пролации, установленным Витри (см. иллюстрацию). Два последних подуровня (octonaria и duodenaria) не имеют французских прототипов, они оригинальны.

В мензуральной нотации рубежа XIV-XV веков (главным образом, на юге Франции) проявились черты маньеризма (период Ars subtilior), которые реализовались в причудливых графических формах. Усложнилась и сама ритмика, получила распространение (например, в музыке Солажа) полиметрия — сочетание бинарной и тернарной мензур в одновременности («конфликтная» ритмика по В. Апелю) и прочие ритмические изыски. Ритмическим ухищрениям сопутствовали нотационные новшества, которые носили локальный характер. К концу XV века национальные различия двух типов нотации нивелировались. Выделяют чёрную (ок. 1250 — ок. 1450) и белую мензуральную нотацию (ок. 1450 — ок. 1630), переход на которую осуществился без изменения её внутренней структуры.

Начиная с XV века в связи с общим усложнением ритмики и усилением её формообразующего значения (у Окегема, Обрехта и других композиторов, в теории — у Гафури и Тинкториса) получила развитие техника мензуральных пропорций. Пропорции, с одной стороны, были призваны нотировать явления полиритмии и полиметрии; с другой, они обозначали увеличение или (чаще) уменьшение всех длительностей суммарно, в рамках целых разделов сочинений. Для обозначения пропорций использовались цифровые обозначения (дробями или целыми числами), иногда словесные (лат. dupla, sesquialtera «двойная», «полуторная» и т.д.).

В конце XVI — начале XVII веков мензуральная нотация постепенно переродилась в тактовую партитурную нотацию классического типа, в том числе под влиянием особых инструментальных нотаций (табулатур), использовавшихся для записи светской, особенно песенно-танцевальной, музыки. Ноты приобрели овальные (округлые) формы, в качестве нормативного установилось бинарное деление длительностей на всех без исключения ритмических уровнях. Нормой стала запись тернарных длительностей как альтераций бинарных (например, длительность, равная трём четвертям, стандартно записывается как половинная с «удлиняющей» точкой). Это представление о бинарии как эталоне меры ритмического деления сохранилось в (традиционной) нотации до наших дней.

Хоральная нотация

В IX веке были предприняты попытки усовершенствовать невменную нотацию, добавив обозначения высоты звука при помощи букв, а затем и с помощью размещения невм на специальных линейках. Это привело к возникновению квадратного нотописания, получившего название хоральной нотации, которая легла в основу современного нотного письма. Хоральная нотация взяла свое название от слова «хорал», что означает «церковное песнопение», т.е. литургическое пение на латыни в католических церквях, без инструментального сопровождения.

В Средневековье хорал имел широкое распространение, в результате чего существовало несколько его типов:

  • римский (Рим);
  • галльский – (Франция);
  • староиспанский или мозарабский –(Испания);
  • амвросианский – (Милане);
  • беневентский – (южная Италия).

Григорианский хорал произошел в результате слияния вышеперечисленных видов. Отличительной особенностью григорианского хорала была его одноголосность, что не исключает хорового исполнения.

Для современных ученых невменная нотация григорианского хорала до сих пор представляет некоторую загадку, так как не позволяет достоверно судить о точной длительности, громкости и высоте звуков.

литература

  • Вилли Апель : Нотация полифонической музыки. 900-1600. VEB Breitkopf & Härtel, Leipzig 1962 (4-е издание, там же 1989, ISBN 3-7330-0031-5 ).
  • Томас Дэниел: Контрапункт из двух частей. Dohr, Cologne-Rheinkassel 2002, ISBN 3-925366-86-5 , стр. 25-27.
  • Дитер де ла Мотт : контрапункт. Книга для чтения и работы (= dtv 4371). Deutscher Taschenbuch-Verlag, Мюнхен и др. 1981, ISBN 3-423-04371-7 , стр 39-43.
  • Йоханнес де Мурис : Notitia artis musicae et Compendium musicae Practicae. Tractatus de musica (= Corpus Scriptorum de Musica. Vol. 17, ). Под редакцией Ульриха Михельса. Американский институт музыковедения, 1972 г.
  • Герман Финк : Practica Mvsica. Роу, Виттенберг, 1556 г. (Репрографическая перепечатка. Олмс, Хильдесхайм и др., 1971, ISBN 3-487-04097-2 ).
  • Вилибальд Гурлитт, Ганс Генрих Эггебрехт (Hrsg.): Riemann-Musiklexikon. Часть A — Z. 12-е, полностью переработанное издание. Шотт, Майнц и др. 1967, стр. 560f .: Мензуральная нотация. Стр. 562: Отметка шкалы. С. 548: Максима.
  • Ян Херлингер: Маркетто да Падуя (Marchetus de Padua). В: Grove Music Online. (по состоянию на 5 июня 2012 г.).
  • Менсуральная нотация. В: Карл Дальхаус , Ганс Генрих Эггебрехт (Hrsg.): Brockhaus Riemann Musiklexikon (= Piper 8398 series Musik, Piper, Schott ). Том 3: L — Q. 2-е, переработанное и дополненное издание. Schott, Mainz 1995, ISBN 3-7957-8398-4 , стр. 116f.
  • Карл Шнюрл : 2000 лет европейским музыкальным шрифтам. Введение в изучение нотации. Holzhausen, Вена 2000, ISBN 3-85493-028-3 .
  • Дорит Танай: Переход от Ars Antiqua к Ars Nova: эволюция или революция? В: Musica Disciplina. Т. 46, 1992, , стр. 79-104.

История возникновения нот

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиватся в то время многоголосной музыки.

В период с VIII по XI век, начала использоватся так называемая невменная запись( Невмы — от греч. neuma — графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма не совершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии.

Вот некоторые образцы невменных знаков:

Древнерусским эквивалентом невменного письма были «крюки» или «знамёна». Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI-начало XII века. Привожу некоторые образцы крюков (знамён):

Со временем в целях совершенствования невменного письма — для точной фиксации висоты звуков — к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну — для тона c. Всё это на много облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.

Откуда название нот?

Название музыкальных звуков основана на начальных слогах первых шести строчек средневекового ромско-католического гимна в честь св. Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700-го года Павлом Диаконом:

Ut queant la xis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve poluti

La bii reatum, Sancte Johannes.

Звук си был добавлен позднее.

Подленную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (ок. 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего врмени — учёным и педагогом. Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Таким образом образовалась четырёхлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникло так называемое хоральное письмо), а в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. Привожу образец хорального письма:

Итак, новая нотация созданная Гвидо д’Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация это система музыкальных звуков, применявшаяся в XIII-XVI веках. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини (1642-1678) неудобный для распевания слог ut (ут) был заменен на слог До. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

  • < Назад
  • Вперёд >

Общая характеристика

Слово «мензуральный» (лат. mensurabilis, mensuratus — «размеренный»; также лат. figuratus — «фигурированный») в документах эпохи всегда применялось не к нотации, а к самой музыке (например, в сочетаниях cantus mensurabilis, musica mensurata, cantus figuratus и т.п.). Техника ритмической композиции и адекватная ей система письменной фиксации ритма составляли единый научно-теоретический и дидактический комплекс. Под «мензуральной» подразумевалась многоголосная музыка с определённым и нотированным ритмом, в противовес одноголосию григорианского хорала, «плавной», или «ровной» музыке (лат. musica plana, cantus planus), где ритм определялся просодией богослужебного текста и последовательно не нотировался.

Графемы мензуральной нотации (только ноты, слева направо, в порядке уменьшения длительностей)

Многоголосный склад (особенно по мере усложнения техники полифонической композиции, начиная со свободного и мелизматического органумов с регламентированным употреблением в них консонансов и диссонансов) потребовал обновлённой, «истинной» синхронизации вертикали, в отличие от той, что существовала в гетерофонной музыке (например, в параллельном органуме, состоявшем преимущественно из консонансов — квинты, кварты, октавы).

В основу графики мензуральной нотации были положены графемы римской квадратной нотации, для которых характерна квадратно-ромбовидная форма. Различались простые фигуры (figurae), то есть одиночные ноты — максима, лонга, бревис, семибревис, позднее минима и семиминима, фуза и семифуза, которым соответствовали паузы соответствующей длительности, и лигатуры (ligaturae). Для ритмической расшифровки лигатур были установлены разветвлённые, весьма громоздкие правила.

Измерения

Измерения
Тернар Двоичный
Maximodus perfectus. 1 Mx = 3 L imperfectus. 1 Mx = 2 L
Modus perfectus. 1 L = 3 B imperfectus. 1 L = 2 B
Tempus perfectum. 1 B = 3 Sb imperfectum. 1 B = 2 Sb
Prolatio maior. 1 Sb = 3 Mn минор. 1 Sb = 2 Mn

Мензуральная нотация, разная несколько основных метрических паттернов музыкального произведения, которые были использованы как комбинации троичных и бинарных подразделений времени на последовательных иерархических уровнях и примерно соответствуют современному bar структуры. Разделение полубреве на минимальное расстояние на полубреве — темпус, а из лонга на бревес — модусом. Разделение максимумов на длинные было названо modus maximarum или modus maior; в современной литературе его также иногда называют максимодусом. Каждый из этих уровней может быть совершенным (тройным) или несовершенным (двоичным). Эти два типа пролатирования были также известны как «большое разрастание» и «незначительное разрастание» соответственно.

Знаки измерения
Tempus Prolatio Sign Semibreves Minims Modern
1: 4 1: 2 1: 1
perfectum maior . 8 . 4 . 2
perfectum minor . 4 . 2 . 1
imperfectum maior . 8 . 4 . 2
imperfectum minor . 4 . 2 . 1

Совершенный модус и максимодус стали редкости на практике после 14 века. На наибольшее практическое значение было функции бреве вниз, как к тому времени функции основной счетной единицы взяли на себя полубревес, а не бревес. Четыре случая комбинации временного интервала и пролета могут быть обозначены набором знаков измерения в начале композиции: кружок для временного несовершенного вида, полукруг для временного несовершенного, каждая из которых совмещена с точкой для простанции maior, или без точки для пролистывания незначительный. Они соответствуют современным показателям. 8,. 4,. 8и. 4соответственно (при уменьшении транскрипции 1: 4, т. Е. Сопоставление менсуральных минимумов с современными дрожаниями) или, альтернативно,. 4,. 2,. 4и. 2соответственно (с коэффициентом уменьшения 1: 2). В каждом случае один бреве соответствует одному современному бару. Кроме того, у каждого из этих основных паттернов был уменьшенный вариант (diminutum), обозначенный вертикальной чертой через знак (, , , ). Эти так называемые «знаки сокращения» указывали на уменьшение всех временных значений в два раза. (Знаки и являются участниками современного подписей «обычное время » и «alla breve » и соответственно). полукруг обычно понимал как то же самое, что и .

. Обычно не существовало специальных знаков для обозначения более высоких уровней модуса и максимодуса. Тем не менее, группы длинных пауз в начале пьесы (что происходило некоторые часто голоса в полифонической композиции входили, чем другие другие роли в качестве позже предполагаемого размера). Если длинные паузы были написаны на трех местах для нотоносцев, они были идеальными; более того, если они происходят вместе на одной линии нотоносца, они указаны на идеальный максимодус. Иногда, если ни один голос не имел положительного продолжительного перерыва в начале пьесы, от знака измерения записывался фиктивный символ, равный длине одного максимума; в этом случае это понималось как часть тактового размера, а не выполнялось как отдых.

Краткая характеристика

В основу графики мензуральной нотации были положены символы римской квадратной нотации, для которых характерна квадратно-ромбовидная форма. Различались простые «фигуры» (figurae), то есть одиночные ноты — максима, лонга, бревис, семибревис, позднее минима и семиминима, фуза и семифуза, которым соответствовали паузы соответствующей длительности, и лигатуры (ligaturae). Для ритмической расшифровки лигатур были установлены разветвлённые, весьма громоздкие правила.

В отличие от классической (круглой тактовой пятилинейной) нотации, где отношение между длительностями соседних ритмических уровней твёрдо установлено как бинарное (2:1), в мензуральной нотации это отношение может быть 3:1 (такая мензура называлась «перфектной», или совершенной) или 2:1 («имперфектная», или несовершенная, мензура).

В конкретном музыкальном сочинении бинарное и/или тернарное соотношение длительностей задавалось, как правило, сразу на двух уровнях: как (1) тип соотношения бревиса и семибревиса (такое соотношение называлось словом темпус — лат. tempus) и (2) тип соотношения семибревиса и минимы (т. наз. пролация – лат. prolatio). Графически темпус и пролация отображались особыми знаками, которые выставлялись в начале первого нотоносца (круг, полукруг, с точкой внутри или без этой точки) — эти знаки в науке традиционно рассматриваются как предшественники позднейших обозначений тактового размера. Комбинация темпуса и пролации, таким образом, определяла фактическую протяжённость каждой ноты и паузы в целом, выводимую из частного соотношения каждой пары соседних ритмических уровней.

Ссылки и дополнительная литература

  • Апель Вилли (1962). Die Notation der polyphonen Musik, 900–1600. Лейпциг: Breitkopf Härtel.
  • Бауэрс, Роджер (2001). «Пропорциональное обозначение». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Роща.
  • Буссе Бергер, Анна Мария (1993). Знаки измерения и пропорции: происхождение и эволюция. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Eggebrecht, Hans Heinrich (1991). Musik im Abendland: Prozesse und Stationen vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Мюнхен: Пайпер.
  • Хили, Дэвид; Пейн, Томас Б.; Бент, Маргарет; Чу, Джеффри; Растолл, Ричард (2001). «Обозначения: III и IV». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Роща.

Первые шаги к нотной записи

Попытки записать мелодию предпринимались еще в Древнем Египте. Во времена Древнего и Среднего царства (IV-II вв. до н.э.) музыку записывали при помощи простейших рисунков (так называемая пиктографическая нотация).

На территории современной Сирии во втором тысячелетии до нашей эры также существовала нотация в виде символов. В древнем городе Угарит была найдена глиняная табличка с музыкальными символами, расположенными горизонтально, слева направо, на хурритском языке (древний язык Сирии). Уникальность находки заключается не только в ее возрасте, но и в том, что ученым удалось расшифровать данные записи. Удивительно, что на табличке написаны отдельно музыка и слова, а также подробная инструкция о том, как совмещать их. Найденный материал посвящался жене бога Луны и назывался «Гимн Никале».

Музыкальное наследие Древней Греции удалось обнаружить на каменных колоннах и гробницах. Археологи обнаружили на месте раскопок древнегреческого города каменные пластины, относящиеся ко II в. до н.э., на которых были высечены гимны Аполлону. Их отличительной особенностью были символы, располагающиеся между строками гимнов, именно они и являются самыми ранними партитурами в культуре Древней Греции. Также образцы древнегреческих записей музыкальных произведений были найдены на папирусах, плохо сохранившихся и представляющих собой лишь кусочки записей.

В III-IV веках н.э. древнегреческий теоретик музыки Алипий создал нотную систему, которая впоследствии стала классической для греческой музыки. Каждому из используемых в записи музыки символов (а это были алфавитные и псевдоалфавитные знаки) он определил четкое значение и дал подробное описание. Работы Алипия сохранились благодаря частому их переписыванию и активному использованию в музыке. Греки использовали буквенную нотацию, обозначая ступени музыкальных ладов буквами алфавита, которая в Средние века была забыта. Однако в X веке вновь стали использовать буквенную нотацию, но уже в усовершенствованном виде с указанием особенностей ритма и темпа.

Греческая нотация была представлена двумя вариантами: диатоническая (более древняя), которая представляла собой инструментальную нотацию, и энгармонически-хроматическая (более поздняя), которая использовалась для пения.

Также изображения, напоминающие запись мелодий, встречались в древних культурах Индии, Месопотамии, Персии и т.д.

Черная мензуральная запись (прибл. 1230–1430)

Мензуральная нотация возникла в XIII веке благодаря дифференциации ритмов. Франко Кельнский сформулировал правила для этой записи в его трактате Ars кантус mensurabilis около 1280 . После него первое выражение черной мензуральной нотации называется франконской нотацией . С помощью французской нотации впервые можно было четко определить значения нот ( длительность тона ) музыки. Самыми важными музыкальными нотами были бревис и лонга . Согласно трехчастному базовому ритму времени, лонга имеет продолжительность три бревена ( совершенная лонга). В определенных группах нот он также может длиться два брева (быть несовершенным ), например, в последовательности Лонга — Бревис — Лонга — Бревис …, в которой несовершенная лонга (2 доли) и бревис (1 доля) образуют трехчастный сценический блок становится. Другие значения ноты также могут быть в два или три раза длиннее, чем значение следующей меньшей ноты. На следующем рисунке показаны все значения нот французской нотации, начиная с самого большого.

Дуплекс Maxima или Longa — Longa — Brevis — Semibrevis

Квадратный шрифт Франко уходит корнями в традиционную знаковую систему литургических григорианских песнопений, но это чистый «артефакт», не результат многолетней практики, а соображений теории музыки; Только более поздние теоретики используют метрическую систему Франко в качестве основы для систем, которые затем производят гораздо больше композиций, то есть письмо Франко (и, следовательно, кантус, тип музыки, который теперь возможен с ним) не заменяет григорианскую систему обозначений в церковных операциях. но сосуществует с этим на параллельной линии развития западных систем обозначений, которая распространяется на современные обозначения.

История

Самыми важными ранними этапами в историческом развитии мензуральной записи являются работы Франко Кельнского (ок. 1260), Петруса де Круса (ок. 1300) и Филипп де Витри (1322). Франко в своей книге Ars cantus mensurabilis был первым, кто описал отношения между максимумами, longa и breve в терминах, которые не зависели от фиксированных паттернов более ранних ритмических режимов. Он также усовершенствовал использование полубревов: в то время как в более ранней музыке один брев мог иногда заменяемый двумя полубревом, Франко описал подразделение бреве как тройное (совершенное), разделив его либо на три равных, либо на два неравных полубрева (что приводило к триплетным) ритмическим микроподобиям.)

Петрус де Крус ввел подразделения бреве в еще более короткие ноты. Однако он еще не определил их как отдельные более мелкие уровни иерархии (минимальный, полуминимальный и т. Д.), А просто как переменное количество полубров. Точная ритмическая интерпретация этих групп частично не ясна. Техника сложных нотных записей из нескольких полубревов была систематически в нотной записи итальянской музыки Trecento.

Решающие усовершенствования, которые сделали возможной запись даже очень сложными ритмическими паттерновами на множестве иерархических метрических уровней, введены во Франции во времена Ars nova с Philippe de Vitry как важнейший теоретик. Ars nova представила более короткие ноты под полубревом; он систематизировал совершенства и описания на всех уровнях, до минимума, и ввел приемы пропорций и окраски.

Во времена франко-фламандской школы в музыке эпохи Возрождения, использование французской системы нот распространилось по всей Европе. В этот период произошла замена черного на белое обозначение. Это также привело к дальнейшему замедлению длительности крупных сообщений еще большего количества новых мелких нот (фуса, семифуза и т. Д.). К концу этого периода правила совершенства и использования устарели, как и использование лигатур. В течение 17 века система единиц измерения и пропорций постепенно превратилась в современные размеры, были введены новые устройства записи для измерения времени, такие как линии и галстуки, что в конечном итоге привело к современной системе записи.

Обозначение Trecento (после Маркетуса де Падуи)

В итальянской нотации Trecento в начале 14 века появился и другой тип записи. Эту практику описал Маркетус де Падуя в своем трактате «Pomerium in arte musicae mensuratae». Здесь впервые в истории описывается система измерений, в которой brevis можно разделить не только на три подчиненных значения (совершенный), но и на два значения (несовершенный). Предыдущий отказ от этой практики относился к Троице Бога. Теперь вы также можете делить на числа, кратные 2 или 3 (4, 6, 8, 9 или 12). Полученные группы полубрезов и минимумов разграничиваются точками. Поэтому значения нот между двумя точками всегда приводят к сокращению.

Есть до трех уровней разделения. Эти:

  • 1 уровень: Divisio Prima
  • 2-й уровень: Divisio Secunda
  • 3-й уровень: Divisio Tertia

Из-за этих трех уровней необходимо только разделить каждое значение ноты на два или три меньших значения.

Банкноты, которые образуют самые маленькие единицы на соответствующем уровне подразделения, можно узнать по их горлышкам, направленным вверх. Типы деления обозначены первыми буквами их названий в точках:

  • .q. для Quaternaria (квартал): 1-й уровень: 2, 2-й уровень: 2, 3-й уровень: не используется
  • .t. для Тернарии (трехсторонний): 1-й уровень: 3, 2-й уровень: не используется, 3-й уровень: не используется
  • .я. для Senaria imperfecta (несовершенное деление из шести частей): 1-й уровень: 2, 2-й уровень: 3, 3-й уровень: не используется
  • .п. для Senaria perfecta (идеальное деление из шести частей): 1-й уровень: 3, 2-й уровень: 2 3-й уровень: не используется
  • .O. для Octonaria (восемь делений): строится на Quaternaria на 1-м уровне: 2, 2-м уровне: 2, 3-м уровне: 2
  • .n. для Новенарии (деление на девять ): 1-й уровень: 3, 2-й уровень: 3, 3-й уровень: не используется
  • .d. для Дуоденарии (двенадцать делений) Он основан на Senaria Perfecta. 1 уровень: 3, 2 уровень: 2, 3 уровень: 2

Видно, что на третьем уровне деления происходят только бинарные деления.

В нотации Trecento использовались системы с шестью линиями.

В манерной нотации около 1400 года на юге Франции ритмическая утонченность, наконец, доведена до крайности. Теперь появилась возможность отображать изменение масштаба внутри пьес без отметки масштаба для меньшего количества нот. Например, несовершенные ноты могли иметь место в пределах идеальной длины шкалы, которые были идентифицированы красными или пустыми символами нот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: