Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

Фермата — fermata

Агогика

Рядом с обозначениями постоянных темпов широко используются термины, указывающие на их усиление или ослабление.

Чтобы достичь в выполнении наибольшей выразительности, к приведенным выше терминам часто добавляют еще некоторые обозначения, например: «более», «менее», «не очень», «всегда» или «все время» и др.:

piu пью больше
meno мЕно меньше
non troppo нон трОппо не очень
sempre сЕмпре всегда, все время
poco пОко немного, чуть-чуть
poco a poco пОко a пОко постепенно
con moto кон мОто с оживлением
piu mosso пью мОссо более подвижно
meno mosso мЕно мОссо менее подвижно

Темп произведения, как уже отмечалось, не всегда остается неизменным, но не всегда он меняется резко — с быстрого на медленный и наоборот. При постепенном переходе от одной скорости к другой применяют обозначения: «ускоряя», «замедляя», «в прежнем темпе» и др.

accelerando (аччелерАндо)  ускоряя
animando (анимАндо) оживленно
rallentando (раллентАндо) сокр. rail — замедляя
ritardando ритардАндо сокр.rit — замедляя
ritenuto ритентуто сокр. riten — замедляя
a tempo а темпо в том же (прежнем) темпе
animato  аниМато  возвышенно, оживленно
brilliante  бриллиАнте  блестяще 
con animaкон анимА  с чувством
con doloreкон долОре  печально 
 
dolce  дОльче нежно
 
espressivo эспрессИво выразительно
gracioso грациОзо грациозно
scherzando скерцАндо шутливо
cantabile кантАбиле певуче

В партитурах темп выписывается над верхним нотоносцем, а также над струнно — смычковой группой, над верхней строкой хоровых партий, над партиями фортепиано и солистов. Кроме итальянских обозначений, в изданиях для широкого круга любителей музыки, а также в педагогической литературе темп нередко записывают на родном языке.

знак фермата

Некоторые характерные особенности исполнения имеют отдельные условные обозначения. Одним из них является Лига, указывающая, что несколько разных по высоте нот, связанных ею, следует выполнять legato (легАто) — то есть связно, на одном дыхании.

легато

В противоположность связному исполнению бывает исполнение staccato (стаккАто) — отрывочное. Его обозначают точкой, которую ставят над или под нотой.

стаккато

Если все звуки произведения надо выполнять отрывисто, вместо точек над каждой нотой под нотным станом пишут sempre staccato — «все время стаккато». Или в первом такте ставят точки над нотами, а затем под нотным станом пишут simile (ит. симИле), что означает: «так, как и раньше», то есть каждый звук и далее следует выполнять отрывисто.

Вообще слово simile употребляется тогда, когда надо показать, что характер исполнения не меняется по сравнению с первоначальным. Для обозначения внезапного перехода с громкого исполнения на тихое, употребляемое слово subito (субито) — внезапно. Часто его пишут сокращенно -sub., например sub. р (субито пиано) — внезапно тихо. Иногда в нотах встречается слово ten. (ит. tenuto — тенуто), что в переводе означает «выдержано». Нота (аккорд), над которой это слово стоит, выдерживается в пределах указанного ритма. Такой прием применяют, чтобы добиться большей выразительности мелодии. Короткая черточка ( — ) над нотой или аккордом означает, что эту ноту (аккорд) следует исполнять на музыкальном инструменте или голосом мягко и переходить с одного звука на другой плавно.

Как точки могут увеличить длительность ноты?

ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.

Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак. ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»)

Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти

Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти

ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.

Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.

Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.

Что такое темп?

Темпом называется степень скорости исполнения музыкальных произведений. То есть темп — это скорость развертывания звуковой ткани музыкального произведения в процессе его исполнения

Темп обусловлен содержанием, характером и жанром музыки. Темп может быть постоянным для всего произведения или изменяться в течение его исполнения.

Обозначается темп отдельными словами, которые пишут в начале музыкального произведения или в месте его изменения над нотным станом: «быстро», «медленно», «умеренно» и т. др. Употребляются также отдельные небольшие фразы, например: «медленно, с чувством», «быстро, с огнем» и т. п. Итак, обозначается не только скорость, но и характер исполнения.

Постоянный темп произведения или его части обозначается большей частью итальянскими терминами, которые используются с XVII века. Для уточнения темпа используют метрономические обозначения. Метроном (от гр..- мера, — закон) — прибор, маятник которого отбивает необходимое количество ударов в минуту.

Наиболее известным является метроном Мельцеля (1816 г.). Они пишутся в начале произведения около итальянского термина, если он есть, и указывают, какому количеству ударов метронома за минуту соответствует указанная продолжительность. Темпы в порядке увеличения скорости делятся на медленные, умеренные и быстрые.

История и использование [ править ]

Этот символ появляется еще в 15 веке. Он довольно часто встречается в работах Гийома Дюфея и Жоскена де Пре .

В хоралах Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов эпохи барокко фермата часто означает только конец фразы , и нужно сделать вдох. В некоторых композициях органов ферматы встречаются в разных размерах для правой и левой руки и для ног, что делает их непрактичными. «В старой музыке знак ферматы используется, как это часто бывает у Баха, просто как указание на конец пьесы после Da Capo, когда современные композиторы обычно пишут слово «отлично». Тогда это не означает паузы в музыке между первой и второй частями номера».

В эпоху классицизма и барокко ферматы обычно были точками, в которых исполнители должны были импровизировать каденции, соответствующие их месту в партитуре: в середине движения требовались короткие каденции, над I6 4и это подразумевало вид каденций, связанных с окончанием частей концерта.

Слово lunga (сокращенная форма итальянского lunga pausa , что означает «длинная пауза») иногда добавляется над фермата для обозначения большей продолжительности, продолжительность которой определяется исполнителем, а не нотами.

Некоторые современные композиторы (в том числе Франсис Пуленк , Кшиштоф Пендерецкий , Дьердь Куртаг и Луиджи Ноно ) расширили использование символа, чтобы указать приблизительную продолжительность, включив ферматы разных размеров, квадратные и треугольные ферматы и т. длины. Однако это не стандартное использование. В программе нотной записи Sibelius : «По умолчанию обычная фермата имеет длительность записи в 1,5 раза больше, длинная (квадратная) фермата — длительность записи в 1,75 раза, а короткая (треугольная) фермата — длительность записи в 1,25 раза. » Таким образом, целая нота с ферматами будет длиться 4 + 2 = 6 четвертей, 4 + 3 = 7 четвертей или 4 + 1 = 5 четвертей соответственно.

Знак фермата кодируется в блоке музыкальных символов Юникода как U+1D110 МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ФЕРМАТА: 𝄐 и U+1D111 МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ФЕРМАТА НИЖЕ: 𝄑

Что такое фермата?

ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

  1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
  2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

Плюсующая лига

ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.

Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?

Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами, то лигой соединяются только длительности нот. Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.

Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги.  Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

 ЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА
 ТОЧКА  удлиняет ноту или паузу наполовину
 ДВЕ ТОЧКИ  увеличивают длительность на 75%
 ФЕРМАТА  произвольное увеличение длительности
 ЛИГА  соединяет длительности, заменяет знак «плюс»

В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!

Медленные темпы

Итальянский термин Транскрипция Обозначение Метроном
Largo лАрго очень медленно, широко 42-66
Lento лЕнто медленно, протяжно 52-108
Adagio адАжио медленно, спокойно 66-76
Итальянский термин Транскрипция Характеристика Метроном
Andante андАнте свободно, не спеша 56-88
Andantino  андантИно немного быстрее, чем andante 80
Moderato  модерАто умеренно 66-126
Allegretto аллегрЕтто подвижно, медленнее, чем allegro 100-108
Итальянский термин Транскрипция Характеристика Метроном
Allegro аллЕгро быстро 84-144
Vivo вИво бодро 80
Vivance  вивАче резво, быстрее, чем allegro 140
Presto прЕсто ыстро, быстрее, чем виваче 150
Prestissimo престИссимо очень быстро, как можно быстрее 200-208
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: