Выразительные возможности целотонной гаммы

Марш черномора

Краткое содержание оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

М. И. Глинка считается родоначальником истинно русской оперы. Это именно он впервые решил использовать в музыке сюжеты из русской жизни и первым из музыкантов начал включать в свои произведения русские народные напевы. Прекрасная поэма-сказка великого Пушкина вдохновила Глинку на сочинение монументального произведения – оперы «Руслан и Людмила».

Композитор работал над оперой пять лет, с 1837 года. Но на самом первом представлении оперу ждал провал. Но с каждой новой постановкой, слушатели все больше проникались симпатией к этому истинно русскому по духу произведению.

Действие начинается с княжеского пира. Великий Князь Светозар со свитой празднует свадьбу дочери Людмилы и витязя Руслана. Молодые любят друг друга, они счастливы. За общим столом сидят и мрачные соперники жениха – Фарлаф и Ратмир. Звучит песнь Баяна, который предсказывает молодым беду.

Неожиданно в княжеских хоромах раздается страшный гром, и все засыпают. После пробуждения оказывается, что исчезла молодая княжна. Князь Светозар в порыве отчаяния провозглашает, что отдаст в жены Людмилу тому герою, кто первым отыщет ее.

Руслан, Фарлаф и Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан решает прежде, чем отправиться в дальний путь, спросить совета у мудрого Финна. Старец открывает тайну исчезновения Людмилы. Княжну украл злой колдун Черномор и унес ее в свое царство.

Финн рассказывает Руслану историю своей любви. Когда-то он был покорен красотой гордой и надменной девушки Наины. Но она отвергла его любовь. Гордыня Наины не дала соединиться их сердцам даже после того, как Финн стал героем. Финн долгое время покорял врагов, овладевал тайными знаниями, стал чародеем. С помощью чар он влюбил в себя Наину. Но к тому времени красавица превратилась в старуху-колдунью, и Финн в страхе отверг ее. Теперь Наина мстит старцу.

Двигаясь в царство Черномора, Руслан встречает огромную голову, которая пытается сдуть витязя с пути, устраивая ураган. Но храбрый герой побеждает и достает из-под головы огромный меч, которым можно победить проклятого Черномора. Голова перед гибелью успевает поведать о том, что могущество Черномора – в его бороде. Потеряв бороду, колун утратит свою силу.

Между тем, Фарлаф встречает на своем пути колдунью Наину, которая обещает ему помочь избавиться от Руслана и Ратмира. Наина подсылает к Ратмиру юных прелестниц, которые обольщают его танцами и песнопениями, полностью лишая воли. Наина пытается убить спящего Ратмира. Этому ей мешает пленница Горислава, влюбленная в витязя. Появляется волшебник Финн и освобождает героев.

Тем временем Людмилу в дивных садах Черномора развлекают танцами, музыкой и богатыми дарами. Но Людмила грустна, она мечтает о любимом.

В чертогах Черномора появляется Руслан. Он вызывает колдуна на бой и побеждает, отрубив его длинную бороду. Но перед битвой Черномор успевает усыпить Людмилу, ее невозможно разбудить. Руслан, спящая Людмила, Финн, слуги Черномора, Ратмир и Горислава отправляются в княжество Светозара.

Наступает ночь. Герои располагаются на ночлег, а стережет их сон Ратмир. Но любовь к Гориславе отвлекает его, и он не замечает, как Фарлаф и Наина похищают Людмилу. Однако, коварству Наины противостоит Финн. Он вручает Руслану волшебный перстень, который поможет пробудить красавицу от сна.

Фарлаф доставляет в хоромы Светозара прекрасную княжну. Но как разбудить ее, Фарлаф не знает. Слышится топот подков коней Руслана и его друзей. Фарлаф, понимая, что его ждет возмездие, в страхе убегает. Благородный Руслан надевает на палец своей невесты волшебный перстень, и Людмила пробуждается!

Герои вместе с народом славят богов, родную землю, Князя, Руслана, Людмилу и Финна, который помог добру восторжествовать над злом.

Сочинение по поэме Пушкина Руслан и Людмила

Пушкин частенько обращается к народному фольклору, в частности, к сказкам. Налицо положительный герой – Руслан, отрицательный герой – Черномор. Чтобы действие было интересней и динамичней, нужна женщина. Мужчины любят драться из-за женщин друг с другом, выяснять кто сильнее.

А сказки пишутся на основе реальных событий. Реально существовала Киевская Русь и стольный град Киев, где правил князь Владимир. Нападали на древних русичей половцы, печенеги, хазары. И приходилось нашим предкам воевать с ними. А остальное уже вымысел автора.

У положительного героя, как водится, есть соперники и в делах ратных, и в делах любовных. Вот они Ратмир, Рогдай, Фарлаф. Хотят породниться с русским князем. А там глядишь, и Киев к рукам прибрать. Да что Киев, всю Киевскую Русь. Но выбирает красавица Людмила храброго Руслана.

Но так же не интересно и скучно. Пушкин добавляет динамики, как сейчас говорят «экшен», в поэму. А пусть Людмилу похитит страшилище, карлик Черномор, а Руслан отправится спасать её и докажет на что способен. Ведь должен Владимир знать, кому Киев и Русь оставит.

Добро борется со злом. Тут появляется и ведьма Наина. Она при помощи отвергнутых женихов решает убить Руслана. Наверное, сводит счёты с князем Владимиром. Женихи уже вроде и позабыли про Людмилу, живут своей жизнью. Но она буквально заставляет их делать то, что нужно ей.

Но есть и люди, которые помогают и Руслану. Это огромная сказочная голова, добрый волшебник Фин. У него старые счёты с Наиной. Он когда-то любил её, но она его отвергла. И теперь вредит при каждом удобном случае.

Руслан добирается до царства Черномора. Бьётся с ним, несмотря на его превосходство и волшебные предметы – шапка-невидимка, и побеждает. Но Людмилу от волшебного сна не может разбудить. Пристроив к седлу Черномора в мешке, с Людмилой на руках он отправляется в обратный путь.

Вот тут-то Наина и направляет руку Фарлафа с острым ножом в грудь Руслана. Он – просто слепое орудие мести в её руках. Но в сказках добро всегда побеждает зло. Добрый, мудрый Фин воскрешает Руслана.

А Киев атакуют половцы и печенеги. Тупой Фарлаф – не воин, хоть и привёз спящую Людмилу и якобы отбил её у злого волшебника. И она не просыпается даже от самого громкого звука. Князь понимает, что нужен настоящий воин, а не этот полстопуз.

Руслан собственно ничего и не делал. Он просто поднял вверх мешок с Черномором. И тот своим рёвом распугал всех. Вот оно первое в истории применение психологического оружия! Князь Владимир видит, что Руслану можно доверить и дочь, и Киев, и Русь. Мораль поэмы такова – выбирайте, девушки, в мужей русских мужчин.

Первое действие

Первое действие открывается монументальной хоровой сценой. Это интродукция, музыка которой создает ощущение древности. Главной фигурой интродукции является певец-сказитель Баян, известный по старинным сказаниям – образ-символ, воплощающий народную мудрость .

По формеинтродукция представляет собой рондообразную композицию. Рефреном служит запев Баяна «Дела давно минувших дней», развивающийсяу хора и солистов (на основной попевке – глинкинском гексахорде), а эпизодами – две песни сказителя. Хоры интродукции написаны в старинном жанре величальных свадебных песен.

В первой песне Баяна (тенор) – «Оденется с зарею» (с.23) – звучит предсказание будущих драматических событий оперы (о том, что «рок грозит жениху гибелью»). Характер былинного сказа подчеркивают аккордыarpeggiato арфы и фортепиано. Они имитируют игру на гуслях, которой традиционно сопровождалось исполнение былин. Народный колорит создается и ладовыми средствами (используется фригийский и натуральный минор). Также типично для русской народной песни поэтическое сопоставление образов природы и человека (цветок любви и жених, буря и рок).

Вторая песня Баяна – «Есть пустынный край» (с.32) – вносит в праздничную атмосферу элемент лирического раздумья. Она посвящена памяти Пушкина («но недолог срок на земле певцу») .

Характеры главных героев раскрываются в развернутых ариях-портретах. Людмила (сопрано) является воплощением женственности, красоты и любви. Это идеальный возвышенный образ – архетипчистоты, искренности и верности. Ее первая характеристика дана в каватине из 1-го действия. Это огромная сцена с участием хора. Сначала, согласно свадебному обряду, Людмила прощается с отчим домом – «Грустно мне, родитель дорогой» (с.50). Музыка проникнута светлой грустью. Как и в партии Антониды, здесь сочетаются распевность русской народной песни, интонации городского романса и сложное виртуозное пение. Виртуозность вокальной партии акцентирует юную жизнерадостность Людмилы.

Реплики хора, утешающего Людмилу и прославляющего Леля – «Не тужи,дитя родимое» (с.53) – звучат мягко, ласково на 5/4.

Затем героиня обращается к неудачливым претендентам на ее руку – Фарлафу и Ратмиру. С каждым из них она говорит по-разному: с Фарлафом – шутливо («Не гневись, знатный гость» в ритме польки, с.56), к Ратмиру обращается, имитируя восточные интонации («Под роскошным небом юга» с. 57 – хроматизмы, гармонический мажор).

В целом, в каватине создается образ юной и по-детски беспечной княжны. Кульминация свадебного обряда 1-го действия – хор «Лель таинственный, упоительный» (с. 77), в котором возникает атмосфера древнего языческого действа. Впечатление архаики создается унисонным исполнением мелодии в пятидольном метре, с повторением звуков в октавном удвоении, диковатыми выкриками «Ой, Дидо!». Повторение мелодии без изменений образует форму «глинкинских вариаций» (варьируются фактура и оркестровка).

Хор резко прерывается – начинается сцена похищения Людмилы. Вторжение враждебной фантастической силы меняет строй музыки: грозно звучит целотонная гамма (симметричный лад воспринимается здесь как нечто бесстрастно-холодное, враждебное).

Все присутствующие при похищении охвачены оцепенением, которое изображено музыкальными средствами. На протянутый тон (ми-бемоль, энгармонически заменяемый ре-диезом) нанизываются доминантсептаккорды к различным тональностям, имеющие этот звук в своем составе. Они остаются без разрешения, «повисают в воздухе», создавая впечатление нереальности происходящих событий. На этом фоне звучит квартет 4-х низких голосов «Какое чудное мгновенье». Его участники – три витязя (Руслан, Ратмир и Фарлаф) и Светозар – поют канон, словно в полусне, повторяя одну и ту же фразу в медленном темпе.

Общая характеристика

Марш Черномора звучит в четвёртом акте оперы. Относительно этого эпизода в партитуре имеется подробная авторская ремарка: «Появляется шествие: из глубины сцены выходят музыканты (духовой оркестр). За ними идут рабы и подвластные Черномора, наконец, и сам волшебник Черномор — старик-карлик с огромнейшей бородой, которую несут на подушках арапчата». Примечательно, что Черномор лишён вокальной характеристики; его портрет рисуется исключительно инструментальными средствами. По словам Б. В. Асафьева, Глинка создаёт «…неуловимо изменчивый и причудливый образ восточного деспота, хилого, но властного, ум которого признаёт лишь рабское подчинение и жаждет иметь к своим услугам лишь пленённую красоту».

Марш состоит из главной части и трио, после которого вновь повторяется главная часть. О появлении Черномора возвещают фанфарные возгласы труб. Марш звучит грозно, помпезно — и вместе с тем угловато, гротескно. Яркая оркестровка — пиццикато струнных, стаккато деревянных духовых, мерцающее звучание колокольчиков — рисует картины волшебного царства. Многие авторы, писавшие о музыке Глинки, отмечали свойственное этому маршу смешение страшного и смешного, зловещего и комического. Г. А. Ларош, признавая общую карикатурность образа Черномора, замечает тем не менее, что марш этого персонажа «проникнут какою-то колоссальной, чудовищною силой». Б. В. Асафьев также полагает, что марш Черномора «жуток при всей своей причудливости». По его мнению, «интонации „черноморности“» составляют в опере основной контраст темам «солнечности, человечности, мужественности и любви».

Л. В. Кириллина усматривает в марше Черномора преемственность с традициями французской оперы и балета, в частности, номерами, призванными воплотить иноземное, необычное, гротескное. Таким прообразом могли, в частности, послужить «воинственные» танцы скифов из парижской оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Ифигения в Тавриде» (1779). По словам Кириллиной, «гротескный марш Черномора» восходит к «янычарской музыке» скифской сюиты Глюка.

История

В 1836 году состоялась премьера первой оперы Глинки «Жизнь за царя», и уже в конце 1830-х годов он начал работать над второй, на сюжет пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Марш Черномора стал одним из первых номеров, написанных для этой оперы.

В апреле 1838 года Глинка, занимавший в то время пост дирижёра Придворной певческой капеллы, отправился на Украину с целью набора певчих. Его сопровождали двое помощников: учитель пения Д. Н. Палагин и певчий Н. Н. Шеин. На обратном пути они задержались в Качановке — имении помещика Г. С. Тарновского, у которого был неплохой оркестр. Вспоминая об этой поездке в своих «Записках» (завершённых в 1855 году), Глинка писал: «В портфеле моем нашлись два №, приготовленные для „Руслана“: Персидский хор — „Ложится в поле мрак ночной“ — и марш Черномора, обе эти пьесы слышал я в первый раз в Качановке; они были хорошо исполнены, в марше Черномора колокольчики заменили мы рюмками, на которых чрезвычайно ловко играл Дмитрий Никитич Палагин». Глинка не уточняет, когда именно были созданы эти номера; сохранившиеся автографы также не датированы. Во всяком случае, марш Черномора был создан до поездки на Украину, то есть до апреля 1838 года.

В общей сложности работа над оперой заняла около шести лет: партитура была завершена в 1842 году. В то время в Петербурге выступал с концертами знаменитый Ференц Лист. Ещё в 1842 году он познакомился с партитурой оперы, а в 1843 году побывал на одном из спектаклей. Впоследствии Лист создал собственную фортепианную транскрипцию марша Черномора, благодаря чему этот номер стал известен в Европе и обрёл популярность.

Целотонная гамма

Литература : см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Целотонная гамма» в других словарях:

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА — гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон; в пределах октавы 6 звуков … Большой Энциклопедический словарь

целотонная гамма — (целотоновая гамма), гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон; в пределах октавы 6 звуков. * * * ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА, гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон (см. ТОН (о звуке)); в пределах октавы… … Энциклопедический словарь

Целотонная гамма — Гамма с расстоянием между всеми ступенями в целый тон. Насчитывает 6 звуков в пределах октавы. В юмористических целях применена В. А. Моцартом в «Секстете деревенских музыкантов» (1787). Эпизодически встречается у композиторов романтиков … Большая советская энциклопедия

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА — гамма, построенная из ряда целых тонов (напр. с. d. е. fis. gis. ais. с ); гармонии, построенные на ней имеют весьма своеобразный фантастически дикий характер … Музыкальный словарь Римана

«Гамма Черномора» — звукоряд, ступени к рого образуют последовательность целых тонов; наз. также целотонной гаммой. М. И. Глинка. Руслан и Людмила . Увертюра. Целотонная гамма объединяет звуки системы, к рую иногда условно обозначают как увеличенный… … Музыкальная энциклопедия

Гамма — (от греч. γαμμα третья буква греч. алфавита) 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к. л. однородных явлений, предметов, напр., красок ( красочная Г. ), цветов ( цветовая Г. ). 2) Назв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Симметричные лады — лады, звукоряды к рых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного … Музыкальная энциклопедия

Дебюсси Клод Ашиль — (Debussy) (1862 1918), французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.… … Энциклопедический словарь

Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия

Ganztonleiter — нем. [ганцтонля/йтер] Ganztonskala [ганцтонска/ла] целотонная гамма … Словарь иностранных музыкальных терминов

Источник

Выразительные возможности целотонной гаммы

Целотонной гаммой в теории музыки принято называть гамму, в которой расстояния между соседними ступенями составляют целый тон.

Её наличие в музыкальной ткани произведения легко узнаваемо, благодаря ярко выраженному загадочному, призрачному, холодному, застылому характеру звучания. Чаще всего, образный мир, с которым связано применение такой гаммы – это волшебная сказка, фантастика.

«Гамма Черномора» в русской музыкальной классике

Целотонная гамма широко использовалась в произведениях русских композиторов XIX в. В истории русской музыки за целотонной гаммой закрепилось ещё одно название – «гамма Черномора» , поскольку впервые она прозвучала в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в качестве характеристики злобного карлы.

В сцене похищения главной героини оперы в оркестре медленно и грозно проходит целотонная гамма, обозначая таинственное присутствие длиннобородого волшебника Черномора, ложное могущество которого пока ещё не разоблачено. Эффект звучания гаммы усиливается благодаря последующей сцене, в которой композитор мастерски показал, как потрясённые произошедшим чудом, участники свадебного пира, постепенно выходят из охватившего их странного оцепенения.

Опера “Руслан и Людмила”, сцена похищения Людмилы

А.С. Даргомыжский услышал в причудливом звучании этой гаммы тяжелую поступь статуи Командора (опера «Каменный гость»). П.И. Чайковский решил, что не найти лучше музыкально-выразительного средства, чем целотонная гамма для характеристики зловещего призрака Графини, явившегося Герману в 5-ой картине оперы «Пиковая дама».

А.П. Бородин включает целотонную гамму в аккомпанемент романса «Спящая княжна», рисуя ночную картину сказочного леса, где спит прекрасная княжна волшебным сном, и в дебрях которого слышится хохот его фантастических обитателей – леших и ведьм. Целотонная гамма ещё раз звучит у фортепиано, когда в тексте романса упоминается о могучем богатыре, который когда-нибудь развеет колдовские чары и разбудит спящую княжну.

Романс “Спящая княжна”

https://youtube.com/watch?v=lpTHsYzxO1Y

Метаморфозы целотонной гаммы

Выразительные возможности целотонной гаммы не исчерпываются только созданием устрашающих образов в музыкальных произведениях. У В. Моцарта существует другой, уникальный пример её использования. Желая создать юмористический эффект, композитор изображает в третьей части своего сочинения «Музыкальная шутка» неумелого скрипача, который запутался в тексте и неожиданно наигрывает целотонную гамму, совершено не вписывающуюся в музыкальный контекст.

Пейзажная прелюдия К. Дебюсси «Паруса» – интереснейший пример того, как целотонная гамма стала основой ладовой организации музыкальной пьесы. Практически, вся музыкальная композиция прелюдии базируется на гамме b-c-d-e-fis-gis c центральным тоном b, который выполняет здесь функцию устоя. Благодаря такому художественному решению, Дебюсси удалось создать тончайшую музыкальную ткань, рождающую образ неуловимый и загадочный. Воображению представляются некие призрачные паруса, которые промелькнули где-то далеко на морском горизонте, а может быть – привиделись во сне или явились плодом романтических грез.

Прелюдия “Паруса”

Источник

Экранизации (постановки)

Украинская анимационная студия «Animagrad» и режиссер Олег Маламуж работают над созданием 3D-анимационного фильма в жанре фэнтези «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила». Сценарий мультфильма создан по мотивам поэмы Пушкина. Герой Руслан предстает здесь странствующим артистом, который спасает княжну Людмилу, похищенную злым волшебником Черномором.

Черномор в мультфильме «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила»

Юные герои влюбляются друг в друга, вопреки разнице в общественном положении. А злодею Черномору девушка нужна не из романтических соображений. Колдун хочет принести ту в жертву для поддержания собственной колдовской силы и бессмертия. Черномора озвучивает украинский актер Евген Малуха. Мультфильм выйдет на экраны 7 марта 2021 года.

Табы с гаммами

Для каждого вида и тональности разработаны соответствующие табулатуры.

Прежде чем начинать играть любую гамму по ней, следует научиться считывать информацию правильно.

Основные табулатуры представлены в соответствии со списком:

  • Позиции мажорных гамм:
  • Позиции минорных:
  • Хроматические:
  • Блюзовые:
  • Гаммы для импровизаций:
  • Упражнения:

Игра гамм на гитаре служит определенной ступенью к овладению техникой игры на этом инструменте. Для начинающих исполнителей является неотъемлемой частью обучения и отработки техники и приемов игры. Но не стоит забывать, что гаммы – это только один из этапов и помощников в обучении. Не стоит зацикливаться только на игре гамм, ведь в музыке много всего интересного.

Третье действие

Третье действие можно охарактеризовать как восточное. Оно происходит в волшебном замке Наины, которая завлекает Руслана и Ратмира в свое царство неги.

Мягкий, вкрадчивый хор волшебных дев Наины (Персидский хор, с.179) основан на подлинной мелодии восточной песни, написан в форме глинкинских вариаций (на неизменную мелодию).

Появляется Горислава – возлюбленная Ратмира, которая отважилась вызволять его из замка Наины. Ее портрет дан в каватине (страстные романсовые интонации).Ария Ратмира, как и ария Руслана, состоит из контрастных разделов – медленного речитативного и быстрого «Чудный сон живой любви». Это – очень быстрый вальс.

Итак, Ратмир увлекается волшебными девами и отвергает Гориславу, – зато появляющемуся в финале Руслану она очень нравится («Этот грустный взор, страстью распаленный, голос, звук речей, стройные движенья тревожат сердце мне… И Людмилы милый образ тускнеет, исчезает…»). К счастью, вовремя появляется Финн – он разрушает чары Наины и ее волшебный замок превращается в лес. Руслан снова готов спасать Людмилу.

Целотонная гамма — как её использовать

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том как можно использовать целотонную гамму и какие аккорды ей обыгрывать.

Целотонная гамма — имеет очень интересное строение. Берём любую ноту и от неё движемся тонами и нужные нам звуки будут располагаться друг от друга через тон. То есть аппликатура её на гитаре будет выглядеть вот так:

рис. 1

Если вы сыграете изображенную на рисунке 1 последовательность, то услышите что звучит она интересно, не как обычная гамма, к которой мы привыкли. Теперь нужно понять какой же аккорд обыгрывает целотонная гамма. Давайте посмотрим для этого на следующий рисунок:

рис. 2

Мы видим, что наша гамма соответствует скорее доминантсептаккорду G7. Поэтому мы ей можем легко его обыгрывать, например когда он у нас доминанта от пятой ступени.

  • Однако, мы видим, что нота «ре» в целотонной гамме у нас заменена на ре-диез, поэтому звучание просто трезвучия соль+фа+си отмеченного нами на рисунке 2 (это септаккорд соль-семь без ноты «ре») не совсем отвечает звучанию целотонной гаммы.
  • Давайте «захватим» вместе с аккордом G7 ноту ре-диез — это у нас пятая повышенная ступень (или 5+):
  • рис. 3

Теперь у нас не просто аккорд соль-семь, а малый мажорный септаккорд (G7) с увеличенной квинтой (5+). Увеличенная квинта — это в нашем случае просто надстройка для аккорда соль-семь, это можно сказать лишь часть большого увеличенного септаккорда (мы писали об этом септаккорде в статье про септаккорды), только без увеличенной септимы(7+).

Итак, получается целотонная гамма обыгрывает доминантсептаккорд с увеличенной квинтой и это мы можем с успехом использовать. Мы можем любой малый мажорный септаккорд взять (будь он от пятой ступени или от какой-то другой, допустим в блюзовых аккордах), добавить к нему увеличенную квинту и обыграть.

Откуда берётся увеличенное трезвучие

Кстати вы можете заметить одну интересную особенность. Помните в статье про трезвучия мы выделили разные виды трезвучий. Мы там выделили мажорное, минорное трезвучия, а еще есть увеличенное, как вы помните. Оно строится большими терциями, б3+б3 — его формула.

Так вот целотонная гамма связана на самом деле именно с этим увеличенным трезвучием. Вспомните как мы строим мажор или минор.

Берём ионийский лад и в нем от первой ноты двигаясь через одну выбираем три звука (1-ая, 3-я, 5-я ступени) — получится мажорное трезвучие.

С эолийским то же самое, но получится уже минор, так вот звукоряд целотонной гаммы можно назвать целотонным ладом и в нем точно также брать ноты через одну, при этом мы получим как раз формулу соответствующую увеличенному трезвучию:

рис. 4

На рисунке 4 вы видите что в целотонной гамме и выстраивается это необычное увеличенное трезвучие, мне кажется это интересно.

Целотонная гамма

        целотоновый лад, целотонный лад, — звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов. Объединяет звуки системы, называемой целотоновым (или целотонным) ладом. Применяется также при фигурации ув. трезвучия, альтерированного D7. Часто имеет причудливый, застылый, лишенный теплоты характер.

К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано, No 2, «Паруса», такты 9-14.
        Ранний пример Ц. г. — в 3-й части «Музыкальной шутки» Моцарта (K.-V. 522); впоследствии находит применение в музыке М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, В. И. Ребикова и др. См. «Гамма Черномора», Симметричные лады, Ладовый ритм.Литература: см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов.

Вся гамма эмоций
В арсенале медицины имеются не только лекарственные препараты. Вспомним еще раз историю болезни нашей пациентки С. С ней была проведена психотерапевтическая беседа. Все начинается с такой беседы и все кончается ею. Она помогает врачу установить

Вся гамма эмоций
В арсенале медицины имеются не только лекарственные препараты. Вспомним еще раз историю болезни нашей пациентки С. С ней была проведена психотерапевтическая беседа. Все начинается с такой беседы и все кончается ею. Она помогает врачу установить

Цветовая гамма
Когда дело доходит до раскрашивания очередного произведения, перед иллюстратором встает один из сложнейших вопросов: какую цветовую гамму выбрать? Все мы слышали такие выражения, как «неудачные цвета», «кричащая раскраска» или «скучный колорит», но лишь

Цветовая гамма Спальня
Не секрет, что спальня – настоящий центр дома, где принимаются важные решения и составляются планы на будущее. Неудивительно, что обстановка спальни влияет на наше здоровье, благополучие и сексуальную жизнь. Превратите спальню в уединенный

Совка-гамма
Она крайне вредоносна, поскольку многоядна. Почти все культурные растения страдают от нее. Большой ущерб она наносит не только овощам, но и семенам капусты, репы, моркови, свеклы. Если ранней весной совку лишить возможности питаться культурными растениями, она

Гамма-спектрометр
Гамма-спектрометр (спектрометр) – в широком смысле устройство для измерений функции распределения некоторой физической величины f по параметру х.Функция f(x) в данном случае может определять распределение гамма-квантов по

Гамма Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme – по-французски, Tonleiter – понемецки) – звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гаммы, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского. В

ГГТ (гамма глутамилтранспептидаза, гамма ГТ)
Фермент, участвующий в обмене аминокислот. В основном ГГТ содержится в печени, почках и поджелудочной железе. Анализ применяется в диагностике заболеваний печени и других органов желудочно-кишечного тракта.Для женщин норма

Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТ, гамма-ГТ)
Гамма-глутамилтранспептидаза — фермент, участвующий в обмене аминокислот. Основное содержание ГГТ — в печени, почках и поджелудочной железе. В крови здорового человека содержание гамма-ГТ незначительно. Для женщин норма ГГТ —

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: