Большой смешанный духовой оркестр
Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.
Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.
Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.
В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.
Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):
- большая
- средняя
- малая
Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.
В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.
Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).
Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963
Основные группы, их роль и возможности
Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.
Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.
В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.
Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.
Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).
Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).
Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна
Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).
Новые ноты • New sheet music
|
|
Группа саксгорнов:
- инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
- инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
- инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)
Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.
Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.
В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.
Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:
- Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
- Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.
State Wind Orchestra of Russia
Город
Москва
Год основания
1970
Тип
оркестры
Государственный духовой оркестр России по праву признан флагманом духовых оркестров нашей страны. Его презентация состоялась 13 ноября 1970 года в Большом зале Московской консерватории
Коллектив сразу же привлек внимание слушателей. «Целая гамма оттенков, — писал известный музыковед И
Мартынов, — то мощного, то спокойного звучания, чистота ансамбля, культура исполнения — таковы главные черты этого оркестра».
Духовые оркестры издавна были пропагандистами музыкального искусства в России. Такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков и М. М. Ипполитов-Иванов приложили немало усилий, чтобы уровень русских духовых оркестров был самым высоким в мире. И сегодня Государственный духовой оркестр России ведет обширную музыкально-просветительскую деятельность. Коллектив выступает в концертных залах и на открытых площадках, участвует в государственных мероприятиях и фестивалях, исполняя русскую и зарубежную классику, оригинальные сочинения для духового оркестра, а также эстрадную и джазовую музыку. С большим успехом оркестр гастролировал в Австрии, Германии, Индии, Италии, Польше, Франции. На международных фестивалях и конкурсах духовой музыки он удостаивался высших наград.
Специально для коллектива писали многие отечественные композиторы: Г. Калинкович, М. Готлиб, Е. Макаров, Б. Тобис, Б. Диев, В. Петров, Г. Сальников, Б. Троцюк, Г. Чернов, В. Савинов… Оркестр был первым исполнителем музыки А. Петрова к кинофильму «О бедном гусаре замолвите слово» и участвовал в съемках этой картины.
Создателем и первым художественным руководителем оркестра был заслуженный деятель искусств России, профессор И. Петров. Его преемниками позже стали Б. Диев, Н. Сергеев, Г. Галкин, А. Уманец.
С апреля 2009 года художественным руководителем и директором оркестра является Владимир Чугреев. Он с отличием окончил военно-дирижерский факультет (1983) и аспирантуру (1990) Московской консерватории. Возглавлял различные творческие коллективы как в России, так и за рубежом. Более 10 лет был заместителем начальника Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории по учебной и научной работе. Кандидат искусствоведения, профессор, автор многочисленных научных работ, посвященных изучению природы национальной самобытности оригинальных сочинений для духового оркестра, дирижерскому образованию. Им создано свыше 300 инструментовок и аранжировок для духового, симфонического и эстрадного оркестров, более 50 собственных сочинений разных жанров. За заслуги перед отечеством награжден десятью медалями, имеет благодарности от Министра культуры Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, удостоен многочисленных почетных грамот от государственных и общественных организаций.
Виктор Луценко окончил Военно-дирижерский факультет Московской консерватории, в 1992 году стал победителем I Всероссийского конкурса военных дирижеров стран СНГ. Был одним из создателей и руководителем симфонического оркестра Министерства обороны РФ (1993-2001).
Музыкант успешно сотрудничает с симфоническими оркестрами, хоровыми и театральными коллективами. Он работал с известными певцами и инструменталистами: И. Архиповой, В. Пьявко, И. Кобзоном, А. Сафиуллиным, Л. Ивановой, В. Шароновой, В. Пикайзеном, Э. Грачом, И. Бочковой, С. Судзиловским и другими артистами.
Огромное внимание Виктор Луценко уделяет музыкальному воспитанию молодого поколения. С 1995 года он преподает в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, ведет оркестровый класс
Художественный руководитель и дирижер трех профессиональных оркестров Колледжа — симфонического, камерного и духового. С 2003 года Виктор Луценко возглавляет оркестр Московского театра Et cetera под руководством А. А. Калягина. Удостоен звания Заслуженный артист России.
Вениамин Мясоедов — музыкант широкого диапазона, владеющий богатым инструментарием. Он играет на саксофоне и жалейке, сопилке и дудуке, волынке и других инструментах. С большим успехом выступает как солист в России и за рубежом, сотрудничает с известными оркестрами.
В. Мясоедов окончил военно-дирижерский факультет Московской консерватории. Вел класс саксофона и возглавлял кафедру инструментов военных оркестров в Институте военных дирижеров Военного университета, в настоящее время продолжает педагогическую деятельность, доцент. Автор многочисленных научных статей и методических работ. Удостоен звания Заслуженный артист России.
Партита • Partita
|
|
Джазовый оркестр «Визит», г. Набережные Челны. Закончился концерт. Последний оркестровый аккорд сменила штормовая волна оваций. Но в воздухе еще витает «не остывшая», легкая мелодия джазового стандарта «Sweet Georgia Brown». Композиция, написанная Беном Берни и Масео Пинкардом еще в первой четверти XX века, до сих пор «зажигает» сердца многих и многих музыкантов и тех, кто любит джаз. Зрители аплодируют стоя. |
Статья • ArticleМирон Литвак: «В других измерениях». Сегодня имя Мирона Литвака, известного в Пскове музыканта, знакомо каждому псковитянину — и не только в профессиональной среде. Его знают и ценят многочисленные поклонники духовой музыки, уважают родители, дедушки и бабушки тех учащихся музыкальной школы, дарования которых раскрыл и развил этот педагог. Возглавляемая им более двадцати лет детская музыкальная школа № 5 давно стала для жителей Завеличья любимым и активно посещаемым культурно-просветительским центром. |
Ударная группа
Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты:
- большой барабан
- малый барабан
- тарелки
При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.
Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.