Свиридов. «поэма памяти сергея есенина»

Свиридов. «поэма памяти сергея есенина» (poem to the memory of sergei yesenin) | belcanto.ru

Poem to the Memory of Sergei Yesenin

Композитор
Георгий Свиридов
Год создания
1956
Дата премьеры
31.05.1956
Жанр
вокально-симфонические
Страна
СССР

История создания

В 1968 году в беседе с корреспондентом одной из ленинградских
газет, Свиридов рассказал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но
однажды — а произошло это в ноябре 1955 года — я встретился в
Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут
есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой,
я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу.
И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая,
почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на
есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти
Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели,
залпом».

Первоначальным замыслом было — написать цикл романсов для голоса и
фортепиано, но вскоре композитор понял, что создаваемое сочинение
далеко выходит за рамки камерного. Получилась, по существу,
оратория для солиста, хора и оркестра, хотя и названная поэмой. Так
она и осталась существовать в двух вариантах — симфоническом и
фортепианном.

Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы
окончательной реабилитацией Есенина (1895—1925), долгие годы по
существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не
входили в школьный курс литературы, его не издавали

Причиной тому
был трагический уход из жизни: в счастливой советской стране
кончать жизнь самоубийством было преступно. Простили это только
Маяковскому — любимому поэту Сталина. Свиридов отобрал девять
стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный»
(1914), «Поет зима» (1910), «В том краю, где желтая крапива)
(1915), «Молотьба» (1916), «Ночь под Ивана Купала» (его композитор
разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в
купальницу», редакторская дата 1914—1916), фрагмент поэмы «Песнь о
великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские
ребята», «Я — последний поэт деревни» (1920) и строфы, начиная со
строки «Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская
голубица» (1918).

Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с
которой и начал сочинение. Первое исполнение Поэмы состоялось 31
мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского. Выступая по радио
перед премьерой, композитор сказал: «В этом произведении мне
хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики,
свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную
любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно
эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне
хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял
слова С. Есенина:

… Более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла».

Музыка

Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений
Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных
раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской
Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — аналог
симфонического адажио, пленительные картины ночи. Последний раздел
посвящен приходу новой эры в жизни Руси.

В 1-й части, «Край ты мой заброшенный», возникает образ-символ,
воплощающий простор и печаль бескрайних русских равнин. Ее основной
напев близок старой крестьянской песне, задумчивой, проникнутой
тоской. Созданию яркого образа способствует оркестровка. В начале —
гудение басов с парящим вверху флажолетом контрабаса, холодные
звуки флейты, звон челесты и арфы, имитирующие далекие удары
колокола. А далее — резкие аккорды и оркестровые взлеты, звучащие
как порывы ветра и страшные удары вороньих крыльев. 2-я часть,
«Поет зима», почти полностью посвящена столь символичному для
русского искусства образу вьюги, метели — то удалой, полной
богатырской силы, то яростной, то, наконец, утихающей. 5-я и 6-я
части, идущие без перерыва и объединенные общим названием «Ночь под
Ивана Купала», — вдохновенный, одухотворенный и чарующий ноктюрн. В
8-й части, «Крестьянские ребята», царит удаль, хлесткость,
бойкость. Ее истоки в старых солдатских песнях, в красноармейских
частушках времен гражданской войны. Ощущается близость с всенародно
известным «Яблочком». Оркестр звучит, словно гигантская гармонь с
колокольцами и переборами. Резким контрастом, скорбно и отрешенно
звучит 9-я часть, «Я — последний поэт деревни», отдельные
мелодические обороты которой роднят ее с начальной частью
произведения. Но за внешней отрешенностью — громадное внутреннее
напряжение, острота переживаний. Финал — «Небо — как колокол» —
эпически торжествен и величав.

Л. Михеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: