Статьи

Саксхорн - saxhorn

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Члены семьи

Горн.

Баритон-саксофон.

Тенорхорн

Saxhorns семья из семи инструментов, из которых две высших скатных называются стеклярусом , и других пять saxhorns. Они настраиваются по убыванию, по четвертым и пятым в следующем порядке.

Малый горн или сопранино из саксофонного рога пополам . Его павильон обращен вперед. Он не получил широкого распространения в классических оркестровых формациях из-за довольно тонкой техники звукоизлучения. Нам легче это делать на более популярных курсах, таких как музыкальная банда на юге Италии, хотя, как правило, его не так уж и много в пользу сопрано корнета пополам .♭{\ displaystyle \ flat}♭{\ displaystyle \ flat}

Горн или саксофон сопрано, в B — на четверть ниже сопранино. Его павильон обращен вперед. У него такой же диапазон, как у трубы или корнета в B , но с более мягким звуком (канал трубы в основном цилиндрический, звук «медь» легче, чем у горна с коническим отверстием). Часто встречается в духовых оркестрах, а иногда и в гармонических оркестрах . Это очень популярный инструмент в джазе.♭{\ displaystyle \ flat}♭{\ displaystyle \ flat}

Альт- саксофон , ми — на квинту ниже сопрано и на октаву ниже сопранино. Это типичный семейный инструмент, самый маленький с павильоном вверх. Он довольно редко встречается в гармонических оркестрах , где играет ту же роль, что и валторна в F, но очень широко распространен в мире благодаря его существенному использованию в духовых оркестрах . В Великобритании его обычное название — тенор-рожок , а в Соединенных Штатах (где он встречается гораздо реже) — альт-рожок . Во Франции его часто называют сленговым термином «пичотт».♭{\ displaystyle \ flat}

Баритон-саксофон в си и тенор в си или до — на четверть ниже альта и на октаву ниже флюгельгорна. За пределами духовых оркестров его становится мало . Этот инструмент издает тот же основной звук, что и бас-саксофон, но более узкое отверстие придает ему специфический звук. В большинстве случаев с тремя поршнями (реже четырьмя) он не позволяет хроматически перейти к основному звуку. Тенор близок к баритону, но имеет несколько более узкий канал, что делает его тембр более четким, чем у баритона.♭{\ displaystyle \ flat}♭{\ displaystyle \ flat}

Саксорны для контрабаса Parade, предназначенные для ношения через плечо.

Басовый саксофон, построенный на той же высоте, что и баритон, но с более широким стержнем и может доходить до корня . У него такой же диапазон, как у эуфониума , но более чистый бас благодаря цилиндрическому отверстию детали, расположенной перед первым поршнем . Современные модели визуально отличаются от эуфониума тем, что трубка, кроме раструба, полностью расположена под поршнями (модель обнаружена). Раньше очень распространенный в гармонических оркестрах, теперь он встречается реже, конкурируя с эуфониумом и баритон-саксофоном.

Контрабас саксофона ми , или бомбардон , на пятую часть ниже баритона или баса, на октаву ниже альта.♭{\ displaystyle \ flat}

Контрабас саксорна в си , на четверть ниже предыдущего (добавлен в семейство в 1851 году ).♭{\ displaystyle \ flat}

Саксорн-басы вряд ли встретят сегодня замену тубе в E и if .
♭{\ displaystyle \ flat}♭{\ displaystyle \ flat}

Эуфониум в С шести-поршневыми, называемый также французский туба была широко распространена в симфонических оркестрах и оперных французами во время первой половины XX — го  века. Он вышел из употребления, постепенно его заменили басовые тубы и контрабасы немецкого производства. Для этого инструмента был создан важный репертуар, в том числе многочисленные пьесы, опубликованные в двух версиях для тубы в C или бас-саксофона в B и фортепиано по заказу Парижской консерватории для проведения конкурсов.
♭{\ displaystyle \ flat}

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963

История

Семейство саксорновых, разработанное в середине-конце 1830-х годов, было запатентовано в Париже в 1845 году Адольфом Саксом . В течение 19 века споры о том, действительно ли семейство саксорновых рожков было новым или, скорее, развитием ранее существовавших инструментов, были предметом длительных судебных процессов.

В середине 1850-х годов Сакс продолжал экспериментировать с схемой клапана инструмента.

Троянский марш ( Marche Troyenne ) из оперы Берлиоза «Троянцы» (1856–1858) включает сценический оркестр, в состав которого входит семья саксгорнов. Королевская охота и буря ( Chasse Royale ) из той же оперы используют их оркестрово. Сэр Джон Элиот Гардинер хотел использовать их в своей записи 2003 года, но не смог позаимствовать их у крупных консерваторий ; в конце концов он связался с частным коллекционером, который одолжил ему набор.

Saxhorns были популяризировал отличается Дистин квинтета, который гастролировал по Европе в течение середины 19-го века. Эта семья музыкантов, издателей и производителей инструментов оказала значительное влияние на рост движения духовых оркестров в Великобритании в середине-конце 19 века.

Саксгорн был самым распространенным духовым инструментом в оркестрах времен Гражданской войны в США . Использовалась разновидность инструмента через плечо, поскольку обращенный назад колокол инструмента позволял войскам, марширующим позади оркестра, слышать музыку.

Современные произведения с использованием этого инструмента — «Тубиссимо» Дезире Дондейна для басовой тубы или саксофона и фортепиано (1983) и « Et exspecto resurrectionem mortuorum » Оливье Мессиана (1964).

Исторические саксорны

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени Адольфа Сакса, который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса. В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

  • альт
  • тенор
  • баритон

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется — основной медной группой.

Происхождение

Адольф Сакс начал с этих двух предков, чтобы создать семью саксофонных. Он проводит свои исследования на акустическом уровне и демонстрирует, что тембр определяется не природой материала, а пропорциями, заданными «  воздушному столбу  ». В году он представил патент на свою «новую хроматическую систему».

Слово «саксгорн» впервые появился в 1844 году в устьях музыкальных художников , которые только что обнаружили горн, к которому сделал Sax модификацию — подпружиненный подвижный ползун позволяет раздвижными звуки должны быть выполнены, и подавляя кривые и углы тоже. нарезал лишние тона (это одна из первых так называемых ручных систем компенсации). Также в 1844 году во время выставки французских промышленных товаров в Париже Сакс впервые представил саксорны, которые он до сих пор называл «стеклярусом». Лишь в 1845 году Адольф Сакс использовал название «саксофон» с целью объединения этих инструментов в однородное семейство. На каждом инструменте используются одинаковые аппликатуры для всей семьи.

Саксхорны имеют вертикальную форму, более удобную для кавалерийских музыкантов, которые держат свой инструмент левой рукой напротив туловища. С тех пор Сакс не переставал их совершенствовать. В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне, Кристал Пэлас — в 1 — м мая11 октября- Сакс представляет одиннадцать саксофонов. У некоторых есть три поршня , у других четыре или даже пять. Он также представил «четырехцилиндровый саксофон и компенсатор», а также три саксофона (сопрано, альт и контральто) с четырьмя цилиндрами.

Семья саксорн

Каталог с различными инструментами Adolphe Sax, включая саксофоны, саксофоны и саксотромбы.

Саксорны образуют семью из семи духовых инструментов (хотя в какой-то момент, кажется, существовало десять различных размеров). Предназначено для использования полосы, они разбили попеременно в E ♭ и B ♭ , как саксофон группа.

Современные саксорны все еще производятся и используются:

  • B ♭ сопрано саксгорн: флюгельгорн
  • E ♭ альт / тенор-саксофон: альт / тенор-валторна
  • B ♭ баритон-саксофон: баритон-рожок
  • B ♭ бас, E ♭ бас, и B ♭ контрабас saxhorns в основном такие же , как современный эуфониума , E ♭ бас — тубы , и ВВ ♭ контрабас туба, соответственно.

Исторически сложилось так, что существует большая путаница в номенклатуре различных инструментов на разных языках.

В следующей таблице перечислены члены семейства саксгорновых, как описано в текстах оркестровки Гектора Берлиоза и Сесила Форсайта , каталоге Дж. Ховарда Фута 1893 года и современных именах. Названия современных инструментов по-прежнему демонстрируют несоответствие, обозначенное знаком «/» между двумя используемыми названиями. В таблице «Pitch» означает концертную высоту нотной средней C на каждом инструменте (2-я , клапаны не нажаты) в научной записи высоты тона .

Фут Берлиоз Форсайт Современный Подача
Сопранино в C / B ♭ C5 / B ♭ 4
Сопрано в E ♭ Sopranino в E ♭ Сопранино / Сопрано в E ♭ E ♭ 4
Альто в B ♭ Сопрано в B ♭ Сопрано / альт в B ♭ флюгельгорн B ♭ 3
Альт в E ♭ Тенор в E ♭ Альт в E ♭ Альт / Тенор ми ♭ альт / тенор валторна E ♭ 3
Тенор в B ♭ Баритон в B ♭ Тенор в B ♭ Тенор / Баритон в B ♭ баритон рог B ♭ 2
Баритон в B ♭ Bass в B ♭ Bass в B ♭ Баритон / Бас в B ♭ эуфониум
Bass в E ♭ Контрабас в E ♭ Bass в E ♭ Bass в E ♭ E ♭ басовая туба E ♭ 2
Контрабас в B ♭ Контрабас в B ♭ Контрабас в B ♭ BB ♭ контрабасовая туба B ♭ 1
Контрабас в E ♭ Контрабас в низком E ♭ E ♭ 1
Бурдон в B ♭ B ♭ 0

Этот список не является исчерпывающим из исторической номенклатуры саксхорнов, по которой может не существовать исчерпывающий и авторитетный источник.

Диапазоны отдельных членов

Саксофон основан на той же трехклапанной что и большинство других вентилируемых медных духовых инструментов. Каждый член семьи назван в честь основного тона , полученного на второй частичный , без клапанов приводятся в действие. Каждый член номинально обладает типичным трехклапанным латунным диапазоном от ноты на один тритон ниже этой основной ноты (вторая частичная, все клапаны задействованы) до ноты, производимой восьмой партией без задействованных клапанов, т. Е. Ноты на две октавы выше основной ноты. корневая нота.

Все современные члены семьи перенося инструментов , записанные в скрипичном ключе с основной нотой , продуцируемой вторым с клапанами не приводятся в действии записываются в виде среднего C, хотя баритон рог часто играет басовую партию ключей, особенно в концертной группе музыке и при исполнении партий, написанных для тромбона.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: