Литература
- Bentham F. The art of stage lighting. L., 1968y. (art. “Color music”).
- Klein A. Colour music. The art of light. L., 1926y.
- Laszlo Z. Die Farblichtmusic. Leipzig, 1925y.
- Scholes P. Color and music – in: The Oxford companion to music. L., 1956y.
- Альшванг А. А.Н. Скрябин М.,1946г.
- Альшванг А. О философской системе Скрябина. Сб. к 25-ти летию со дня смерти. М., Л., 1940г.
- Альшванг А. Место Скрябина в истории русской музыки. Советская музыка. 1961г. №1.
- Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. — М.: Российское музыкальное издательство, 1917. — 24 с.
- Барас Эзотерика «Прометея» Н-Н 1995 г.
- Берков В. Гармония и музыкальная форма М., 1962 г.
- Берков. Об относительной ладотональной неопределенности. Музыка и современность вып.№5 М., 1967 г.
- Бутовский Я. «Прометей А.Н. Скрябина с «партией света» — Техника кино и телевидения, 1972 г. №8.
- Бэлза И.Ф. Образ Прометея в творчестве Скрябина. Античная культура и современная наука. М., 1985 г.
- Ванечкина И.Л. – Галеев Б.М. «Поэма огня» («Прометей») Казань, 1981 г.
- Ванечкина И.Л. О светомузыкальных записях К., 1972 г.
- Ванечкина И.Л. Партия «LUCE», как ключ к поздней гармонии Скрябина. Советская музыка. 1977 г. №4.
- Вольтер Н. Символика «Прометея» А.Н. Скрябина. Сборник к 25-летию со дня смерти М., Л., 1940 г.
- Галеев Б. Светомузыка. Становление и сущность нового искусства. К., 1976 г.
- Галеев Б. Скрябин и развитие идеи видимой музыки, сб. «Музыка и современность», в.6, М., «Музыка», 1969г., стр.77-141.
- Галеев Б.М. Свет и музыка «Советская музыка», 1976г., №1.
- Данилевич Л. Скрябин А.Н. История русской музыки Ш выпуск.
- Дейкун Л. Скрябин и стиль модерн 1991г.
- Дельсон В. Очерк жизни и творчества А.Н.Скрябина М., 1971г.
- Дельсон В. Фортепианные сонаты Скрябина М.,1961г.
- Демешко. Принципы сонатности Скрябина М., 1978г. вып.36 РАМ
- Дернова В. Гармония Скрябина Л.,1968г.
- Житомирский Скрябин А.Н. энциклопедия в 6т, т.5 М., 1981г.
- Записи А. Н. Скрябина «Русские пропилеи», материалы по истории мысли и литературы. Т.6. М., 1919г., стр.128, 121.
- Записная книжечка (1913-1915); ОФ 26098, №3.
- Карасев П. А. К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина. Музыка 1911г. №6
- Корсунская С. А. Озаренные идеей мистерии от Орфея к Скрябину. Дипломная работа.
- Косякин Логические аспекты творческого процесса Скрябина
- Котлер Эволюция образов в сонатах Скрябина Совр. муз. 1940г. №4
- Ласкова А. Б. Одночастная симфония в советской музыке. Истоки и состояние жанра. Дипломная работа
- Левая Т. Скрябин История русской музыки т.10А
- Леонтьев К. музыка и цвет. М., 1961г.
- Леонтьев К. цвет «Прометея». М., 1965г.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений М.,1979г.
- Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». К.,1975г.
- Материалы третий конференции «Свет и музыка». Казань, КАИ, 1975г.
- Михайлов М. А.Н.Скрябин Монография Л.,1984г.
- Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, тои5 стр. 570
- Николаева А. Особенности фортепианного стиля Скрябина М.,1983г.
- Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина М., 1979г.
- Павчинский С.Э. Произведения Скрябина позднего периода. М., Музыка, 1961г.
- Римский-Корсаков Г. Расшифровка световой строки в скрябинском «Прометее». В книге «De musica вып.2 Л., 1926г.
- Рубцова В.В. А.Н. Скрябин М.,1989г.
- Сабанеев Л. А.Н. Скрябин. Госиздательство вып.2, 1923г.
- Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., Музсектор Госиздательства, 1925г.
- Скрябин А. «Прометей» I, II, и III черновые партитуры. Автограф – ГЦММК ф.31, №№32, 33, 34.
- Скрябин А. «Прометей» Партитура. Автограф. – ГЦММК, ф.31, №27
- Скрябин А. «Прометей». Партитура. Авторская корректура. – ГМС, №227.
- Скрябин А. «Прометей». Черновые наброски. Автограф. – ГЦММК, ф.31, №№29, 30, 31, 35, 100
- Скрябин А. Автограф карандашом и чернилами. Отдельные листы. «№1 – натуральный звукоряд, дальше сочетания аккордов с применением звуков 7 и 11 обертонов». ГЦММК, ф.31, №130
- Скрябин А. Наброски «Поэмы Экстаза» Автограф – ГЦММК, ф.31 №118
- Скрябин А. Таблица цветного слуха. Рукопись Автограф – ГМС №236
- Собчик Л.М. Методы цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990г., вып.2. серия Методы психологической диагностики.
- Статьи о Скрябине (Берков, Евдокимова, Скребков)
- Фадеева Е.В. Фактурно-гармоническая система позднего Скрябина. Киев, 1995г.
- Холопов Ю. Мировое признание «Советская музыка», 1978г., №10
- Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы. –В книге «Проблемы лада». М., «Музыка», 1972г.
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., «Музыка», 1974г.
- Холопов Ю. Теоретические проблемы музыки XX века
- Юрьев Ф. Музыка света. 1971г.
Партия света «Luce»
.
Как пишет Асафьев: «Скрябин мыслил параллельными цветомузыкальными образами», «К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» — предвестники музыки с реальным светом. В «Прометее» Скрябин решается на «визуализацию» собственных цвето-тональных представлений, и как воплощение этого, им была придумана так называемая «световая строка».
В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы её будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно.
Световая строка Luce содержит условные обозначения цветов, записанные обычными нотами. Но эти цвета могли быть обозначены и другими символами (например, цифрами, как у Гидони, или другими знаками). В партитуре «Прометея» Luce записана обычными нотами в двухголосии (исключение составляют такты с 305 по 308, т.е. цифры 29-30 партитуры), изложена в пределах одной октавы – от фа# 1 октавы до фа# второй.
Luce – является индикатором тональности. Т.к. на протяжении всего произведения (исключение составляют 12 тактов и 606) эта нотная запись совпадает с основными тонами звучащей гармонии (каждая из которых трактуется композитором как новая тональность). Скрябин обладал цвето-тональным слухом. Именно цветовая визуализация тонального плана лежит в основе замысла «Прометей». Скрябин вносит в Luce основные тоны гармонии в качестве «опознавательного знака» этих гармоний, чтобы исключить возможность в разночтениях классификации и звучащих аккордов.
О симфонической поэме «Прометей»
«Прометей» («Поэма огня») — не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы — программа «Симфонии света» — абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует.
Произведение сочинялось в — гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.
О замысле «Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного. Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеревался использовать идею «световой симфонии». В письме к М. Морозовой от 4.09.1907 г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».
Замысел «Прометея» имеет много общего с идеей «Мистерии». В символическом виде в «Прометее» отразились ключевые вехи концепции «Мистерии». В соответствии с объемностью и многоплановостью замысла сочинения — необычен состав исполнителей: большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветовая клавиатура, сопровождающая музыкальное развитие сменой цветовых волн, освещающих зал
Об исполнении «Прометея»
Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола» (англ. chromola); исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой. По сообщениям тогдашней прессы, публичной премьере предшествовало приватное исполнение 10 февраля в узком кругу избранных ценителей, среди которых были Анна Павлова, Айседора Дункан и Миша Эльман.
В 60-70-е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес.
В г., по сообщению режиссёра Булата Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани,
а в г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм.
В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было записано на фирме «Мелодия».4 мая 1972 года в лондонском Альберт-холле «Прометей» был исполнен, со световой партией, Лондонским симфоническим оркестром под управлением Элиакума Шапиры. 24 сентября 1975 года Симфонический оркестр Университета Айовы под управлением Джеймса Диксона впервые исполнил поэму в сопровождении лазерного шоу, установка для которого была сконструирована Лоуэллом Кроссом (этот концерт был заснят и смонтирован в виде документального фильма, а в 2005 году перевыпущен на DVD).
Среди наиболее заметных записей «Прометея» — исполнения Берлинского филармонического оркестра под управлением Клаудио Аббадо (партия фортепиано Марта Аргерих), Чикагского симфонического оркестра (под управлением Пьера Булеза, солист Анатолий Угорский), Филадельфийского оркестра (под управлением Рикардо Мути, солист Дмитрий Алексеев), Лондонского филармонического оркестра (под управлением Лорина Маазеля, солист Владимир Ашкенази).
Цветной орган
Часть для цветной орган записан на собственном жезле, в скрипичном ключе в верхней части партитуры, и состоит из двух частей: одна изменяется в зависимости от гармонии и всегда переходит к основной ноте преобладающей гармонии и, таким образом, производит цвет, связанный со Скрябином. с каждым ключом; второй состоит из гораздо более длинных нот, выдержанных через множество тактов, и, кажется, не имеет отношения к гармонии (или, следовательно, к первой части), но по большей части медленно поднимается по шкале на целый тон за раз, изменения находятся на расстоянии нескольких страниц партитуры или одной или двух минут. Непонятно, какое отношение эта часть имеет к первой части или к музыке в целом. Оценка не объясняет, как два разных цвета должны быть представлены одновременно во время выступления. Эта партия цветного органа также содержит вкратце три части в одном месте партитуры (такты 305–308).
Источники расходятся во мнениях относительно намерений Скрябина по реализации части цветного органа: многие утверждают, что цвета предназначались для показа на экране перед аудиторией; но другие говорят, что цвета предназначались для заливки всего концертного зала и что их отображение на экране было просто компромиссом, принятым после затопления концертного зала, которое было сочтено невозможным или непрактичным. Сама оценка не содержит никаких указаний на то, как с этим поступать.[нужна цитата ]
Форма симфонической поэмы «Прометей»
«Прометей» — одночастное симфоническое произведение, в котором объединены признаки симфонической поэмы, фортепианного концерта, кантаты.
По поводу границ разделов существует несколько мнений:
Анализ структуры «Прометея», сделанный Ю. Рагсом и Е. Назайкинским:
Раздел формы | Такты |
---|---|
Вступление | 1 — 26 |
Экспозиция | 27 — 183 |
Разработка | 184 — 370 |
Реприза | 371 — 511 |
Кода | 512 |
Ю. Дельсон считает началом разработки 240 такт (цифра 9 партитуры).
Сам Скрябин считал началом экспозиции не тему Разума (цифра 1 партитуры), а тему Движения (цифра 3 партитуры) . Этого же мнения придерживается С. Павчинский
Сам Скрябин считал, что побочная партия начинается не в цифре 7 партитуры (это для Скрябина заключительный раздел хода), а цифру 9 партитуры.