«Балетмейстер объяснил президенту, что не может унижать искусство халтурными выступлениями»
Киевлянин Серж Лифарь более 25 лет был главным балетмейстером парижской Гранд-Опера…
— Ему удалось поднять во Франции балет на подобающую высоту наравне с оперой. Как замечал сам Сергей Михайлович, здесь балет не развивался со времен Людовика XIV.
Хореографическую постановку давали после оперы как заключение к спектаклю. Лифарю не верили, что публика пойдет в Гранд-Опера на целый балетный вечер, дирекция боялась, что не будет сборов. Но он оказался прав. Насколько требователен был балетмейстер, рассказывал земляк-киявлянин Александр Вертинский.
Однажды на спектакле в Гранд-Опера, где присутствовали президент республики и весь дипломатический корпус, Лифарь категорически отказался выйти на сцену: там не поставили нужные декорации. Скандал!
На другой день Лифаря вызвали к президенту. Артист объяснил: он не может унижать искусство халтурными выступлениями. И протянул прошение об отставке. «Что же вы намерены делать, если я приму ваше прошение?» — спросил президент. — «Я буду работать шофером такси!» Прошение не было принято, а директору Гранд-Опера объявили выговор…
Можно верить или нет, но «призраки оперы» существуют. Когда я взял входной билет в Гранд-Опера и бродил по залам и закоулкам, было ощущение, что где-то неподалеку ходит Сергей Михайлович… В оперной библиотеке-музее хранятся макеты декораций балетов Лифаря «Оркестр на свободе» и «Вакх и Ариадна». А рядом с Оперой находится маленькая площадь Дягилева, названная так благодаря стараниям его ученика.
Кстати, Бронислава Нижинская, «антагонистка» Лифаря, перед смертью поблагодарила его за то, что он хранит память о своем учителе. Лифарь позаботился и о том, чтобы гениального Вацлава Нижинского (он долгие годы страдал неизлечимым психическим заболеванием) похоронили на кладбище Монмартра. Представьте себе: на протяжении десяти лет его забытое Богом и людьми тело лежало в Лондоне в цинковом гробу!
– А где провел свои последние дни Сергей Михайлович?
— В швейцарской Лозанне. Он и прежде часто бывал в этом городе. Навещал Коко Шанель, которую называл своей «крестной матерью». Основал здесь балетную школу.
Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель
В 1986 году в больницу к Сергею Михайловичу, умирающему от рака, наведался зампредседателя Гостелерадио Советского Союза Владимир Попов. Привез приглашение от Министерства культуры посетить новый Пушкинский музей на Арбате. Артист узнал визитера, который в 1975 году был замминистра культуры.
Советских чиновников интересовала прежде всего коллекция пушкинских реликвий, собранная Лифарем. У него постоянно хотели что-то выторговать: «Вы нам привезете то-то, а мы за это…» Взглянув на приглашение, Сергей Михайлович горько усмехнулся: «И вы снова пообещаете мне спектакли в Большом театре».
Он мечтал поставить три балета — с Натальей Бессмертновой, Екатериной Максимовой и Майей Плисецкой. Но этого ему так и не позволили…
На эту тему:
Европейские театры хотят стандартизировать декорации
“К Золотому веку русского искусства”
Бах, тирания и дикари: очень разный декабрь с TheatreHD
Парижскую оперу покидает звёздный танцовщик
В России пройдет крупнейшая научная конференция о балете
Завершился IV межрегиональный фестиваль-конкурс классического балета «Культурные сезоны»
Живопись
Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.
Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.
Дягилев
К моменту встречи с Лифарем Сергею Дягилеву был 51 год. Чем он был знаменит? Этот крупный человек в роскошной шубе, в мягкой шляпе и с тростью уже успел покорить лучшие города Европы.
Дягилев был организатором “Русских сезонов”. В одном месте он собрал лучших музыкантов, композиторов, артистов балета, певцов, художников и многих других творческих личностей. Труппа с представлениями объездила Париж, Рим, Лондон, Монте-Карло и другие западные города.
У Сержа было много фаворитов. В начале своей карьеры в Европе он активно продвигал балетного артиста Вацлава Нижинского. Подробнее об этой истории:
- “Русские сезоны”.
- Дягилев и Нижинский. Два гения.
После того как контракт с Вацлавом закончился, Серж решил пиарить артиста Леонида Мясина.
«Я стал танцором, еще не умея танцевать»
Рассказывает Александр Балабко:
— Помню, как в конце 90-х годов в предместье Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, я подошел к могиле легендарного артиста балета и увидел надпись на французском языке: «Серж Лифарь из Киева».
Меня это поразило. Во Франции Лифарь был удостоен высшей награды страны — ордена Почетного легиона, который вручал ему президент Шарль де Голль. Артист был известен во всем мире. Но для него самым важным оставалось это: «из Киева»…
Судьба Сергея Михайловича Лифаря не могла не заинтересовать. И какой же была радость, когда спустя восемь лет мне в руки попали неизвестные прежде письма артиста, которые он из-за рубежа отправлял в Киев своим родным!
– А как они обнаружились?
— Можно сказать, что помогла в этом еще одна легендарная личность — Мария Башкирцева (прославившаяся во Франции художница и писательница украинского происхождения. — Авт.). Меня пригласили на международную конференцию в Полтаве, посвященную юбилею Башкирцевой, о которой я написал повесть. И вот в перерыве беседую с искусствоведом, специалистом по украинско-французским связям XX столетия Натальей Асеевой, с которой мы с начала конференции сидели рядом. «Знаете, — вдруг говорит Наталья Юрьевна, — у меня есть архив Сергея Лифаря. Он достался мне от двоюродной бабушки Марии Михайловны Лифарь…»
Мария Михайловна (в девичестве Дьяченко) была второй женой отца Сергея Лифаря — Михаила Яковлевича. Они поженились в 1939 году (шестью годами раньше умерла от сыпного тифа Софья Васильевна Лифарь, мама Сергея). К слову, родной брат Марии Михайловны — известный киевский архитектор Дмитрий Дьяченко. История семьи Дьяченко-Асеевых — отдельная тема…
По приезде в Киев Наталья Юрьевна Асеева предоставила мне семейные реликвии: оригинальные фотоснимки, визитные карточки, записки артиста, изданную в Париже и переправленную в Киев в 1937 году брошюру Сергея Лифаря «Третий праздник Пушкина», вышитые сорочки Михаила Яковлевича Лифаря и рушник.
И еще коллекцию из 58 почтовых открыток, присланных артистом с января 1923-го по сентябрь 1932 года в Киев родителям и брату Леониду. Первая открытка — по-мальчишески восторженная:
– Он ведь совсем юным вырвался на Запад?
— В неполных 18 лет. Почти ребенком. Но сколько отваги требовалось, чтобы после одной неудачной попытки снова решиться на побег! Это была невероятная авантюра. В мемуарах «Страдные годы» он, кстати, упоминает об авантюрности своих юных лет. И описывает, что довелось пережить в послереволюционном Киеве.
— такую картину увидел 14-летний Сережа Лифарь на улице Садовой, где размещалась ЧК. Он сам не раз был на волосок от смерти. Мог погибнуть в перестрелке, от взрыва снаряда, в тюремном застенке.
Серж Лифарь
Однажды в группе мобилизованных Сергей оказался на пароходе «Свердлов» (бывшем «Император Николай II») и вдруг нутром почувствовал опасность. Не раздумывая, прыгнул в Днепр и за ночь доплыл до Киева. Потом узнал: «Свердлов» взорвался, все на борту погибли…
Судьба хранила Лифаря. Ей было угодно, чтобы однажды по дороге домой он зашел в балетную студию Брониславы Нижинской — сестры гениального танцовщика. А войдя, ощутил восторг от танца:
Когда Нижинская выехала из Киева в Париж, Сергей Лифарь стал заниматься в одиночку дома. По пять-шесть часов ежедневно упражнялся у балетного станка возле зеркала. И так 15 месяцев! Как вдруг пришло известие из Парижа: Сергей Дягилев, руководитель знаменитого «Русского балета», вызывает для пополнения своей балетной труппы пять киевлян — учеников Нижинской. Попав в эту пятерку, Лифарь живет одной мыслью: как добраться в Париж?
Александр Балабко:
— В то время его уже призвали в армию и выдали шинель краскома (красного командира). В один из дней после первого побега его вызвали в «органы» — ГПУ размещалось на улице Екатерининской (нынешней Липской). «Мы знаем, что вы хотите нас покинуть, — сказал ему чекист. — Что же, поезжайте за границу к вашему Дягилеву. Мы окажем вам всемерное содействие». В обмен на это Лифарю предлагалось наблюдать за эмигрантами и сообщать об их настроениях. Он отказался. Его предупредили: «Не вздумайте бежать! Мы будем следить за каждым вашим шагом».
– И все-таки не уследили?
— Да. В один критический момент, при проверке документов в поезде, он заявил, что у него «секретное поручение к коменданту ЧеКа». Хватило выдержки и дерзости…
Обучение мастера
Сергей Павлович стремился показать ученику весь мир. Дягилев и Лифарь много путешествовали, посещали музеи, дворцы и храмы. Любовались мировыми шедеврами. Ходили на концерты и в театры. Серж посылал юному артисту целые кипы книг для чтения.
Как-то раз Дягилев полностью обновил гардероб своему фавориту: костюм, обувь, канотье (шляпа с лентой). Но когда Лифарь появился в этом одеянии на публике, труппа его высмеяла, мол, какой “пижончик” пришел. Сережа очень расстроился.
Позже он эту шляпу снял. Но когда Дягилев увидел его в старом кепи, то разозлился. Лифарю пришлось надеть канотье обратно, чтобы снова заслужить расположение своего “идола”.
Блудный сын и киевский Икар
Сначала жизнь Лифаря в Париже
складывалось неудачно, он долгое время не хотел встречаться с Сергеем
Дягилевым, который слышал о невероятно талантливого юношу из Киева. Свое
мастерство Лифарь оттачивал на парижских улицах, танцуя ночью. Это позволило
ему через время стать ведущим солистом «Русского театра». Дягилев говорил, что
Серж Лифарь после ролей Блудного сына, Аполлона и Ивана Царевича превращается в
легенду мирового балета.
В 1929 году Дягилев умер, это
стало настоящим шоком для 24-летнего танцовщика. Сергей Дягилев был для Лифаря
любовником и другом, который поверил в его талант и открыл для него Париж и
высший свет французской столицы.
Лифарь в 24 года возглавил
балетную труппу «Гранд-Оперы», где дебютировал как хореограф. Первой его
работой на этом посту стал спектакль «Икар», где Серж Лифарь сыграл главную
роль. Он играл самого себя.
«Гранд-Оперой» Лифарь руководил
более тридцати лет, выступал на сцене, учил молодых танцоров. Ему приписывают
возрождение французского балета, обновление его репертуара и труппы, создание
балетной школы (воспитал 11 звезд мирового балета). Кроме того, Лифарь стал
основателем неоклассического направления в балете, поставив за годы работы
более двухсот балетных спектаклей.
Из-за того, что в годы оккупации
во время Второй мировой войны не убежал из Парижа, спасая балет от гибели,
участники Сопротивления обвинили его в сотрудничестве с немцами. Поэтому Лифарь
в 1944 году бежал из Франции. За пределами страны он находился три года,
возглавляя труппу «Нового балета Монте-Карло». Обвинения сняли в конце 1940-х
гг., что позволило Лифарю вернуться в «Гранд-Оперы».
Творческое наследие[править | править код]
Творческое наследие Лифаря огромно — это и создание более 200 балетов, написание 25 книг по теории танца. Лифарь воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.
Постановкиправить | править код
- Парижская Опера
- 22 мая — «Вакх и Ариадна» Альбера Русселя
- 16 декабря — «На Днепре» Сергея Прокофьева
- — «Кошка» Анри Соге (собственная версия с использованием оригинальной хореографии Баланчина).
- 9 июля — «Икар» Артюра Онеггера
- 21 июня — «Александр Великий» Филиппа Гобера
- 2 июля — «Рыцарь и девушка» Филиппа Гобера
- 31 декабря — «Болеро» Мориса Равеля, либретто Лифаря и Léon Leyritz, оформление Léon Leyritz (Тореро — Серж Лифарь, Марилена — Сюзанна Лорсия, Спонтане — Серж Перетти)
- 23 июля — «Сюита в белом» Эдуара Лало
- 15 декабря — «Миражи» Анри Соге по либретто Сержа Лифаря и Адольфа Кассандра, оформление Кассандра.
- 14 июня — «Федра» Жоржа Орика
- 14 ноября — «Белоснежка» Мориса Ивена, оформление Дмитрия Бушена
- Оригинальный русский балет, гастроли в Австралии
1939—1940 — «Прекрасный Дунай», «Икар», «Павана» (все 3 мировые премьеры)
- Новый балет Монте-Карло
- 29 октября — «Утренняя серенада» Франсиса Пуленка
- — «Шота Руставели» на музыку Артюра Онеггера и Александра Черепнина
- Театр Елисейских Полей
1948 — постановка новой редакции балета «Стальной скок» Сергея Прокофьева, художник Фернан Леже
- Балет Франции
1958 — «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, оформление Феликса Лабисса
«К артисту подослали из СССР наемного убийцу»
В Париже Сергей Лифарь за короткий срок прошел путь от мальчика кордебалета до звезды труппы Дягилева…
— Но, между прочим, Нижинская заявляла Дягилеву: «Из Лифаря ничего не выйдет, он никогда не будет первым танцором». На что руководитель балета ответил: «Я уверен, что он будет не только первым танцором, но и хореографом». Они заключили пари на ящик шампанского. Выиграл Дягилев (правда, шампанского он так и не получил).
В Монте-Карло на генеральной репетиции балета «Зефир и Флора», в котором Лифарь получил первую роль, Борея, происходит настоящее чудо.
— вспоминал артист. Дягилеву кажется, что это сон, такого не может быть. Он велит повторить репетицию. И Лифарь снова летает! Но во время одного из пируэтов балерина сталкивается с Сергеем, и вместо прыжка он падает, как подкошенный, выворачивая ноги… Провал, срыв премьеры? Дягилев предлагает артисту, слегшему в постель, отдать роль другому. Но тот заявляет:
Неделю он лечится по своей системе, чередуя горячие и холодные компрессы. А на премьере, превозмогая боль, летает по сцене.
Многие эпизоды сценической жизни Лифаря высвечиваются по-новому, когда читаешь его письма в Киев. Да и сами открытки с видами европейских городов 80-летней давности очень ценны. Некоторых памятных мест, где бывал артист, уже не существует — как, например, башни-крепости XIII столетия Порт Гийом в Шартре или моста Маасбург в Роттердаме (они были взорваны во время Второй мировой войны).
Нет уже и изображенного на цветной открытке трансатлантического теплохода «Нептуния», которым Лифарь добирался из Венеции в Грецию во время работы над своим самым известным балетом «Икар»…
А четыре открытки, присланные родным, вообще без текста и подписи. Просто виды европейских городов, и все. Но родным они говорили о многом.
– О чем же?
— В те годы это был своего рода знак: я жив, со мной все в порядке… На родине власть не простила Сергею Лифарю ни дерзкого побега, ни последовавшего затем отказа возвращаться в Страну Советов. Предложение было озвучено послом СССР во Франции: «Товарищ Лифарь, мы предлагаем вам бросить гнилой Запад и возглавить советский балетный фронт». «Знаете, я обожаю гниль», — сказал артист.
Серж Лифарь и Сергей Дягилев
Во время оккупации Парижа фашистами к нему подослали из СССР наемного убийцу — одного из грузинских князей. Но князь, увидевший постановку балета по произведениям Шота Руставели с участием Лифаря, бросился ему в объятья и не смог «ликвидировать» артиста.
В Киеве же дом на улице Ирининской, где жили родители артиста, находился под постоянным наблюдением. После того как в 1932 году младший брат Сергея, Леонид, военный летчик, тоже сбежал на Запад, перейдя границу с Персией, киевское ОГПУ начало разработку «Артисты».
Мне довелось читать материалы дела в архиве СБУ Украины. Очевидно, чекисты считали, что на Ирининской находится гнездо вражеской разведки — за домом следили несколько «объектов», и каждый «свидетельствовал» о жильцах квартиры. Был внедрен и «спецагент» — односельчанин из Большой Мотовиловки (здесь прежде было родовое поместье Лифарей). А житель соседнего дома на Ирининской сообщал даже сведения о переписке:
Позже Лифарей, Михаила Яковлевича и его вторую жену Марию Михайловну, выселили из квартиры на Ирининской, и они жили в полуподвальчике на Софиевской улице. Михаил Яковлевич, в прошлом чиновник Департамента водного и лесного хозяйства, в конце жизни работал в Ботаническом саду имени академика Фомина. Выступлений сына на сцене и его хореографических постановок родители никогда не видели.
Вместе до конца
В 1928 году здоровье Дягилева значительно подкосилось. Врач диагностировал у него сахарный диабет и прописал особую диету, которую Сергей Павлович не соблюдал. Со временем его тело начало покрываться фурункулами.
В какой-то момент Дягилев очень устал от своей бурлящей жизни. Он все меньше интересовался делами своей труппы. Меньше общался с друзьями и с самим Лифарем. Но всё больше боялся, что юный танцовщик найдет себе другую пассию.
После всех гастролей 8 августа 1929 года Лифарь приезжает в Венецию. Его очень удивило, что Дягилев не встречал его на вокзале, как он делал ранее. Только подходя к отелю, в окне он увидел бледного Сергея Павловича, который махал ему рукой.
Дягилев чувствовал себя плохо все последующие дни. Его температура зашкаливала. Он бредил, задыхался, сердце не выдерживало. Иногда он приходил в себя и начинал вспоминать свое детство и юность. Все эти дни вплоть до его смерти Лифарь был рядом.
Каждый час он измерял температуру, поил его через соломинку, делал уколы, обмывал его одеколоном, чтобы привести в чувства. Но ему не удалось его спасти. Сергей Дягилев умер 20 августа 1929 года.
Walter Nouvel, Serge Diaghilev and Serge Lifar on the Lido in Venice. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Коллектор
Очень молодым Лифарь начал собирать все, что связано с танцами, — занятие, которым он будет заниматься всю свою жизнь и которое приобрело значение после смерти Дягилева, потому что после его похорон Лифарь вместе с Борисом Кохно опустошил парижскую квартиру своего хозяина, затем приобрел вещи, которые он не смог вернуть, и некоторые из них были предложены ему их владельцами. Эта коллекция постоянно росла, потому что ничто, вплоть до мельчайшего листка бумаги, казалось, не ускользало от гнева его коллекционера.
Время от времени, движимый необходимостью в деньгах, он продавал, как и в 1933 году, почти 300 произведений из своей коллекции в Художественный музей Уэдсворта Атенеум в Хартфорде; в 1975 году он продал через Сотбис -Monaco библиотеки Дягилева, состоящий из более чем 800 книг, в том числе напечатал XVI — го века, и многие первые впечатления; около восьмого было приобретено библиотекой Гарвардского университета .
В 1985 году он завещал часть своих архивов Муниципальному архиву Лозанны (библиотека, коллекция плакатов, программ, посвященная ему дискуссия в прессе, переписка и его живописные работы). В прошлом году он продал 227 предметов на аукционе Sotheby’s в Лондоне по рекордным ценам. В 1991 году Sotheby’s продал 51 письмо Лифаря Дягилеву с 1924 по 1928 год, которые были приобретены Нью-Йоркской публичной библиотекой.
В 6 декабря 2002 г.На Sotheby’s-London был продан «лот 92», состоящий из трех хранилищ, содержащих тысячи документов, касающихся Дягилева, Русского балета и Лифаря. Все было продано одним лотом за 140 000 фунтов стерлингов. Продавец был кем-то «из непосредственного окружения танцора», так что, несомненно, его партнер.
В 13 марта 2012 г.В торговом зале Женевы разошлась важная коллекция писем, фотографий и картин, принадлежавших Лифару, несколько рукописей автографов Жана Кокто, а также письмо Коко Шанель, которое было продано за 430 000 швейцарских франков . Все лоты из имения графини Лилиан Алефельд-Лаурвиг, единственного наследника Лифаря по завещанию (умершего в 2008 году), составили 7,25 миллиона швейцарских франков (шесть миллионов евро).
В 22 апреля 2013 г.аукционный дом Arts Talents Encheres выставил на продажу в Париже «последние воспоминания Сержа Лифаря, фотографии, рукописи, рисунки, гуаши, картины, раритеты, костюмы…» ; автор указывает, что Лифарь, «наследник (sic) Дягилева, продолжил завершение этого набора и сформировал коллекцию работ своих друзей-художников или связанных с танцем».
Наконец, 28 июня 2016 г., был продан в Париже аукционным домом Pierre Bergé et associés, набор фотографий, которые он хранил до конца своей жизни, в том числе его портрет в балете « Юрупари» в 1936 году Джорджа Хойнингена-Хюэна (1900–1968).
Серж Лифарь и Сергей Дягилев
Их встреча произошла 13 января 1923 года. Взрослый 51-летний Сергей Дягилев впервые увидел 18-летнего, неопытного Лифаря в гостинице «Континенталь». Юный танцовщик мечтал об успешной карьере, именно ради этого он покинул родину. Лифаря взяли в труппу Дягилева.
Сергей Павлович Дягилев
Первое время молодой артист не мог приспособиться к новой жизни. Он боготворил Сергея Павловича и одновременно боялся его. Тогда еще Серж не знал, как изменится его личная жизнь, какие отношения будут связывать его с организатором «Русского балета». Лифарь старался держаться от Дягилева подальше, чем очень его злил.
Дягилев, затаив обиду на Лифаря, нашел себе нового фаворита – танцовщика Антона Долина. Руководитель стал придираться к Сержу, часто доводил юношу до слез. Лифарь догадывался, чего именно от него хотел Дягилев. Сергей Павлович не скрывал тягу к представителям мужского пола, открыто жил со своими любовниками.
Серж Лифарь и Сергей Дягилев
Вскоре Серж не выдержал натиска руководителя и сдался. Он стал очередным фаворитом Дягилева. Когда танцовщик отправился в Италию, Сергей Павлович постоянно писал ему любовные письма, а после приехал и сам. В Италии протеже и руководитель прекрасно проводили время. Они гуляли по улицам Милана, осматривали соборы, несколько дней пробыли в Венеции, после чего поехали в Падую.
Сержу казалось, что его дружба с мэтром бесконечная. Они наслаждались обществом друг друга. Лифарь ласково называл Дягилева «Котушкой», а тот его – «Куксой». Если у Сергея Павловича было плохое настроение, его фаворит начинал танцевать. Однако Серж был далеко не единственным возлюбленным Дягилева. За это звание упорно боролись Борис Кохно и пианист Игорь Маркевич.
Когда Сергей Павлович был при смерти, рядом с его постелью находились Лифарь и Кохно.
Сердце великого мэтра перестало биться в ночь на 19 августа 1929 года.
Оба протеже Дягилева устроили у его тела борьбу. Сержу удалось победить, он остался со своим бездыханным любовником один на один. Танцор не впускал в комнату посторонних, сам причесал, побрил, одел Сергея Павловича и вставил ему в петличку туберозу – цветок, который так любил Дягилев.
От музыки к балету
Сергей Лифарь был наделен тонким
музыкальным слухом, поэтому с детства пел в церковном хоре, играл на скрипке и
посещал класс фортепиано в консерватории Киева. Ему учителя пророчили карьеру
великого пианиста, но судьба у парня сложилась не так. Мечты о музыке похоронил
трагический случай. В гимназии, где учился Сергей, устроили встречу руководства
большевиков. Он и его друзья-гимназисты решили устроить теракт с помощью
случайно найденной гранаты. Она не долетела до большевика, осколки ранили Сержа
в руку. Врачам удалось остановить кровотечение и сохранить руку, но после
выздоровления пальцы стали не такими быстрыми, что нужно для пианиста.
Биографы знаменитого танцора и
хореографа считают, что в балет его привел также случай. Сергей гулял по
городу, когда услышал знакомую музыку и пошел на звук. В здании, откуда
доносилась мелодия, он увидел, как танцуют ребята на паркете.
С того момента он решил, что должен стать танцовщиком балета. Когда он пришел в балетную секцию, руководительницей которой была Бронислава Нежинская. Она сказала, что заниматься балетом в 16-летнем возрасте уже поздно. Тем более она не видела в нем таланта и танцевальных способностей.
Рекомендации
- .
- Мириам Шимер и Жозетт Аливизе, Музыкальная жизнь при Виши , Брюссель / Париж, Editions Complexe ,2001 г., 420 с. .
- .
- . Мари Олинска снялась в 1943 году в фильме Гийома Радо « Ле Лу де Мальвенер» с Пьером Ренуаром , Мадлен Солонь и ее дочерью «Бижу» (ср. ).
- Жюльен Нено, «Безумные ночи Ноаи», Vanity Fair № 9, март 2014 г., стр. 200-209.
- Шанталь Гумберт, «В близости Мориса Брианшона», в La Gazette де l’Отель Друо , п о 15, 19 апреля 2013, стр. 159 .
- .
- Эти архивы, составляющие 36 погонных метров, принадлежат частным архивам Жан-Пьера Пастори, у истоков «Швейцарской танцевальной коллекции», основанной в 1983 году, которая в 2017 году стала Швейцарским архивом исполнительских искусств в результате слияния со «Швейцарской театральной коллекцией». .
- Статья подписана AF в La Gazette de l’Hotel Drouot n o 15 (19.04.2013, с. 49 ).
- См . Бюллетень Hôtel Drouot от 24 июня 2016 г., стр. 56 и 57.
Признание и награды
Марка Украины с изображением Лифаря, 2004 год
Памятная монета Украины
При жизни Сергей Лифарь получил много наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета — «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награждён Золотой медалью города Парижа.
Имя Лифаря носит один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.
В честь Сержа Лифаря названы улица и станция скоростного трамвая в Деснянском районе массива Вигуровщина-Троещина города Киева.
Образ в кино
Мемориальная доска Сержу Лифарю
Могила Сергея Лифаря
- «Анна Павлова», реж. Эмиль Лотяну, в роли Сержа Лифаря — Игорь Скляр (Россия, 1983)
- «Мания Жизели», реж. Алексей Учитель, в роли Сержа Лифаря — Леопольд Роскошный (Россия, 1996)
Литература и источники
- Жан Лоран и Жюли Сазанова, Серж Лифарь, реставратор французского балета , Париж, Бюше-Шастель, 1960.
- (ru) Библиотека Дягилева-Лифаря , каталог, Сотбис, Монте-Карло, 1975.
- Роджер Пейрефит , Линноминато: Новые секретные замечания , Париж, Альбин Мишель, 1989, стр. 88-89 .
- (ru) Балетные материалы и рукописи из коллекции Сержа Лифаря , каталога, Сотбис, Лондон, 1984 г.
- (en) Александр Шувалов, Искусство русского балета: Коллекция театральных дизайнов, костюмов и картин Сержа Лифаря в Wadsworth Atheneum , Йельский университет, 1998.
- (en) Роджер Леонг (редактор), From Russia With Love: Costumes for the Ballets Russes 1909-1933 , Australian Publishers, 2000, ( ISBN 0-642-54116-7 ) , ( ISBN 978-0-642-54116- 1 ) .
- Лоуренс Бенаим , Мария-Лор де Ноай, причудливая виконтесса , Париж, Грассе, 2001.
- (ru) Роберт Олдрич и Гарри Уотерспун, « Кто есть кто в истории геев и лесбиянок с древности до Второй мировой войны» , Рутледж, Лондон, 2002 г. ( ISBN 0-415-15983-0 ) .
- Жильбер Серре, Coulisses de la danse , издание Франция-Европа, 2005 г.
- Стефани Корси, Культурная жизнь под оккупацией , Париж, Перрен, 2005.
- (en) Линн Гарафола, Наследие танца двадцатого века , издательство Weslyan University Press, Мидлтаун, 2005 г.
- Сирил Эдер, графиня гестапо , Париж, Грассе, 2006
- Флоренс Поудру, Серж Лифарь: танец для отечества, Герман, 2007 ( ISBN )
- Серж Лифарь, musagète , DVD, 2008.
- (ru) Фредерик Споттс, Позорный мир: как французские художники и интеллектуалы пережили нацистскую оккупацию , Издательство Йельского университета, Нью-Йорк, 2008.
- Жан-Пьер Пастори, Серж Лифарь, красота дьявола , изд. Слава Sa, 2009.
- (nl) Sjeng Scheijen, Sergej Diaghilev, een leven voor de kunst , Amsterdam, Bert Bakker, 2009, ( ISBN 90-351-3624-1 ) .
- (ru) Алан Райдинг, и шоу продолжалось: Культурная жизнь в оккупированном нацистами Париже , 2010.
Творчество
В 1924 году Серж Лифарь стал балетмейстером “Русских сезонов”. Их творческие отношения начинали набирать обороты. Все больше они проводили времени вместе, обсуждая дела. И существовали вместе вполне гармонично без ссор и упреков.
Были у них и “свои” прозвища. Дягилев был “Котушка”, а Лифарь – “Кукса”. Правда в мемуарах артист вспоминает еще об одном прозвище своего учителя – “Оттелушка”.
Серж старался (как и с Нижинским) закрыть Лифаря от внешнего мира, оставив возле него только парочку “нужных” друзей. Ко всем остальным он относился довольно скептически.
Ревновал он к артисткам кордебалета, к партнершам по танцам, к случайным знакомым. Даже к Тамаре Карсавиной, которая была любимой балериной Сергея Павловича. Тут разыгралась целая сцена ревности…
Из воспоминаний Лифаря (Тамара Карсавина была его партнершей по балету “Ромео и Джульетта”):
Позже их конфликт был улажен.
Натали Палей и разбитое сердце Лифаря
После смерти Дягилева его протеже с головой погрузился в работу. В личной жизни Сержа Лифаря наступило затишье. Так продолжалось до знакомства с Натали Палей. Это произошло в Венеции. Танцор в очередной раз наведался на могилу Сергея Павловича, где встретился с красивой, утонченной, грациозной девушкой. Она рассказала, что принадлежит к роду Романовых, что нисколько не удивило Лифаря.
Натали Палей
На тот момент Палей была замужем за Люсьеном Лелонгом – главой модного дома. Серж сразу же проникся нежным чувством к новой знакомой. Ему хотелось носить ее на руках, стать для девушки ангелом-хранителем
Такое внимание и забота льстили Натали. Девушка присутствовала на всех спектаклях Лифаря, наслаждаясь грацией и талантом своего любовника
Правда, Палей не нравилось, что новый возлюбленный постоянно пропадает на репетициях и совещаниях. Однажды Серж познакомил Натали с Жаном Кокто. Позже танцор неоднократно пожалел об этом. Кокто, который ранее не испытывал чувств к противоположному полу, заинтересовался Палей. Он обещал девушке, что сделает из нее кинозвезду. Натали поверила и закрутила роман с Жаном. В один из дней Лифарь застал изменников вместе. Он не смог простить предателей, разорвал все связи и с Палей, и с Кокто.
Позже Серж узнал, что биография бывшей возлюбленной сложилась не лучшим образом. Она забеременела от Кокто, однако у женщины случился выкидыш. Жан не простил этого и бросил Палей. Девушка вскоре развелась с мужем и переехала в Америку.
Личная библиотека
Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».
Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшую из старопечатных книг XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.
В последние годы своей жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году:
«Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию
Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, „отпустить на волю“ все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек»
Сейчас часть библиотеки Лифаря (817 единиц) хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки. В дар Украине её передала подруга хореографа графиня Лилиан Алефельд.
Киев до конца жизни остался светлой мечтой Лифаря. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — говорил он. После эмиграции Сергей Лифарь только однажды побывал в Киеве — в 1961 году, и это было для него большим счастьем.
Нанесение оскорбления[править]
С. Лифарь позирует на уроке фехтования
Дуэли должно предшествовать нанесение оскорбления. Ну, так положено. Это был важный этап предстоящей дуэли, и к нему следовало отнестись серьезно. Тем не менее многие факты остались до сих пор неизученными.
Кто нанес первым оскорбление, точно выяснить не удалось. Версий множество.
По некоторым данным, спор разразился по поводу балета «Сюита в белом», поставленного Лифарем еще в 1947 году, а теперь перенесенного на сцену маркизовской труппы под названием «Белое и черное»; Лифарь категорически выступал против такого переименования. По материалам газеты «Ле Монд» (Le Monde), место действия оскорбления: фойе парижского театра «Шанзелизе». Борис Акунин, исследовавший множество документальных материалов по данной тематике, рассказывает об этом так: Лифарь посетил спектакль маркиза и выразил неодобрительные замечания, в ответ на что Куэвас символизировал пощечину Лифарю, проведя тыльной стороной ладони по его щеке. Таким образом, можно было считать, что вызов брошен.
Василий Окулов писал, что дело происходило на светском рауте, где спор шел исключительно словесный; однако маркиз, посчитав себя оскорбленным, бросил Лифарю перчатку.
По другим версиям, это был спор об авторских правах; однако о каком произведении шла речь, источник не указывает.
Как бы там ни было, вызов был сделан одной стороной и принят другой.
Лифарь
Сергей Лифарь родился в Киеве 15 апреля 1905 года (в некоторых источниках указан 1904 год). Учился в Императорской гимназии близ Крещатика. Серж обожал тенистые улочки Киева. Стук лошадиных подков по брусчатке, звон колоколов Софийского собора и журчание Днепра создавали для него настоящую симфонию блаженства.
Лифарь был участником гимназического хора и часто пел в Софийском соборе. Также парень поступил в танцевальную школу Брониславы Нижинской, где постиг все азы балетного артиста.
Кстати, на вступительном экзамене Броня напротив фамилии Лифаря оставила комментарий “Горбатый!”. Под началом Нижинской Серж протанцевал несколько лет. А в 1921 году она вместе с семьей уехала в более свободную страну, так как в России в то время находиться она не могла.
Но уже в 1923 году Бронислава прислала телеграмму, в которой говорилось, что Дягилев просит 5 лучших ее учеников для укрепления собственной труппы. В этом списке была указана фамилий Лифарь.