Tamara Rojo
Дата рождения
17.05.1974
Профессия
балерина
Страна
Испания
Испанский лебедь на сцене Большого театра
Тамара Рохо — ведущая солистка Королевского балета Великобритании — во время гастролей в Большом театре станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Марию Вечору — семнадцатилетнюю возлюбленную австро-венгерского кронпринца Рудольфа в «Майерлинге» Кеннета Макмиллана и одну из партий в его одноактном балете «Песнь о земле».
Непосредственная и чуткая балерина поразительно чувствует танец и образ. Ее сдержанная и хрупкая Одетта, казалось, предвидела свою трагическую судьбу (в «Лебедином озере» Ковент-Гардена Одетта и Принц кончают жизнь самоубийством). А Одиллия умело скрывала зло под женственным и нежным обликом. «Одетта-Одилия — одна из моих самых любимых ролей классического репертуара, — говорит балерина. — Я очень рада, что танцую ее в Москве».
Впервые Рохо выступила с Королевским балетом в июле 2000 года, станцевав Жизель в балете Питера Райта. А в сентябре того же года стала ведущей солисткой труппы. Тамара училась балету в Мадриде у Каремии Морено и Виктора Улльяте. В 1994 году получила Гран-при и Золотую медаль на Международном конкурсе балета в Париже, два года спустя была номинирована на премию «Танцовщица года» на конкурсе в итальянском городе Нерви. Танцевала как приглашенная солистка в Шотландском балете, в Опере Ниццы и в театре «Арена ди Верона», два сезона была ведущей солисткой в Английском национальном балете.
Тамара мечтала побывать в России, на родине своих героинь: Татьяны (из «Онегина» Джона Кранко) и Маши из «Зимних грез», поставленных Макмилланом по мотивам чеховских «Трех сестер». Среди любимых балерин Рохо — Майя Плисецкая и Наталья Макарова. Тамара исполняет партию Никии в «Баядерке», которую Макарова поставила в Ковент-Гардене.
Когда вы выдите, как балерина танцует Ундину в постановке Фредерика Аштона или Джульетту в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана, начинает казаться, что патриархи английского балета сочиняли эти партии в расчете на ее дарование.
Современная хореография ей тоже прекрасно удается. «Мне очень нравится танцевать Кармен. В балете Матса Экка есть настоящая испанская страсть. Мне это очень близко», — рассказывает Тамара.
Она считает, что танцовщикам и хореографам легко понять друг друга, независимо от того, живут они в Англии или в России: «Весь балет связан между собой, мы все принадлежим к чему-то одному, у нас единый язык. Безусловно, русский балет возвратил Европе традиции классического балета. В Большом театре сохранили то, что было создано в Италии и Франции. Я считаю, что мы вместе занимаемся одним делом».
Ольга Романцова, 2003 год
С 2012 года Тамара Рохо — руководитель труппы Английского национального балета.
Публикации
«Спящая красавица» в Лондоне 17.01.2013 в 23:06
В Большом театре начались выступления Королевского балета Великобритании 26.06.2003 в 14:46
Репертуар
Ниже приводится список репертуара выступления Рохо в различных балетных труппах.
Роль | Хореограф | Компания |
---|---|---|
Les Sylphides | Мишель Фокин | Б.К. Мадрид, Королевский балет |
Клара ( Щелкунчик ) | Уэйн Иглинг | Английский национальный балет |
Ундина ( Ondine ) | Фредерик Эштон | Королевский балет |
Тема с вариациями | Джордж Баланчин | Б.К. Мадрид-Уллате, Королевский балет |
Аллегро Бриллианте | Джордж Баланчин | B.Com. Мадрид-Уллате |
Гросса Фуга | Ханс Ван Манен | B.Com. Мадрид-Уллате |
В будущем | Глен Тетли | B.Com. Мадрид-Уллате |
Аррайго | Виктор Уллате | B.Com. Мадрид-Уллате |
Симум | Виктор Уллате | B.Com. Мадрид-Уллате |
Трехгранная шляпа | Леонид / Мясин | Bal.Opera de Nice |
Le Beau Danube | Леонид Мясин | Bal.Opera de Nice |
Весна священная | Кеннет Макмиллан | Английский национальный балет, Королевский балет |
Клара ( Щелкунчик ) | Дерек Дин | Английский национальный балет |
Пахита | Мариус Петипа | Английский национальный балет |
Джульетта ( Ромео и Джульетта ) | Дерек Дин | Английский национальный балет |
Золушка ( Cinderella ) | Бен Стивенсон | Английский национальный балет |
Три прелюдии | Ханс Ван Манен | Английский национальный балет |
Nascita di Orfeo | Лука Веггетти | EP Арена де Верона |
Одетта / Одиллия ( Лебединое озеро ) | Дин / Макарова / М.Мейсон / Нуреев | Кировский балет |
Blancanieves | Рикардо Куэ | Театро Арриага |
Одетта / Одиллия ( Лебединое озеро ) | Мариус Петипа / Лев Иванов | Английский национальный балет, Шотландский балет |
Утешения и Liebestraum | Кристофер Брюс | ROH2 |
Татьяна ( Онегин ) | Джон Крэнко | Королевский балет |
Золушка ( Cinderella ) | Фредерик Эштон | Королевский балет |
Маргарита ( Маргарита и Арман ) | Фредерик Эштон | Королевский балет |
Джульетта ( Ромео и Джульетта ) | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Айседора | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Мэри Ветсера ( Майерлинг ) | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Манон ( Manon ) | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Песня Земли | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Реквием | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Зимние сны | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Мой брат, мои сестры | Кеннет Макмиллан | Королевский балет |
Симфония до мажор | Джордж Баланчин | Королевский балет |
Драгоценности | Джордж Баланчин | Королевский балет |
Цигане | Баланчин | Королевский балет |
Танцы на посиделках | Джером Роббинс | Королевский балет |
Мчится | Уэйн МакГрегор | Королевский балет |
Цветность | Уэйн МакГрегор | Королевский балет |
Китри ( Дон Кихот ) | Владимир Васильев | Токийский балет |
Фея сахарной сливы ( Щелкунчик ) | Питер Райт | Королевский балет |
Никия ( Баядерка ) | Наталья Макарова | Королевский балет |
Джульетта ( Ромео и Джульетта ) | Джон Крэнко | Шотландский балет |
Ла Сильфида | Бурнонвиль / Сорелла Энглунд / Дж. Ковалли / Дж. Перро | Шотландский балет, Королевский балет |
Жизель ( Жизель ) | Петипа | Королевский балет, Ullate, BNCuba |
Китри ( Дон Кихот ) | М. Петипа / Р. Нуреев | Королевский балет, Ballet alla Scala |
Аврора ( Спящая красавица ) | М. Петипа / Райт | Бирмингемский Королевский балет |
Медора ( Корсар ) | А.М. Холмс после М. Петипа и Сергеева | Английский национальный балет |
Фрида Кало ( Сломанные крылья ) | Аннабель Лопес Очоа | Английский национальный балет |
Пыль | Акрам Хан | Английский национальный балет |
Призы и награды
- 1994: Гран-при Femme и Medaille Vermeille города Парижа (единогласно) — Международный танцевальный конкурс в Париже
- 1996: Первая премия итальянских критиков как лучшая танцовщица года
- 2000: Barclays Theatre Awards: выдающиеся достижения в области танца
- 2001: Золотая медаль за заслуги в области изящных искусств (Medalla de Oro al Mérito en las Bellas Artes) — Consejo de Ministros del Reino de España
- 2001: Sherringtons награждает лучшую танцовщицу года
- 2002: Золотая медаль за пластические искусства, присужденная королем Испании Хуаном Карлосом.
- 2002: Лондонская премия Critic’s Circle Dance Awards
- 2004: Премия Позитано «Леонид Мясин»
- 2005: Premio Principe de Asturias a las Artes
- 2007: Премия города Мадрида за интерпретацию
- 2008: Международная медаль искусств Мадридского сообщества
- 2010: Премия Лоуренс Оливье «Лучшая новая танцевальная постановка» за сотрудничество с хореографом Ким Брандструп в фильме «Голдберг: проект Брандструп-Рохо».
- 2008: Приз Бенуа за танец
- 2011: Encomienda de número de Isabel la Católica.
- 2012: Золотая медаль в области изящных искусств 2012 года от Центра исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди.
- 2013: II премия за испанско-британские отношения от Fundación Banco Santande.
- 2016: Кавалер Ордена Британской Империи CBE за заслуги перед балетом.
Карьера
Рохо начала свою профессиональную карьеру в 1991 году в Ballet de la Comunidad de Madrid под руководством Виктора Уллате. В 1994 году она выиграла Золотую медаль на Международном танцевальном конкурсе в Париже, а также получила специальный приз жюри от группы, в которую входили Наталья Макарова , Галина Самсова и Владимир Васильев , три выдающиеся фигуры в балетном мире того времени.
Ранняя карьера в Великобритании
В 1996 году Галина Самсова, художественный руководитель Scottish Ballet , пригласила Рохо присоединиться к труппе. Там она исполнила главные партии в спектаклях « Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Сильфида» и « Ромео и Джульетта» Кранко . Дерек Дин , тогдашний художественный руководитель Английского национального балета , попросил ее присоединиться к ENB в следующем году. Для нее он создал роли Джульетты в «Ромео и Джульетте» и Клары в «Щелкунчике», за которую Times назвал Рохо «Танцевальным открытием года» в 1997 году. Она также танцевала главные партии в «Лебедином озере», «Пахите», «Коппелии» и Сфинкс Глена Тетли.
Королевский балет
В 2000 году Рохо обратился к директору Королевского балета Энтони Доуэллу с предложением присоединиться к труппе, и его пригласили стать солистом балета, когда в этом году стал доступен контракт. В течение следующих 12 лет, она выступала главные роли в большинстве репертуара компании , включая балетов в хореографии Кеннета Макмиллана и Фредерика Эштона , Лебединое озеро Доуэля, Макаровой Баядерка , Рудольф Нуреев «s Дон Кихот , и Питер Райт » s Щелкунчика . Она танцевала на мировой премьере балета « Белоснежка» , созданного для нее хореографом Рикардо Куэ. Заглавную роль в « Айседоре» воссоздала для нее вдова Макмиллана, художница и декоратор Дебора Макмиллан, хранительница балетов покойного хореографа.
Серьезные травмы
В 2000 году Рохо сразу же попросили заменить травмированного директора Королевского балета Дарси Басселл в главной роли в « Жизели» . Не обращая внимания на собственную вывихнутую лодыжку, Рохо выучила роль за две недели и получила восторженные отзывы. В 2002 году, танцуя Клару в « Щелкунчике» , Рохо задрожал на сцене. После выступления ее отправили в частную больницу, где она узнала, что у нее лопнул аппендикс, и ей сказали сделать перерыв на шесть недель. Однако она возобновила танцы только через два года, снова вернулась в больницу. Рохо признал несколько лет спустя, что «было совершенно неправильно , и я не считаю, что кто-то должен это делать. Это действительно того не стоит».
В 2003 году во время подготовки к гастролям Королевского балета по Австралии у Рохо возник такой серьезный инфекционный бурсит, что ее ступня распухла до размеров теннисного мяча. Врачи рекомендовали операцию на стопе, которая могла положить конец ее карьере. Несколько месяцев спустя, после бесчисленных часов реабилитации, она возобновила танцы и сказала, что травма изменила ее взгляд на жизнь, ее тело и танцы. Она чувствовала, что ценит каждый день все больше и больше, и поняла, что ничто в жизни не следует воспринимать как должное.
После этого опыта она и ее отец разработали устройство для растягивания пуантов, чтобы уменьшить давление на бурситы, и в 2017 году создали компанию для его продажи.
Рохо в роли Жизели в полнометражном балете ENB «Жизель» в постановке Акрама Хана
Tamara Rojo
Прима-балерина, художественный руководитель Английского национального балета
Родилась в Канаде в 1974 году, в испанской семье. Обучалась балету в Королевской танцевальной консерватории в Мадриде.
Балетную карьеру начала в 1991 году в Городском театре Мадрида, а в 1994 году стала победителем престижного балетного конкурса в Париже, среди членов жюри которого были Наталия Макарова, Владимир Васильев и Галина Самсова. После конкурса продолжила балетную карьеру в Шотландском Национальном Балете, где сразу же начала исполнять ведущие партии в балетах репертуара театра. Через год, в 1997 году, переходит на позицию Примы балерины в Английский Национальный балет. В 2000 году по приглашению Энтони Дауэлла, вошла в труппу Королевского Оперного театра в ранге Примы балерины, где танцевала главные партии в спектаклях репертуара театра в течение 12 лет.
Ее исполнительское мастерство и талант не раз были высоко оценены: она обладатель премии Лоуренса Оливье 2010 года, трижды была награждена высшими испанскими наградами, а также была удостоена Золотой медали в области изящных искусств Изабеллы Католической, Премии Benois de la Danse, Премии Национального Британского Круга Критиков, Премии Леонида Мясина и многих других. В 2016 году за заслуги в области развития балета была удостоена звания Командора Британской Империи.
В 2012 назначена директором Английского Национального балета, сменив на этом посту Уэйна Иглинга. В качестве руководителя балета второго по величине балетного театра Лондона, Тамара Рохо стремится предоставить больше возможностей женщинам хореографам, ей удается открывать новые имена, а достижения Английского национального балета по достоинству оценивают как профессиональное сообщество, так и зрители. Одним из удачных спектаклей стал балет «Нора» в постановке молодой бельгийской постановщицы и одновременно солистки театра, Стины Квагебёр. В основе сюжета – новелла Г. Ибсена «Кукольный дом», а молодая хореограф получила за свою постановку премию Круга британских критиков. Также двух премий Круга критиков (2017) была и удостоена и работа Акрам Хана, которого Тамара Рохо пригласила поставить для Английского национального балета его первый полнометражный балет – «Жизель». Спектакль получил приз за Лучшую классическую хореографию и Лучшую женскую роль в классическом балете (Алина Кожакару).